2.12.2007
Портфолио педагога ДОУ
Определение понятия и значение портфолио в профессиональной педагогической деятельности
Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие «портфолио», пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса. Портфолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”.
Под портфолио понимается «Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения педагога». Портфолио представляет совокупность индивидуальных достижений педагога, включает лучшие работы.
Портфолио (Портфель педагога) – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений учителя; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности.
Портфолио педагога - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в воспитательно-образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников(воспитанников), вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени ( обычно за последние 3 года). Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок. Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.
Портфолио - индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности:
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Образовательное сообщество термин приняло, увидев в нём один из ориентиров качественного обновления оценки: конечную цель портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. Педагогическая философия портфолио предполагает: интеграцию количественной и качественной оценок; смещение акцента на достижение, успех; перенос педагогического акцента на самооценку.
Основная цель портфолио – оценивание работы учителя по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки).
Несмотря на различные подходы в определении понятия, портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т.д.
Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применять его и как форму представления индивидуальных достижений конкретного педагога. Именно портфолио может стать инструментом, оптимизирующим самооценочную деятельность педагога в межаттестационный период, может помочь сделать этот период «прозрачным», и, следовательно, повысить общественный контроль за всем аттестационным процессом. Аттестующемуся же педагогу портфолио – независимо от его конкретной формы – существенно облегчит всю аттестационную процедуру: от рефлексии над собственными проблемами при определении ПЛП и составлении программы саморазвития до преставления результатов своей деятельности педагогическому сообществу. v Таким орбразом,
Регулярное и системное заполнение портфолио поможет систематизировать и проанализировать работу, будет хорошим ориентиром при составлении аргументированного аттестационного заявления и поможет эксперту зафиксировать динамику профессионального развития педагога в период между аттестациями и составить объективные суждения о профессиональной деятельности.
Рекомендации по составлению портфолио.
1. Начинается портфолио с титульного листа, куда заносятся личные данные, фотография, полное название муниципального образовательного учреждения.
2. При составлении портфолио учитывается принцип структурированности и логичности: ✔ собранные материалы разбиваются на разделы, полученные разделы озаглавливаются;
✔ в портфолио включается страница «Содержание», где перечисляются разделы и материалы, указаны номера страниц.
3. Распределите материалы Вашего портфолио на разделы.
✔ Методический.
✔ Публикации
✔ Отзывы
✔ Сертификаты индивидуальных достижений
✔ Результаты работы
4. В портфолио вкладываются документы и материалы, отражающие достижения и результаты работы, о которых педагог написал в аттестационном заявлении.
Требования к оформлению “Портфеля”.
• систематичность и регулярность самомониторинга,
• структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
• аккуратность и эстетичность оформления; • целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
Варианты структуры портфолио.
Структура методического портфеля может быть разнообразной, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Методический портфель может быть представлен файловой папкой.
Вариант 1.
✔ Методический раздел
✔ Публикации
✔ Отзывы
✔ Сертификаты индивидуальных достижений
✔ Результаты работы
Методический раздел – это результаты работы над методической темой (темой по самообразованию).
В раздел «Публикации» войдут статьи, тезисы выступлений, доклады на профессиональных конференциях, на заседаниях городского методического объединения, педагогического совета ДОУ.
Материалы раздела «Отзывы» представляются в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных писем и прочее, представленные коллегами, администрацией, возможно, родителями, учениками.
Раздел «Сертификаты индивидуальных достижений» - это наиболее значимые сертификаты, удостоверения курсов повышения квалификации, грамоты, благодарности, дипломы профессиональных конкурсов, соревнований, гранты и т.д.
Раздел «Результаты работы» - это коллекция лучших наработок: планы уроков, сценарии мероприятий; разработанные педагогом раздаточные материалы, упражнения, пособия, тесты. А также детские работы, дипломы, доклады, грамоты, и т.д.
Вариант 2.
• титульная страница (Ф.И.О. педагога, должность, место работы); • общие сведения о педагоге (дата рождения, образование, специальность, стаж работы, педагогический стаж, квалификационный разряд, награды);
• комментарий к “Портфелю”.
• содержание портфеля
o документы,
o творческое досье,
o диагностика успешности учителя,
o отзывы;
Комментарий к “Портфелю” должен быть вдумчивый, отражающий собственные мысли педагога в отношении его деятельности, дающий полную картину творческого роста педагога.Он может быть представлен в виде отдельного письма читателю, или выступления, или краткого параграфа с выражением своих мыслей, эссе, объяснительной записки и т. д.
Документы. В этом разделе находятся официальные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения (сертификаты, дитпломы, грамоты, сведения о курсах повышения квалификации и пр.) Творческое досье представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ педагога, а также описание его авторских методик, разработок, программ; основные направления его творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, педагогических чтениях, прохождение курсов повышения квалификации, карта творческого роста и др. Примерное содержание раздела:
• тема самообразования и этапы ее исследования;
• курсы повышения квалификации;
• исследовательские работы и рефераты;
• проектные работы;
• творческие работы (доклады, сценарии открытых уроков и внеклассных мероприятий и т.д.);
• авторские программы, методики;
Диагностика успешности педагога. Этот раздел содержит результаты оценки и самооценки педагога:
• личности педагога;
• педагогической деятельности;
• педагогического общения;
• качества образовательного процесса (анализ работы за 3 года: результаты диагностики учебно-воспитательного процесса, результаты анкетирования родителей по различным вопросам, дипломы об участии и победе в различных конкурсах и пр.)
Отзывы включают в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные администрацией школы, коллегами, родителями, а так же самоанализ деятельности педагога:
• отзыв о творческой работе, выступлении на научно-практических конференциях, педагогических чтениях,методических объединениях, педсовете, семинаре, консультации и пр.
• рецензия на статью;
• методический бюллетень о проведенных открытых уроках;
• резюме, подготовленное педагогом, с оценкой собственных профессиональных достижений.
Вариант 3.
1. Титульный лист: фамилия, имя, отчество педагога, полное название образовательного учреждения, в котором работает педагог, должность, название ВУЗа, оконченного педагогом; стаж работы в данном образовательном учреждении; имеющиеся награды; квалификационная категория; указание возраста детей, с которыми работает паедагог; указание периода за который представлены документы и материалы; личная подпись педагога. В правом верхнем углу титульного листа помещается фотография произвольных размеров и характера.
Раздел I . «Официальные документы»
В этом разделе помещаются все имеющиеся у педагога сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: дипломы лауреатов и участников конкурсов, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, гранты (документы о получение) и т.д.
Перечень документов заверяется подписью руководителя и печатью ДОУ.
№ Название документа Содержание Кем выдан Когда выдан
Можно приложить копии документов
Раздел 2. Данные о повышении квалификации и профессиональной подготовке.
1 Название творческой группы, в которой работает (работал) педагог. Тема, над которой работает группа Тема, над которой работает педагог в рамках группы Сроки работы Пример Федеральный эксперимент «Предшкольное образование как совокупность современных инновационных технологий» Проведение валеологического мониторинга с детьми экспериментальной группы, первичная обработка данных февраль –март 2007г.
2 Систематичность повышения квалификации № Название курсов повышения квалификации Количество часов, аудиторных занятий Сроки Вид полученного документа
4 Профессиональная переподготовка или получение дополнительного образования
№ Название курсов профессиональной переподготовка или получения дополнительного образования Количество часов аудиторных занятий Сроки Вид полученного документа v 5 Обучение в аспирантуре, докторантуре, наличие ученой степени и научного звания.
№ Название вида обучения Количество часов аудиторных занятий Сроки Вид полученного документа
Раздел 3. Работа учителя по обобщению и распространению собственного педагогического опыта
1 Наличие собственной системы методических разработок № Название работы Тема Объем Время написания
2. Наличие публикаций по проблемам обучения, развития, воспитания детей
№ Название работы Тема Объем в пл. Время написания Орган издания
3 Участие в проведении мастер - классов, круглых столов, конференций, стажировок
№ Форма представления опыта Тема Уровень (школьный, муниципальный, региональный..) Сроки Наличие отзыва
4 Разработка и реализация авторских концепций, программ, проектов № Вид творческой работы Тема (направление, идея…) Наличие отзыва
5 Участие в инновационной деятельности № Форма участия Содержание работы Результативность работы
Материалы, подтверждающие данные, занесённые в таблицу, по возможности прилагаются
Раздел 4. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах
№ Название конкурса Сроки Результат
1 Участие в профессиональных конкурсах в образовательном учреждении 2 Участие в муниципальных(городских) профессиональных конкурсах
3 Участие в региональных(областных) профессиональных конкурсах
4 Участие во всероссийских профессиональных конкурсах
5 Участие в международных конференциях, конкурсах, проектах
- - - Раздел 5. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих № Название используемой технологии Группы, в которых используется технология Обоснование применения. Имеющийся или прогнозируемый результат.
Пример Проектный метод в экологическом образовании Ритмопластика Раздел 6 . Показ позитивной динамики достижений обучающихся за последние три года
6.1 Динамика достижений воспитанниковза последние три года
№ Направления педагогического анализа
1. Анализ заболеваемости в группе дошкольников
2. Уровень развития детей
3. Педагогический анализ освоения детьми программой обучения и воспитания
4. Анализ участия детей в конкурсах муниципального, регионального, Российского уровней
Раздел 7. Перечень представленных отзывов о педагогической деятельности учителя и ее результатах.
В данном разделе могут быть представлены отзывы руководителей разных уровней об учителе, отзывы коллег, родителей, , данные внутрисадовского мониторинга качества образования, реализуемого педагогом.
Вариант 4.
1 Общие сведения:
• фамилия, имя, отчество
• образование
• специальность
• квалификация
• стаж педагогической работы • образовательное учреждение
• занимаемая должность 2. Самообразование педагога:
• тема самообразования и материалы по ней • курсы повышения квалификации • участие в конференциях, круглых столах, семинарах
• участие в экспериментальной работе
3.Достижения учителя
• грамоты
• благодарности
• награды
• звания 4. Методическая работа:
• участие в методическом объединении учебного заведения, города
• учебные программы (государственные, авторские)
• конспекты занятий
• самоанализ занятий
• методические разработки
• мультимедийные разработки педагога (презентации)
5. Распространение передового опыта
• открытые занятия
• выступления на семинарах, конференциях
• материалы выступлений, тексты докладов на городских семинарах, МО
• публикации 6. Достижения воспитанников
• анализ заболеваемости
• уровень развития детей
• уровень освоения программы (результаты диагностики)
• результаты участия в конкурсах, выставках
Вариант 5.
1.Общие сведения о педагоге
Дата рождения, образование, специальность, стаж работы, педагогический стаж, квалификационная категория, перечень наград, дипломов, сертификатов.
2. Программный банк педагога
Базисная и вариативные программы, кружки, студии (дополнительные занятия)
3. Творческое досье
• Публикации
• Курсы повышения квалификации
• Тема самообразования и ее реализация
• Участие в методических мероприятиях учебного заведения
• Участие в мероприятиях городского, регионального, всероссийского уровня (научные конференции, конкурсы и пр.)
• Собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ педагога
• Сценарии открытых занятий, внеклассных мероприятий
• Описание авторских программ, методик и разработок
4. Методическое оснащение
• Дидактический материал
• Предметно-развивающая среда
Вариант 6.
Раздел 1. Общие сведения о педагоге
Показатели Учебные годы / уровень мероприятий Приложения
(подтверждающие документы)
Раздел 2. Уровень профессиональных знаний педагогических работников
1.1 Повышение квалификации за последние пять лет дата тема место копии документов
1.2 Обучение в аспирантуре, докторантуре, соискательство (да/нет) копии документовv 1.3 Наличие индивидуальной программы самообразования (да/нет) В межаттестационный период (по годам) Программа по самообразованию (приложение № 1)
1.4. Выступление на заседаниях МО, педсоветах, совещаниях, семинарах, конференциях и т.д. (дата, форма, тема, цель, задачи, место) на уровне ДОУ
на муниципальном уровне на региональном уровне на федеральном уровне
Тезисы выступлений.
2. Уровень профессиональных умений педагогического работника
2.1 Участие в экспериментальной работе (да/нет) на уровне ДОУ
на муниципальном уровне на региональном уровне на федеральном уровне Приказы, распоряжения
2.2 Создание методических пособий, дидактического материала, разработка методических рекомендаций, перспективных планов и др. на муниципальном уровне на региональном уровне на федеральном уровне Созданные материалы и экспертные заключения к ним (на электронном или бумажном носителе)
2.3 Обобщение и распространение педагогического опыта: открытые занятия, мастер-классы и т. д. (дата, форма, тема, цель, задачи, место) на уровне ДОУ
на муниципальном уровне на региональном уровне Система работы по обобщению опыта: перспективный план, программы, конспекты занятий и др. (на электронном или бумажном носителе)
Раздел3. Характеристика результатов деятельности педагогического работника 3.1 Уровень освоения программного материала (ЗУН)
В межаттестационный период (по годам) Анализ освоения детьми программного материала и уровня их развития (может быть ввиде диаграммы, таблицы с процентами и др.)
3.2 Уровень развития детей
В межаттестационный период (по годам) 3.3 Уровень предметно-развивающей среды В межаттестационный период (по годам)
Таблица
(приложение №2.1),
Наличие авторских подходов к построению предметно-развивающей среды
3.4 Взаимодействие с семьей (указать эффективные формы работы с семьей) В межаттестационный период (по годам)
Система работы: цель, перспективное планирование, обобщенный опыт работы и др. Конспекты мероприятий с использованием эффективных форм взаимодействия с семьей (на электронном или бумажном носителе) 3.5 Работа педагога по охране жизни и здоровья детей:
- наличие (отсутствие) чрезвычайных происшествий (согласно «Инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей») (да/нет)
- наличие (отсутствие) случаев детского травматизма (в сравнении со средним городским показателем) (да/нет) В межаттестационный период (по годам)
Показатели заболеваемости детей в группе
(приложение №3)
В межаттестационный период (по годам)
3.6 Участие в фестивалях, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, выставках с указанием результатов (суммарно за 3 года) на муниципальном уровне на региональном уровне на федеральном уровне Списки участников с указанием результатов, заверенные рук. ДОУ и копии наградных документов участников
3.7 Предоставление дополнительных услуг: кружки, клубы, секции и т.д. (форма, название) В межаттестационный период (по годам)
План (программа) работы
3.8 Количество публикаций, иллюстрирующих педагогический опыт (суммарно за 3 года) на муниципальном уровне на региональном уровне на федеральном уровне Копии публикаций, с указанием выходных данных
3.9 Наличие государственных и отраслевых поощрений (наград/грамот, благодарностей, званий и т. д.) (да/нет) на муниципальном уровне на региональном уровне на федеральном уровне Копии наградных документов
3.10 Участие педагогов в профессиональных конкурсах, смотрах и т.д. (название конкурса, рейтинг участника) на уровне ДОУ на муниципальном уровне на региональном уровне на федеральном уровне
Приложение №1
Примерная структура индивидуальной программы самообразования педагога _______________________ МДОУ ________________________________________________ города___________________ (ФИО) (название учреждения) Тема самообразования ___________________________________________________________________________________________________ Цель: __________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ Задачи: _________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ Этапы работы Содержание работы Формы работы Сроки Форма отчетного продукта Отметка о выполнении Аналитико-диагностический Организационный Этап реализации Итогово-обобщающий Приложение №2 Результаты образовательной деятельности педагога _________________________МДОУ ____ __________________города_________________ (ФИО) (Название учреждения) Показатели Годы В межаттестационный период Уровень освоения детьми программного материала (ЗУН) % Уровень развития детей % Приложение №2.1 Оценка предметно – развивающей среды _____________________МДОУ___________________________ города________________ (ФИО) (Название учреждения) Показатели Годы В межаттестационный период Соответствие реализуемой программе (да/нет) Учет индивидуальных особенностей детей (да/нет) Учет возрастных различий детей (да/нет) Творческий подход в построении развивающей среды (да/нет) Задействованность (да/нет) Приложение №3 Показатели работы педагога по сохранению здоровья детей _________________________________________МДОУ________________города________ (ФИО) (Название учреждения) Показатели заболеваемости детей в группе ( в сравнении со средним городским показателем) % Годы В межаттестационный период на 1000 детей на 1 ребенка
скачать документ [26.78 Kb]
Архив »»
|