9.9.2011
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАПОЛНЕНИЮ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАПОЛНЕНИЮ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ («Вестник образования», № 21, 2007) На основании Закона РФ «Об образовании» (ст. 32, п. 3.2) образовательное учреждение несет ответственность за «реали¬зацию не в полном объеме образовательных программ в со¬ответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников». К компетенции об¬разовательного учреждения относится «осуществление текуще¬го контроля успеваемости и промежуточной аттестации обуча¬ющихся образовательного учреждения...» (ст. 32, п. 2.16). Классный журнал является государственным документом, отражающим этапы и результаты фактического усвоения учеб¬ных программ обучающимися. Классный журнал, а также журналы индивидуальных и груп¬повых занятий, журналы для факультативных занятий, журналы для надомного обучения, журналы учета пропущенных и замещенных уроков, журналы группы продленного дня, журналы факультативных занятий, журналы учета кружковой работы явля¬ются финансовыми документами, в которых фиксируется фак¬тически проработанное время, поэтому заполнение журналов заранее не допускается. Директор общеобразовательного учреждения и заместитель директора по УВР обеспечивают хранение классных журналов и систематически осуществляют контроль за правильностью их ведения. I. Общие рекомендации. 1. Классный журнал рассчитан на один учебный год. В об¬разовательных учреждениях используются три вида классных журналов: для 1-4 классов, 5-9 классов, 10-11 классов. Жур¬налы параллельных классов нумеруются литерами (5 «А» класс). 2. Журналы хранятся в образовательном учреждении в тече¬ние 5 лет, после чего из журнала изымаются страницы со свод¬ными данными успеваемости и перевода обучающихся данного класса. Сформированные за год дела (сброшюрованные) хра¬нятся в образовательном учреждении не менее 25 лет1. 3. При распределении страниц журнала для текущего учета успеваемости и посещаемости по предметам следует руко¬водствоваться примерными нормами: 1 час в неделю - 2 страницы, 2 часа в неделю - 4 страницы, 3 часа в неделю - 5 страниц, 4 часа в неделю - 7страниц, 5 часов в неделю - 8 страниц, 6 часов в неделю - 9 страниц. 4. Номенклатура предметов в журнале и количество недель¬ных часов на их освоение должны соответствовать перечню предметов учебного плана на текущий год, утвержденного ди¬ректором образовательного учреждения и согласованного с окружным методическим центром. 5. Название предметов пишется со строчной (маленькой) буквы. Дата проведения урока указывается арабскими цифрами (09.12). 6. Страницы «Показатели физической подготовленности обу¬чающихся» заполняются учителем физкультуры. 7. «Листок здоровья» заполняется медицинским работни¬ком образовательного учреждения. 8. «Замечания по ведению классного журнала» заполняют¬ся заместителем директора по УВР и директором общеобразо¬вательного учреждения. 9. В классном журнале записываются только предметы ин¬вариантной части учебного плана (входящие в обязательную учебную нагрузку и стоящие в расписании первой половины дня). Факультативы, элективные курсы, индивидуальные заня¬тия, проводимые во второй половине дня, записываются в отдельных журналах. Не рекомендуется записывать в клас¬сном журнале темы классных часов, занятий по ПДД и других занятий вне учебного плана (даже при внесении записи «без оплаты»). 10. При проведении сдвоенных уроков делается запись да¬ты и названия темы каждого урока. 11. Отметки по письменным работам выставляются в графе того дня, когда проводилась работа. Если в течение урока выставлено более одной отметки, то они выставляются рядом в одну клеточку (не через дробь). 12. Отметки за четверть, триместр, полугодие выставляют¬ся после записи о проведении последнего урока по данному предмету. 13. Замена уроков должна осуществляться, как правило, учителем той же специальности. В этом случае учитель обязан записать содержание занятия в графе того урока, который он заменял. Справа делается отметка «замена» и подпись учителя, осуществившего замену. Если в силу объективных причин за¬мена осуществляется путем проведения урока по другому предмету, то учитель записывает тему урока на своей странице, справа делает запись «замена урока истории» и подпись. 14. Журналы оформляются синими (фиолетовыми) черни¬лами, без подчисток; запрещается использование штриха для замазывания неверных записей; исправление неправильно выставленных отметок осуществляется путем зачеркивания одной чертой предыдущей отметки и выставления рядом но¬вой. При этом в конце данной страницы журнала делается со-ответствующая запись, например: «Отметка Иванову Петру за 09.12 исправлена на «4» (хорошо)», далее - подпись учителя и печать учреждения. Не допускается использование записей ка¬рандашом. 15. Фамилия и имя (полное) ученика записываются в алфа¬витном порядке. 16. Запрещается уносить журнал домой, выдавать на руки обучающимся. II. Содержание образования и система оценивания результатов учебных достижений обучающихся в основной и средней школе. Классный журнал отражает реализацию индивидуальной образовательной программы государственного образователь¬ного учреждения в соответствии с его статусом, утвержденным учебным планом. Номенклатура предметов в ГОУ должна соот¬ветствовать рекомендациям Московского регионального базис¬ного учебного плана, а также отражать статус образовательно¬го учреждения в соответствии с Типовым положением и Уста¬вом. Количественные отметки за уровень освоения учебных про¬грамм выставляются в соответствии с закрепленной в Уставе образовательного учреждения балльной системой оценивания. Как правило, это «2» - неудовлетворительно, «3» - удовлетво¬рительно, «4» - хорошо и «5» - отлично. Образовательное уч¬реждение вправе разработать и закрепить в Уставе иную шкалу оценивания5. Использование других, произвольных знаков в журналах («4-», «3+» и т.д.), если они не предусмотрены Ус¬тавом, не допускается. При выставлении отметок по итогам четверти (триместра), полугодия Окружной методический центр предлагает руководствоваться следующими общими количе¬ственными нормами: не менее трех отметок в четверти (триме¬стре) и не менее пяти в полугодии. Критерии оценивания учи¬тель вправе разрабатывать самостоятельно6 с учетом требова¬ний стандарта образования, рекомендаций методических структур, но эти критерии должны быть сформулированы, от¬крыты, известны обучающимся и их родителям (во избежание конфликтных ситуаций, источником которых часто является именно непонимание системы оценивания, чувство несправед¬ливости). III. Ответственность педагогических и руководящих работников за ведение классного журнала Ведение классного журнала обязательно для каждого об¬щеобразовательного учреждения ( для каждого учителя, класс¬ного руководителя). Директор общеобразовательного учреждения: • отвечает перед вышестоящими органами управления образованием за правильность оформления журналов, их сохранность; • обеспечивает необходимое количество классных журна¬лов, их хранение, систематический контроль за правиль¬ностью их ведения; • выполняет другие обязанности в соответствии с должно¬стной инструкцией и иными локальными нормативными актами образовательного учреждения. Заместитель директора по УВР: • осуществляет непосредственное руководство системой ра¬боты в образовательном учреждении по ведению класс¬ных журналов и всех других видов используемых журналов; • проводит инструктивные совещания по заполнению класс¬ных журналов обязательно перед началом учебного года и в течение года - по необходимости; • осуществляет систематический (не реже двух раз в чет¬верть) контроль за правильностью оформления журна¬лов в соответствии с планом ВШК, внося соответствую¬щие записи на страницу замечаний, отмечает устране¬ние выявленных нарушений; • обеспечивает качественную замену уроков в случае от¬сутствия учителя; • ведет журнал замены уроков, заполняет табель; • выполняет другие обязанности в соответствии с должно¬стной инструкцией и иными локальными нормативными актами образовательного учреждения. Учитель: • записывает дату (арабскими цифрами, например 30.09), тему каждого урока и домашнее задание (учитель запи¬сывает содержание задания и характер его выполнения, страницу, номера задач или упражнений); объем и сте¬пень сложности задания для обучающегося на каждый учебный день должны соответствовать в части среднего количества времени, необходимого на их выполнение, требованиям СанПиН для данной возрастной группы)9; • регулярно отражает в журнале результаты проверок зна¬ний обучающихся, в том числе проведенных в форме лабораторных, контрольных, самостоятельных работ -в соответствии с требованиями программы; • выставляет отметки по итогам четверти (триместра), полугодия, года после проведения последнего урока в отчетном периоде; • отмечает посещаемость обучающихся на каждом своем уроке (в случае отсутствия ученика ставится «н»); • выполняет другие обязанности в соответствии с должно¬стной инструкцией и иными локальными нормативными актами образовательного учреждения. Классный руководитель: • оформляет журнал на начало учебного года (номенкла¬тура предметов, списки учащихся, ФИО преподавателей (полностью), общие сведения об обучающемся, сведе¬ния о количестве уроков, пропущенных обучающимися, сведения об участии обучающихся в кружках, факульта¬тивных занятиях и других дополнительных занятиях); Рекомендации по отдельным предметам Русский язык и литература Количество контрольных сочинений по литературе в 10-11 классах (из них не менее 50% - классных). 10 класс - 6; 11 класс - 7 (6 + 1 предэкзаменационное). Примечания: 1. За диктант с грамматическим заданием выставляются в жур¬нал две оценки в одну клетку. 2. За изложение или сочинение по русскому языку выставляют¬ся в журнал две оценки в одну клетку на странице «Русский язык». 3. Оценки за сочинение по литературе выставляются в журнал на двух страницах: за содержание - на странице «Литература», за грамотность - на странице «Русский язык» (в дополнительный стол¬бик с указанием «Сочинение»). Тема урока записывается в журнал по факту проведения занятия в соответствии с календарно-тематическим планирова¬нием учителя, составленным на основе нормативных докумен¬тов Министерства образования Российской Федерации. Формулировка темы должна быть конкретной, отражающей проблему, рассматриваемую на уроке. • Физика (по рекомендации МИОО предлагаются следую¬щие примерные нормы контрольных и лабораторных работ). • Иностранные языки 1. Все записи в журнале должны быть на русском языке, кроме разделов грамматики, которые трудно переводимы на русский язык. 2. В журнале должны быть отражены каждый новый раздел, каждая новая тема в рамках раздела, основные развивающие задачи данного урока по видам речевой деятельности. Также следует вести подробную запись содержания уроков повторе¬ния. 3. Контрольных работ должно быть не менее трех в четверти по различным видам речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование). 4. Оценки за контрольные и проверочные работы должны выставляться в колонку, и виды работы, и ее содержание дол¬жны быть отражены в журнале. 5. В соответствующем разделе журнала должно быть отра¬жено содержание домашнего задания с указанием страницы и номеров упражнений, если есть дополнительный источник, то также указать и его. 6. Если ведется несколько журналов по иностранным язы¬кам, они хранятся вместе с основным журналом; классный ру¬ководитель регулярно (раз в четверть) вносит итоговые отмет¬ки в сводную ведомость. • География. Практические работы - неотъемлемая часть процесса обу¬чения географии, выполнение которых способствует формиро¬ванию географических умений в ходе их выполнения. Учитель имеет право выбирать количество и характер прак¬тических работ для достижения планируемых результатов. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагруз¬ки, особенности школы, класса. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета, предполагающего проведение практических работ в ходе почти каждого урока, когда практическая работа является неотъемлемой частью по¬знавательного учебного процесса. В журнале учитель записывает лишь отдельные практичес¬кие работы по своему усмотрению. По предмету «География» контрольных работ не предусмот¬рено, имеют место только практические работы, зачетные ра¬боты и проверочные тесты. • Основы безопасности жизнедеятельности . - Курс ОБЖ с 5 по 9 класс может вестись интегрированно с другими предметами (биология, физическая культура, технология, химия, география). В этом случае на страни¬це основного предмета в соответствии с календарно-тематическим планированием интегрированного курса ря¬дом с записью темы урока делается отметка «интегр. ОБЖ» - 34 часа, а на отдельной странице журнала (без оплаты) записывается: предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», ФИО всех учителей, ведущих дан¬ный курс интегрированно, тема, отмечается посещаемость, выставляются текущие и итоговая (за год) отметки. - Если интеграция осуществлялась несколькими препода¬вателями, то итоговую отметку на основании текущих может выставить классный руководитель - по решению педсовета. - В 10-11 классах ОБЖ ведется в качестве самостоятель¬ного предмета и фиксируется на соответствующей стра¬нице журнала. Нормативные документы, регламентирующие работу с классным журналом в образовательных учреждениях 1. Федеральный закон «Об образовании». 2. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О са¬нитарно-эпидемиологическом благополучии населения». 3. Типовое положение об общеобразовательном учреж¬дении (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 г. № 196, в редакции от 23 декабря 2002 г. № 919). 4. Положение о факультативных занятиях в общеобразова¬тельных школах РСФСР (утверждено Министерством просвеще¬ния РСФСР 3 февраля 1975 г.). 5. Письмо Минобразования России от 9 августа 1996 г. № 1203/11. 6. Письмо Минобразования России от 22 мая 1998 г. № 811/ 14-12 «Об организации преподавания основ безопасности жиз¬недеятельности в общеобразовательных учреждениях России». 7. Методические рекомендации по работе с документами в образовательных учреждениях /Письмо Министерства обра¬зования Российской Федерации от 20 декабря 2000 г. № 03-51/64. 8. СанПиН 2.4.2.-1178-02 «Гигиенические требования к ус¬ловиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (введе¬ны в действие с 1 сентября 2003 г. постановлением Министер¬ства здравоохранения РФ от 28 ноября 2002 г. № 44). 9. Письмо Минобразования РФ от 3 октября 2003 г. № 13- 51-237/13 «О введении безотметочного обучения по физичес¬кой культуре, изобразительному искусству, музыке». 10. Письмо Министерства образования РФ от 30 октября 2003 г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащих¬ся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной меди¬цинской группе для занятия физической культурой». 11. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государ¬ственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 12. Письмо Министерства образования РФ от 21 мая 2004 г. № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребен¬ка при переходе со ступени начального общего образования на основную». Использованная литература 1. Инструктивно-методические рекомендации к 2006/07 учебному году. В 2 ч./ Под ред. Л.Е. Курнешовой - М.: «Школь¬ная книга», 2006. 2. Головина И.В. Директору школы о делопроизводстве. -М.: Сентябрь, 2003. - 176 с. 3. Рогачева ИЛ., Смирнов С.А. Делопроизводство в обще¬образовательном учреждении. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. - 160 с. 4. Фриш Г.Л. Номенклатурная документация общеобразова¬тельного учреждения. - М.: Перспектива, 2002. - 208 с. 5. Моисеев И.А. Ведение классного журнала: Требования и рекомендации. - М.: Чистые пруды, 2005. - 32 с. (Серия «Начальная школа»). 6. Сборник нормативных и методических материалов в по¬мощь преподавателю истории/Под общ. ред. Л.Е. Курнешо-вой. - М.: Новый учебник, 2004. - 432 с. 7. Методические письма о совершенствовании преподава¬ния математики, русского языка, физики, химии, биологии, географии, истории, обществоведения, литературы и инфор¬матики в средней школе. - М.: АПКиПРО, 2004. 8. Методические пособия МИОО о преподавании отдель¬ных предметов в 2006-2007 гг. 9. Журнал «Профильная школа».
Архив »»
|