12.3.2015
Программа «Юные инспектора движения»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Рассмотрено на заседании методического совета Протокол № __ от ______ Утверждено приказом № __ от _________ Директор МБОУДОД ЦДЮТТ _______ Л.П.Соусова Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные инспектора движения» Автор программы: педагог дополнительного образования О.В.Васильев Возраст: 8-14 лет (срок реализации 3 года) Направленность: социально-педагогическая Великие Луки 2013 Паспорт дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные инспектора движения» 1. Вид образовательной программы Дополнительная 2. Уровень (ступень) образовательной программы Общеразвивающая 3. Направленность деятельности Социально-педагогическая 4. Тип программы Модифицированная 5. Наименование (направленность) образовательной программы «Юные инспектора движения» 6. ФИО разработчика (автора, составителя) Руководитель Васильев О.В. 3. Актуальность и социальная значимость программы Развитие сети дорог в стране и резкий рост количества транспорта породили целый ряд проблем, важнейшей из которых являются дорожно-транспортные происшествия. В России ситуация с дорожно-транспортным травматизмом также не вызывает оптимизма. Этот показатель увеличивается уже на протяжении многих лет, особенно растет число пострадавших среди детей. За всеми этими данными стоят конкретные жизни и судьбы людей, среди которых немалое количество детей и подростков. Актуальность программы обусловлена повышением количества детского дорожного транспортного травматизма, поэтому крайне важно формировать у детей навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. воспитывать законопослушного гражданина, грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения. 4. Возраст и контингент детей 8-14 лет 5. Цель и задачи программы Цель: формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах наших городов и сел через направленную воспитательную работу, а также формирование транспортной культуры подрастающего поколения. Обучающие: - привить интерес к изучаемому предмету; - повышать дорожно-правовую грамотность у детей и подростков; - обучать практическим навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах; - учить оказывать первую доврачебную медицинскую помощь; - обучать умению вести пропаганду ПДД среди сверстников, детей младшего школьного возраста; Развивающие: - развивать личностные свойства - самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; - развивать творческие и мыслительные способности у детей и подростков; Воспитательные: - формировать общественную активность личности; - формировать у детей и подростков потребность в соблюдении ПДД - воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения; - воспитывать у детей чувство дружбы, взаимовыручки и взаимопонимания; 6. Сроки реализации программы 3 года 7. Предполагаемые (ожидаемые) конечные результаты и социальный эффект реализуемой программы Ожидаемые результаты 1 года обучения. - сплочение детского коллектива; - развитие ответственности за порученное дело; - приобретение опыта работы с младшими школьниками; - применение изученных правил пешеходов и пассажиров на практике. По итогам I года освоения программы обучающиеся должны знать: - историю детского объединения ЮИД; - историю развития Правил дорожного движения; - о первых светофорах, легковом, грузовом и общественном транспорте, велосипедах; - серии дорожных знаков и их представителей; - новые формы агитации и пропаганды ПДД; должны уметь: - работать с Правилами дорожного движения; - выделять нужную информацию; - читать информацию по дорожным знакам; - оценивать дорожную ситуацию; - участвовать в конкурсах; иметь навыки: ■ дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха; ■ взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных мероприятий; ■ простейшего вождения велосипеда. Ожидаемые результаты после II года обучения. - творческая активность; - дисциплинированность; - пропаганда ПДД; - применение изученных правил в реальной жизни. По итогам II года освоения программы обучающиеся должны знать: ■ основные сведения, предъявляемые к транспортным средствам: мотоциклу, мопеду, велосипеду; ■ группы дорожных знаков и их значение; ■ правила оказания первой медицинской помощи при травматических шоках, переломах; - техническое устройство велосипеда. должны уметь: ■ ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасность и принимать адекватные решения); ■ управлять велосипедом с соблюдением правил дорожного движения; ■ решать ситуационные и другие задачи по ПДД с использованием макетов и без них; ■ применять приемы доврачебной медицинской помощи; ■ проводить беседы, игры с учащимися, выступать с агитбригадой по изученным темам; ■ выпускать памятки, стенгазеты. Ожидаемые результаты после III года обучения. - активная жизненная позиция образцового участника дорожного движения; - взаимная поддержка и выручка в совместной деятельности; - самостоятельность и самоорганизованность; - пропаганда ПДД; По итогам III года освоения программы обучающиеся должны знать: - историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД; - нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД; - обновленные Правила дорожного движения; - серии дорожных знаков и их представителей; - организацию и регулирование дорожного движения; - причины и последствия дорожно-транспортных происшествий; - содержание автомобильной аптечки и назначение средств туда входящих; - правила оказания первой медицинской помощи; должны уметь: - читать информацию по дорожным знакам на тренировочной площадке и при движении по дороге, если исполнилось 14 лет; - решать экзаменационные билеты по ПДД для водителей категории А, В; - оценить дорожную ситуацию, принять положительное решение; - управлять велосипедом с соблюдением правил и требований безопасности движения, производить технический осмотр; - оказать первую медицинскую помощь пострадавшему. 8. Содержание программы (основные разделы учебно-тематического плана) История создания детского объединения юных инспекторов движения. Знакомство с городскими, областными и Всероссийскими конкурсами, их положениями. История и развитие правил дорожного движения Основные понятия и термины, используемые в правилах Правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров. Регулирование дорожного движения светофорами и регулировщиками Дорожные знаки. Линии разметки. Правила дорожного движения для велосипедистов. Первая медицинская помощь. Фигурное вождение велосипеда. Агитационно-массовая работа среди школьников. Организация и выступление агитбригады в школе. Участие в массовых мероприятиях. Изучение правил дорожного движения. 9. Система контроля за исполнением программы Текущая и тематическая аттестация-тестирование, творческие, практические работы. Промежуточная и итоговая аттестация-защита творческого проекта, участие в конкурсах. 10. Ресурсное обеспечение программы (материально-техническое, финансовое,кадровое) Занятия проводятся в специально оснащенном кабинете, укомплектованном методическими, дидактическими и техническими средствами. Методическими: - комплект «Правила дорожного движения»; - перекрестки, участники дорожного движения; - дорожные знаки с методическими указаниями; - комплект плакатов «Дорожные ситуации», «Элементы улицы», «Мы изучаем ПДД»; - тесты по ПДД пассажиров, пешеходов, велосипедистов для участников 1,2,3 годов обучения; - разработки проведения игровых конкурсов, праздников, встреч, театрализованных представлений, отдельных занятий, ситуативных экскурсий, итоговых финальных конкурсов и соревнований и др.положения о конкурсах, соревнованиях и др. - Дидактическими: - дорожные знаки; - игровой материал (собери дорожный знак, какой знак лишний в логической цепочке, распределить по сериям, кубики с изображением дорожных знаков); - плакаты («формы перекрестков», «жесты регулировщиков», «сигналы светофора»); Техническими: - фотоматериал («улицы нашего города», «эмблемы автомобилей»); - видеоматериалы («Ситуации на дорогах», «Зеленый огонек»). Учебно – тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные инспектора движения» I год обучения. № п/п Наименование раздела, темы Кол-во часов Из них Теоретич. занятия Практич. занятия I Введение в образовательную программу. 3 2 1 1. Вводное занятие. Инструктаж по Т/Б. 1 1 - 2. История создания детского объединения юных инспекторов движения 1 1 3. Знакомство с городскими (районными), областными и Всероссийскими конкурсами, их положениями. 1 1 II Изучение правил дорожного движения 37 17 20 1. История и развитие правил дорожного движения 4 3 J 1 2. Основные понятия и термины, используемые в правилах 3 3 - 3. Правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров 5 2 3 4. Регулирование дорожного движения светофорами и регулировщиками 5 3 2 5. Дорожные знаки 9 2 7 6. Линии разметки 3 1 2 7. Правила дорожного движения для велосипедистов 6 2 4 8. Тестирование 2 1 1 III Первая медицинская помощь 10 8 2 1. Ожоги 1 1 - 2. Обморожение 1 1 - 3. Солнечный и тепловой удары 1 1 - 4. Отравление 1 1 - 5. Раны 2 2 1 6. Растяжения, вывихи, удары 1 1 1 7. Предназначение автомобильной аптечки, ее содержимое. 1 1 - 8. Экскурсия на медицинский пункт (зачетное практическое занятие) 2 - 2 IV Фигурное вождение велосипеда 10 2 8 1. Изучение материальной части велосипеда 1 1 - 2. Подготовка велосипеда к эксплуатации 1 - 1 3. Экипировка велосипедиста 1 1 - 4. Фигурное вождение велосипеда 5 - 5 5. Итоговое занятие 1 - 1 «Полоса препятствий» 1 - 1 V Агитационно-массовая работа среди школьников 44 20 24 1. Организация и выступление агитбригады в школе 37 20 17 2. Подготовка и проведение бесед, игр, викторин для учащихся младших классов 5 - 5 3. Оформление (обновления) стенда отряда ЮИД 2 ! 1 1 VI Участие в массовых мероприятиях 40 12 28 1. Городские (областные и др.) соревнования «Зеленый огонек», «Дорога глазами детей» и т.д. 6 6 2. Внутришкольные соревнования «Безопасное колесо» 10 4 6 3. Городские соревнования «Безопасное колесо» 24 8 16 Итого: 144 61 83 2-й год обучения. № п/п Наименование раздела, темы Кол-во часов Из них Теоретич. Практич. I Вводное занятие 3 3 - 1. Инструктаж по Т/Б 1 1 - 2. Знакомство с городскими, областными и Всероссийскими конкурсами, их положениями, план работы на уч.год 2 2 II Изучение правил дорожного движения 31 14 17 1. Детский дорожно-транспортный травматизм 4 4 - 2. Основные понятия и термины, используемые в правилах 4 3 1 3. Обязанности пешеходов и пассажиров 5 2 3 4. Сигналы светофора и регулировщика 5 2 3 5. Дорожные знаки 5 2 3 6. Линии разметки 2 - 2 7. Требования к движению мопедов и велосипедистов 2 1 1 8. Тестирование 4 - 4 III Первая медицинская помощь 18 10 8 1. Ожоги, обморожение, солнечные и тепловые удары 1 1 1 2. Отравление 1 2 - 3. Растяжения, вывихи, удары 1 - 1 4. Кровотечения 2 1 1 5. Травматический шок 1 1 - 6. Переломы 2 1 1 7. Правила наложения повязок 4 - 4 8. Содержание и назначение автомобильной аптечки 2 1 1 9. Зачетное занятие в медицинском пункте 4 - 4 IV Фигурное вождение велосипеда 13 3 10 1. Материальная часть велосипеда 2 1 1 2. Подготовка велосипеда к эксплуатации 1 ' - 1 л j. Экипировка велосипедиста 1 - 1 4. Фигурное вождение велосипеда 7 л 2 5 5. Итоговое занятие - велопробег с полосой препятствий 2 - 2 V Агитационно-массовая работа среди школьников 44 24 20 1. Организация и выступление агитбригады в школе 20 10 10 2. Подготовка и проведение 19 13 6 театрализованных представлений 3. Выпуск стенгазет, листовок 3 1 2 4. Оформление стенда «Правила дорожные -правила надежные» 2 - 2 VI Участие в массовых мероприятиях 35 10 25 1. Городские конкурсы «Зеленый огонек», «Дорога глазами детей» и др. 15 5 10 2. Внутришкольные и городские соревнования «Безопасное колесо» 20 5 15 Итого: 144 64 80 3-й год обучения. № п/п Наименование раздела, темы Кол-во часов Из них Теоретич. Практич. I Вводное занятие 4 3 1 1. Инструктаж по БДД 2 1 1 2. Знакомство с городскими, областными и Всероссийскими конкурсами, их положениями, план работы на уч. год. 2 2 II Изучение правил дорожного движения 24 12 12 1. Детский дорожно-транспортный травматизм 2 2 - 2. Ответственность за нарушение ПДД 2 2 - 3. Расположение транспортных средств на проезжей части 2 1 1 4. Скоростной режим. Остановочный путь транспорта 2 6 1 5. Сигналы светофора и регулировщика 2 - 2 6. Дорожные знаки 6 6 - 7. Линии разметки 1 1 - 8. Правила движения для мотоциклистов, мопедов и велосипедистов 5 2 3 9. Тестирование 2 - 2 Ill Первая медицинская помощь 28 18 10 1, Ожоги, обморожение, солнечные и тепловые удары 3 2 1 2. Отравление 2 1 1 3. Растяжения, вывихи, удары 3 2 1 4. Кровотечения 3 2 1 5. Травматический шок 2 2 - 6. Переломы 2 2 - 7. Правила наложения повязок 4 2 2 8. Искусственное дыхание 2 2 - 9. Транспортировка пострадавших 2 - 3 10. Содержание и назначение автомобильной аптечки 2 1 1 П. Зачетное занятие в медицинском пункте. 3 2 1 IV Фигурное вождение велосипеда 21 5 16 1. Материальная часть велосипеда 1 1 - 2. Подготовка велосипеда к эксплуатации 2 1 1 3. Экипировка велосипедиста 1 - 1 4. Фигурное вождение велосипеда 12 2 10 5. Итоговое занятие - велопробег с преодолением полосы препятствий 5 1 4 V Агитационно-массовая работа среди школьников 38 20 18 1. Организация и выступление агитбригады в школе 17 9 8 2. Театрализованное представление для школьников 17 9 8 3. Выпуск стенгазет, листовок 2 1 1 4. Оформление стенда «Дети - Дорога -Жизнь» 2 1 1 VI Участие в массовых мероприятиях 29 13 16 1. Городские и областные соревнования «Зеленый огонек», «Дорога глазами детей» и др. 18 9 9 2. Городские и областные соревнования «Безопасное колесо» 11 4 7 ИТОГО: 144 71 73
Архив |