5.12.2009
20 лет Конвенции о правах ребёнка
Материалы к уроку, посвященному 20-летию Конвенции о правах ребенкаЦель урока – дать представление учащимся о значимости Конвенции о правах ребенка, ее основных принципах, связи с Всеобщей Декларацией прав человека, и другими международными документами, определяющими стандарты в области защиты прав человека, а также с Конституцией Российской Федерации; вооружить учащихся навыками применения основных принципов и духа Конвенции на практике в современной России. Для реализации поставленных целей необходимо осветить следующие вопросы: становление философии прав ребенка и преемственность Конвенции о правах ребенка с ранее принятыми международным сообществом документами – Женевской Декларацией прав ребенка 1924 года и Декларацией прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, Декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 23, 24); Конвенция о правах ребенка: основные принципы и положения; отражение основных принципов и положений Конвенции в российском законодательстве. Человечество далеко не сразу пришло к осознанию того, что ребенок полноценный член общества, а не собственность своих родителей или законных представителей. Лишь в XX веке были приняты нормативные правовые акты о правах и свободах ребенка, обеспечении его интересов. Однако необходимо подчеркнуть, что в современном мире существует противоречие между провозглашенными правами ребенка и их закреплением в нормативных актах и действительным наделением ребенка конкретными правами. Дело в том, что формирование системы прав ребенка следует рассматривать с двух позиций: юридической и социально-психологической. И, если с точки зрения права, формализации и юридического оформления прав ребенка мировое сообщество значительно продвинулось вперед, то с точки зрения восприятия, осознания ребенка как самостоятельной личности многие проблемы не решены. Эффективность защиты прав и интересов ребенка определяются правовой компетентностью и грамотностью граждан, наличием в обществе демократической правовой и общей культуры, традиций и обычаев. Именно родители, прежде всего, выступают гарантами прав ребенка в общественной жизни. Огромное значение для соблюдения прав ребенка имеет и школа. Без конструктивного постоянного диалога родителей и педагогов невозможна защита прав ребенка. Нельзя забывать и третий институт социализации личности – церковь. Здесь стоит обратить внимание учащихся на многоконфессиональный характер российского общества, подчеркнув необходимость толерантного отношения к другим религиям в случае, если ребенок растет в семье в традициях одной из религий и к религиозным позициям своих сверстников, если он растет в семье атеистов. Родители, учители, мир взрослых в целом должны чрезвычайно осторожно и уважительно относиться к религиозным предпочтениям детей. Уважительное и терпимое отношение взрослых к детям должно стать обязательным. Хотя о правах ребенка заговорили еще в 18 веке, для того, чтобы наделить детей в правовом аспекте конкретными правами потребовалось еще два столетия. Здесь стоит упомянуть о педагогическом течении свободного воспитания, представители которого первыми подняли проблему прав и свобод детей. Основой этой теории является признание каждого ребенка самостоятельной личностью, имеющей право на свободное развитие и образование, соответствующее его природе. Первооткрывателем в этой области был Ж.-Ж Руссо (1712-1778 гг.). В своем знаменитом произведении «Эмиль, или О воспитании» (1762) он писал: «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми». Именно Ж.-Ж. Руссо провозгласил первое право ребенка: быть ребенком, проявлять свою детскую природу жить, думать, видеть мир, поступать как ребенок. К концу 19 века идея прав ребенка заняла позиции в свободной педагогике Европы и России. Уместно было бы упомянуть идеи шведской писательницы Эллен Кей (1849-1926), которая в своей книге «Век ребенка» провозгласила несколько естественных прав ребенка: право на недостатки, право на неприкосновенность внутреннего мира, право на выбор родителей. Немецкий педагог Людвиг Гурлитт (1855-1931) выделил особые права ребенка: право на самостоятельность в жизни, право на проявления собственного характера, право на убеждения и свободу слова. Особо следует подчеркнуть идеи русского педагога и ученого Константина Николаевича Вентцеля (1857-1947) и польского педагога Януша Корчака (1878-1942). К. Вентцель разработал собственную декларацию прав ребенка, провозгласив следующие права детей («Отделение школы от государства и Декларация в прав ребенка», 1918 г.): право на выбор воспитателя; право уходить от своих родителей, если они оказались плохими воспитателями; право уклоняться от того воспитания и образования, которое идет вразрез с индивидуальностью ребенка; право на собственные убеждения и их свободное проявление, если это не нарушает права других членов общества; право не подвергаться наказанию и репрессивным мерам. Исходный же тезис концепции Я. Корчака, изложенной в книгах «Воспитательные моменты « (1919), «Право ребенка на уважение» (1929), «Правила жизни» (1930), – ребенок – это самостоятельная, независимая от другой воли личность. Отсюда равноценность ребенка и взрослого, которая означала признание права ребенка быть тем, кем он есть, признание права на уважение его человеческого достоинства В начале 20 столетия мировое сообщество предпринимает ряд шагов по созданию механизмов решения проблем подрастающего поколения. В 1919 году Лига Наций создала Комитет детского благополучия, основными задачами которого были провозглашены: разработка и реализация мер по борьбе с беспризорностью; предотвращению рабства, торговли детьми и проституции несовершеннолетних; эксплуатации детского труда. Главную роль в создании Комитета и его документов сыграли общественные организации, в частности Международный союз спасения детей (Великобритания). В 1923 г. эта организация разработала Декларацию, содержащую основные принципы защиты детства. В 1924 г. Лига Наций приняла этот документ под названием «Декларация прав ребенка». Это был первый международный правовой документ в области защиты прав и интересов детей. Декларация содержала четыре принципа осуществления прав детей, в ней также были сформулированы цели их правовой защиты: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития (физического и духовного) – голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должна быть предоставлена медицинская помощь, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным должно быть дано укрытие и все необходимые для их существования средства; ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии; ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, но он должен быть огражден от всех форм эксплуатации; ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения. В 1948 году Организация объединенных наций приняла Декларацию прав человека. Документ определил базовые права человека. Он был одобрен большинством государств-членов ООН. В Преамбуле Декларации говорится: «Генеральная Ассамблея ООН, принимая во внимание, что признание достоинства, . присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира...провозглашает настоящую Всеобщую Декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства» (ст. 1). В качестве основного права провозглашаются право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность» (ст. 3). В Декларации говорится о равенстве детей. В документе отмечается, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи. С этих пор Организация Объединенных Наций стремилась обеспечить защиту прав детей на основе таких международных документов широкого характера, как международные пакты о правах человека, а также документа, непосредственно посвященного правам ребенка – Декларации прав ребенка 1959 года. Этот документ сформулировал 10 коротких программных положений, в которых содержался призыв к родителям, отдельным лицам, государственным органам, местным властям и правительствам, а также неправительственным организациям признать изложенные в них права и свободы ребенка и стремиться их соблюдать. До настоящего времени Декларация прав ребенка служит ориентиром для частной и общественной деятельности в интересах детей. Провозгласив, что «человечество обязано дать ребенку лучшее, что оно имеет», этот документ и сегодня является моральной основой прав ребенка, как и 60 лет назад. Необходимо обратить внимание учащихся и на Международный Пакт о гражданских и политических правах (декабрь 1966г.), в частности на статьи 23 и 24 части 3, посвященных правам ребенка, а также Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (декабрь 1966 г.). Пакты содержат нормы защиты материнства и младенчества, защиты детей от эксплуатации, право детей на образование, а также принцип равенства детей. Дети, их благополучие находятся в центре внимания ООН с момента ее создания. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи в 1946 году было образование Детского фонда Организации Объединенных наций (ЮНИСЕФ), который и в настоящее время является важным механизмом международной помощи детям. 1979 год ООН объявила Международным годом ребенка. В ходе его подготовки стала очевидной необходимость придания правам ребенка силы норм договорного права. Комиссия. ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции, используя наработки созданные Комитетом в течение нескольких лет. Инициатором этого начинания выступила Польша и председателем рабочей группы, составившей проект Конвенции, стал профессор из Польши Адам Лопатка. Генеральной Ассамблее понадобилось всего несколько минут, чтобы официально принять Конвенцию о правах ребенка в качестве универсального правового акта, определяющего международные стандарты в области защиты прав детей. Конвенция распространила действие прав человека на одну из наиболее уязвимых общественных групп – детей. После принятия Генеральной Ассамблеей Конвенция была открыта для подписания 26 января 1990 года. Уже в этот первый день 61 страна подписала этот документ, что также является определенным рекордом. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года. Конвенция о правах ребенка: основные принципы Документ развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за их реализацию в отношении детей. Конвенция является общей основой действий для всех, кто отстаивает приоритет усилий по защите прав ребенка, включая представителей законодательных органов, педагогов, духовных лидеров, средств массовой информации, общественные организации и т.д. Конвенция как основной документ, определяющий права ребенка, является и фактором эволюции взглядов в этой области. Как компонент международного права она служит основанием для совершенствования национального законодательства и практики, а как предмет для диалога между всеми заинтересованными сторонами этот документ, безусловно, способствует выявлению проблем, поиску возможных решений и мобилизации ресурсов их осуществления. Конвенция о права ребенка носит универсальный характер. Она имеет равное значение для народов во всех регионах планеты. Это стало возможным благодаря длительным переговорам, в ходе которых представители стран с различиями в социально-экономическом развитии, культурном, религиозном, этническом подходах сотрудничали с неправительственными организациями и учреждениями ООН в деле разработки комплекса общих ценностей и целей, имеющих универсальное значение. Следует подчеркнуть, что хотя в Конвенции установлены общие нормы, однако в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств. Именно это обстоятельство позволило каждому государству на основе общих правил выбирать свои собственные национальные средства для их выполнения. Цель Конвенции – состоит в максимальной защите интересов ребенка. Документ призывает государства создать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни своих стран. Конвенция в отличие от предшествующих международных актов по правам ребенка, ввела ряд новых прав: на выживание и развитие; на сохранение индивидуальности; на свободное выражение своих взглядов; на неучастие в военных действиях; на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации. В Конвенции особо подчеркивается роль средств массовой информации и обязанность государства поощрять СМИ за распространение информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении. Конвенция обязывает государства, ратифицировавших ее, наилучшим образом обеспечивать права и интересы ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов. Если государство не обладает возможностями реализации всех положений Конвенции, особенно, если это связано со спецификой исторических и культурных традиций, религиозными воззрениями, обычаями, то международное право подразумевает такую ситуацию, когда в связи с определенными причинами страны не обязуются выполнять все положения одобренного в целом документа. Вместе с тем одобрение документа в целом обязывает страны придерживаться его «духа», его философии. Необходимо подчеркнуть, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Конвенция показывает, что необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных потребностей свобода требует, помимо всего прочего, здоровой и безопасной окружающей обстановки, доступа к здравоохранению, обеспечения минимальных норм в отношении питания, одежды и жилища. Конвенция устанавливает право ребенка активно участвовать в своем собственном развитии, выражать свои убеждения и добиваться того, чтобы их учитывали при принятии решений, касающихся его жизни. Документ также устанавливает право ребенка на жизнь, выживание и здоровое развитие, право на имя и приобретение гражданства с момента рождения, право, связанное с усыновлением, права детей с ограниченными возможностями и детей-беженцев, а также детей, совершивших правонарушения. Конвенция расширяет правовые рамки прав человека, защищая детей от всех форм эксплуатации, рассматривая вопрос о детях представителях национальных меньшинств и групп коренных народов, а также проблемы злоупотребления наркотиками и отсутствия заботы о детях. Согласно Конвенции ребенком является каждое лицо в возрасте до 18 лет, если только национальным законодательством не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия. В Преамбуле Конвенции упоминаются принципы ООН и конкретные положения некоторых соответствующих пактов и деклараций по правам человека. В ней подтверждается, что дети в силу своей уязвимости нуждаются в особой заботе и охране, особый акцент делается на основной заботе и ответственности по защите ребенка со стороны семьи: «убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимая защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества». И далее: «признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». В Преамбуле подтверждается необходимость правовой и другой защиты ребенка до и после рождения, важность уважения культурных ценностей народа, к которому принадлежит ребенок, и жизненно важная роль международного сотрудничества в деле защиты прав ребенка. В части 1 Конвенции подчеркивается, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать все необходимые меры по защите его прав. Важно обратить внимание учащихся на то, что все действия в отношении ребенка должны в полном объеме учитывать его интересы. Государство призвано обеспечивать соответствующую заботу о ребенке, если родители или другие лица, на которых возложена эта ответственность, этого не делают. Далее отмечается, что государство должно уважать права и ответственность родителей и расширенной семьи в деле воспитания ребенка в соответствии с его развивающимися способностями. Следует подчеркнуть содержание статьи 8 части 1 Конвенции: «1. Государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства». В современной ситуации при увеличение количества интернациональных браков и бракоразводных процессов, которые приводят к конфликтам между родителями, затрагивающие интересы ребенка, важны статья 9 и 10 Конвенции, разъясняющая права ребенка в подобных случаях. Суть статьи 9 состоит в том, что ребенок имеет право жить со своими родителями за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок также имеет право сохранять связь с обоими родителями в случае разлучения с, одним из них или с обоими. Стать 10 разъясняет, что дети и их родители имеют право покидать любую страну и выезжать в собственную с целью воссоединения или поддержания личных отношений между ребенком и родителями. Недискриминация является важным принципом Конвенции: дети должны пользоваться своими правами без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных представителей или каких-либо иных обстоятельств. Основные положения Конвенции • Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. • Каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя им на приобретение гражданства. • Во всех действиях судов, учреждений, занимающихся вопросами социального обеспечения, или административных органов первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Убеждения ребенка подвергаются внимательному рассмотрению. • Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий. • Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это делают компетентные органы в интересах ребенка. • Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд в страну или выезд из нее. • Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им соответствующую помощь и развивать сеть детских учреждений. • Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психологического ущерба и отсутствия заботы, включая сексуальные злоупотребления или эксплуатацию. • Государства обеспечивают замену ухода за детьми без родителей. Процесс усыновления должен тщательным образом регулироваться и должны быть подписаны международные соглашения, чтобы были предусмотрены гарантии и обеспечена юридическая действительность в том случае, если приемные родители предполагают вывезти ребенка из страны, где он родился. • Неполноценные дети имеют право на специальное образование, обучение и заботу. • Ребенок имеет право на пользование совершенными услугами системы здравоохранения. Государства должны обеспечивать охват системой здравоохранения всех детей, уделяя при этом первоочередное внимание профилактическим мерам, пропаганде медицинских знаний и сокращению детской смертности • Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным. • Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания, мира, терпимости. • Дети должны иметь время на отдых и игры, одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью. • Государства должны защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб его здоровью и благополучию. • Государства должны защищать детей от незаконного употребления наркотических средств и их привлечения к производству или торговле такими средствами. • Необходимо приложить все усилия для предотвращения похищения и торговли детьми. • Смертная казнь или пожизненное заключение не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет. • Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению. • Ни один ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участие в военных действиях; во время вооруженных конфликтов детям должна быть обеспечена специальная защита. • Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и коренным народам, должны свободно пользоваться своей собственной культурой, религией и языком. • Детям, которым был нанесен ущерб в результате плохого обращения, пренебрежения или содержания их под стражей, должен быть обеспечен соответствующий уход или профессиональная помощь с целью восстановления их здоровья и реабилитации. • Обращение с детьми, причастным к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у ребенка чувства достоинства и значимости и должно быть направлено на их реинтеграцию в общество. • Государства должны широкого информировать о предусмотренных Конвенциях правах как взрослых, так и детей. Отражение основных принципов и положений Конвенции в российском законодательстве Как превратить положения Конвенции в реальность Защита и поощрение прав ребенка является частью общих усилий ООН по обеспечению прав человека и основных свобод, независимо от расы, пола, языка или религии. Конвенция обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка – на первом месте стоят родители, опекуны, а также те, кто несет по закону ответственность за несовершеннолетнего. Устанавливается ответственность родителей, а в соответствующих случаях и других членов семьи за ненадлежащее осуществление предусмотренных законом прав и обязанностей по отношению к ребенку. Следует подчеркнуть, что Конвенция прямо называет того, кто выступает гарантом любых прав несовершеннолетнего – это государство. Безусловно, это вовсе не означает, что другие лица могут бездействовать: Например, общественные, частные организации наряду с государственными структурами (органами социального обеспечения, судами, административными и законодательными органами) обязаны уделять внимание обеспечению прав ребенка (ч. 1 ст. 3 Конвенции). Однако государство обязано следить за тем, чтобы деятельность учреждений, служащих и органов, ответственные за заботу о детях или их защиту, соответствовала принципам безопасности, охраны здоровья, доступа к образованию, чтобы они имели профессионально. подготовленных специалистов. В Российской Федерации в аппарате Уполномоченного по правам человека в РФ имеется специальное управление по правам ребенка, в аппаратах уполномоченных в субъектах Российской Федерации работают профессионально подготовленные в этой области специалисты, существует в некоторых регионах и уполномоченные по правам ребенка. Кроме того, этой проблематикой занимаются Общественная палата, Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, общественные фонды и организации. Впервые защита государством материнства и детства, семьи была провозглашена в Конституции СССР 1977 года. Конституция Российской Федерации 1993 года восприняла положения Конвенции. Следует отметить, что наше государство присоединилась к Конвенции о правах ребенка (подписана от имени СССР 26 января 1990 года и ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 года). И согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ этот документ имеет приоритетное значение. В обыденном сознании зачастую создается впечатление, что многое из этой Конвенции является неприемлемым для нашей страны, поскольку, и не только в России, существует четкое представление о подчиненном положении несовершеннолетних. Недаром слово «отрок» в русском языке означает примерно «лишенный права говорить». Тем более важным является закрепление основных принципов Конвенции в Конституции РФ. Строго говоря, вся глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» применима и к детям, поскольку «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Статья 38 этого документа посвящена материнству и детству: «1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботься о нетрудоспособных родителях». Несмотря на краткость изложения, смысл этой' статьи довольно широк. Прежде всего, это - подтверждение государственной политики в данной области, которая соответствует международно-правовым актам ООН. Государство признает огромное значение материнства и детства и вызывается их защищать, принимая разнообразные меры по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. Однако основным средством государственного регулирования было и остается нормотворчество, принятие законов. Выраженный в Конституции принцип защиты материнства, детства и семьи получил развитие в законодательстве об охране здоровья, о труде и об охране труда, по социальному обеспечению, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права. Итак, каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются и обязанностями по воспитанию (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). Конституция подчеркивает равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчин и женщин (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Семейное законодательство также предоставляет равные права и обязанности обоим родителям. Установлено, что отец и мать имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей; каждый из них до достижения детьми 18 лет имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии; родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования; родители являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношении с любыми лицами, в том числе в суде, без специальных полномочий. Установлено также, что расторжение брака родителей или их раздельное проживание не влияют на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только вправе, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка (в браке или при его расторжении), решаются отцом и матерью совместно, исходя из интересов детей, с учетом их мнения. В случае споров вопросы разрешаются органами опеки и попечительства или судом. Следует подчеркнуть, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или осуществляющие родительские права в ущерб интересам ребенка, не только не могут рассчитывать на защиту этих своих прав, но могут по решению суда быть ограничены или полностью их лишены. Возможно привлечение к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним (с. 156 УК РФ). Федеральный закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» вступил в силу 3 августа 1998 года. Этот закон не только устанавливает гарантии прав и законных интересов ребенка, но и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией. Закон выделяет особо детей, оставшихся в трудной жизненной ситуации: оставшихся без попечения родителей; инвалидов, имеющих недостатки в психологическом и (или) физическом развитии; жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; стихийных бедствий; из семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказавшихся в экстремальных ситуациях; жертв насилия; отбывающих наказание в специальных учебно-воспитательных учреждениях; проживающих в малоимущих семьях; с отклонениями в поведении, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельствах и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Закон признает необходимость обеспечения социальной адаптации социальной реабилитации таких детей. Социальную адаптацию – процесс активного приспособления ребенка к принятым в обществе правилам поведения, преодоления последствий психологических травм. Под социальной реабилитацией понимается мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы. Закон устанавливает что из себя представляют социальные службы и чем они занимаются. Социальные службы для детей – это организации, которые призваны решать проблемы социального обслуживания детей, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей. В их обязанности входят: социальная поддержка; оказание социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи; организация обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижению ими трудоспособного возраста. Закон гарантирует права и свободы человека в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом и другими нормативно-правовыми актами. Закон устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье или любом учреждении (п. 1 ст. 9). Можно обратить внимание учащихся на следующее обстоятельство – администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать созданию обучающимися и воспитанниками в возрасте старше 8 лет общественных объединений (п. 2 ст. 9). Однако согласно статье 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» учредителями общественного объединения могут стать граждане, достигшие 18 лет. Таким образом, учащиеся и воспитанники могут быть лишь членами и участниками общественных объединений. Следует отметить, что в случае нарушения учителем или иным работником образовательного учреждения (за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования), вправе самостоятельно (через своих выборных представителей) ходатайствовать перед администрацией учреждения о проведении дисциплинарного расследования. Это расследование ведется с участием представителей детей. Если учащиеся и воспитанники не согласны с решением администрации они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы. Хотелось бы подчеркнуть, что в тех образовательных учреждениях, где есть уполномоченные по правам ребенка или правам человека эти процедуры проходят с меньшими потерями, быстро и результативно. Боле е того, учащиеся вправе проводить митинги и собрания по вопросам защиты своих прав. Однако это возможно лишь во внеучебное время. Место проведения собраний и митингов определяется по усмотрению обучающихся, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, но при условии соблюдения правил, его устава. Собрания и митинги не должны нарушать требования законодательства РФ и препятствовать учебному процессу. Статья 14 Закона направлена на защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящий вред его здоровью и нравственному развитию, в том числе от национальной, этнической, социальной нетерпимости, рекламы алкогольной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Право детей на охрану здоровья обеспечивается посредством осуществления государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий (ст. 10). В ст. 11 определяются права детей в сфере профориентации, профподготовки и занятости. Статья 12 предписывает государственным органам развивать учреждения, чья деятельность направлена на отдых и оздоровление детей. Важна в современных условиях и статья 13 Закона. В ней устанавливаются гарантии защиты прав ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей. В частности, государственные и местные органы исполнительной власти не вправе принимать решение о реконструкции, модернизации, изменении назначения или ликвидации объекта такой инфраструктуры, являющегося государственной или муниципальной собственностью, без предварительной экспертизы уполномоченным органом последствий такого решения для обеспечения прав и интересов детей. Отсутствие экспертной оценки влечет недействительность решения с момента его вынесения. Обязательна экспертная оценка и при сдаче в аренду государственным или муниципальным учреждением, объекта, входящего в состав социальной инфраструктуры для детей, закрепленного в их собственности и земельных участков. Итак, принципы Конвенция о права ребенка, других международных актов получили свое подтверждение и развитие в российском законодательстве. Эти документы дают ребенку большие права. Однако их реализация на практике может быть затруднена. Основная причина этого кроется в недостатке правовой информации, особенностях российского массового сознания, особенностях российской правовой и политической культуры. Зачастую люди просто не знают о самом существовании Конвенции, текста Конституции РФ. Огромное значение в процессе осознания прав человека и прав ребенка в частности имеет правовое просвещение. Этот урок является пусть небольшим, но вкладом в дело просвещения и образования в области прав человека и его основных свобод.
скачать документ [27.2 Kb]
Архив »»
|