182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

22.8.2007
Инструктивно-методическое письмо о преподавании предмета «Физика»

Инструктивно-методическое письмо о преподавании

предмета «Физика» в школах Псковской области

в 2006/07 и 2007/08 учебных годах

С 2006/07 учебного года начинается поэтапный переход на новый федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России № 1089 от 5 марта 2004 г.) и ФБУП (утвержден приказом № 1312 от 9 марта 2004 г.). Для тех школ, которые будут работать по новому ФБУП (РБУП), порядок ввода нового стандарта по физике предлагается следующий: в 2006/07 уч. году - в VII и X кл., в 2007/08 уч. году - в VII, VIII и Х, ХI кл., в 2008/09 уч. году - в VII, VIII, IX и X, XI кл. При этом необходимо учесть:

1. Федеральный компонент базисного учебного плана и РБУП предусматривают изучение физики в VII-IХ классах основной школы по 2 часа в неделю (210 часов за 3 года). На старшей ступени обучения вводятся два уровня изучения физики: базовый и профильный. На базовом уровне на изучение физики выделяется по 2 часа в неделю (140 часов за 2 года), на профильном уровне - по 5 часов в неделю (350 часов за 2 года обучения в Х-Х1 классах).

Изучение физики на профильном уровне предполагается осуществлять в классах физико-математического, физико-химического, индустриально-технологического профилей. Изучение физики на базовом уровне предполагается в классах химико-биологического, биолого-географического, информационно-технологического, агро-технологического профилей, а также в непрофильных классах или в так называемых классах универсального профиля.

В профилях гуманитарной направленности возможно изучение интегрированного курса «Естествознание», рассчитанного на 3 часа в неделю (210 часов в Х-Х1-Х классах) или самостоятельных учебных предметов (физика, химия, биология) на базовом уровне за счет времени, отводимого на элективные учебные предметы. То есть в этом случае на изучение физики 1 час в неделю берется из числа часов, отведенных учебным

планом на курс «Естествознание» и 1 час в неделю - из числа часов школьного компонента. Требования к подготовке учащихся определяются стандартом по физике для базового уровня. Сокращение количества часов на изучение физики на базовом уровне до 1 ч. в неделю недопустимо, т.к. при таком количестве часов не может быть реализован федеральный компонент государственного образовательного стандарта, обязательный для всех образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию.

Следует отметить, что стандарт по естествознанию разработан и утвержден, создаются учебники, соответствующие требованиям стандарта. Однако в настоящее время в школах нет учителей, готовых к преподаванию всего курса «Естествознание», поэтому преподавание соответствующих разделов курса могут вести поочередно учителя физики, химии и биологии. См.: Методическое письмо «О преподавании курса «Естествознание«» [2].

2. При переходе на профильное обучение образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся, их родителей с содержанием реализуемых программ общего образования, сообщив при этом, что оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, но ориентированы они на приоритетное решение разных комплексов задач.

В стандарте базового уровня физика изучается как элемент общей культуры путем ознакомления учащихся с историей развития основных представлений физики и формирования представлений о физической картине мира. В стандарте профильного уровня, помимо названных целей, ставится задача овладения теоретическими знаниями и практическими умениями по физике на уровне, достаточном для продолжения образования по физико-техническим специальностям.

Следует иметь в виду, что содержание стандарта базового уровня по физике практически соответствует обязательному минимуму содержания уровня «А» (для гуманитарного профиля) 1999 г., но в нем произведена разгрузка содержания, многие элементы выделены курсивом или сокращены, но включены элементы астрофизики и лабораторные работы. К учащимся на этом уровне подготовки не предъявляется требование уметь применять знания для решения физических задач.

Кодификатор ЕГЭ по физике будет составляться из элементов содержания стандарта профильного уровня. Поэтому для тех учащихся, которые изучают физику на базовом уровне, но собираются сдавать ЕГЭ по физике, необходима дополнительная подготовка, например элективный курс (не менее 2 ч. в нед.) по решению физических задач и изучению тех вопросов, которые входят в кодификатор ЕГЭ по физике, но не входят в программу базового уровня.

3. На любом профиле обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике и ее практическим приложениям, школа может увеличить число часов на изучение физики путем предоставления возможности выбора элективных курсов по физике.

Рекомендации по использованию ЭК в старшей школе:

Уровень Профиль Элективные курсы

Профильный Физико-математический Физика твердого тела Равновесная и неравновесная термодинамика 1 Плазма - четвертое состояние вещества Специальная теория относительности Фундаментальные эксперименты в физической науке

Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование

Методы решения физических задач Астрофизика

Профильный Физико-химический Строение и свойства вещества Школьный физический практикум: наблюдение, эксперимент Элементы химической физики

Профильный Индустриально-технологический Техника и окружающая среда Физико-техническое моделирование Методы физико-технических исследований

История техники Основы космонавтики

Уровень Профиль Элективные курсы

Базовый Естественно-научный, химико-биологический, биолого-географический Эволюция естественно-научной картины мира

Синтез наук - оружие познания XXI в. Биофизика: история, открытия, современность Бионика

Физика в биологии и медицине Эволюция Вселенной (Астрономия)

Базовый Гуманитарный История физики и развитие представлений

о мире

История отечественной физики

История техники

История астрономии

Эволюция естественно-научной картины

мира

Физика и экология

Базовый Универсальный Методы решения физических задач Модульный курс физики (для подготовки к ЕГЭ)

Измерение физических величин Эволюция Вселенной (Астрономия) Синтез наук - оружие познания XXI века История физики и развитие представлений о мире

История техники

Физика в самостоятельных исследованиях и проектах

Создание элективных курсов - важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Можно использовать разработанные и апробированные программы, например [1,6] рекомендованные в сборнике НФПК [14] (учебные пособия и рекомендации для учителя к этим программам публикуются в различных издательствах), переработать программы факультативных курсов [8] или разработать авторскую программу. При этом следует учесть, что к элективным курсам предъявляются особые требования, направленные на активизацию самостоятельной деятельности учащихся. Эти курсы не связаны рамками образовательных стандартов и какими-либо экзаменационными материалами. В нашей области порядок экспертизы и утверждения авторских программ ЭК для старшей школы не разработан, поэтому общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.

4. Необходимо отметить, что профильный уровень изучения курса физики в старшей школе - это не углубленный уровень. При углубленном изучении физики в Х-Х1 кл. школа имеет право за счет часов, выделяемых базисным учебным планом на элективные курсы, добавлять к 5 недельным часам на профильном уровне еще 2 часа в неделю на изучение физики

[3]. Содержание учебного материала, дополняющего программу по физике профильного уровня, не регламентируется. Ориентиром для учителей физики могут служить авторские про

граммы и учебники для школ (классов) с углубленным изучением физики, программы элективных курсов по физике и астрономии.

В лицейских, гимназических классах, работающих по программе углубленного изучения физики для УШ-Х1 кл. с сеткой часов 4+5+6+6 ч. в неделю (См.: Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия / Сост. Ю.И. Дик, В.А. Коровин. - М.: Просвещение, 1994. - С. 130), следует откорректировать программу курса физики 8 класса в соответствии с новым стандартом основного общего образования, т.к. в 9 классе по этой программе изучается механика.

5. При выборе школой учебного плана универсального обучения следует иметь в виду, что уровень общеобразовательной подготовки учащихся по физике будет снижен, т.к. количество часов уменьшается с 4 ч. в неделю до 2 ч. в неделю. Поэтому для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике или желающих сдавать ЕГЭ по физике, необходимо организовывать межшкольные факультативы или элективные курсы. Учебные

планы для классов универсального профиля предусматривают возможность обеспечить профильное обучение не менее чем по двум предметам федерального компонента за счет часов, отводимых на элективные курсы. Возможность для этого имеется, так как школьный компонент в таких классах рассчитан на 17 недельных часов (на два года обучения).

6. В целях разгрузки содержания в новом стандарте основной школы по сравнению со стандартом 1998 г. ряд предметных тем (дидактических единиц) исключены, перенесены в курс физики старшей школы (на профильный уровень) или выделены курсивом. Включены новые дидактические единицы в раздел «Физика и физические методы изучения природы»: международная система единиц, физические законы, роль физики в формировании научной картины мира; в раздел «Механические явления»: геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира, закон Архимеда, центр тяжести тела; в раздел «Тепловые явления»: тепловое равновесие, работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии, виды теплопередачи; в раздел «Электромагнитные явления»: конденсатор, энергия электрического поля конденсатора, переменный ток, глаз как оптическая система [10].

В обязательный минимум содержания профильного уровня добавлены вопросы по квантовой физике, специальной теории относительности, электродинамике, поверхностному натяжению и др., введен раздел «Строение Вселенной». Элементы астрономических знаний, необходимые каждому культурному человеку для формирования современных научных представлений о строении Вселенной, будут включаться в кодификатор ЕГЭ по физике и проверяться на экзамене. Поэтому целесообразнее изучать астрономию в XI классе как отдельный предмет (1 час в неделю) или как элективный курс.

7. Необходимо отметить, что не все учебники физики, включенные в Федеральный перечень на 2006/07 учебный год [13], соответствуют новым стандартам, например, учебники А.В.Перышкина: «Физика-7», «Физика-8»; А.В. Перышкина, Е.М. Гутник: «Физика-9» («Дрофа», 2000-2003 гг.), по которым работает большинство школ в нашей области. При перегрифовке этих учебников изменения будут учтены. Поэтому при переходе на новые стандарты в учебном процессе можно использовать действующие учебники по физике, но в тематическое и поурочное планирование необходимо включить новые элементы содержания и учесть требования стандарта в методике обучения. В этом случае рекомендуется учителю использовать всевозможные дополнительные учебные источники для изучения тех тем, которых нет в старых учебниках, а также использовать учебный материал учебников Х-Х1 классов, но на уровне понимания учащимися УИ-1Х классов.

В старшей школе учебники Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховце-ва и др.: «Физика-10», «Физика-11» («Просвещение», 2003 г.) -соответствуют обязательному минимуму содержания образования 1999 г. Для перехода па профильное обучение авторами этих учебников разработаны методические рекомендации по их использованию на базовом и профильном уровнях». Изданы первые учебники физики для базового уровня авторов Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик: «Физика-10», «Физика-11» («Илекса», 2005 г.). Учебники имеют гриф «Допущено», включены в Федеральный перечень. В УМК входят методические материалы для учителя, сборники заданий и самостоятельных работ, тетради для лабораторных работ, интерактивные приложения на компакт-дисках.

8. Поскольку введение Федерального компонента государственного стандарта осуществляется постепенно, по мере готовности образовательных учреждений, то в настоящее время из кодификатора ЕГЭ исключены те элементы содержания, которые были представлены в Обязательном минимуме, но не вошли в новый стандарт. С другой стороны, новые по сравнению с Обязательным минимумом 1999 г. элементы стандарта предполагается вводить в кодификатор ЕГЭ постепенно, начиная с 2007 г. [4].

9. В новых стандартах приоритет отдается физическим методам познания природы и деятельностному подходу в процессе обучения физике. Большое внимание уделяется формированию у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, включению в состав содержания образования такой группы деятельностных составляющих, как умение работать с информацией, способность эффективно сотрудничать при выполнении работы в группе, навык продуктивного планирования своей работы, владение приемами проектной и исследовательской деятельности и др. Образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Для выполнения этого требования стандарта нужно не сообщать школьникам систему готовых знаний, а организовывать такие виды деятельности, как наблюдение, описание и объяснение физических явлений, измерение физических величин, проведение опытов и экспериментальных исследований по выявлению физических закономерностей, объяснению устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов, практическому применению физических знаний. Это значит, что учащиеся должны не только знать результаты научных достижений, но и овладеть методами научных исследований физических явлений. Учитель должен контролировать не запоминание текста учебника, а правильные и успешные познавательные действия ученика [3, 7].

Качественно новое содержание, соответствующее целям образования, требует от учителя обновления методики обучения, использования современных педагогических и информационных технологий, учебного проектирования. Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый план выходит индивидуальная, самостоятельная и групповая работа учащихся. Очень важно научить учащихся различным способам деятельности, усилить роль поисково-исследовательской деятельности.

10. При тематическом планировании курса физики можно использовать примерную программу. Учителя физики и авторы учебников могут предлагать варианты программ, отличающихся от примерной программы последовательностью изучения тем, перечнем демонстрационных опытов и фронтальных лабораторных работ. В них может быть более детально раскрыто содержание изучаемого материала, а также пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся [9].

11. На основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования по физике разработаны требования к оснащению образовательного процесса. Они представляют собой рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые к образовательным учреждениям в условиях ввода государственных стандартов по физике. В настоящее время осуществляется планомерный переход от приборного принципа разработки и поставки оборудования к комплексно-тематическому. Оборудование физических кабинетов школ должно обеспечивать три формы эксперимента: демонстрационный, лабораторный фронтальный эксперимент и лабораторный практикум [И, 5].

Итак, чтобы успешно организовать переход на новые стандарты и профильное обучение, учителю физики необходимо:

• изучить стандарты по физике для основной школы, базового и профильного уровней старшей школы. Уяснить, в чем их особенности и отличия по сравнению со стандартами 1998 и 1999 г.;

• вычленить то новое, что представлено в обязательном минимуме содержания и примерных программах. Обратить внимание на обязательный материал и выделенный курсивом, предметные и общеучебные умения, навыки и способы деятельности;

• проанализировать действующие УМК с позиции того, позволяют ли они реализовать содержание основного, базового и профильного курса;

• найти другие учебные пособия, позволяющие восполнить недостающие материалы, чтобы использовать их в дополнение к имеющимся УМК или заменить на новые;

• разработать (дополнить) тематическое и поурочное планирование с учетом требований стандарта;

• разработать тематику проектов, исследований, творческих заданий (работ) учащихся;

• перестроить методы и организационные формы обучения в соответствии с новыми требованиями. Основное внимание уделить не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению;

• освоить современные педагогические и информационные технологии обучения;

• разработать (переработать) программы ЭК;

• овладеть алгоритмом конструирования профиля;

• проанализировать материально-техническое обеспечение учебного процесса в соответствии с требованиями к оснащению кабинета физики.

Литература

1. Богданов К.Ю. Синтез наук - оружие познания XXI века. Программа ЭК для 10-11 кл. // Физика. - 2005. - № 15. - С. 31.

2. Методическое письмо «О преподавании курса «Естествознание» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» [Электронный ресурс]: Портал Министерства образования и науки РФ. - М., 2004. Режим доступа: Ьир://\у\у^.ес1.§оу.ги/оЪ-ес1и/пос/гиЪ/81апс1аг1/

3. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» [Электронный ресурс]: Портал Министерства образования и науки РФ. - М., 2004. Режим доступа: Ьир://\уш\у.ес!.§ОУ.ги/оЪ-еди/пос/гиЪ/з1апааг1/тр/ 1443 или Физика в школе. - 2004. - № 6. - С. 18.

4. Методическое письмо «О преподавании физики в средней школе с учетом результатов ЕГЭ 2005 года» // [Электронный ресурс]: Сайт Министерства образования и науки РФ. - М., 2005. Режим доступа: Ьир://топ.§оу.ги/еаи-ро1Шс/рпк/2273/

5. Никифоров Г.Г., Орлов В.А., Песоцкий Ю.С. Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного процесса // Физика в школе. - 2005. - № 1, 2 [или Физика. - 2005. - № 10].


скачать документ [82.5 Kb]


Архив »»
Общее образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЮ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
УМК
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ФГОС
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ И СЕМИНАРОВ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Методическая копилка
Физико-математические дисциплины
Филология
Естествознание
Общественные науки
Начальная школа
Искусство
ОБЖ и физическая культура
Технология и труд
Служба сопровождения
Открытый урок
Конспект урока
Сценарий мероприятия
Классный час
Авторские программы
Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность педагогов
Дошкольное образование
РУКОВОДИТЕЛЮ и МЕТОДИСТУ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ПРОГРАММЫ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЦЕНАРНЫЙ ОТДЕЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Дополнительное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИКА И ОПЫТ
НАЧАЛЬНАЯ ПРОФ.ПОДГОТОВКА
ОБРАЗЦОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Юный железнодорожник
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Дополнительное чтение
Обязательное чтение
Зарубежная литература
Гарри Поттер и Колобок
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Математика
Химия
Экономика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
2009
2010
2011
2012
2013
2014
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАГРАДА "ПРОСВЕТИТЕЛЬ"
2010 год
2011 год Общеобразовательные учреждения
2011 год Дополнительное образование
2011 год Дошкольное образование
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.
HotLog         Рейтинг@Mail.ru     bigmir TOP100     SpyLOG