22.8.2007
Инструктивно-методическое письмо о преподавании предмета «Математика»
Инструктивно-методическое письмо о преподавании предмета «Математика» в школах Псковской области в 2006/07 и 2007/08 учебных годах Преподавание математики в 2006/07 и 2007/08 учебных годах осуществляется в условиях поэтапного перехода на новый федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России № 1089 от 5 марта 2004 г.) и ФБУП (утвержден приказом № 1312 от 9 марта 2004 г.). Основное общее образование Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и соответственно Региональному базисному учебному плану для образовательных учреждений Псковской области на 2006/07 и 2007/08 учебные годы на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч. из расчета 5 часов в неделю с V по IX класс. Примерная программа рассчитана на 875 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 90 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Предмет «Математика» Количество часов в год V VI VII VIII IX всего ФБУП и РБУП 175 175 175 175 175 875 Примерный учебный план (годовой) 175 175 175 175 175 875 Примерный учебный план (недельный) 5 5 5 5 5 25 Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): Блок Количество часов для V-IХ классов Арифметика 250 Алгебра 270 Геометрия 220 Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей 45 Всего 875 Резерв 90 Одно из важнейших содержательных отличий стандарта математического образования от действующего минимума содержания состоит во включении нового материала - элементов статистики и теории вероятностей. Стохастическая линия строится как объединение трех взаимосвязанных составляющих: элементов комбинаторики, вероятности и статистики - и включается в обучение как в основной, так и в старшей школе. Новым является также явное выделение в содержании образования элементов логики, что, с одной стороны, диктует необходимость усиления внимания в процессе обучения к логическому развитию учащихся, а с другой - регламентирует требования к системе логических понятий и логическому языку, которыми должны овладеть все учащиеся. Разгрузка содержания математического образования основной школы незначительна, она обеспечена выделением материала, подлежащего изучению, но не включаемого в требования к уровню подготовки выпускников. Доля такого материала в стандарте составляет около 12%. Это не приведет к ломке системы обучения математике, сложившейся в многолетней практике работы школы. Тексты экзаменационных работ по алгебре государственной (итоговой) аттестации в 9 классах общеобразовательных учреждений разрабатываются в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования (приказ Минобразования России от 19.05.1998 № 1236), а также с учетом федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089). В ближайшие три года в экзаменационные материалы не будут включаться задания по новой теме «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей». Среднее (полное) общее образование Принципы построения федерального базисного учебного плана для 10-11-х классов основаны на идее двухуровневого (базисного и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Стандарт математического образования для третьей ступени школы предусматривает существенное различие уровней освоения математики. Количество часов в год Базовый уровень Профильный уровень X XI X XI ФБУП и РБУП 4 4 6 6 Всего 140 140 210 210 Старшая школа (базовый уровень) Базовый курс обеспечивает потребности учащихся в изучении других предметов и получении высшего образования в областях, где не предъявляются высокие требования к владению математическим аппаратом. Базовый курс сформирован как продолжение курса основной школы и имеет общеобразовательный характер со значительным вниманием к интеллектуальному и общекультурному развитию учащихся. В него включены вопросы статистики и теории вероятностей. По сравнению с действующим содержание образования разгружено за счет явного выделения вопросов, изучаемых в ознакомительном плане (вопросы, выделенные курсивом). В базовом курсе выделяется ещё один уровень стандарта математического образования, условно названный базовым уровнем-2 (базовый уровень для профилей гуманитарной направленности), для тех учащихся, которые не предполагают сдавать вступительные экзамены по математике. Он представляет собой модификацию содержания базового курса на «общекультурном» уровне. Место предмета в базисном учебном плане Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 280 часов из расчета 4 часа в неделю. При этом предполагается построение курса в форме последовательности тематических блоков с чередованием материала по алгебре, анализу, дискретной математике, геометрии. Примерная программа рассчитана на 280 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 30 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Формат нового ФБУП предоставляет большие возможности для реализации вариативности образования. Эти возможности необходимо использовать для организации математического образования. Поскольку математика является системообразующим предметом, итоговая аттестация по которому в форме ЕГЭ обязательна для всех учащихся, необходимо ответственно подойти к распределению вариативной части РБУПа. Необходимо отметить, что экзаменационная работа рассчитана на выпускников средних общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев), изучивших курс математики в объеме обязательного минимума содержания среднего (полного) образования (приказ МО от 30.06.99 № 56) (курса В, не менее 5 часов в неделю). С целью качественной подготовки к ЕГЭ рекомендуется к 4 часам инвариантной части РБУПа добавить на изучение математики 1 час из вариативной части федерального компонента или из школьного компонента. Увеличение времени на изучение математики - важный шаг в развитии преемственности школьного и вузовского образования. Во-первых, это усилит подготовку выпускников школы по математике, экзамен по которой является обязательным фактически во всех вузах. Во-вторых, математика считается предметом, в котором приоритетно формируются общеинтеллектуальные, общеучебные умения и навыки, роль которых как одной из важнейших составных частей учебных достижений школьников постоянно возрастает. Для подготовки к сдаче ЕГЭ по математике школьникам, обучающимся в профильных классах, где не предусмотрено изучение математики на профильном уровне, можно использовать элективные курсы. При этом в наборе элективных курсов, предлагаемых школой, должны быть предусмотрены элективы именно такого типа. Старшая школа (профильный уровень) Профильный курс ориентирован на продолжение учащимися образования в высшей школе по специальностям, требующим достаточно высокой математической подготовки. Его содержание в целом расширено по сравнению с действующим обязательным минимумом. В частности, оно дополнено алгебраическим материалом, входящим в программу углубленного изучения математики в старших классах: делимость, многочлены, комплексные числа. Место предмета в базисном учебном плане Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 420 часов из расчета 6 часов в неделю. При этом учебное время может быть увеличено до 12 уроков в неделю за счет школьного компонента с учетом элективных курсов. Примерная программа рассчитана на 408 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 50 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Математическое образование в старшей школе складывается из следующих содержательных линий (точные названия блоков): Блок Базовый уровень Профильный уровень Х-Х1 классы Базовый уровень Х-Х1 классы Базовый уровень для профилей гуманитарной направленности Х-Х1 классы Алгебра (входят основы тригонометрии) 40 30 Геометрия 100 100 120 Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей 20 25 20 Функции 30 35 30 Начала математического анализа 20 20 30 Уравнения и неравенства 40 40 70 Числовые и буквенные выражения - - 70 Тригонометрия - - 30 Всего 280 280 420 Резерв 30 30 50 Для перехода на профильное обучение в старшей школе МО РФ, авторами учебников разработаны рекомендации по использованию новых и действующих учебников математики на базовом и профильном уровне. Разработаны программы элективных курсов для старшей профильной школы. При организации изучения математики, выборе учебников и УМК рекомендуется руководствоваться следующими документами: • приказом МО РФ № 1089 от 05.03. 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; • Стандартом общего образования по математике; [Электронный ресурс]: Профильное обучение в старшей школе. Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/; • [Электронный ресурс]: Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/; • Стандартом среднего (полного) общего образования по математике на базовом уровне; [Электронный ресурс]: Профильное обучение в старшей школе. Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/ [Электронный ресурс]: Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/; • Стандартом среднего (полного) общего образования по «Математике» на профильном уровне; [Электронный ресурс]: Профильное обучение в старшей школе. Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/; [Электронный ресурс]: Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/; • Примерной программой по математике [Электронный ресурс]: Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/; • Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по «Математике» [Электронный ресурс]: Портал Министерства образования и науки РФ. Режим доступа http://www.mon.gov.ru/; • Элективными курсами профильном обучении: Образовательная область «Математика»/ МО РФ - Национальный фонд подготовки кадров. - М.: Вита-Пресс, 2004; • Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых МО РФ для общеобразовательных учреждений на 2006/07 уч. год // Вестник образования. - 2005. - № 4; • Методическими рекомендациями к учебникам математики для 10-11 классов при организации изучения предмета на базовом и профильном уровнях // Математика в школе.-2005.-№1,2. При подготовке рекомендаций использовались материалы методического письма «О преподавании учебного предмета «Математика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования». Методист по математике кафедры методики преподавания естественно-математических дисциплин ПОИПКРО Л.Н. Журавлева
скачать документ [93.5 Kb]
Архив »»
|