16.10.2009
ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА ДОУ
Определение понятия и значение портфолио в профессиональной педагогической деятельности Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие «портфолио», пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса. Портфолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”. Под портфолио понимается «Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения педагога». Портфолио представляет совокупность индивидуальных достижений педагога, включает лучшие работы. Портфолио (Портфель педагога) – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений учителя; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности. Портфолио педагога - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в воспитательно-образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников(воспитанников), вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени ( обычно за последние 3 года). Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок. Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя. Портфолио - индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности: Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Образовательное сообщество термин приняло, увидев в нём один из ориентиров качественного обновления оценки: конечную цель портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. Педагогическая философия портфолио предполагает: интеграцию количественной и качественной оценок; смещение акцента на достижение, успех; перенос педагогического акцента на самооценку Основная цель портфолио – оценивание работы учителя по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки). Несмотря на различные подходы в определении понятия, портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т.д. Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применять его и как форму представления индивидуальных достижений конкретного педагога. Именно портфолио может стать инструментом, оптимизирующим самооценочную деятельность педагога в межаттестационный период, может помочь сделать этот период «прозрачным», и, следовательно, повысить общественный контроль за всем аттестационным процессом. Аттестующемуся же педагогу портфолио – независимо от его конкретной формы – существенно облегчит всю аттестационную процедуру: от рефлексии над собственными проблемами при определении ПЛП и составлении программы саморазвития до преставления результатов своей деятельности педагогическому сообществу. Таким орбразом, регулярное и системное заполнение портфолио поможет систематизировать и проанализировать работу, будет хорошим ориентиром при составлении аргументированного аттестационного заявления и поможет эксперту зафиксировать динамику профессионального развития педагога в период между аттестациями и составить объективные суждения о профессиональной деятельности. Рекомендации по составлению портфолио1. Начинается портфолио с титульного листа, куда заносятся личные данные, фотография, полное название муниципального образовательного учреждения. 2. При составлении портфолио учитывается принцип структурированности и логичности: собранные материалы разбиваются на разделы, полученные разделы озаглавливаются; в портфолио включается страница «Содержание», где перечисляются разделы и материалы, указаны номера страниц. 3. Распределите материалы Вашего портфолио на разделы. Методический. Публикации Отзывы Сертификаты индивидуальных достижений Результаты работы 4. В портфолио вкладываются документы и материалы, отражающие достижения и результаты работы, о которых педагог написал в аттестационном заявлении. Требования к оформлению “Портфеля”• систематичность и регулярность самомониторинга, • структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений; • аккуратность и эстетичность оформления; • целостность, тематическая завершенность представленных материалов; Варианты структуры портфолиоСтруктура методического портфеля может быть разнообразной, в зависимости от индивидуальных особенностей педагога. Важно, чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов. Методический портфель может быть представлен файловой папкой. Вариант 1. Методический раздел Публикации Отзывы Сертификаты индивидуальных достижений Результаты работы Методический раздел – это результаты работы над методической темой (темой по самообразованию). В раздел «Публикации» войдут статьи, тезисы выступлений, доклады на профессиональных конференциях, на заседаниях городского методического объединения, педагогического совета ДОУ. Материалы раздела «Отзывы» представляются в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных писем и прочее, представленные коллегами, администрацией, возможно, родителями, учениками. Раздел «Сертификаты индивидуальных достижений» - это наиболее значимые сертификаты, удостоверения курсов повышения квалификации, грамоты, благодарности, дипломы профессиональных конкурсов, соревнований, гранты и т.д. Раздел «Результаты работы» - это коллекция лучших наработок: планы уроков, сценарии мероприятий; разработанные педагогом раздаточные материалы, упражнения, пособия, тесты. А также детские работы, дипломы, доклады, грамоты, и т.д. Вариант 2. • титульная страница (Ф.И.О. педагога, должность, место работы); • общие сведения о педагоге (дата рождения, образование, специальность, стаж работы, педагогический стаж, квалификационный разряд, награды); • комментарий к “Портфелю”. • содержание портфеля o документы, o творческое досье, o диагностика успешности учителя, o отзывы; Комментарий к “Портфелю” должен быть вдумчивый, отражающий собственные мысли педагога в отношении его деятельности, дающий полную картину творческого роста педагога.Он может быть представлен в виде отдельного письма читателю, или выступления, или краткого параграфа с выражением своих мыслей, эссе, объяснительной записки и т. д. Документы. В этом разделе находятся официальные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения (сертификаты, дитпломы, грамоты, сведения о курсах повышения квалификации и пр.) Творческое досье представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ педагога, а также описание его авторских методик, разработок, программ; основные направления его творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, педагогических чтениях, прохождение курсов повышения квалификации, карта творческого роста и др. Примерное содержание раздела: • тема самообразования и этапы ее исследования; • курсы повышения квалификации; • исследовательские работы и рефераты; • проектные работы; • творческие работы (доклады, сценарии открытых уроков и внеклассных мероприятий и т.д.); • авторские программы, методики; Диагностика успешности педагога. Этот раздел содержит результаты оценки и самооценки педагога: • личности педагога; • педагогической деятельности; • педагогического общения; • качества образовательного процесса (анализ работы за 3 года: результаты диагностики учебно-воспитательного процесса, результаты анкетирования родителей по различным вопросам, дипломы об участии и победе в различных конкурсах и пр.) Отзывы включают в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные администрацией школы, коллегами, родителями, а так же самоанализ деятельности педагога: • отзыв о творческой работе, выступлении на научно-практических конференциях, педагогических чтениях,методических объединениях, педсовете, семинаре, консультации и пр. • рецензия на статью; • методический бюллетень о проведенных открытых уроках; • резюме, подготовленное педагогом, с оценкой собственных профессиональных достижений. Вариант 3. 1. Титульный лист: фамилия, имя, отчество педагога, полное название образовательного учреждения, в котором работает педагог, должность, название ВУЗа, оконченного педагогом; стаж работы в данном образовательном учреждении; имеющиеся награды; квалификационная категория; указание возраста детей, с которыми работает паедагог; указание периода за который представлены документы и материалы; личная подпись педагога. В правом верхнем углу титульного листа помещается фотография произвольных размеров и характера. Раздел I . «Официальные документы» В этом разделе помещаются все имеющиеся у педагога сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: дипломы лауреатов и участников конкурсов, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, гранты (документы о получение) и т.д. Перечень документов заверяется подписью руководителя и печатью ДОУ.
Можно приложить копии документов Раздел 2. Данные о повышении квалификации и профессиональной подготовке.
Раздел 3. Работа учителя по обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
Материалы, подтверждающие данные, занесённые в таблицу, по возможности прилагаются Раздел 4. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах
Раздел 5. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих.
Раздел 6 . Показ позитивной динамики достижений обучающихся за последние три года 6.1 Динамика достижений воспитанниковза последние три года.
Раздел 7. Перечень представленных отзывов о педагогической деятельности учителя и ее результатах. В данном разделе могут быть представлены отзывы руководителей разных уровней об учителе, отзывы коллег, родителей, , данные внутрисадовского мониторинга качества образования, реализуемого педагогом. Вариант 4. 1 Общие сведения: • фамилия, имя, отчество • образование • специальность • квалификация • стаж педагогической работы • образовательное учреждение • занимаемая должность 2. Самообразование педагога: • тема самообразования и материалы по ней • курсы повышения квалификации • участие в конференциях, круглых столах, семинарах • участие в экспериментальной работе 3.Достижения учителя • грамоты • благодарности • награды • звания 4. Методическая работа: • участие в методическом объединении учебного заведения, города • учебные программы (государственные, авторские) • конспекты занятий • самоанализ занятий • методические разработки • мультимедийные разработки педагога (презентации) 5. Распространение передового опыта • открытые занятия • выступления на семинарах, конференциях • материалы выступлений, тексты докладов на городских семинарах, МО • публикации 6. Достижения воспитанников • анализ заболеваемости • уровень развития детей • уровень освоения программы (результаты диагностики) • результаты участия в конкурсах, выставках Вариант 5. 1.Общие сведения о педагоге Дата рождения, образование, специальность, стаж работы, педагогический стаж, квалификационная категория, перечень наград, дипломов, сертификатов. 2. Программный банк педагога Базисная и вариативные программы, кружки, студии (дополнительные занятия) 3. Творческое досье • Публикации • Курсы повышения квалификации • Тема самообразования и ее реализация • Участие в методических мероприятиях учебного заведения • Участие в мероприятиях городского, регионального, всероссийского уровня (научные конференции, конкурсы и пр.) • Собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ педагога • Сценарии открытых занятий, внеклассных мероприятий • Описание авторских программ, методик и разработок 4. Методическое оснащение • Дидактический материал • Предметно-развивающая среда Вариант 6. Раздел 1. Общие сведения о педагоге
Архив »»
|