27.9.2011
Инструктивно-методическое письмо о преподавании предмета «Математика»
Основные направления совершенствования школьного математического образования: • Обновление и совершенствование математического образования; • Реализация образовательных стандартов в обучении математике в основной и средней (полной) школе, подготовка к переходу на стандарты второго поколения; • Обеспечение качественного математического образования для всех и предоставления возможностей развития математических способностей мотивированным и одаренным детям; • Формирование ключевых компетентностей учащихся при обучении математике; • Подготовка к государственной итоговой аттестации учащихся основной школы по математике в новой форме, учащихся средней (полной) школы в форме ЕГЭ; 1. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего обра-зования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 мар-та 2004 г.№1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих про-граммы общего образования» на изучение предмета «Математика», как и в предыдущие годы, отводится в 5-6 классах - 5 часов, в 7-9 классах - 5 часов с изучением курсов «Алгебра», «Гео-метрия»; в старшей школе на изучение математики на базовом уровне отводится 4 часа (изуча-ются темы курсов «Алгебры и начал анализа», «Геометрии» в одном предмете «Математика»); на профильном уровне – 6 часов, с разделением на курсы «Алгебра и начала анализа», «Геомет-рия». При изучении математики на профильном уровне предполагается ведение факультативов, спецкурсов, элективных курсов, ведение практикумов, исследовательских практик, проектной деятельности. 2. Преподавание математики в 2011-2012 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами: • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/ • Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образова-ния. http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/ • Примерная программа по математике. «Сборник нормативных документов. Математи-ка.» / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев – М.: Дрофа, 2007г-128 • Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5 – 6 классы\ авт.-сост. В.И. Жохов. – М.: Мнемозина, 2009, 2010; • Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы. Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы \ авт. – сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2007; • Программы общеобразовательных учреждений. Математика. 5 – 6 классы. Составитель Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009; • Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7 – 9 классы. Составитель Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009; • Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы. Составитель Бурмистрова Т.А.– М.: Просвещение, 2009; • Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала анализа. 10 – 11 клас-сы. Бурмистрова Т.А.– М.: Просвещение, 2009; 3. При организации изучения математики, выборе УМК необходимо руководствоваться прика-зом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2080 «Об утверждении фе-деральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образова-тельном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год». http://www.edu.ru/ 4. Обращаем внимание на изучение новой содержательно-методической стохастической линии (элементы теории вероятностей, статистика, комбинаторика), которая органично сочетается с традиционными вопросами курса, существенно усиливает его практическое и прикладное применение. Раздел содержания математического образования «Элементы теории вероятностей, статистики и комбинаторики» включен в стандарт 2004 г. и в настоящее время представлен во всех учебниках, имеющих гриф Министерства образования и науки РФ. В силу новизны для школы вероятностно-статистического материала и отсутствия методических традиций возможна вариативность при его структурировании. Начало изучения соответствующего материала может быть отнесено к 7-9 классам. Кроме того, его изложение возможно как в рамках курса алгебры, так и в виде отдельного модуля. Последний вариант может быть реализован только при условии увеличения числа часов на математику по сравнению с инвариантной частью Базисного учебного (образовательного) плана. Включение задач вероятностно-статистической линии в КИМы государственной (итоговой) аттестации за курс математики в IX классе в 2011 году для проверки усвоения соответствую-щего материала на базовом уровне показывает принципиальную возможность развития содер-жания экзамена в этом направлении и актуализирует регулярное изучение данного раздела (на протяжении всего курса алгебры с VII по IX класс). 5. Ближайшей перспективой развития содержания и структуры государственной (итоговой) аттестации по математике в IX классе является проведение экзамена, включающего в себя вопросы по всему курсу – арифметике, алгебре, стохастике и геометрии. Первый шаг в этом направлении будет осуществлен уже в следующем учебном году. На сайте ФИПИ представлена перспективная модель КИМов ГИА-9 2012, содержащая существенные изменения по сравнению с используемой в настоящее время. Этот факт актуализирует своевременное изучение геометрии в полном объеме. Материалы размещаются с целью ознакомления с перспективами развития системы государственной (итоговой) аттестации по математике в 9-х классах и проведения широкого обсуждения принятых подходов и их кон-кретной реализации. 6. ГИА и ЕГЭ выявляют проблемы в математической подготовке школьников. Существенный процент учащихся не осваивает программы, не овладевает базовыми математи-ческими компетенциями. В своей работе учителям математики необходимо учитывать результаты выполнения экзаме-национных работ, анализ результатов выполнения заданий, выводы и рекомендации по подго-товке к ГИА и ЕГЭ по математике, представленные в аналитических отчетах по результатам ГИА http://fipi.ru/binaries/1059/ma_9_2010_21092010.pdf и ЕГЭ http://fipi.ru/binaries/1084/mat11.pdf Методическую помощь учителю и учащимся могут оказать материалы: 1. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе /Л.В.Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. –М.: Просвещение, 2009. 2. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. 2009 / ФИПИ авторы-составители: Е.А. Бунимович, Т.В. Колесникова, Л.В. Кузнецова, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова – М.: Интеллект-Центр, 2009. 3. ГИА-2010. Экзамен в новой форме. Алгебра. 9 класс / ФИПИ авторы- составители: Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.– М.: Астрель, 2009. 4. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. 2010 / ФИПИ авторы - составители: Е.А. Бунимович, Т.В. Колесникова, Л.В. Кузнецова, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова – М.: Интеллект-Центр, 2009. 5. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические трениро-вочные задания. Геометрия / ФИПИ авторы-составители: Г.К. Безрукова, Н.Б. Мельни-кова, Н.В. Шевелева – М.: Эксмо, 2009. 6. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические трениро-вочные задания. Алгебра/ ФИПИ автор - составитель: В.Л. Кузнецова – М.: Эксмо, 2010. 7. Отличник ЕГЭ. Математика. Решение сложных задач / ФИПИ авторы- составители: Панферов В.С., Сергеев И.Н. – М.: Интеллект-Центр, 2010. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика. 2011/ ФИПИ авторы - составители: Е.А. Бунимович, Т.В. Колесникова, В.Л. Кузнецова, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова – М.: Интеллект-Центр, 2010. 8. ГИА-2011. Экзамен в новой форме. Математика. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: В.Л. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович - М.: Астрель, 2010. 9. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические трениро-вочные задания. Алгебра/ ФИПИ автор - составитель: В.Л. Кузнецова – М.: Эксмо, 2010. 1. Единый государственный экзамен 2010. Математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Ященко И.В., Семенов А.Л., Высоцкий И.Р., Гущин Д.Д., Захаров П.И., Панферов В.С., Посицельский С.Е., Семенов А.В., Семенова М.А., Сергеев И.Н., Смирнов В.А., Шестаков С.А., Шноль Д.Э. – М.: Интеллект-Центр, 2009. 2. ЕГЭ-2010: Математика / ФИПИ авторы-составители: Ященко И.В., Семенов А.Л., Вы-соцкий И.Р., Гущин Д.Д., Захаров П.И., Панферов В.С., Посицельский С.Е., Семенов А.В., Семенова М.А., Сергеев И.Н., Смирнов В.А., Шестаков С.А., Шноль Д.Э.– М.: Астрель, 2009. 3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2010. Математика/ ФИПИ авторы-составители: Ященко И.В., Семенов А.Л.- М.: Астрель, 2009. 4. Единый государственный экзамен 2011. Математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Ященко И.В., Семенов А.Л., Высоцкий И.Р., Гущин Д.Д., Захаров П.И., Панферов В.С., Посицельский С.Е., Семенов А.В., Семенова М.А., Сергеев И.Н., Смирнов В.А., Шестаков С.А., Шноль Д.Э. – М.: Интеллект-Центр, 2010. 5. ЕГЭ-2011: Математика / ФИПИ авторы-составители: Ященко И.В., Семенов А.Л., Вы-соцкий И.Р., Гущин Д.Д., Захаров П.И., Панферов В.С., Посицельский С.Е., Семенов А.В., Семенова М.А., Сергеев И.Н., Смирнов В.А., Шестаков С.А., Шноль Д.Э.– М.: Астрель, 2010. 6. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В/ Семенов А.Л., Ящен ко И. В., Высоцкий И.Р., Гущин Д.Д., Захаров П.И., Панферов В.С., Посицельский С.Е., Семенов А.В., Семенова М.А., Сергеев И.Н., Смирнов В.А., Шестаков С.А., Шноль Д.Э., Захаров П. И. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. Сайты: подготовка к ГИА, ЕГЭ http://www.resolventa.ru/demo/diaggia.htm - учебный центр Резольвента http://mathgia.ru:8080/or/gia12/ - открытый банк заданий по математике ГИА http://uztest.ru/exam?idexam=3 - ЕГЭ по математике, ГИА(интерактивные тесты по темам) http://alexlarin.narod.ru/ - подготовка к ЕГЭ 2011 с любого уровня http://www.ege.edu.ru/ - официальный информационный портал ЕГЭ http://wvvw.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений 7. В распоряжении учителя находится весь арсенал современных средств, необходимых для ор-ганизации учебного процесса: УМК, методические материалы, средства информатизации обра-зовательного процесса. Методика преподавания математики должна быть ориентирована на интеграцию традиционного и инновационного подходов к обучению с применением совре-менных образовательных технологий, использования ресурсов сети Интернет. 8. В настоящее время разработаны ФГОС основного общего образования, проект ФГОС среднего (полного) общего образования, http://standart.edu.ru/; Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2629 Учителям математики и руководителям МО необходимо рассмотреть и изучить проект стан-дартов второго поколения и примерную программу основного общего образования по матема-тике. В подготовке к переходу на стандарты второго поколения рекомендуем использовать компьютеры и информационные технологии для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике, элементы исследовательской и проектной деятельности, возможности электронной поддержки УМК. Обращаем внимание на увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение уча-щихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического мате-риала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуж-дения, доказательства.
Методист по математике центра инновационных образовательных технологий Журавлева Л.Н.
скачать документ [68 Kb]
Архив »»
|