182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

2.12.2007
Портфолио педагога ДОУ

Определение понятия и значение портфолио в профессиональной педагогической деятельности

Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие «портфолио», пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса.

Портфолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”.

Под портфолио понимается «Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения педагога». Портфолио представляет совокупность индивидуальных достижений педагога, включает лучшие работы.

Портфолио (Портфель педагога) – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений учителя; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности.

Портфолио педагога - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в воспитательно-образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников(воспитанников), вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени ( обычно за последние 3 года). Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.

Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.

Портфолио - индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности:

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Образовательное сообщество термин приняло, увидев в нём один из ориентиров качественного обновления оценки: конечную цель портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. Педагогическая философия портфолио предполагает: интеграцию количественной и качественной оценок; смещение акцента на достижение, успех; перенос педагогического акцента на самооценку.

Основная цель портфолио – оценивание работы учителя по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки).

Несмотря на различные подходы в определении понятия, портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т.д.

Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применять его и как форму представления индивидуальных достижений конкретного педагога. Именно портфолио может стать инструментом, оптимизирующим самооценочную деятельность педагога в межаттестационный период, может помочь сделать этот период «прозрачным», и, следовательно, повысить общественный контроль за всем аттестационным процессом. Аттестующемуся же педагогу портфолио – независимо от его конкретной формы – существенно облегчит всю аттестационную процедуру: от рефлексии над собственными проблемами при определении ПЛП и составлении программы саморазвития до преставления результатов своей деятельности педагогическому сообществу. v

Таким орбразом,

Регулярное и системное заполнение портфолио поможет систематизировать и проанализировать работу, будет хорошим ориентиром при составлении аргументированного аттестационного заявления и поможет эксперту зафиксировать динамику профессионального развития педагога в период между аттестациями и составить объективные суждения о профессиональной деятельности.

Рекомендации по составлению портфолио.

1. Начинается портфолио с титульного листа, куда заносятся личные данные, фотография, полное название муниципального образовательного учреждения.

2. При составлении портфолио учитывается принцип структурированности и логичности:

✔ собранные материалы разбиваются на разделы, полученные разделы озаглавливаются;

✔ в портфолио включается страница «Содержание», где перечисляются разделы и материалы, указаны номера страниц.

3. Распределите материалы Вашего портфолио на разделы.

✔ Методический.

✔ Публикации

✔ Отзывы

✔ Сертификаты индивидуальных достижений

✔ Результаты работы

4. В портфолио вкладываются документы и материалы, отражающие достижения и результаты работы, о которых педагог написал в аттестационном заявлении.

Требования к оформлению “Портфеля”.

• систематичность и регулярность самомониторинга,

• структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;

• аккуратность и эстетичность оформления;

• целостность, тематическая завершенность представленных материалов;

Варианты структуры портфолио.

Структура методического портфеля может быть разнообразной, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Методический портфель может быть представлен файловой папкой.

Вариант 1.

✔ Методический раздел

✔ Публикации

✔ Отзывы

✔ Сертификаты индивидуальных достижений

✔ Результаты работы

Методический раздел – это результаты работы над методической темой (темой по самообразованию).

В раздел «Публикации» войдут статьи, тезисы выступлений, доклады на профессиональных конференциях, на заседаниях городского методического объединения, педагогического совета ДОУ.

Материалы раздела «Отзывы» представляются в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных писем и прочее, представленные коллегами, администрацией, возможно, родителями, учениками.

Раздел «Сертификаты индивидуальных достижений» - это наиболее значимые сертификаты, удостоверения курсов повышения квалификации, грамоты, благодарности, дипломы профессиональных конкурсов, соревнований, гранты и т.д.

Раздел «Результаты работы» - это коллекция лучших наработок: планы уроков, сценарии мероприятий; разработанные педагогом раздаточные материалы, упражнения, пособия, тесты. А также детские работы, дипломы, доклады, грамоты, и т.д.

Вариант 2.

• титульная страница (Ф.И.О. педагога, должность, место работы);

• общие сведения о педагоге (дата рождения, образование, специальность, стаж работы, педагогический стаж, квалификационный разряд, награды);

• комментарий к “Портфелю”.

• содержание портфеля

o документы,

o творческое досье,

o диагностика успешности учителя,

o отзывы;

Комментарий к “Портфелю” должен быть вдумчивый, отражающий собственные мысли педагога в отношении его деятельности, дающий полную картину творческого роста педагога.Он может быть представлен в виде отдельного письма читателю, или выступления, или краткого параграфа с выражением своих мыслей, эссе, объяснительной записки и т. д.

Документы. В этом разделе находятся официальные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения (сертификаты, дитпломы, грамоты, сведения о курсах повышения квалификации и пр.)

Творческое досье представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ педагога, а также описание его авторских методик, разработок, программ; основные направления его творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, педагогических чтениях, прохождение курсов повышения квалификации, карта творческого роста и др.

Примерное содержание раздела:

• тема самообразования и этапы ее исследования;

• курсы повышения квалификации;

• исследовательские работы и рефераты;

• проектные работы;

• творческие работы (доклады, сценарии открытых уроков и внеклассных мероприятий и т.д.);

• авторские программы, методики;

Диагностика успешности педагога. Этот раздел содержит результаты оценки и самооценки педагога:

• личности педагога;

• педагогической деятельности;

• педагогического общения;

• качества образовательного процесса (анализ работы за 3 года:
результаты диагностики учебно-воспитательного процесса, результаты анкетирования родителей по различным вопросам, дипломы об участии и победе в различных конкурсах и пр.)

Отзывы включают в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные администрацией школы, коллегами, родителями, а так же самоанализ деятельности педагога:

• отзыв о творческой работе, выступлении на научно-практических конференциях, педагогических чтениях,методических объединениях, педсовете, семинаре, консультации и пр.

• рецензия на статью;

• методический бюллетень о проведенных открытых уроках;

• резюме, подготовленное педагогом, с оценкой собственных профессиональных достижений.

Вариант 3.

1. Титульный лист: фамилия, имя, отчество педагога, полное название образовательного учреждения, в котором работает педагог, должность, название ВУЗа, оконченного педагогом; стаж работы в данном образовательном учреждении; имеющиеся награды; квалификационная категория; указание возраста детей, с которыми работает паедагог; указание периода за который представлены документы и материалы; личная подпись педагога. В правом верхнем углу титульного листа помещается фотография произвольных размеров и характера.

Раздел I . «Официальные документы»

В этом разделе помещаются все имеющиеся у педагога сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: дипломы лауреатов и участников конкурсов, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, гранты (документы о получение) и т.д.

Перечень документов заверяется подписью руководителя и печатью ДОУ.

№ Название документа Содержание Кем выдан Когда выдан

Можно приложить копии документов

Раздел 2. Данные о повышении квалификации и профессиональной подготовке.

1 Название творческой группы, в которой работает (работал) педагог. Тема, над которой работает группа Тема, над которой работает педагог в рамках группы Сроки работы

Пример Федеральный эксперимент «Предшкольное образование как совокупность современных инновационных технологий» Проведение валеологического мониторинга с детьми экспериментальной группы, первичная обработка данных февраль –март 2007г.

2 Систематичность повышения квалификации

№ Название курсов повышения квалификации Количество часов, аудиторных занятий Сроки Вид полученного документа

4 Профессиональная переподготовка или получение дополнительного образования

№ Название курсов профессиональной переподготовка или получения дополнительного образования Количество часов аудиторных занятий Сроки Вид полученного документа v

5 Обучение в аспирантуре, докторантуре, наличие ученой степени и научного звания.

№ Название вида обучения Количество часов аудиторных занятий Сроки Вид полученного документа

Раздел 3. Работа учителя по обобщению и распространению собственного педагогического опыта

1 Наличие собственной системы методических разработок

№ Название работы Тема Объем Время написания

2. Наличие публикаций по проблемам обучения, развития, воспитания детей

№ Название работы Тема Объем в пл. Время написания Орган издания

3 Участие в проведении мастер - классов, круглых столов, конференций, стажировок

№ Форма представления опыта Тема Уровень (школьный, муниципальный, региональный..) Сроки Наличие отзыва

4 Разработка и реализация авторских концепций, программ, проектов

№ Вид творческой работы Тема (направление, идея…) Наличие отзыва

5 Участие в инновационной деятельности

№ Форма участия Содержание работы Результативность работы

Материалы, подтверждающие данные, занесённые в таблицу, по возможности прилагаются

Раздел 4. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах

№ Название конкурса Сроки Результат

1 Участие в профессиональных конкурсах в образовательном учреждении

2 Участие в муниципальных(городских) профессиональных конкурсах

3 Участие в региональных(областных) профессиональных конкурсах

4 Участие во всероссийских профессиональных конкурсах

5 Участие в международных конференциях, конкурсах, проектах

-

-

-

Раздел 5. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих

№ Название используемой технологии Группы, в которых используется технология Обоснование применения. Имеющийся или прогнозируемый результат.

Пример Проектный метод в экологическом образовании

Ритмопластика

Раздел 6 . Показ позитивной динамики достижений обучающихся за последние три года

6.1 Динамика достижений воспитанниковза последние три года

№ Направления педагогического анализа

1. Анализ заболеваемости в группе дошкольников

2. Уровень развития детей

3. Педагогический анализ освоения детьми программой обучения и воспитания

4. Анализ участия детей в конкурсах муниципального, регионального, Российского уровней

Раздел 7. Перечень представленных отзывов о педагогической деятельности учителя и ее результатах.

В данном разделе могут быть представлены отзывы руководителей разных уровней об учителе, отзывы коллег, родителей, , данные внутрисадовского мониторинга качества образования, реализуемого педагогом.

Вариант 4.

1 Общие сведения:

• фамилия, имя, отчество

• образование

• специальность

• квалификация

• стаж педагогической работы

• образовательное учреждение

• занимаемая должность

2. Самообразование педагога:

• тема самообразования и материалы по ней

• курсы повышения квалификации

• участие в конференциях, круглых столах, семинарах

• участие в экспериментальной работе

3.Достижения учителя

• грамоты

• благодарности

• награды

• звания

4. Методическая работа:

• участие в методическом объединении учебного заведения, города

• учебные программы (государственные, авторские)

• конспекты занятий

• самоанализ занятий

• методические разработки

• мультимедийные разработки педагога (презентации)

5. Распространение передового опыта

• открытые занятия

• выступления на семинарах, конференциях

• материалы выступлений, тексты докладов на городских семинарах, МО

• публикации

6. Достижения воспитанников

• анализ заболеваемости

• уровень развития детей

• уровень освоения программы (результаты диагностики)

• результаты участия в конкурсах, выставках

Вариант 5.

1.Общие сведения о педагоге

Дата рождения, образование, специальность, стаж работы, педагогический стаж, квалификационная категория, перечень наград, дипломов, сертификатов.

2. Программный банк педагога

Базисная и вариативные программы, кружки, студии (дополнительные занятия)

3. Творческое досье

• Публикации

• Курсы повышения квалификации

• Тема самообразования и ее реализация

• Участие в методических мероприятиях учебного заведения

• Участие в мероприятиях городского, регионального, всероссийского уровня (научные конференции, конкурсы и пр.)

• Собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ педагога

• Сценарии открытых занятий, внеклассных мероприятий

• Описание авторских программ, методик и разработок

4. Методическое оснащение

• Дидактический материал

• Предметно-развивающая среда

Вариант 6.

Раздел 1. Общие сведения о педагоге

Показатели

Учебные годы / уровень мероприятий Приложения

(подтверждающие

документы)

Раздел 2. Уровень профессиональных знаний педагогических работников

1.1 Повышение квалификации за последние пять лет дата тема место копии документов

1.2 Обучение в аспирантуре, докторантуре, соискательство (да/нет) копии документовv

1.3 Наличие индивидуальной программы самообразования (да/нет) В межаттестационный период (по годам) Программа по самообразованию

(приложение № 1)

1.4. Выступление на заседаниях МО, педсоветах, совещаниях, семинарах, конференциях и т.д. (дата, форма, тема, цель, задачи, место) на

уровне ДОУ

на муниципальном уровне на региональном уровне на федеральном уровне

Тезисы выступлений.

2. Уровень профессиональных умений педагогического работника

2.1 Участие в экспериментальной работе (да/нет) на

уровне ДОУ

на муниципальном уровне на региональном уровне на федеральном уровне Приказы, распоряжения

2.2 Создание методических пособий, дидактического материала, разработка методических рекомендаций, перспективных планов и др. на муниципальном уровне на региональном уровне на федеральном уровне Созданные материалы и экспертные заключения к ним (на электронном или бумажном носителе)

2.3 Обобщение и распространение педагогического опыта: открытые занятия, мастер-классы и т. д. (дата, форма, тема, цель, задачи, место) на

уровне ДОУ

на муниципальном уровне на региональном уровне Система работы по обобщению опыта: перспективный план, программы, конспекты занятий и др. (на электронном или бумажном носителе)

Раздел3. Характеристика результатов деятельности педагогического работника

3.1 Уровень освоения программного материала (ЗУН)

В межаттестационный период (по годам) Анализ освоения детьми программного материала и уровня их развития (может быть ввиде диаграммы, таблицы с процентами и др.)

3.2 Уровень развития детей

В межаттестационный период (по годам)

3.3 Уровень предметно-развивающей среды В межаттестационный период (по годам)

Таблица

(приложение №2.1),

Наличие авторских подходов к построению предметно-развивающей среды

3.4 Взаимодействие с семьей (указать эффективные формы работы с семьей)

В межаттестационный период (по годам)

Система работы: цель, перспективное планирование, обобщенный опыт работы и др. Конспекты мероприятий с использованием эффективных форм взаимодействия с семьей (на электронном или бумажном носителе)

3.5 Работа педагога по охране жизни и здоровья детей:

- наличие (отсутствие) чрезвычайных происшествий (согласно «Инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей») (да/нет)

- наличие (отсутствие) случаев детского травматизма (в сравнении со средним городским показателем) (да/нет) В межаттестационный период (по годам)

Показатели заболеваемости детей в группе

(приложение №3)

В межаттестационный период (по годам)

3.6 Участие в фестивалях, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, выставках с указанием результатов (суммарно за 3 года) на муниципальном уровне на региональном уровне на федеральном уровне Списки участников с указанием результатов, заверенные рук. ДОУ и копии наградных документов участников

3.7 Предоставление дополнительных услуг: кружки, клубы, секции и т.д. (форма, название) В межаттестационный период (по годам)

План (программа) работы

3.8 Количество публикаций, иллюстрирующих педагогический опыт (суммарно за 3 года) на муниципальном уровне на региональном уровне на федеральном уровне Копии публикаций, с указанием выходных данных

3.9 Наличие государственных и отраслевых поощрений (наград/грамот, благодарностей, званий и т. д.) (да/нет) на муниципальном уровне на региональном уровне на федеральном уровне

Копии наградных документов

3.10 Участие педагогов в профессиональных конкурсах, смотрах и т.д. (название конкурса, рейтинг участника) на

уровне ДОУ

на муниципальном уровне на региональном уровне на федеральном уровне

Приложение №1

Примерная структура индивидуальной программы самообразования педагога

_______________________ МДОУ
________________________________________________ города___________________

(ФИО) (название учреждения)

Тема самообразования ___________________________________________________________________________________________________

Цель: __________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи: _________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

Этапы работы Содержание работы Формы работы Сроки Форма отчетного продукта Отметка о выполнении

Аналитико-диагностический

Организационный

Этап реализации

Итогово-обобщающий

Приложение №2

Результаты образовательной деятельности педагога

_________________________МДОУ ____ __________________города_________________

(ФИО) (Название учреждения)

Показатели Годы

В межаттестационный период

Уровень освоения детьми программного материала (ЗУН) %

Уровень развития детей %

Приложение №2.1

Оценка предметно – развивающей среды

_____________________МДОУ___________________________ города________________

(ФИО) (Название учреждения)

Показатели Годы

В межаттестационный период

Соответствие реализуемой программе (да/нет)

Учет индивидуальных особенностей детей (да/нет)

Учет возрастных различий детей (да/нет)

Творческий подход в построении развивающей среды (да/нет)

Задействованность (да/нет)

Приложение №3

Показатели работы педагога по сохранению здоровья детей

_________________________________________МДОУ________________города________

(ФИО) (Название учреждения)

Показатели заболеваемости детей в группе ( в сравнении со средним городским показателем) % Годы

В межаттестационный период

на 1000 детей

на 1 ребенка


скачать документ [26.78 Kb]


Архив »»
Общее образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЮ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
УМК
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ФГОС
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ И СЕМИНАРОВ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Методическая копилка
Физико-математические дисциплины
Филология
Естествознание
Общественные науки
Начальная школа
Искусство
ОБЖ и физическая культура
Технология и труд
Служба сопровождения
Открытый урок
Конспект урока
Сценарий мероприятия
Классный час
Авторские программы
Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность педагогов
Дошкольное образование
РУКОВОДИТЕЛЮ и МЕТОДИСТУ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ПРОГРАММЫ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЦЕНАРНЫЙ ОТДЕЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Дополнительное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИКА И ОПЫТ
НАЧАЛЬНАЯ ПРОФ.ПОДГОТОВКА
ОБРАЗЦОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Юный железнодорожник
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Дополнительное чтение
Обязательное чтение
Зарубежная литература
Гарри Поттер и Колобок
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Математика
Химия
Экономика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
2009
2010
2011
2012
2013
2014
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАГРАДА "ПРОСВЕТИТЕЛЬ"
2010 год
2011 год Общеобразовательные учреждения
2011 год Дополнительное образование
2011 год Дошкольное образование
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.