11.3.2015
Программа «Программирование на языке Паскаль»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Рассмотрено на заседании методического совета Протокол № __ от ______ «____»____________201г Утверждено приказом № __ от __________ Директор МБОУДОД ЦДЮТТ _______ Л.П.Соусова Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Программирование на языке Паскаль» Автор программы: педагог дополнительного образования Филинов А.Н. Возраст: 16-17 лет (срок реализации 1год ) Направленность: Научно-техническая Великие Луки 2013 Паспорт дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1. Вид образовательной программы Дополнительная 2. Уровень (ступень) образовательной программы Общеразвивающая 3. Направленность деятельности Научно-техническая 4. Тип программы Модифицированная 5. Наименование (направленность) образовательной программы «Программирование на языке Паскаль» 6. ФИО разработчика (автора, составителя) Педагог дополнительного образования Филинов А.Н. 7. Актуальность и социальная значимость программы Изучая программирование на языке Паскаль, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации и программирования на языке Бейсик (предполагается изучение в курсе информатики двух языков программирования: один в основном курсе информатики, другой в старшей школе, в качестве элективного курса), приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста. 8. Возраст и контингент детей 16-17 лет 9. Цель и задачи программы • Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием. • Формирование алгоритмической культуры. • Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу. • Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных. • Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте. • Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль. • Развитие алгоритмического мышления учащихся. • Формирование навыков грамотной разработки программ. • Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации. 10. Сроки реализации программы 1 год 11. Предполагаемые (ожидаемые) конечные результаты и социальный эффект реализуемой программы Изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы. 12. Содержание программы (основные разделы учебно-тематического плана) Курс условно разбит на два модуля. Первый модуль – изучаются основы языка Паскаль, типы данных, базовые алгоритмические структуры (следование, ветвление, циклы), структурное программирование. В основу первого модуля положена работа с простыми типами данных, только лишь в конце модуля идет знакомство со структурированными типами (изучаются массивы). Второй модуль полностью посвящен структурированным типам данных. 13. Система контроля за исполнением программы Семинар, курсовая работа, творческое задание. 14. Ресурсное обеспечение программы (материально-техническое, финансовое, кадровое) Состав учебно-методического комплекта. Учебно-методический комплект по элективному курсу «Программируем на языке Паскаль» включает учебные пособия и практикум: • Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002. • Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. • Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002. Кабинет , компьютеры, оргтехника ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема Часы Первый год обучения Введение в Паскаль. Данные. Типы данных – 6 часов 1-2 Введение в Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Рекомендации по стилю записи программы, использование комментариев. Алфавит языка. 2 3-4 Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные. 2 5 Организация ввода-вывода. Оператор присваивания. 1 6 Зачетный класс 1 Алгоритмы линейной структуры – 8 часов 7-8 Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений. Операции. Операнды. Следование. 2 9-12 Практикум по решению задач №1 4 13 Обобщающий урок по теме «Алгоритмы линейной структуры» 1 14 Зачетный класс 1 Алгоритмы разветвляющейся структуры – 10 часов 15-16 Организация ветвлений в программах. Основные понятия математической логики. Условный оператор. Оператор безусловного перехода. 2 17-22 Практикум по решению задач №1 6 23 Обобщающий урок по теме «Алгоритмы разветвляющейся структуры» 1 24 Зачетный класс 1 Перечислимый и интервальный типы данных – 6 часов 25 Перечислимые и ограниченные типы данных. Оператор выбора case. 1 26-28 Практикум по решению задач №2 3 29 Обобщающий урок по теме «Перечислимый и интервальный типы данных» 1 30 Зачетный класс 1 Циклы – 10 часов 31-32 Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы. 2 33-38 Практикум по решению задач №2 6 39 Обобщающий урок по теме «Циклы» 1 40 Зачетный класс 1 Подпрограммы – 8 часов 41-43 Процедуры. Функции. Рекурсии. Процедуры и функции пользователя. 3 44-46 Практикум по решению задач №7 3 47 Обобщающий урок по теме «Подпрограммы» 1 48 Зачетный класс 1 Массивы – 16 часов 49-51 Одномерные массивы: описание и задание элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки. 3 52-55 Практикум по решению задач №3 4 56-57 Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива. Обработка элементов двумерных массивов. Квадратная матрица. Транспонирование матрицы. 2 58-62 Практикум по решению задач №4 5 63 Обобщающий урок по теме «Массивы» 1 64 Зачетный класс 1 65-66 Курсовая работа №1. 2 67-68 Экзамен. 2 Итого по 1-му модулю 68 . Второй модуль. Повторение изученного в первом модуле – 2 часа Записи – 6 часов 1-2 Комбинированный тип - записи. Оператор присоединения. Сортировка записи. 2 3-4 Практикум по решению задач №5 2 5 Обобщающий урок по теме «Записи» 1 6 Зачетный класс 1 Строки – 8 часов 9-10 Строковый тип данных. Нахождение, замена, вывод на экран элементов строк, подчиненных определенным условиям с использованием стандартных функций. 2 11-14 Практикум по решению задач №6 4 15 Обобщающий урок по теме «Строки» 1 16 Зачетный класс 1 Множества – 8 часов 17-18 Понятие множества. Использование множеств при обработке текстов и массивов. 2 19-22 Практикум по решению задач 4 23 Обобщающий урок по теме «Множества» 1 24 Зачетный класс 1 Файлы – 8 часов 25-26 Файловые типы. Процедуры и функции работы с файлами 2 27-30 Практикум по решению задач №8 4 31 Обобщающий урок по теме «Файлы» 1 32 Зачетный класс 1 33-34 Курсовая работа. Экзамен 2 Итого 34 Итого 144
Архив |