182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

14.10.2007
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Новым вариантом образовательного стандарта для общеобразовательной школы не предусмотрено обязательное изучение образовательной области «Технология» на старшей ступени. Иными словами, на базовом уровне для этой образовательной области стандарт не разрабатывается. Действительно, трудно представить себе изучение технологии «вообще», вне конкретной области продуктивной деятельности человека. В то же время нельзя всерьез считать выпускника общеобразовательной школы подготовленным к современной жизни без знакомства с основами и конкретными примерами современных технологических процессов, которые пронизывают инфраструктуру общества, без привития основ технологической культуры, которой так не хватает трудовым ресурсам в России.

На данном этапе решение этой проблемы в системе общего образования в полной мере не найдено. Для некоторых профилей старшей ступени общего образования (их можно условно назвать академическими) технологии соответствующих возможных областей будущей практической деятельности учащихся остаются «за кадром», а для некоторых профилей (так называемые технологические профили, к которым можно отнести информационно-технологический, аграрно-технологический и семейство индустриально-технологических профилей) становятся чуть ли не основным объектом изучения. В то же время объем часов, отводимых на конкретные технологии для этой последней группы профилей, недостаточно большой для формирования навыков, свойственных специалистам конкретных (пусть даже простых) квалификаций, но достаточно большой для того, чтобы расширить представление учащегося о мире профессий.

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация концепции профильного обучения на старшей ступени общего среднего образования носит пока поисковый, промежуточный характер и будет, вероятно, еще не раз уточняться.

Тем важнее в существующей ситуации роль так называемых элективных курсов, которые не привязаны к сложившейся системе традиционных школьных учебных предметов. Элективные курсы, число которых может быть достаточно большим, проходя практическую апробацию, могут в будущем стать хорошей основой для формирования нового содержания вариативного компонента школьных профилей, способствуя решению задач социализации выпускников школ, развитию их ключевых компетенций, индивидуализации обучения и т.п., без снижения при этом уровня доступности образования и без ограничения выбора (за счет ранней специализации).

За последние примерно два десятка лет профессиональная ориентация, способствующая осознанному выбору выпускниками школ пути дальнейшего образования и планированию своей профессиональной карьеры, окончательно покинула сферу образования, перекочевав в службы занятости. Возможно, безработные и выиграли от такого шага, но миллионы молодых людей в результате оказались оторванными от реальной действительности и вынуждены принимать ответственные решения по принципу «нравится-не нравится» тот или иной учебный предмет, не понимая, что математические способности могут, например, помочь стать не только хорошим алгебраистом или системным аналитиком, но и блестящим адвокатом или специалистом по логистике грузовых перевозок.

Что означает выбор профиля, а затем и профессии? Это означает решить, на что человек готов потратить примерно треть своей жизни. Конечно, профессию можно и поменять, в конце концов, мало что нельзя изменить в жизни человека (кроме родителей и, например, места рождения). Вопрос — в цене ошибки, в тех личных и общественных издержках, которые несут сам человек и государство в случае необходимости смены профессии. Даже если повторное обучение оплачивается не из бюджета, государство несет огромные потери за счет того, что активный и трудоспособный гражданин на длительное время уходит из сферы продуктивной деятельности (в нашей стране ситуация с трудовыми ресурсами складывается хуже, чем в большинстве развитых стран).

В основном курсы, представленные в разделе «Технология», рассчитаны на предпрофильную подготовку в 9 классе основной школы. Однако следует учитывать, что на этом этапе предпрофильного обучения решается задача не только выбора учащимися профиля в старшей школе, но и выбора профессии при поступлении в образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования, а учитывая, что многие вузы предлагают курсы подготовки продолжительностью два года, то и высшего профессионального образования. Поэтому предлагаемые элективные курсы должны по возможности помочь ученику принять решение по всем названным проблемам.

Что необходимо учитывать при выборе профессии? Какие личностные качества являются наиболее важными для успешного становления профессионала? Эти и многие другие вопросы требуют грамотного ответа. Привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним зависят от склонностей ученика, выражаемых условно через позицию «я хочу». Склонности предполагают интерес не только к результатам, но и к

самому процессу профессиональной деятельности, без чего не может быть успешного, развивающегося специалиста. Традиционно наряду со склонностями при осуществлении профессионального выбора считается необходимым принимать во внимание те индивидуальные характеристики личности, от которых зависит успешность осуществления профессиональной деятельности (эта сторона профессионального выбора определяется через позицию «я могу»).

Однако в условиях рыночной экономики выбор профессии должен осуществляться не в двухмерном пространстве (я хочу — я могу), но и с учетом возможности найти применение своим профессиональным возможностям, то есть необходимо рассматривать тенденции и процессы изменений на территориальном рынке труда или в более широком контексте (региональный, общероссийский и даже международный рынок труда). В последнем случае необходимо включать в число рассматриваемых факторов профессионального выбора риски и издержки, связанные с возможной сменой места жительства и т.п. Соответственно появляется третий вектор (условно называемый «надо») в пространстве принятия решений при осуществлении профессионального выбора.

Таким образом, представленные здесь примеры курсов профориента-ционного характера должны занять важное место в вариативном компоненте общего образования как на предпрофильной стадии, в 9 классе, так и в старшей профильной школе.

Вряд ли целесообразно использовать ресурс учебного плана (включая и школьный компонент) на элективные курсы, напоминающие по своему характеру кружки домов творчества или театральную студию.

Введение системы элективных курсов в образовательное пространство школы не должно отменять или подменять различные формы организации образовательной деятельности с привлечением возможностей муниципальной системы дополнительного образования. Опыт показывает, что для этого есть возможность использовать свободное время детей за рамками учебного плана и за рамками обязательного посещения занятий.

Когда идет речь о сетевом характере реализации элективного компонента школьного учебного плана, то необходимо организовать эту работу таким образом, чтобы не сводить решение задачи к введению традиционных кружков, секций и т.п. в сетку учебного плана под флагом элективов.

Необходимо использовать ресурсную (в том числе, кадровую) базу территориальной образовательной сети для реализации специально разработанных элективных курсов, направленных на решение вполне конкретных дидактических и организационных задач: дать учащимся последовательно углубляемые мотивы выбора своей образовательной стратегии на ближайшие учебные годы: выбор между общим и профессиональным образованием, выбор между различными профилями в старшей школе и различными группами специальностей в профессиональной школе (колледже, техникуме, профлицее и т.п.).

Особенностью приведенных в сборнике профориентационных курсов является то, что они являются частью и первыми результатами большой программы по созданию учебно-методического комплекса для профессиональной ориентации учащихся. Отличительной чертой всех курсов является и то, что они знакомят учащихся с определенными, достаточно широкими направлениями деятельности.

В данном сборнике представлены несколько практико-ориентирован-ных элективных курсов, условно объединенных под направлением «Технология».

Эти курсы можно разбить условно на три группы.

К первой группе можно отнести элективные курсы, направленные на освоение ряда ключевых компетенций «надпрофессионального» характера, то есть таких компетенций, которые необходимы практически в любой деятельности (даже необязательно — профессиональной). К такого рода компетенциям относят обычно способность к коммуникациям, умение решать проблемы, работать в команде, использовать информационные технологии и т.п.

Представителем этой группы элективных курсов в сборнике является курс «Основы делового общения», рассчитанный на 68 ч. Цель курса: дать знания об основах делового общения и сформировать профессионально-ориентированные умения в рамках деловой коммуникации. Значительную часть отводимого на курс времени предполагается использовать для проведения практических занятий: деловых и ролевых игр, составления деловых текстов, тестирования. Методическая направленность занятий на диалогическую технологию позволяет обеспечить коммуникативную и культурологическую подготовку учащихся к эффективному, бесконфликтному, грамотному деловому общению в микро- и макросреде организации, усвоению правил письменных форм делового общения и деловой переписки. Курс делового общения является в принципе частью более широкой программы, направленной на формирование коммуникативных компетенций.

Ко второй группе курсов этого раздела относятся элективы, которые ставят своей задачей ввести учащихся в атмосферу конкретных, но чрезвычайно широко применяющихся видов профессиональной деятельности. Оправданием конкретности предмета изучения в данном случае является общепризнанное значение этих видов деятельности, их самостоятельное значение в большинстве практических применений трудового потенциала работника независимо от уровня решаемых профессиональных задач. Примером таких конкретных видов деятельности являются менеджмент и маркетинг. Несмотря на то что эти виды деятельности всегда имеют определенную специфику в каждой отдельно взятой социально-экономической сфере, в мире разработаны и используются отдельные квалификации, в основе которых лежат менеджмент и маркетинг. Например, квалификации в области бизнес-администрирования (МВА) и т.п. Учитывая растущую популярность этих квалификаций и значительную долю занятых в этой области, представ-

ляется совершенно оправданным предложить учащимся познакомиться с ними поближе через элективный курс.

Курс этой группы — «Основы маркетинга».

Маркетинг является сегодня философией любого бизнеса. По существу это умение определять и делать то, что нужно окружающим людям (для предприятия — производить, а для торговли — продавать то, что желает потребитель). Целью курса «Основы маркетинга» является ознакомление учащихся с целями и задачами маркетинга и особенностями его применения для производственных предприятий, организаций торговли, государственных учреждений, общественных организаций и отдельных людей. Курс рассчитан на 70 аудиторных часов (в условиях ограниченности времени возможно применение сокращенной программы, включающей 35 аудиторных часов, при этом изучаются только первые 6 тем).

При изучении курса маркетинга наряду с традиционными формами проведения уроков обязательным является широкое использование активных форм обучения (работа в малых группах, мозговой штурм, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, презентация проектов, деловые игры).

Учитывая, что курс «Основы маркетинга» раньше читался в небольшом количестве школ, автором курса подготовлен учебно-методический комплект (УМК), позволяющий любому учителю быстро овладеть необходимыми знаниями в области маркетинга и создать в процессе преподавания все условия для реализации целей курса. Полный УМК курса состоит из учебника; практикума с вопросами для повторения и обсуждения; практических заданий, дифференцированных по степени сложности; методического пособия для учителя (включающего программу курса, описание форм проведения уроков и контроля за уровнем достижений учащихся; требования к результатам; список проблем, обсуждаемых методом мозгового штурма; примеры решений практических заданий; конкретные ситуации для анализа; дополнительный теоретический материал; деловые игры и практикумы; список рекомендуемой литературы; тестовые задания; словарь основных терминов; список вопросов для проведения зачета; список тем для рефератов).

Учитель также может воспользоваться специально разработанным вебсайтом, на котором расположены материалы, позволяющие изготовить наглядные пособия, фолии для кодоскопа, электронную презентацию. На веб-сайте также представлены ссылки на ресурсы Интернета и информация об обучающих семинарах для учителей.

К третьей группе элективных курсов этого раздела, наиболее полно отвечающих задачам профильной и профессиональной ориентации, относится учебно-методический комплект (серия элективных учебных курсов) для профильной и профессиональной ориентации в 9—11 классах общеобразовательной школы.

Основная цель разработки УМК состоит в создании системы информационной и психолого-педагогической поддержки учащихся школ в выборе профиля обучения, пути дальнейшего образования и профессио-

нальной карьеры. Выше уже отмечалось, что в России отсутствует система, помогающая молодому человеку целенаправленно спланировать и осуществить профессиональную карьеру. В итоге наблюдается разрыв между школой и жизнью, средней общеобразовательной и профессиональными школами. Чтобы избежать этого, необходимо создать ситуацию, когда уже на школьной скамье ученик будет видеть свою профессионально-образовательную перспективу, а не просто решать сиюминутные задачи.

Разрабатываемый комплект включает учебные и методические пособия, справочную литературу, хрестоматии, плакаты и прочие материалы, издаваемые двумя сериями.

Каждый из элективных курсов рассчитан на 35 ч занятий.

Первая серия комплекта под названием «Мой выбор» ориентирована на обеспечение предпрофильной подготовки (9 класс) и вводит школьников в специфику соответствующей сферы деятельности. Многие авторы книг серии стали победителями 11-го тура конкурса, проведенного Национальным фондом подготовки кадров по поручению Минобразования России. Разработаны примерные программы курсов, и в 2004 г. завершится издание 7 модульных учебных пособий (программы двух из них включены в сборник).

Вторая серия курсов «Твоя профессия» ориентирована на использование в 10 и 11 классах. Эта серия практически является энциклопедией профессий, и ее книги подробно характеризуют сферы профессиональной деятельности в соответствии с избранным учеником профилем. В книгах приводятся справочный материал, требования к кандидатам на получение профессионального обучения или подготовки, показано, как выбрать образовательное учреждение.

Структура УМК предусматривает подразделение разрабатываемых материалов в соответствии с направлениями профессиональной деятельности и видами учебно-методических разработок.

Базовым служит курс предпрофильной подготовки «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования». Его назначение — ввести обучаемых в проблему выбора будущей профессии, раскрыть принципы ее выбора, дать общие рекомендации. Таким образом, этот курс является своеобразным «компасом» в океане профессиональной деятельности. Остальные элективные курсы комплекта, образно говоря, — это «модули направлений», раскрывающие определенный профессиональный путь. По курсу «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования» в настоящее время разрабатывается учебное пособие для учащихся.

Из множества потенциально возможных элективных курсов, раскрывающих содержание определенных направлений деятельности, в настоящее время разрабатываются учебно-методические материалы первой очереди. Формирование курсов первой очереди определилось частотой востребованности специалистов соответствующих профессий, наличием авторов, имеющих необходимые заделы и опыт, необходимостью провести «обкатку» достаточно нового и во многом еще не устоявшегося направления в современной российской педагогике.

Принципиальной особенностью УМК является унификация разрабатываемых материалов по форме подачи и внутренней структуре.

Элективные курсы первой очереди посвящены таким массовым секторам занятости, как «Транспорт» (в транспортной отрасли с учетом индивидуальных предпринимателей работает более 10 % всех занятых в экономике России) и «Информационные технологии» (как одна их важнейших основ происходящей в настоящее время информационно-технологической революции на основе компьютеризации производства и управления).

По курсам первой очереди в настоящее время разработаны программы и ведется разработка учебных и методических пособий для учащихся (объемом 5—10 печатных листов каждое). Элективные курсы второй очереди разрабатываются с учетом опыта, полученного при разработке материалов для курсов первой очереди. Таким образом, проект открыт для дальнейшего насыщения учебного процесса в профильном обучении новыми элективными курсами и соответствующим учебно-методическим материалом.

По каждому из курсов подготавливается комплект учебно-методических разработок, включающий программу курса, учебное пособие для учащихся, методические рекомендации к проведению уроков для учителей, справочно-информационные материалы и проч. В частности, по указанным направлениям первой очереди уже в настоящее время завершается работа над томами профессиоведческой энциклопедии, охватывающей тематику указанных элективных курсов.

В дальнейшем для информационно-методического обеспечения пред-профильной и профильной подготовки предполагаются подготовка к изданию хрестоматий по профилям обучения, разработка и издание комплектов плакатов и видеокассет, содержащих наглядные материалы для проведения занятий со школьниками.

Комплект разрабатывается с учетом следующих основных подходов:

1) доступность и наглядность материалов без излишнего упрощенчества;

2) первоочередной учет потребности в литературе для наиболее массовых, экономически и стратегически значимых профилей обучения;

3) сквозное рассмотрение профессий в рамках определенного профиля (от рабочих профессий к профессиям, требующим среднего и высшего профессионального образования). Обращается внимание на возможность постепенного карьерного роста по мере повышения квалификационно-образовательного статуса в рамках рассматриваемого направления деятельности;

4) модульность учебных пособий и других материалов;

5) комплексность разработки учебно-методического обеспечения. Основным принципом при разработке материалов УМК является

модульность их построения. Это позволяет как учащимся, так и педагогам производить индивидуальный набор информационных средств для обучения посредством их конструирования и синтеза из отдельных фрагментов и учебных пособий и методических рекомендаций, подобно сборке сооружения из отдельных блоков-«кубиков». Возможность стыковки отдельных «кубиков» комплекта друг с другом обеспечена комплексностью разработки проекта. Разумеется, это не исключает и целостного использования всего учебного материала определенного профиля (профилей). Поэтому в практической ситуации могут использоваться в различном сочетании базовый модуль, отдельные элективные модули, отдельные главы и подразделы или части текста, иллюстрации и т.п., взятые из того или иного элективного модуля.

Учебные пособия будут пригодны и для самостоятельного ознакомления с ними учащихся. Это обеспечивается доступностью изложения материалов, иллюстрациями и наличием глоссария, дающего содержательное описание всех специфических терминов и понятий, без которых невозможно раскрытие темы учебного пособия. В учебных пособиях делается акцент на взаимосвязь знаний, полученных при изучении традиционных дисциплин школьной программы, с рассматриваемыми профориентацион-ными проблемами.

В учебных пособиях также приведены рекомендуемые основные и дополнительные литературные источники, сайты в Интернете. Указанные литературные источники представляют в основном популярные издания, учебники и учебные пособия для начального и среднего профессионального образования, то есть по образовательному цензу пригодны для использования в рассматриваемой читательской аудитории.

Таким образом, в идеале по каждому направлению профессиональной деятельности ученики и педагоги получат полное методическое обеспечение и рекомендации по самостоятельному его углублению. Использование этого обеспечения должно проходить на фоне учета местных условий и возможностей. Программами элективных курсов предусмотрены ознакомительные поездки учащихся на соответствующие предприятия, организации, посещение музеев и выставок, соревнований по техническим и прикладным видам спорта, конкурсов профессионального мастерства. Экскурсии целесообразно сочетать с выступлениями перед школьниками специалистов предприятий. Специалисты кадровых служб этих организаций могут рассказать о порядке обучения профессиям, об оплате и условиях труда, пригласить школьников на временную работу. Помимо этого изучение курса предполагает работу учащихся вне класса — чтение рекомендованной литературы, поиск и изучение информации в Интернете, подготовку выпускной работы (реферата). Занятия в классе предусматривают чтение лекций и проведение практических занятий. Изучение курса рекомендуется завершать защитой выпускной работы (реферата). Рекомендуется увязывать изучение курса с работой учащихся в различных кружках технического творчества.

Главная практическая проблема — учебное время: где и сколько его взять? Минимальная потребность — 2 ч в неделю, реальные возможности — 1 ч в неделю. Источником, по нашему мнению, может быть фонд времени, отведенный под региональный компонент. Это возможно и потому, что именно регионы заинтересованы в сохранении и развитии своих местных рынков труда.

Необходимо развернуть подготовку учительского корпуса к проведению занятий по элективным курсам в рамках серии «Выбор профессии». Подготовка тьюторов не решит проблемы в полном объеме. Здесь можно использовать потенциал учреждений среднего и высшего профессионального образования, которые могут принять участие в подготовке учителей. Целесообразной представляется организация консалтинга для учителей и учащихся посредством Интернета. Подготовка соответствующей информации — трудоемкая и кропотливая работа. Свою роль могли бы сыграть ведущие журналы в области общего и профессионального образования.

В сборник включены в качестве примера программы двух модулей из УМК.

Элективный курс «Информационные технологии в управлении» предназначен для профессиональной ориентации молодежи в области современных информационных технологий. Курс раскрывает в популярной и доступной для учащихся форме информацию об основных профессиях, тесно связанных с использованием информационных технологий. В нем содержится большое количество практических заданий, дающих представление о применении информационных технологий в практической деятельности.

Цель курса — формирование осознанного собственного мнения о выборе профиля обучения, путях получения дальнейшего образования и избираемой профессии, связанной с информационными технологиями. Основные задачи обучения: привитие навыков самоопределения и самостоятельного принятия решений, углубление знаний о характере труда, перспективах профессионального роста, необходимых профессиональных качествах работников, связанных с использованием и эксплуатацией вычислительной техники, работой в автоматизированных информационных системах в различных областях экономики и управления.

Курс преподается в течение одного полугодия и предусматривает 35 ч занятий, при этом примерно две трети времени отводится практическим занятиям по применению компьютерных информационных технологий в приложении к управленческой деятельности. Помимо этого курс предусматривает самостоятельную внеклассную работу — написание реферата, подготовку выпускной работы с использованием дополнительных материалов, в том числе полученных из сети Интернет.

Цель изучения элективного модуля УМК «Транспорт» состоит в формировании у учащихся собственного взгляда на выбор профессии этой крупной сферы экономики. Основные задачи курса — воспитание уважения к труду работников транспорта; углубление знаний об особенностях транспорта как важнейшей инфраструктурной составляющей экономического комплекса и возможного объекта приложения профессиональных интересов; развитие самостоятельности и умения делать обоснованный выбор; осознание общественной значимости и актуальности получениятранспортной профессии; привитие навыков самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации; развитие интереса к проведению исследований (при разработке тем выпускных аттестационных работ, имеющих исследовательский характер).


скачать документ [70.5 Kb]


Архив »»
Общее образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЮ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
УМК
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ФГОС
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ И СЕМИНАРОВ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Методическая копилка
Физико-математические дисциплины
Филология
Естествознание
Общественные науки
Начальная школа
Искусство
ОБЖ и физическая культура
Технология и труд
Служба сопровождения
Открытый урок
Конспект урока
Сценарий мероприятия
Классный час
Авторские программы
Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность педагогов
Дошкольное образование
РУКОВОДИТЕЛЮ и МЕТОДИСТУ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ПРОГРАММЫ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЦЕНАРНЫЙ ОТДЕЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Дополнительное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИКА И ОПЫТ
НАЧАЛЬНАЯ ПРОФ.ПОДГОТОВКА
ОБРАЗЦОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Юный железнодорожник
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Дополнительное чтение
Обязательное чтение
Зарубежная литература
Гарри Поттер и Колобок
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Математика
Химия
Экономика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
2009
2010
2011
2012
2013
2014
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАГРАДА "ПРОСВЕТИТЕЛЬ"
2010 год
2011 год Общеобразовательные учреждения
2011 год Дополнительное образование
2011 год Дошкольное образование
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.