182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д.13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
Центр детского (юношеского) технического творчества
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
«Телефон доверия» Администрации города Великие Луки (+7 (81153) 3-64-47).

Телефон Управления образования Администрации города Великие Луки для обращения по вопросам противодействия коррупции (+7 (81153) 5-40-17).

   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / Образовательные программы /
      Информационные технологии

Пояснительная записка

Содержание программы «Информационные технологии» направлено на создание условий для развития, личности ребенка, обеспечение эмоционального благополучия подростков, на интеллектуальное и духовное развитие его потенциала, развитие мотивации, личности к познанию и творчеству, на овладение знаниями и навыками в области информационных технологий. Предметом изучения в данном курсе является программное обеспечение современного компьютера. Аппаратная часть, комплектующие изделия и вопросы сборки и наладки компьютеров не изучаются.

В век всеобщей компьютеризации информационная грамотность подростков обеспечивает им успешную адаптацию в социуме. Программа охватывает целый ряд областей человеческой деятельности, для успешной работы в которых знание современного компьютера является необходимостью. В соответствии с положением национального проекта «Образование» о профильном обучении усилена профориентационная составляющая программы.

В курс обучения внесено изучение программ, связанных с дизайном, графикой, аудио и видеомонтажом, анимацией и версткой текст. Пройдя основной курс информационных технологий, изучаемых в соответствии с этой программой, ребенок получает возможность определить, к какой области он имеет наибольшую склонность, тем самым облегчается выбор его следующей профессии. Новизна программы заключается в том, что знания по теории информационных технологий воспитанник получает в контексте применения данного понятия, т.е. она дает возможность детям в течение 6 лет изучать теоретические вопросы в их деятельно-практическом аспекте.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ.

 Контингент учащихся.  Оптимальным для начала освоения информационных технологий как науки с присущими ей понятиями и специфической терминологией является возраст 11-12 лет (6-7-е классы общеобразовательных школ). В этом возрасте ребенок уже может освоить азы компьютерной грамотности как науки с присущими ей понятиями и специфической терминологией. До этого возраста обычно общается с компьютером на интуитивном уровне, пользуясь встроенными подсказками и механически повторяя привычную последовательность действий. Для этого возрастной категории (дети 9-10 лет) в программе предусмотрен годовой подготовительный курс. На подготовительный курс принимаются дети в возрасте 9-10 лет, форма занятий групповая, количество детей в группе 12-15 человек.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. На основной курс принимаются дети в возрасте от 11 до 18 лет, форма занятий групповая, количество детей в группе на 1-2 годах обучения 12-15 человек, на 3-5 –м годах обучения в связи с естественным возможным отсевом 8-15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Подход к распределению учебного материала.

Освоение информационных технологий имеет два уровня: исполнительский и творческий. Исполнительный уровень – это знание технических приемов, позволяющее выполнить работу по однозначно сформулированному заданию. Этот уровень не предполагает самостоятельного принятия решений и требует только четкого соблюдения заданных требований. Творческий уровень – это умение самостоятельно, качественно и в полном объеме выполнить работу на данную тему без четко сформулированных требований заказчика. Информационное творчество заключается в умении:

• самостоятельно подобрать исходный материал для работы (текстовый, числовой, графический, звуковой, видео), использовать разные источники информации, в умении им найденного материала отобрать главное и отбросить второстепенное;

• самостоятельно распределить отобранный материал на территории информационного изделия: по страницам текстового документа, по слайдам, по частям рисунка, по листам электронной таблицы, поWeb- страницам и т.д;

• учитывать восприятие работы зрителем или заказчиком; благоприятное сочетание цветов, наилучшее для привлечения зрителя сочетание графики, текста и звука, удобство просмотра, использования или управления информационным изделием;

• видеть и избегать небрежностей, ухудшающих качество работы; нарушение пропорций изображения, ступенчатый текст возле иллюстрации, резкий обрыв звукового сопровождения и т.д.;

Любая самостоятельная работа рассматривается в двух точек; техническая и творческая. Хорошая техника без творческого подхода не может обеспечить высокого качества информационного изделия.

Основные направления содержания образования.

• выработка практических навыков для решения конкретных задач;

• развитие творческого потенциала учащихся;

• формирование языковых навыков. Наибольшее внимание в курсе информационных технологий уделяется приемам работы в системе Windows, офисному программному обеспечению, работе с графикой и телекоммуникациям.

Вся обширная область информационных технологий разбита на отдельные блоки:

• Операционная система Microsoft Windows

• Основы компьютерной графики

• Текстовой редактор Microsoft Word

• Подготовка презентаций

• Электронные таблицы Microsoft Excel

• Основы Интернет и разработка Web-сайтов

• Графический редактор CorelDraw

• Графический редактор Photoshop

• Издательские системы Microsoft Publisher и Adobe Page Maker

• Видеоредактор Adobe Premiere.

Сроки и этапы реализации программы.

Возможность и готовность ребенка к обучению компьютерной науке, смена акцента с игровых интересов на образовательные у каждого ребенка формируются в разном возрасте. С учетом этого программа содержит два курса: подготовительный курс и основной курс. Подготовительный курс рассчитан на детей в возрасте 9-10 лет, основной курс рассчитан в основном на детей в возрасте 11-15 лет, которые обладают реальной возможностью длительного и глубокого освоения информационных технологий в достаточно широком спектре программных приложений. В зависимости от уровня предварительной подготовки по результатам индивидуального собеседования ребенок может быть зачислен на 1-й, либо на 2-й год занятий по данному курсу. Подготовительный курс не является обязательным.

Продолжительность обучения 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (всего 76 часов). Выдача какого-либо документа о завершении этого курса не предполагается. Основной курс длится 5 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (76 часов ежегодно).

В течение первых 4-х лет ребенок осваивает программу, ежегодно выполняет промежуточные зачетные и годовые авторские работы. В течение этого года учащиеся, желающие пройти итоговую аттестацию и получить сертификат о дополнительном образовании, готовят свои выпускные работы, защищают их, изучают теоретический материал и сдают внутренний экзамен. По результатам защиты авторских работ и внутреннего экзамена решается вопрос об их допуске к итоговой аттестации на сертификат. 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:  Основная цель данной программы – подготовка квалифицированного пользователя современного персонального компьютера.

Квалификация пользователя определяется:

• культурой общения с компьютером, его использования как мощного информационного инструмента не только для работы, но и для общения;

• творческим подходом к разработке информационных изделий;

• широтой теоретического и практического кругозора;

• уровнем развития языковых навыков;

Для достижения этой цели необходимо решить задачи:

• обучающие: научить ребят осмысленным действиям, направленным на решение с помощью компьютера конкретных информационных, документальных, художественных и других задач, обучить детей практическим навыкам пользовательской работы на компьютере, обеспечить теоретическую базу, необходимую для осмысления выполняемых действий;

• воспитательные: сформировать у ребенка культуру общения и поведения в коллективе, умение слушать собеседника или педагога, стимулировать стремление к здоровому образу жизни;

• развивающие: сформировать у ребенка навыки самостоятельного принятия решений, стимулировать творческий подход к решению поставленных задач; развить умение и стремление к объективной самооценке.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:  К концу подготовительного курса учащийся будет уметь, запускать программы, работать с окнами, создавать несложные изображения к программе Paint, вводить текст и менять его внешний вид, работать с фрагментом текста, вставлять иллюстрации и текст, выполнять простейшую обработку звука, создать несложные слайдфильмы, решать с помощью электронных таблиц арифметические задания. Учащийся будет знать название и назначение основных элементов пользовательского интерфейса, основные правила ввода и редактирования текста, назначение электронных таблиц.

К концу 1-го года занятий по основному курсу учащийся будет уметь:

• работать с информацией в системе Windows (запускать программы, управлять окнами, работать с дискетой, выполнять основные операции с файлами, сохранять работу на жестком диске).

• пользоваться инструментами графического редактора;

• вводить, редактировать, форматировать и иллюстрировать текст, сохранять его, вставлять таблицы в текстовый документ;

• проводить несложные расчеты в электронных таблицах Excel и строить круговые диаграммы и гистограммы;

• пользоваться электронной почтой, осуществлять поиск информации в Интернет;

• выполнять простейшие операции по обработке звуковой информации; • создавать слайдфильмы.

Учащийся будет знать:

• правила ввода, редактирования и форматирования текста;

• виды компьютерной памяти и их особенности;

• единицы измерения информации и их физический смысл;

• основные понятия Интернета;

• правила проведения числового расчета в электронных таблицах.

К концу 2-года занятий учащийся будет уметь:

• применять технологические приемы работы с графикой и текстом;

• самостоятельно подготовить текстовый документ и выполнить его форматирование в соответствии с современными требованиями документального дизайна;

• найти в Интернете нужную ему информацию;

• работать с такими популярными программами, как PROMT, Total Commander, WinZip и WinRar и др.

• проводить расчеты в электронных таблицах с применением абсолютных и относительных ссылок и логических функций, строить разного типа графики и диаграммы;

• готовить презентационные доклады;

• применять эффекты по обработке звука и выполнять звукомонтажные работы.

Учащийся будет знать:

• виды компьютерной графики и их особенности;

• принцип работы сканера;

• назначение и основные возможности текстовых редакторов;

• свойства компьютерного звука;

• этапы оформления текстового документа;

• виды ссылок.

 К концу 3-года занятий обучающийся будет уметь:

• создавать изображения с помощью графических редакторов CorelDraw и PhotoShop;

• пользоваться эффектами и фильтрами для обработки изображений, применять основные рисующие и редактирующие инструменты этих редакторов, создавать графические коллажи и монтажи;

• создавать анимированные изображения;

• создавать Web-сайт с помощью программы FrontPage и опубликовать его в Интернете. 

Обучающийся будет знать:

• основные понятия компьютерной графики;

• графические примитивы и операции с ними;

• назначение и возможности графических редакторов CorelDraw и PhotoShop.

К концу 4-го года занятий учащийся будет уметь:

* работать с редактором формул, создавать свой стиль символа и абзаца, создавать текст в несколько колонок, создавать макросы, электронные формы;

* создавать публикации (типа визитной карточки, календаря, листовки, брошюры) с помощью Adobe Page Maker;

* работать с видеоклипами с помощью программы Adobe Premiere.

Учащийся будет знать:

• назначение программ компьютерной верстки;

• основные понятия видеомонтажа.

К концу 5-го года занятий учащийся:

• освоит теоретические основы информационных технологий;

* выполнит итоговые авторские работы;

• сдаст итоговую аттестацию по теоретическим и практическим основам информационных технологий.

Виды контроля и механизм оценки достижений воспитанников.

В процессе обучения применяются следующие виды контроля:

1. Вводный контроль в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного. Вводный контроль может заключаться как в форме устного опроса, так и в форме выполнения практических заданий;

2. Текущий контроль в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологических правил решения научаемой задачи.

3. Тематический контроль по завершении изучения данного раздела программы. Проводится в форме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.

4. Годовой контроль в форме выполнения годовых авторских работа по изученным в течение года разделам программы.

5. Итоговый контроль по окончании изучения всей программы.

Основными критериями оценки достигнутых результатов всей программы считаются:

• самостоятельность работы;

• осмысленность действий;

• разнообразие освоенных задач.

После прохождения каждого крупного раздела или части программы учащиеся сдают зачет в форме индивидуальных зачетных работ. Оценка зачетных работ производится, как правило, в форме их коллективного просмотра с обсуждением их достоинств и недостатков. В конце каждого года занятий учащиеся выполняют авторские работы. По завершении программы обучения они сдают итоговый зачет, состоящий из защиты авторских работ и экзамена по теории и практике информационных технологий в соответствии с программой курса. Способ оценки – как правило, устный. При наложении оценки преподаватель отмечает недостатки выполняемой работы, по основной акцент делает на ее достоинства, чтобы у ребенка сформировалась ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков. По уровню освоения программного материала результаты достижений ребят условно подразделяются на низкий и высокий уровни. Принимая во внимание, что каждый изучаемый учащимися программный продукт относительно автономен для решения или информационных, или документальных, или художественных, или числовых задач, а иногда и их совокупность, а также, что данный ребенок может проявить особую одаренность в сфере решения конкретных задач или, наоборот, испытывать затруднения в области этих задач, целесообразно иметь конкретные критерии по каждому программному продукту.

Учебно-тематический план подготовительного курса

№ тема Теория/Практика/Всего 1. Вводное занятие, техника безопасности 

1/1/2 2. Начальные сведения 2/6/8 3. Работа с графикой 2/12/14 4. Работа с текстом 2/12/14 5. Работа со звуком 0/4/4 6. Создание презентации 1/11/12 7. Работа с числовой информацией 2/10/12 8. Итоговое занятие 0/2/2 9. Участие в массовых мероприятиях Центра 0/8/8 Итого 10/66/76 Содержание Вводное занятие. Назначение и области использования компьютерной техники. Знакомство с программой курса. Органы управления компьютером. Компьютер и здоровье. Техника безопасности при работе на компьютере. Начальные сведения. Содержание экрана компьютера. Понятие объекта. Значок и ярлык. Смена фона. Практика: закрепление навыков работы с мышкой. Контекстное меню. Способы открытия объекта. Окно, составные части окна. Управление окном. Размещение окон. Способы закрытия окна. Главное меню.

Практика: закрепление навыков работы с объектами и меню. Работа с графикой. Графические редакторы. Редактор Paint. Панель инструментов. Меню. Палитра. Окно выбранных цветов. Инструменты рисования. Практика: отработка умения пользования рисующими инструментами, самостоятельная работа на развитие творческого воображения. Надписи. Установка размера шрифта. Инструменты выделения фрагмента рисунка. Операции с фрагментом. Практика: отработка умения работы с фрагментом рисунка; самостоятельная работа на развитие творческого воображения. Буфер обмена и команды для работы с ним. Создание папки. Сохранение рисунка. Понятие файла. Объединение изображений. Практика: отработка умения работы с буфером обмена и сохранения рисунка. Работа с текстом. Текстовые редакторы. Редактор Блокнот. Редактор WordPad. Курсор. Практика: отработка навыков ввода текста. Масштаб изображения документа на экране. Клавиша Shift. Понятие шрифта. Размер и цвет шрифта. Начертание. Вид шрифта. Правила редактирования текста. Практика: редактирование текста, понятие абзаца. Виды абзацев. Правила ввода текста. Способы выделения фрагмента текста. Операции с фрагментом текста. Практика: отработка навыков ввода стихотворного и прозаического текста и операций с фрагментами текста. Параметры страницы. Установка полей и ориентации бумаги. Красочная рамка. Заголовки WordArt. Автофигуры. Вставка иллюстрации. Операции с иллюстрацией. Практика: подготовка поздравительной открытки. Работа со звуком. Программа WaveLab. Звукозапись. Запись с микрофона. Воспроизведение. Сохранение работы. Практика: работа с программой. Звукозапись. Программа. Меню и стерео. Выделение фрагмента. Вывод фрагмента в отдельное окно. Выведение и затухание. Регулировка уровня. Практика: отработка навыков работы со звуковым редактором. Создание презентации. Программа PowerPoint. Понятие слайда и слайдфильма. Способы заливки фона слайдов. Вставка иллюстрации. Операции с иллюстрацией. Вставка надписи. Оформление текста надписи. Размещение текста и графики. Применение WordArt. Практика: подготовка озвученных открыток. Эффекты анимации. Эффекты входа объекта. Эффекты выхода объекта. Эффекты выделения. Пути перемещения объекта. Подключение звукового сопровождения. Практика: закрепление навыков создания слайдов с анимацией объектов. Определение длительности слайда. Настройка смены слайда. Создание слайдфильма. Практика: создание слайдфильма, самостоятельная работа на закрепление навыков и развитие творческого воображения. Работа с числовой информацией. Программа Excel. Назначение. Книга, лист, ячейка, диапазон. Выделение, ввод чисел и текста. Автовыравнивание. Ввод формулы. Практика: повторение и закрепление умений ввода информации в ячейки. Решение арифметических примеров и задач. Форматирование таблицы. Объединение ячеек. Перенос по словам. Практика: повторение правил ввода и закрепление умений проведения расчета. Листограмма и ее форматирование. Круговая диаграмма и ее форматирование. Практика: закрепление умений построения и форматирования диаграмм. Итоговое занятие: Обзор пройденного. Достижения и неудачи. Планы на следующий учебный год. Участие в массовых мероприятиях Центра.

 Учебно-тематический план основного курса.

1-й год занятий. № тема Теория/Практика/Всего часов 1 Вводное занятие. Техника безопасности 1/1/2 2 Основы работы на ПК 4/16/20 3 Компьютерный звук 2/4/6 4 Подготовка презентаций 1/9/10 5 Интернет 2/4/6 6 Электронные таблицы Microsoft Exsel 2/10/12 7 Выполнение годовых итоговых работ 0/10/10 8 Итоговое занятие 0/2/2 9 Участие в массовых мероприятиях Центра 0/8/8 Всего 12/64/76 Содержание: Вводное занятие. Обзор пройденного за 1-й год занятий. Новости компьютерной техники за прошедший год.

Знакомство с программой 2-го года занятий. Техника безопасности при работе на компьютере. Основы работы на персональном компьютере. Составные части ПК и их назначение. Содержание экрана. Смена фона рабочего стола. Контекстное меню. Основные инструменты Paint. Создание рисунка. Окно. Составные части и назначение. Операции с окном. Размещение нескольких окон. Установка размера рабочего поля. Инструменты: Карандаш и Кисточка. Формы Кисточки. Заставка, ее назначение и установка. Практика: закрепление основных навыков работы в программе Paint и управление окнами. Тестовый редактор Word. Масштаб изображения документа. Ввод текста. Способы выделения фрагмента текста. Операции с фрагментом текста. Выделяющие инструменты в Paint. Операции с фрагментом рисунка. Практика: закрепление навыков правильного ввода текста и работы с фрагментами рисунка. Клавиатура. Группы клавиш. Клавиши Shift и CapsLock. Свойства клавиатуры. Язык ввода и его смена. Расстановка пробелов и знаков препинания. Редактирование текста. Инструменты Кривая и Лупа. Практика: закрепление навыков редактирования текста. Понятие абзаца текста. Виды абзацев. Правила ввода абзаца. Непечатаемые знаки. Надпись в Paint. Размер шрифта в надписи. Практика: закрепление навыков ввода и редактирования текста. Виды компьютерной памяти. Магнитные диски и их виды. Хранение информации на поверхности магнитного диска. Компакт диска и их виды. Хранение информации на поверхности компакт диска. Буфер обмена. Практика: работа на применение буфера обмена. Понятие информации. Количество информации. Бит. Единицы измерения информации. Параметры страницы в Word. Свойства абзаца. Отступы и выравнивание. Интервалы. Междустрочное расстояние. Практика: работа на форматирование абзацев текста. Файл и его имя. Создание папки. Операции с файлами. Шрифты и их свойства гарнитура, размер, начертание, цвет. Иллюстрирование текста WordArt. Автофигуры. Команды сохранения работы. Практика: создание титульного листа и применение процедуры быстрого оформления текстового документа. Вставка таблицы в текст. Форматирование таблицы. Практика: закрепление навыков создания и форматирования таблиц в Word. Компьютерный звук. Звуковые форматы wav, mp3, mid. Звукозапись, вставка звука. Звуковые эффекты. Практика: работа с программой Звукозапись. Программа WavelLab. Звуковой фрагмент. Буфер обмена. Выведение и затухание. Регулировка уровня. Сохранение звука. Практика: работы на выделение, обработку и сохранение фрагмента звукового клипа. Подготовка презентаций. Программа. PowerPoint. Фон слайда. Вставка и редактирование графики. Вставка надписи. Применение буфера обмена. Форматирование надписи. Анимация объектов. Подключение звукового сопровождения. Сортировка слайдов. Настройка смены слайдов. Практика: создание слайдфильма. Интернет. Основные понятия Интернет: сервер, сеть, канал связи, провайдер, модем www web- страница, сайт,…e-mail. Поисковые системы. Поиск информации. Скачивание текста и графики. Практика: работа на поиск и скачивание текстовой и графической информации. Электронная почта. Регистрация в WEB-ПОЧТЕ…. Практика: создание почтового ящика, получение и отправка электронной корреспонденции. Электронные таблицы Microsoft Excel. Окно программы. Книга. Лист. Ячейка. Фрагмент. Формулы. Автовыравнивание. Перенос по словам. Объединение ячеек. Арифметические расчеты. Автосумма. Денежный формат. Форматирование таблицы. Практика: проведение расчета зарплаты. Гистограмма и ее форматирование. Круговая диаграмма и ее форматирование. Практика: проведение расчета рабочего времени. Функция СЧИТАТЬ ПУСТОТЫ. Функция СРЗНАЧ, ОКРУГЛ. Практика: проведение расчета школьной успеваемости. Выполнение годовых итоговых работ. Практика: подготовка рисунка, форматирование и иллюстрирование текстового документа, создание и форматирование таблицы в Word, создание и настройка озвученного слайдфильма, создание звукового клипа, поиск информации в Интернете, проведение расчета в Excel. Итоговое занятие. Обзор пройденного. Достижения и неудачи. Планы на следующий учебный год. Участие в массовых мероприятиях Центра. 

2-й год занятий.  № тема Теория/Практика/Всего часов 1 Вводное занятие. Техника безопасности 1/1/2 2 Повторение пройденного 2/4/6 3 Компьютерная графика 2/6/8 4 Обзор популярных программ 1/5/6 5 Текстовый редактор Microsoft Excel 2/10/12 6 Звуковой редактор WaveLab 1/3/4 7 Презентации 1/7/8 8 Электронные таблицы Excel 1/9/10 9 Выполнение годовых итоговых работ 0/10/10 10 Итоговое занятие 0/2/2 11 Участие в массовых мероприятиях Центра 0/8/8 Итого 11/65/76 Содержание Вводное занятие. Обзор пройденного за 1-й год занятий. Новости компьютерной техники за прошедший год. Знакомство с программой 2-года занятий. Техника безопасности при работе на компьютере. Повторение пройденного. Файловая система. Буфер обмена. Excel. Интернет. Web-почта. PowerPoint. Практика: выполнение работ на повторение и закрепление пройденного. Компьютерная графика. Цветовые модели. RGB и СМYК. Цветовые палитры. Растровая и векторная графика. Редактирование ClipArt. Практика: редактирование изображений из коллекции ClipArt. Программа Microsoft PhotoEditor. Обрезка. Размытие, Резкость. Баланс цветов. Эффекты. Ретуширование изображения. Практика: закрепление навыков обработки и ретуширования изображений. Программа ACDSee. Интерфейс. Свойства изображения. Редактирование изображений. Коллаж. Практика: создание коллажа. Сканер. Принцип работы. Настройка. Процедура сканирования. Оптическое распознавание текста. Программа Fine Reader. Цифровой фотоаппарат. Практика: закрепление навыков работы со сканером. Обзор популярных программ. Переводчик PROMT. Направление перевода. Применение буфера обмена. Практика: работа с программой переводчиком. Архивация и разархивация. Архиваторы WinZip WinRa R. Практика: работа с архивами. Формат pdf. Программы Acrobat Reader и Acrobat Standard. Понятие файлового менеджера.Norton Commander. Total Commander. Практика. Поиск и скачивание из Интернет pdf-документов, знакомство с файловыми менеджерами. Текстовый редактор Microsoft Word. Формат абзаца. Передача формата через Enter. Формат по образцу. Фрагмент текста. Регистр фрагмента. Колонтитулы и их форматирование. Преобразование текста в таблицу и таблицы в текст. Сортировка данных в таблице. Практика: работа с таблицами. Разрыв строки. Разрыв страницы. Разделы документа. Практика: работа с разрывами. Способы выделение слова, строки, предложения, абзаца, всего текста. Полоса выделения. Межбуквенный интервал. Буквица. Нумерованный список. Маркированный номер. Смена маркера. Многоуровневый список. Форматирование списка. Практика: работа со списками. Расстановка переносов. Уровни абзацев. Подготовка оглавления с помощью табуляторов. Практика: работа по созданию оглавления. Практика: работа по полиграфическому оформлению документа. Звуковой редактор WaveLab.Свойства звука. Дискретизация. Запись с микрофона. Микширование с помощью буфера обмена. Преобразование частоты дискретизации. Звуковой монтаж. Практика. Работа по звуковому монтажу. Презентации. Виды презентаций и их особенности. Подбор материалов для презентационного доклада. Распределение материала по слайдам. Подготовка текста доклада. Практика: публичное чтение докладов. Применение гиперссылок. Практика: создание интерактивной презентации. Электронные таблицы Excel. Формулы и функции. Формулы с вложенными функциями. Копирование числовой и текстовой ячейки. Копирование формулы. Относительные ссылки. Абсолютные ссылки. Смешанные ссылки. Гистограмма в один ряд и в несколько рядов. Функции СЧЕТЕСЛИ, СУММЕСЛИ. Сортировка данных. Практика: проведение расчета с применением ссылок разного вида. Построение графиков. Практика: графическое решение системы уравнений. Выполнение годовых итоговых работ. Практика: полиграфическое оформление текстового документа, создание интерактивной презентации, звуковой монтаж, обработка изображения, проведение расчета в Ехсеl. Итоговое занятие. Обзор пройденного. Достижения и неудачи. Планы на следующий учебный год. Участие в массовых мероприятиях Центра. 

3-й год занятий.  3 тема Теория/Практика/Всего часов 1 Вводное занятие. Техника безопасности 1/1/2 2 Повторение пройденного 2/6/8 3 Графический редакторCorelDRAW 11/3/14 4 Выполнение зачетных работ 0/4/4 5 Графический редактор PhotoShop 4/12/16 6 Выполнение зачетных работ 0/4/4 7 Создание –Web узла 2/8/10 8 Выполнение авторских работ 0/8/8 9 Итоговое занятие 0/2/2 10 Участие в массовых мероприятиях Центра 0/8/8 Итого 12/64/76 Содержание Вводное занятие. Обзор пройденного за 2-й год занятий. Новости компьютерной техники за прошедший год. Знакомство с программой 3-года занятий. Техника безопасности при работе на компьютере. Повторение пройденного. Сканирование. Этапы оформления документа в Word. Проведение расчета в Excel. Презентация. Практика: выполнение работ на повторение и закрепление пройденного. Графический редактор CorelDRAW. Векторный объект. Вставка символа. Операции с векторным объектом: масштабирование, перемещение, поворот, скашивание, копирование. Цвет и толщина контура. Палитра. Выделение объектов. Группировка и разгруппировка. Режимы просмотра. Практика: редактирование векторного изображения с помощью узлов. Геометрические параметры. Прямоугольник. Скругление углов. Окружность, сектор, дуга. Многоугольники и звезды. Кривые и отрезки. Инструмент. Свободная рука. Решетки Стопка объектов. Стандартные автофигуры. Практика: работа с геометрическими примитивами. Художественный текст. Его размещение вдоль кривой. Простой текст и его перетекание. Практика: работа с простым и художественным текстом. Цветовые палитры. Заливки и контуры. Оболочка. Искажение. Перспектива. Тень. Выдавливание. Перетекание. Контур. Линза. Практика: Редактирование векторных изображений с помощью эффектов Выполнение зачетных работ. Практика: работы на повторение и закрепление пройденного. Графический редактор PhotoShop. Палитры. История. Размер изображения и холста. Средство регулировки масштаба. Средства прокрутки. Цветовые каналы. Цветоделение изображения. Цветовые модели RGB, CMYK и CMY. Индексированный цвет. Практика: работа на редактирование индексированной палитры. Инструменты простого выделения. Лассо и магнитное лассо. Волшебная палочка. Суммирование выделения. Альфа-канал. Практика: работа с выделяющими инструментами. Растушевка. Практика: работа на применение растушевки. Трансформация выделенной области. Инструменты. Карандаш и Кисть. Заливка штампом и градиентом. Практика: работа на применение заливок. Регулировка цветовых уровней. Регулировка яркости и контраста. Регулировка оттенков и их насыщенности. Ластики. Штамп образца. Создание нового штампа. Практика: работа на цветовую обработку изображения. Клонирование пикселей и его применение. Практика: создание коллажа с помощью клонирования пикселей. Практика: ретуширование старой фотографии. Преобразование выделенной области в отдельный слой. Прозрачность слоя. Копирование слоя в другое изображение. Трансформация содержимого слоя. Практика: создание коллажа с применением слоев. Простой текст и его трансформация. Фигурный текст и его трансформация. Практика: работа с простым и фигурным текстом. Фильтры для подчистки изображения. Фильтры для создания эффекта быстрого движения. Усиление резкости. Эффект скручивания. Эффект цветовой дымки. Эффект кривого зеркала. Практика: работа на обработку изображения с помощью фильтров. Принцип анимации. Практика: создание анимированного изображения. Выполнение зачетных работ. Практика: работы на повторение и закрепление пройденного. Создание Web-узла с помощью Microsoft FrontPage. Структура сайта. Домашняя страница. Гиперссылки. Фоновый рисунок и его прозрачность. Заголовочный рисунок, сохранение для Web. Вставка таблицы. Толщина и цвет страниц. Заливка ячеек. Создание бегущей строки. Разработка навигационных кнопок. Вставка графики. Создание новой страницы. Режим Переходы. Добавление закладки. Добавление гиперссылки. Практика: разработка Web-сайта. Поиск хостинг-сервера. Регистрация на хостинг-сервере. Практика: публикация Web сайта в Интернете. Выполнение авторских работ. Практика: выбор тематики авторских работ, подбор исходного материала, создание векторного изображения, ретуширование фотографии, создание анимированного изображения, разработка и публикация Web-сайта. Итоговое занятие: Обзор пройденного. Достижения и неудачи. Планы на следующий учебный год. Участие в массовых мероприятиях Центра.

4-й год занятий.  № тема/Теория/Практика/Всего часов 1 Вводное занятие. Техника безопасности. 1/1/2 2 Текстовый редактор Microsoft Word 3/15/18 3 Издательская системаAdobe PageMaker 2/10/12 4 Выполнение зачетных работ 0/8/8 5 Видеоредактор Adobe Premiere 4/18/22 6 Выполнение зачетной работы 0/4/4 7 Итоговое занятие 0/2/2 8 Участие в массовых мероприятиях Центра 0/8/8 итого 10/66/76 Содержание Вводное занятие. Обзор пройденного за 3-й год занятий. Новости компьютерной техники за прошедший год. Знакомство с программой 4-го года занятий. Техника безопасности при работе на компьютере. Текстовый редактор Microsoft Word. Этапы подготовки документа. Практика: работа на оформление текстового документа. Редактор формул. Практика: работа на подготовку и редактирование формул. Понятие стиля. Стиль абзаца. Стиль символа. Автоформат. Поиск и замена фрагмента. Нумерация строк. Примечания. Виды сносок. Вертикальное выравнивание текста на странице. Фон документа. Буфер обмена Office ХР. Вставка и специальная вставка. Графическая сетка. Замена при вводе и автозамена при вводе. Многоколонный текст. Практика: работа на создание многоколонного текста. Макросы. Создание макроса. Электронные формы. Практика: работа на разработку электронной формы. Автосохранение документа. Редактирование панели инструментов. Создание новой панели. Издательская система Adobe Page Maker. Пользовательский интерфейс. Панели инструментов. Палитры. Графические примитивы и их редактирование. Копирование примитива. Страницы – шаблоны. Нумерация страниц. Текстовые блоки. Операции с текстовыми блоками. Форматирование абзаца. Направляющие. Вставка графики. Обтекание. Загрузка текста. Стили. Колонки. Оформление заголовков. Графические фреймы. Текстовые фреймы. Практика: верстка листовки. Практика: верстка буклета. Практика: верстка брошюры. Выполнение зачетных работ. Практика: выбор темы, подбор текстовых и графических исходных данных, оформление материала в виде документа Word и брошюры, сверстанной в PageMaker. Видеоредактор Adobe Premiere. Интерфейс. Окно. Проект. Окно. Источник. Монтажный стол. Стили показа видео и аудио–дорожек. Параметры проекта. Импорт исходных данных. Форматы исходных данных. Согласование клипов. Регулировка масштаба времени. Длительность клипа. Обрезка клипа. Наложение клипов. Прозрачность. Эффекты перехода. Цветовая коррекция клипа. Эффект разделенного экрана. Наложение и анимация неподвижного изображения. Работа со звуком. Регулировка уровня громкости. Аудиоэффекты. Создание титров. Сохранение смонтированного фильма. Практика: монтаж видеоклипа. Практика: самостоятельная работа на видеомонтаж. Практика: захват кадров с помощью программ VideoMach VirtualDub Практика: конвертирование и расщепление видео с помощью программы Power Video Converter. Практика: видеомонтаж и сохранение саундтрека с помощью программы VideoMach. Выполнение зачетной работы. Практика: монтаж видеоклипа и захват кадров. Итоговое занятие: Обзор пройденного. Достижения и неудачи. Планы на следующий учебный год. Участие в массовых мероприятиях Центра.

5-й год занятий.  № Тема Теория/Практика/Всего часов 1 Вводное занятие. Техника безопасности 1/1/2 2 Повторение пройденного за курс занятий 6/18/24 3 Подготовка авторских работ 0/24/24 4 Консультация. Подготовка к итоговой аттестации 0/14/14 5 Итоговая аттестация 0/4/4 6 Итоговое занятие 0/2/2 7 Участие в массовых мероприятиях Центра 0/6/6 Итого 7/69/76 Содержание Вводное занятие. Обзор пройденного за курс занятий. Новости компьютерной техники за прошедший год. Знакомство с программой 5-го года занятий. Техника безопасности при работе на компьютере. Повторение пройденного за курс занятий. Microsoft Word. Этапы оформления текстового документа, формат текста, таблицы, иллюстрации, редактор формул, электронные формы. Критерии оценки. Практика: выполнение работ в Word PowerPOINT виды презентации, содержание слайдов, анимация, звуковое сопровождение, критерии оценки. Практика: выполнение работ PowerPoint Microsoft Excel формулы, функции, ссылки, диаграммы, критерии оценки. Практика: выполнение работ в Excel. CorelDRAW. Инструменты, эффекты, критерии оценки. Сканирование изображения, распознавание текста. Практика: выполнение работ в CorelDRAW PhotoShop: инструменты, слои, фильтры, цветовая обработка, анимация. Практика: выполнение работ в PhotoShop. Электронная почта. Всемирная паутина. Поисковые системы. Практика: выполнение работ в Интернете. Свойства звука. Аудиомонтаж в одном окне и на монтажном столе. Практика: выполнение работ по звуковому монтажу FrontPage: страницы, гиперссылки, дизайн, публикация. Видеомонтаж, проект, клипы, операции с клипами, видео и аудио эффекты. Практика: выполнение работ во FrontPage. PageMaker загрузка текста, вставка иллюстраций, шаблоны. Практика: выполнение работ в PageMaker. Подготовка выпускных авторских работ. Выбор авторских работ, подготовка исходного текстового, графического, звукового и видеоматериала, создание работ, документ Word, расчет в Excel, рисунок в CorelDraw, ретуширование фотографии, коллаж и анимация в PhotoShop, слайдфильм, Web-сайт, публикация, звуковой монтаж, видеомонтаж, Итоговое занятие. Обзор пройденного. Достижения и неудачи. Планы на следующий учебный год. Участие в массовых мероприятиях Центра. 

Условия реализации программы.  Материально-техническое оснащение. Степень реализации программы зависит от технической оснащенности компьютерного класса, наличия соответствующего программного обеспечения и уровня материальной поддержки учебного процесса. Программа может быть реализована в полном объеме при наличии компьютеров класса не ниже Pentium с тактовой частотой не менее 1 ГГц и жестком диске емкостью не менее 40 Гб. Для разработки полноценных мультимедийных приложений с учетом звуковых эффектов каждый компьютер должен быть оснащен звуковой платой и колонками (либо наушниками). Для выработки навыков работы с внешними устройствами идеальным вариантом является наличие принтера и сканера на каждые 2-3 смежных рабочих места. Для практического освоения правил работы в Интернете класс должен быть подключен к сети, при этом время подключения должно соответствовать расписанию работы компьютерного класса. Модернизация программного обеспечения, как правило, производится по окончании очередного учебного года путем приобретения соответствующих компакт-дисков и технической литературы. Материальная поддержка учебного процесса заключается в решении текущих материально-технических проблем: замене вышедшего из строя комплектующих и приобретении расходных материалов (дисков, бумаги и картриджей для принтера).

Перечень необходимого оборудования:  № Наименование Количество 1 компьютеры 15 2 сканеры 5 3 принтеры 5 4 Мультимедиа проектор 1 5 Цифровые фотоаппараты 5 6 Наушники 15 7 Микрофоны 15 8 столы 15 9 Стулья 15 10 Доска 1

Литература:

Для педагога:

1. Adobe Premiere Pro. Официальный учебный курс. М.: Триумф, 2004.

2. Белунцов В. Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов. М.: ДЕСС, 2003.

3. Матоссян М. 3DS MAX для Windows М.: ДМК, 2004.

4. Новиков Ф. Яценко А. Microsoft Office 2000 в целом. СПб.: БХВ-Петербург, 2002

5. Угринович Н. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 кл. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

Для учащихся:

1. Графический редактор Adobe PhotoShop 7.0 / Под ред. С. Мельниченко. М.: Торговый дом. СПАРРК, 2003.

2. Евсеев Г. Симонович С. Windows XP Полный справочник в вопросах и ответах. М.: АСТ-ПРЕСС, 2003.

3. Леонтьев В. Новейшая энциклопедия персонального компьютера М.: Олма-Пресс, 2005.

4. Миронов Д. CorelDRAW 11 СПб.: Питер, 2003.

5. Попов В. Практикум по Интернет-технологиям. СПб.: Питер, 2002.

6. Резник Ю. Графика, звук, видео. СПб.: Наука и техника, 2003

7. Федорова А. Самоучитель Adobe PageMaker 7.СПб.: БХВ-Петербург, 2003.


 
наши успехи
    Поздравляем победителя во Всероссийском конкурсе детского творчества "Покорение космоса", Скорова Дмитрия, рук. Травкин В.А.

    Поздравляем победителя Всероссийского конкурса научно-технического творчества учащихся «Юные техники XXI века» Караневского Платона

    Поздравляем победителя Всероссийского конкурса юных техников «Ясное небо» Мананникова Руслана ( педагог Беляков П.Л.)!!!

    Поздравляем победителей Всероссийского конкурса творческих работ, посвященный символу 2019 года «Комплименты для Свинки»

    Поздравляем победителей II Всероссийского конкурса, посвященный Дню матери «Она подарила нам жизнь...»

    Поздравляем Киселева Егора, призера областного конкурса "Официальные символы Псковской области.Новое видение". Диплом 3 степени.Руководитель Полунин Е.Ю.

    Поздравляем победителей Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества "Открытие"

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.