15.10.2009
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров. Оптимальным механизмом, обеспечивающим стабильное функционирование и развитие ДОУ, является деятельность дошкольного образовательного учреждения по разработке и реализации своей образовательной программы. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов дошкольного образовательного учреждения, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей). Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона Российской Федерации «Об образовании» и Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с временными государственными стандартами в области дошкольного воспитания и образования и является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, согласно п. 5, ст. 14 Закона РФ «Об образовании», «каждым образовательным учреждением самостоятельно». Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается нами как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении. Другими словами, образовательная программа – это конкретная модель воспитательно-образовательного процесса того или иного ДОУ. Образовательная программа – это документ, который подлежит постоянной (ежегодной) корректировке. Рекомендуемая структура образовательной программы ДОУ
Информационная справка о дошкольном образовательном учреждении/пример/ 1/ Общие сведения• Полное название (с указанием типа, вида) и адрес учреждения (юридический адрес, фактический адрес, телефоны, факс, e-mail, http.www) • Заведующая (ФИО) • Приоритетное направление в образовательной деятельности • Краткая историческая справка • Проектная мощность и реальная наполняемость • Перечисление помещений и сооружений ДОУ 2./ Учредители МДОУ Администрация города Великие Луки Псковской области 3./ Учредительные документы • Устав утвержден Администрацией г. Великие Луки Распоряжением № __ от ____. Зарегистрирован ИФНС России за № _ по Псковской области от _________. • Регистрационное свидетельство о государственной аккредитации: Серия __________ Регистрационный № ____ дата ________ г. • Лицензия: Серия ________ Регистрационный № _____ дата ¬¬¬¬¬¬________г. 4./ Структура ДОУ (общее количество групп, количество специализированных групп, сведения о наполняемости групп). 5./ Кадровый потенциал ДОУ • Общие сведения: Всего сотрудников - …, из них административный состав - … человек, педагогический персонал - … человек, учебно-вспомогательный персонал - … человек, обслуживающий персонал - … человек. • Сведения о педагогических кадрах (образовательный ценз, квалификационная категория, педагогический стаж). Воспитатели: Специалисты: 6./ Социальный статус семей: • Рабочие • Служащие • Военнослужащие • Безработные • Частные предприниматели • Опекуны • Полные семьи – • Неполные семьи – • Малообеспеченные семьи – • Многодетные семьи – 7./ Анализ социальной ситуации развития Основные разделы Образовательной программы:Раздел 1. Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса.Раздел 2. Общеобразовательные программы дошкольного образовательного учреждения и их методическое обеспечение.Раздел 3.Особенности организации воспитательно-образовательного процессаРаздел 4. Мониторинг выполнения ПрограммыРаздел 5. Условия реализации образовательной программы ДОУРаздел 1. Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса. Определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение. Под целью обычно понимается образ желаемого результата. В данном разделе рекомендуется сформулировать цель и определить задачи, которые решаются именно через воспитательно-образовательный процесс (в отличии от программы развития). Задачи — это, как правило, конкретизированные или более частные цели, это главный путь, способ достижения цели. Формулировку целей и задач целесообразней начать с глаголов неопределенной формы: выяснить, выявить, обеспечить, сформировать, обосновать, провести, определить, создать, построить и т.п. Раздел 2. Общеобразовательные программы дошкольного образовательного учреждения и их методическое обеспечение.[br] В этом разделе необходимо обосновать выбор дошкольным образовательным учреждением тех или иных учебных общеобразовательных (комплексной, парциальных) и коррекционных программ, реализация которых приведет к достижению заявленной цели и задач воспитательно-образовательного процесса и разработанной «модели» выпускника данного образовательного учреждения. Парциальные программы должны быть выбраны с целью «усиления» каких-либо наименее разработанных разделов комплексной программы. Целесообразно вначале дать краткую информацию о том, какая основная и какие парциальные программы используются в образовательном учреждении, и в дальнейшем оформить данный раздел в форме таблицы. Название программ даётся точно, со всеми выходными данными. Раздел 3. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса Включает в себя материалы, связанные с проектированием, планированием и организацией текущей педагогической деятельности по всем направлениям и методикам, отбор форм организации образовательного процесса, соответствующих поставленным задачам и выбранному содержанию. В этом разделе должны быть представлены: • гибкий режим деятельности; • гибкая сетка занятий с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду; • учебный план, учебная нагрузка по возрастам (виды занятий, количество в неделю, продолжительность занятия); • организация двигательного режима; • система физкультурно-оздоровительных мероприятий; • система закаливающих мероприятий; • модель (план) организации образовательного процесса; • модель организации воспитательного процесса; • система коррекционной работы; • работа специалистов (направления деятельности, содержание и формы работы); • содержание дополнительного образования (кружки, студии и пр.)
Раздел 4. Мониторинг выполнения Программы 1. Разработка критериев эффективности воспитательно-образовательного процесса Мерилом эффективности воспитательно-образовательного процесса являются критерии и соответствующие им показатели, которые в наибольшей степени отражают специфику образовательного учреждения, особенности организации его воспитательно-образовательного процесса. При этом рекомендуется не использовать большое количество критериев и показателей, а ориентироваться из требований их необходимости и достаточности. 2. Разработка диагностического инструментария В соответствии с избранными критериями и показателями подбираются или создаются диагностические методики, позволяющие получить достоверную информацию о запланированных результатах воспитательно-образовательного процесса. Рекомендуется наряду с педагогическими использовать психологические и социологические методики, что будет способствовать более объективному анализу запланированных результатов. Раздел 5. Условия реализации образовательной программы ДОУ Этот раздел также должен отражать специфику конкретного учреждения. Он может включать в себя: • систему управления (схема структуры управления ДОУ); • создание и обновление предметно-развивающей среды; • инновационную или экспериментальную работу; • формы сотрудничества с семьей; • преемственность в работе ДОУ и школы; • взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.
скачать документ [54.5 Kb]
Архив »»
|