Социально-образовательный проект " Шаг в профессию"
Обоснование проекта
В условиях модернизации российского образования одна из основных задач для учреждений дополнительного образования детей – активизировать взаимодействие со школой с целью сохранения единого образовательного пространства. Особую актуальность эта задача приобретает сегодня, когда система профильного обучения старшеклассников в общеобразовательных школах выходит на стадию апробации и внедрения. Современная общеобразовательная школа не обладает необходимой кадровой базой для организации профильного образования. Поэтому необходимо организовать ее взаимодействие с другими образовательными учреждениями, в числе которых учреждения дополнительного образования детей.
В настоящее время в ЦДЮТТ апробируется вариант реализации профильного обучения технологической и информационно-технологической направленностей. Он предусматривает пропедевтическую, предпрофильную и профессиональную подготовку учащихся. Профильное обучение ЦДЮТТ организовано по следующим ступеням: пропедевтическая подготовка для учащихся 5-7 классов; предпрофильная подготовка для учащихся 8-9 классов; профильная подготовка для учащихся 10-11 классов. Пропедевтическая и предпрофильная подготовка в Центре направлена на достижение учащимися следующих целей: способствовать созданию положительного отношения к изучению профильных курсов; помочь учащимся выявить свои склонности, оценить свои возможности и осуществить осознанный выбор профиля обучения; способствовать творческому развитию и социальной адаптации детей. Содержание пропедевтических и предпрофильных курсов ориентировано на обеспечение знакомства учащихся со спецификой видов деятельности, которые будут для них ведущими, если они сделают тот или иной выбор (программист, радиотехник, кинооператор, фотограф, авиаконструктор, изобретатель и т.д.).
Профильное обучение позволит более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Суть предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся с помощью курсов по выбору информационной работы и профильной ориентации. Наиболее актуальной проблемой является организация курсов по выбору (элективных курсов). Актуальность разработки данного проекта обусловлена следующими важнейшими социально-педагогическими факторами: - рост негативных воздействий внешней среды на становление школьника, обеспечение преемственности общего и профессионального образования; - формирование модели взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, выступающих как равноправные партнеры друг друга; - недостаточность учета национально-региональных возможностей рынка образовательных услуг и труда для профильной ориентации в системе общего и дополнительного образования детей.
Цели проекта
• Формирование целостного образовательного пространства, обеспечивающего возможности для полноценного развития ребенка во всем разнообразии его запросов и интересов, с существенным расширением возможности выстраивания обучающимся собственной индивидуальной образовательной траектории.
• Создание модели взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, выступающих как равноправные и взаимодополняющие друг друга компоненты. Задачи • Внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, реализующих принципы единства обучения, воспитания, успешности, свободы выбора, самопознания, и самореализации воспитанников, сотрудничества взрослых и детей;
• Разработка нормативно-правовой основы организации проекта
• Разработка и апробирование программы базовых и элективных курсов;
• Организация локальной муниципальной сети для реализации базовых и элективных курсов;
• Создание условий непрерывности и преемственности в обучении
В настоящее время педагогический коллектив Центра в целях целенаправленного перехода к предпрофильной подготовке учащихся провел следующую работу:
1 этап – аналитический (подготовительный) 2007 сентябрь - 2008 январь.
* Разработали механизм осуществления сотрудничества.
• Разработали систему предварительной диагностики интересов, склонностей, способностей, образовательных запросов обучающихся с учетом мнений их родителей и педагогов, определили сроки проведения диагностических исследований;
• Исследованы проблемы предпрофильной подготовки в нормативно-правовой документации;
• Оценены возможности Центра: материально-техническая база, кадры, педагогические условия; исследован рынок образовательных услуг;
• Провели организационно-методическую работу с педагогами по разработке программ курсов по выбору;
• Разработали мероприятия по оказанию психолого-педагогической поддержки, направленной на активизацию внутренних психологических ресурсов обучающихся: профконсультирование, профдиагностику, профпробы.
2 этап – информационно – мотивационный, 2008 февраль - 2008 июнь
• Спланированы заседания и «круглые столы» с участием администрации базовых школ ;
• Подготовлены информационные материалы планируется проведение презентаций, (рекламные тексты, проекты, буклеты) для учащихся и родителей ;
• Выездные тренинги и беседы с учащимися и родителями по созданию позитивной мотивации предпрофильного обучения .
3 этап – деятельностный, 2008 июль - 2011 май
• Установление деловых контактов с учреждениями образования и предприятиями города;
• Заключение договоров сотрудничества Центра и образовательных учреждений по предпрофильной подготовке;
• Формирование учебных групп ;
• Проведение курсов по выбору, который состоит из следующих мероприятий: посещение курсов по выбору, профессиональные пробы, психолого-педагогическая диагностика, углубленная психодиагностика и коррекция.
4 этап -итоговый (завершающий) этап 2011 сентябрь - 2011 декабрь
• Обобщение результатов деятельности, соотнесение их с целями и задачами мониторинг образовательной деятельности;
• Оформление модели сетевого взаимодействия ЦДЮТТ по профильному обучению издание учебно-методических пособий и рекомендаций, распространение и обобщение опыта по данному направлению деятельности;
• Определение перспектив дальнейшей реализации проекта.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА Учащиеся 5-9 классов МОУ СОШ и воспитанники ЦДЮТТ КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Педагоги дополнительного образования, реализующие программы предпрофильных и элективных курсов, педагог организатор
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Сентябрь 2008г. – декабрь 2012г.
УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА:
Материально-техническая база и кадровое обеспечение – ЦДЮТТ, городской бюджет, привлечение внебюджетных источников финансирования.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- формирование социально-трудовых компетенций учащихся;
- разработка и апробация программ предпрофильного обучения, курсов по выбору в условиях УДОД;
- выстраивание модели сетевого взаимодействие ЦДЮТТ с муниципальными учреждениями образования в области предпрофильной подготовки подростков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Следует заметить, что в системе дополнительного образования, в том числе и в Центре детского технического творчества г. Великие Луки образовательный процесс строится на принципах индивидуализации и дифференциации. А основная идея деятельности – идея личностно ориентированного подхода. Конечный результат образовательного процесса – это не только творческая личность, но и, что очень важно, ее социализация. Мы традиционно проводим профориентационную работу, создавая мотивацию к занятиям различными видами творческой деятельности, что способствует профессиональному самоопределению воспитанников. Поэтому, разрабатывая концепцию и программу предпрофильной подготовки, мы, прежде всего, задавали себе вопрос: как мы можем наиболее успешно вписаться в муниципальную сеть предпрофильной подготовки? С одной стороны, у нас есть неплохой опыт и условия. С другой стороны, предпрофильная подготовка требует такого подхода, при котором предусматривается включение в процесс всех трех ее компонентов:
• с информационных позиций – широкая осведомленность обучающихся, родителей, педагогов о предоставляемых образовательных услугах;
• с методической – отработка системы предлагаемых курсов по выбору, в том числе предметных, межпредметных, ориентационных. При этом набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть «избыточным», т.е. у ученика должна быть возможность реального выбора, а названия курсов должны быть привлекательными;
• третий компонент – профильная ориентация. Проанализировав имеющиеся условия для профильной подготовки, мы сделали вывод, что с полной ответственностью можем иметь статус базового ресурсного центра в муниципальной сети.
Каковы же основные ресурсные условия профильной подготовки у нашего Центра?
1. Выгодное расположение Центра вблизи нескольких образовательных школ.
2. Наличие необходимой материально-технической базы для организации обучения школьников в рамках профессиональной подготовки.
3. Педагогические кадры.
4. Наличие и разнообразие дополнительных образовательных программ, на основе которых можно разработать программы курсов по выбору.
5. Наличие опыта образовательной деятельности по формированию готовности школьников к профессиональному самоопределению.
6. Многообразие направлений и видов образовательной деятельности.
|