182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

22.8.2007
Инструктивно-методическое письмо о преподавании предмета «Математика»

Инструктивно-методическое письмо о преподавании

предмета «Математика» в школах Псковской области в

2006/07 и 2007/08 учебных годах

Преподавание математики в 2006/07 и 2007/08 учебных годах осуществляется в условиях поэтапного перехода на новый федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России

№ 1089 от 5 марта 2004 г.) и ФБУП (утвержден приказом № 1312 от 9 марта 2004 г.).

Основное общее образование

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и соответственно Региональному базисному учебному плану для образовательных учреждений Псковской области на 2006/07 и 2007/08 учебные годы на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч. из расчета 5 часов в неделю с V по IX класс.

Примерная программа рассчитана на 875 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 90 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Предмет «Математика»

Количество часов в год

V VI VII VIII IX всего

ФБУП и РБУП 175 175 175 175 175 875

Примерный учебный план (годовой) 175 175 175 175 175 875

Примерный учебный план (недельный) 5 5 5 5 5 25

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков):

Блок Количество часов для V-IХ классов

Арифметика 250

Алгебра 270

Геометрия 220

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей 45

Всего 875

Резерв 90

Одно из важнейших содержательных отличий стандарта математического образования от действующего минимума содержания состоит во включении нового материала - элементов статистики и теории вероятностей. Стохастическая линия строится как объединение трех взаимосвязанных составляющих: элементов комбинаторики, вероятности и статистики - и включается в обучение как в основной, так и в старшей школе.

Новым является также явное выделение в содержании образования элементов логики, что, с одной стороны, диктует необходимость усиления внимания в процессе обучения к логическому развитию учащихся, а с другой - регламентирует требования к системе логических понятий и логическому языку, которыми должны овладеть все учащиеся.

Разгрузка содержания математического образования основной школы незначительна, она обеспечена выделением материала, подлежащего изучению, но не включаемого в требования к уровню подготовки выпускников. Доля такого материала в стандарте составляет около 12%. Это не приведет к ломке системы обучения математике, сложившейся в многолетней практике работы школы.

Тексты экзаменационных работ по алгебре государственной (итоговой) аттестации в 9 классах общеобразовательных учреждений разрабатываются в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования (приказ Минобразования России от 19.05.1998 № 1236), а также с учетом федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089). В ближайшие три года в экзаменационные материалы не будут включаться задания по новой теме «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей».

Среднее (полное) общее образование

Принципы построения федерального базисного учебного плана для 10-11-х классов основаны на идее двухуровневого (базисного и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Стандарт математического образования для третьей ступени школы предусматривает существенное различие уровней освоения математики.

Количество часов в год

Базовый уровень Профильный уровень

X XI X XI

ФБУП и РБУП 4 4 6 6

Всего 140 140 210 210

Старшая школа (базовый уровень)

Базовый курс обеспечивает потребности учащихся в изучении других предметов и получении высшего образования в областях, где не предъявляются высокие требования к владению математическим аппаратом. Базовый курс сформирован как продолжение курса основной школы и имеет общеобразовательный характер со значительным вниманием к интеллектуальному и общекультурному развитию учащихся. В него включены вопросы статистики и теории вероятностей. По сравнению с действующим содержание образования разгружено за счет явного выделения вопросов, изучаемых в ознакомительном плане (вопросы, выделенные курсивом).

В базовом курсе выделяется ещё один уровень стандарта математического образования, условно названный базовым уровнем-2 (базовый уровень для профилей гуманитарной направленности), для тех учащихся, которые не предполагают сдавать вступительные экзамены по математике. Он представляет собой модификацию содержания базового курса на «общекультурном» уровне.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 280 часов из расчета 4 часа в неделю. При этом предполагается построение курса в форме последовательности тематических блоков с чередованием материала по алгебре, анализу, дискретной математике, геометрии.

Примерная программа рассчитана на 280 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 30 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Формат нового ФБУП предоставляет большие возможности для реализации вариативности образования. Эти возможности необходимо использовать для организации математического образования. Поскольку математика является системообразующим предметом, итоговая аттестация по которому в форме ЕГЭ обязательна для всех учащихся, необходимо ответственно подойти к распределению вариативной части РБУПа. Необходимо отметить, что экзаменационная работа рассчитана на выпускников средних общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев), изучивших курс математики в объеме обязательного минимума содержания среднего (полного) образования (приказ МО от 30.06.99 № 56) (курса В, не менее 5 часов в неделю). С целью качественной подготовки к ЕГЭ рекомендуется к 4 часам инвариантной части РБУПа добавить на изучение математики 1 час из вариативной части федерального компонента или из школьного компонента. Увеличение времени на изучение математики - важный шаг в развитии преемственности школьного и вузовского образования. Во-первых, это усилит подготовку выпускников школы по математике, экзамен по которой является обязательным фактически во всех вузах. Во-вторых, математика считается предметом, в котором приоритетно формируются общеинтеллектуальные, общеучебные умения и навыки, роль которых как одной из важнейших составных частей учебных достижений школьников постоянно возрастает.

Для подготовки к сдаче ЕГЭ по математике школьникам, обучающимся в профильных классах, где не предусмотрено изучение математики на профильном уровне, можно использовать элективные курсы. При этом в наборе элективных курсов, предлагаемых школой, должны быть предусмотрены элективы именно такого типа.

Старшая школа (профильный уровень)

Профильный курс ориентирован на продолжение учащимися образования в высшей школе по специальностям, требующим достаточно высокой математической подготовки. Его содержание в целом расширено по сравнению с действующим обязательным минимумом. В частности, оно дополнено алгебраическим материалом, входящим в программу углубленного изучения математики в старших классах: делимость, многочлены, комплексные числа.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 420 часов из расчета 6 часов в неделю. При этом учебное время может быть увеличено до 12 уроков в неделю за счет школьного компонента с учетом элективных курсов. Примерная программа рассчитана на 408 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 50 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Математическое образование в старшей школе складывается из следующих содержательных линий (точные названия блоков):

Блок Базовый уровень Профильный уровень Х-Х1 классы

Базовый

уровень

Х-Х1

классы Базовый уровень для профилей гуманитарной направленности Х-Х1 классы

Алгебра

(входят основы тригонометрии) 40 30

Геометрия 100 100 120

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей 20 25 20

Функции 30 35 30

Начала математического анализа 20 20 30

Уравнения и неравенства 40 40 70

Числовые и буквенные выражения - - 70

Тригонометрия - - 30

Всего 280 280 420

Резерв 30 30 50

Для перехода на профильное обучение в старшей школе МО РФ, авторами учебников разработаны рекомендации по использованию новых и действующих учебников математики на базовом и профильном уровне.

Разработаны программы элективных курсов для старшей профильной школы.

При организации изучения математики, выборе учебников и УМК рекомендуется руководствоваться следующими документами:

• приказом МО РФ № 1089 от 05.03. 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

• Стандартом общего образования по математике; [Электронный ресурс]: Профильное обучение в старшей школе. Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/;

• [Электронный ресурс]: Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/;

• Стандартом среднего (полного) общего образования по математике на базовом уровне; [Электронный ресурс]: Профильное обучение в старшей школе. Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/ [Электронный ресурс]: Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/;

• Стандартом среднего (полного) общего образования по «Математике» на профильном уровне; [Электронный ресурс]: Профильное обучение в старшей школе. Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/; [Электронный ресурс]: Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/;

• Примерной программой по математике [Электронный ресурс]: Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/;

• Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по «Математике» [Электронный ресурс]: Портал Министерства образования и науки РФ. Режим доступа http://www.mon.gov.ru/;

• Элективными курсами профильном обучении: Образовательная область «Математика»/ МО РФ - Национальный фонд подготовки кадров. - М.: Вита-Пресс, 2004;

• Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых МО РФ для общеобразовательных учреждений на 2006/07 уч. год // Вестник образования. - 2005. - № 4;

• Методическими рекомендациями к учебникам математики для 10-11 классов при организации изучения предмета на базовом и профильном уровнях // Математика в школе.-2005.-№1,2.

При подготовке рекомендаций использовались материалы методического письма «О преподавании учебного предмета «Математика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».

Методист по математике

кафедры методики преподавания

естественно-математических дисциплин ПОИПКРО

Л.Н. Журавлева


скачать документ [93.5 Kb]


Архив »»
Общее образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЮ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
УМК
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ФГОС
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ И СЕМИНАРОВ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Методическая копилка
Физико-математические дисциплины
Филология
Естествознание
Общественные науки
Начальная школа
Искусство
ОБЖ и физическая культура
Технология и труд
Служба сопровождения
Открытый урок
Конспект урока
Сценарий мероприятия
Классный час
Авторские программы
Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность педагогов
Дошкольное образование
РУКОВОДИТЕЛЮ и МЕТОДИСТУ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ПРОГРАММЫ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЦЕНАРНЫЙ ОТДЕЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Дополнительное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИКА И ОПЫТ
НАЧАЛЬНАЯ ПРОФ.ПОДГОТОВКА
ОБРАЗЦОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Юный железнодорожник
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Дополнительное чтение
Обязательное чтение
Зарубежная литература
Гарри Поттер и Колобок
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Математика
Химия
Экономика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
2009
2010
2011
2012
2013
2014
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАГРАДА "ПРОСВЕТИТЕЛЬ"
2010 год
2011 год Общеобразовательные учреждения
2011 год Дополнительное образование
2011 год Дошкольное образование
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.