УТВЕРЖДЕНО
Советом МОУДОД ЦДЮТТ
Протокол от ______________ №
ПОЛОЖЕНИЕ
о детских объединениях Центра детского (юношеского) технического творчества
I. Педагогический коллектив Центра решает задачи создания и развития различных детских объединений обучающихся с учетом современных социальных условий и возможностей, осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к обучению, создания условий для творческого роста воспитанников, их профессионального самоопределения. С целью создания условий для разностороннего развития личности ребенка в Центре разрабатываются и внедряются интеграционные образовательные программы, объединяющие усилия и возможности педагогов различных направлений деятельности.
II. В Центре детского (юношеского) технического творчества могут создаваться следующие детские объединения:
• Учебная группа.
• Двухпрофильная учебная группа.
• Комплексная учебная группа.
• Научно-исследовательская учебная группа.
• Учебная группа переменного состава.
• Учебная группа совместных занятий детей и родителей.
• Школа.
• Студия.
• Клуб.
• Заочный клуб.
• Секция.
• Профильный отряд.
Учебная группа – это группа обучающихся совместно по единой учебной программе в течение определенного времени (учебного года, полугодия, четверти). Здесь в основном могут заниматься учащиеся от 6 до 16 лет. Каждый учащийся может заниматься в одной или нескольких группах. Учебные группы создаются для обучающихся одного возраста или разных возрастов.
В двухпрофильных учебных группах дети обучаются одновременно двум видам деятельности, второй вид деятельности является дополнением к основному. Занятия в таких группах могут проводить: а) два педагога, каждый по своему направлению деятельности; б) один педагог – специалист по двум видам деятельности. Если занятия проводят два педагога, то необходимым условием организации работы является координация их деятельности: совместная разработка учебных программ и планов, составление расписания занятий, взаимопосещение учебных занятий, педагогический анализ результатов совместной работы.
В комплексных учебных группах учащиеся обучаются одновременно трем и более видам деятельности. Занятия проводят несколько педагогов, поэтому необходимым условием организации комплексной учебной группы является координация из деятельности, совместное программирование и подведение итогов образовательного процесса. Комплексные учебные группы создаются с целью знакомства обучающихся с различными областями знаний, науки, техники, искусства для их самоопределения и выбора вида деятельности для дальнейшего обучения, с целью достижения высоких творческих результатов в основном виде деятельности. Например, в клубе юных моряков школьники обучаются морскому делу, информатике и вычислительной технике, плаванию.
Научно-исследовательские учебные группы создаются с целью развития познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, углубленного изучения различных областей науки, техники, искусства, физической культуры; привлечения обучающихся к научно-исследовательской, рационализаторской, изобретательской деятельности; профессионального самоопределения учащихся; для проведения опытной, экспериментальной, исследовательской работы. Воспитанники выполняют поисковые, исследовательские, опытные, экспериментальные работы, разработки новых и совершенствование созданных конструкций, моделей, приборов, технических устройств; изготавливают учебные пособия.
Учебные группы переменного состава организуются не на весь учебный год, а на более короткие сроки: месяц, учебная четверть или полугодие. Такие группы могут создаваться на период школьных каникул; во время летних каникул – на базе лагерей с дневным пребыванием детей и в загородных лагерях школьников. Учебные группы переменного состава создаются с целью осуществления начальной подготовки обучающихся, приобретения ими первоначальных знаний и умений по какому-либо виду деятельности, или с целью проведения массового обучения школьников каким-либо навыкам, а также с целью организации познавательного и полезного досуга детей. Основными видами деятельности при создании групп переменного состава являются: игровая деятельность, декоративно-прикладное творчество, начальное техническое моделирование.
Сквозные учебные группы – это группы, в которых проходят обучение воспитанники других коллективов данного учреждения или его подразделения. Занятия в таких группах способствуют более глубокому и прочному овладению знаний и умений по основному виду деятельности. Например, обучающиеся учебных групп начального технического моделирования посещают занятия по дизайну. В зависимости от образовательных целей и задач занятия в сквозных группах могут проводиться как разовые, так и постоянные, с определенной периодичностью. Поэтому в начале учебного года педагог-руководитель сквозной группы вместе с другими педагогами определяет периодичность занятий и составляет расписание.
Учебные группы совместных занятий детей и родителей создаются с целью укрепления семьи, формирования правильных взаимоотношений и общих интересов детей и родителей, организации семейного досуга, а также с целью развития детей, требующих повышенного внимания, индивидуальной помощи родителей в процессе обучения ребенка. Такие группы организуются при наличии свободных рабочих мест (помимо основного состава воспитанников). В этих группах педагог регулярно проводит родительские собрания, индивидуальные собеседования и консультации, анкетирование родителей, организует совместные дела детей и родителей.
Школа – специализированное учебно-воспитательное учреждение, которое осуществляет специальное образование. В зависимости от учебной программы продолжительность обучения в школе может составлять один год, два и более лет обучения. На базе учреждения дополнительного образования могут быть созданы школы: автошкола, киношкола и т.п.
Заочная школа создается для обучения учащихся, проживающих на территории, расположенной на значительном расстоянии от учебного заведения; для детей-инвалидов, не имеющих возможность посещать учебное заведение; с целью углубленного изучения учебных предметов, подготовки обучающихся в средние специальные и высшие учебные заведения. В течение учебного года обучающиеся выполняют письменные учебные работы и задания, педагоги проверяют и оценивают их, высылают новые задания. В учебном процессе используются различные формы заочного обучения: заочные конкурсы и олимпиады. Руководство школы использует средства массовой информации для знакомства школьников и населения с работой заочной школы; разрабатывает и высылает учащимся памятку об условиях приема и обучения в заочной школе. По окончании заочной школы выпускникам выдается свидетельство, характеристика-рекомендация для поступления в среднее специальное или высшее учебное заведение.
Секция – учебное подразделение в составе какого-нибудь учреждения с определенной специализацией. Например, секция картингистов.
Студия - школа для подготовки специалистов в различных областях искусства. Студия создается с целью развития художественных и творческих способностей обучающихся, выявления ранней одаренности детей. В студии учебные занятия сочетаются с творческой практикой. Специфика обучения в студии заключается в сочетании учебных, экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей, изучение и использование новых приемов в искусстве), практических и производственных (оформление выставок, выпуск печатных изданий) задач. В учебном процессе используются коллективные и индивидуальные формы обучения. Педагоги студии привлекают к проведению занятий представителей творческих организаций и творческую молодежь, преподавателей художественных учебных заведений. Например, фотостудия, студия «Мастерилка».
Клуб – объединение учащихся с общими интересами, созданное для проведения совместных занятий и совместного досуга обучающихся с целью их разностороннего развития и для более массового привлечения школьников к работе клуба. Например, клуб космонавтики, моряков, юных мастеров. В клубе занимаются обучающиеся разного возраста, объединенные в секции или учебные группы. Члены клуба могут заниматься в одной или нескольких секциях (учебных группах).
Клуб работает на основе положения (устава), которое утверждается общим собранием членов клуба и отражает: цели и задачи, структуру клуба, традиции, основные направления деятельности, права и обязанности членов клуба, материально-техническую базу клуба.
В течение учебного года деятельность клуба осуществляется на основе перспективного и календарного планов работы, которые обсуждаются и утверждаются общим собранием членов клуба.
Клуб – самодеятельная организация, где педагогическое руководство сочетается с самоуправлением учащихся. Работой клуба руководит Совет клуба, избираемый на собрании членов клуба. С целью сплочения коллектива учащихся в клубе создаются и развиваются традиции. Клуб может иметь свои отличительные символы и атрибуты: название, девиз, песню, эмблему, значок, форму.
Заочный клуб – создается для школьников, проживающих на территории, расположенной на значительном расстоянии от учебного заведения, для детей-инвалидов; с целью развития познавательных интересов, формирования у детей умения самостоятельно учиться и работать, организации свободного времени школьников. Членами заочного клуба могут быть отдельные учащиеся, детские коллективы: группы продленного дня и классы общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов; семьи. Члены клуба выполняют и присылают в клуб различные задания по профилю работы клуба. Содержание заданий может включать обучение знаниям и умениям по различным направлениям деятельности: познавательной, трудовой, спортивной, игровой; стимулировать участие членов клуба в общественно полезных делах. По итогам выполнения заданий проводится поощрение и награждение членов клуба, успешно выполнивших задание.
Профильный отряд –
1) группа учащихся, организованная для совместной работы по какому-либо направлению деятельности;
2) группа учащихся, организованная для совместного выполнения какого-либо задания.
Профильные отряды создаются с целью профориентации учащихся, развития самостоятельности и инициативы, организаторских умений и навыков, приобретения практического опыта участия в социальных программах и общественно полезной работе. Например, отряд юных инспекторов дорожного движения, отряд юных пожарников, отряд юных друзей пограничников.
|