8.8.2007
КОНЦЕПЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
КОНЦЕПЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ И В СИСТЕМЕ ДОВУЗОВСКОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Попытаемся взглянуть на применение компьютерных технологий обучения в системах среднего образования (СО) и довузовского дополнительного образования (ДДО) под углом зрения преподавателя-предметника, призванного обеспечить ученикам уровень знаний, достаточный для поступления в высшее учебное заведение. Могут ли дать компьютерные технологии обучения эффект существенного углубления знания? Каково разумное соотношение учитель-компьютерная технология, обеспечивающее максимальный эффект углубления знаний многих учащихся при предоставлении каждому ученику выбора собственного маршрута и темпа движения? Вот те вопросы, на которые хотелось бы найти ответы в общении с энтузеастами внедрения компьютерных технологий обучения. Авторы со значительной долей скепсиса относятся к программным средствам учебного назначения (ПСУН), в котрых ученику предлагается самостоятельно и интерактивно изучить материал, содержащийся в нескольких устоявшихся учебниках и пособиях. На наш взгляд, необходимо разложить процесс обучения на основные - базовые компоненты, обеспечивающие ученику действительное глубокое знание предмета и его возобновление в течение длительного срока, реализовать базовые компоненты в функциональных возможностях ПСУН так, чтобы, применяя их, учитель мог больше и лучше дать, а ученик - глубже и полнее освоить ЗНАНИЕ и УМЕНИЕ. Будем называть такие ПС базовыми средствами компьютерной поддержки обучения (БСКПО). К БСКПО следует отнести прежде всего следующие ПС: лекционно-демонстрационные, контроля, контроля и коррекции, алгоритмической методической поддержки, алгоритмического тренинга, контрольно-алгоритмические, лабораторно-моделирующие. Не вдаваясь в детали и терминологию, обсудим концептуально одно из БСКПО. Нет смысла убеждать учителя в важности такого компонента процесса обучения, как преподавание нового фактического и теоретического материала. Введение новых физических или математических объектов, понятий, величин, последовательностей величин, функциональных зависимостей величин, формальных взаимосвязей величин, смысла действий с объектами, смысла и способов осуществления предельного перехода, дифференцирования и интегрирова- ния - вот задачи ПС лекционно-демонстрационного назначения (ПСЛД). ПСЛД должно помочь учителю продемонстрировать ученику наиболее полно и наглядно все аспекты изучаемого материала в их логической взаимосвязи, обеспечить ему возможность самостоятельного воспроизведения способа действий с изучаемыми объектами, способа логических действий, приводящий к нахожде- нию взаимосвязей величин и закономерностей их изменения. Однако, не менее важными являются задачи ПСЛД в процессе освоения знаний - процессе послелекционной самоподготовки в присутствии учителя и в процессе самообучения. Здесь, на наш взгляд, следует особо выделить роль методического сопровождения (МС), создающего эффект присутствия преподавателя. В процессе преподавания одних и тех же прописных истин, успеха чаще добивается тот из преподавателей, чей опыт богаче, чьи методические приемы адекватны сложности материала. Перенося смысл сказанного о преподавателе на МС, следует ожидать, что БСКПО даст наибольший эффект при условии реализации наиболее совершенных методических приемов. На наш взгляд, МС должно строиться по аналогии с реальным диалогом учитель - ученик на двух различных типах воздействия. Первый тип воздействия - вопросы наводящего, конкретизирующего характера, помогающие ученику понять свою микрозадачу на данном шаге процедуры обучения. Второй - указания способа действий или рассуждений различной степени детализации. Количество вопросов и указаний, получаемых по требованию, результативность попыток дать правильный ответ или сделать правильный шаг в процедуре обучения зависят от степени сложности проверяемого теоретического или фактического материала, глубины знаний ученика и его навыков практических действий. Выявление устойчивого индивидуального поведенческого стереотипа, как реакции на ряд педагогических воздействий при усложнении и детализации постановки задачи позволит учителю найти методические приемы, способные обеспечить требуемый уровень знания и умения. Для анализа поведенческого стереотипа необходимы системы протоколирования результатов опроса (ПРО) на каждом шаге процедуры обучения и динамического многоаспектного контроля успеваемости обучаемого (ДМКУО). Сопряженность гибкого и максимально дружественного МС с системами ПРО и ДМКУО обеспечит учителю мотивированное предложение по оценке фактических знаний ученика и способов их углубления, а ученику - убежденность в объективности оценки в условиях независимости от личностных взаимоотношений. Соотношение учитель - компьютерная технология, на наш взгляд, является подвижным результатом двух встречных процессов. Смещение соотношения в сторону учителя происходит за счет углубляющегося проникновения в технологию учителя-методиста. Смещение же в сторону технологии качественно изменяет стереотип преподавания учителя-практика. Поиск соотношения учитель-технология, глубина его смещения в обе стороны являются сверхзадачей конкретного учебного заведения систем СО или ДДО. В ЦДДО МФТИ разработаны концепции БСКПО физики и математики, реализованные в конкретных ПС различного назначения. Апробация в реальном педагогическом процессе средней школы 299 г. Москвы выявила педагогическую эффективность БСКПО как средств обеспечивающих углубление знаний учащихся 9 - 11 классов, доведения качества знаний и умений до стандартов приемных экзаменов высших учебных заведений. Авторы приглашают все заинтересованные учебные заведения систем СО и ДДО к сотрудничеству по внедрению существующих и по разработке новых БСКПО.
Андрианов В.А., Шомполов И.Г., Московский физико-технический институт
Архив »»
|