11.3.2015
Программа «Морская коллекция»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Рассмотрено на заседании методического совета Протокол № __ от ______ Утверждено приказом № __ от __________ Директор МБОУДОД ЦДЮТТ _______ Л.П.Соусова Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Морская коллекция» Автор программы: педагог дополнительного образования ЦДОД «Дружба» г.о. Дубна С.Ю. Пелевин Реализует программу: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Родионов А.А. Возраст: 10 – 17 лет (срок реализации 3 года) Направленность: спортивно-техническая Великие Луки 2013 Паспорт дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Морская коллекция» 1. Вид образовательной программы Дополнительная 2. Уровень (ступень) образовательной программы Общеразвивающая 3. Направленность деятельности Спортивно-техническая 4. Тип программы Модифицированная 5. Наименование (направленность) образовательной программы «Морская коллекция» 6. ФИО разработчика (автора, составителя) Руководитель А.А. Родионов 7. Актуальность и социальная значимость программы Судомодельная лаборатория является лабораторией спортивно – технического направления, т.к. в своей работе использует поисковые, эвристические методы организации учебной деятельности, при которой учащиеся сами открывают особенности различных материалов и способы их обработки, приобретают и совершенствуют навыки радиоуправления моделями судов. В последние годы интерес к техническим видам творчества и профессиям резко снизился, что повлекло за собой дефицит технических кадров: конструкторов, инженеров и т.д. Актуальность программы заключается в том, что она направлена на решение наиболее острой и социально – значимой проблемы: воспитание будущих профессиональных кадров. 8. Возраст и контингент детей обучающиеся 4 – 11 классов, 10 – 17 лет 9. Цель и задачи программы Цель: развитие интеллектуального и научно – технического потенциала воспитанников средствами судомоделирования. Задачи: - освоение обучающимися: исторических и технических знаний; основ культуры созидательного труда; представлений о технической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий. - овладение обучающимися: общетрудовыми (работа с набором слесарно–столярным оборудованием и др.) и специальными умениями (знания морской азбуки и правил сигнализирования, чтение технической документации и др.), необходимыми для поиска и использования технической информации, проектирования и создания продуктов труда; самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда. - развитие у воспитанников: познавательных интересов; технического мышления; пространственного воображения; интеллектуальных, творческих, и организаторских способностей. - воспитание у юных судомоделистов: трудолюбия; бережливости; аккуратности; целеустремленности; ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к результатам своего труда, труда своих товарищей и людей разных профессий. - получение воспитанниками опыта применения полученных знаний и умений в самостоятельной деятельности. 10. Сроки реализации программы 3 года 11. Предполагаемые (ожидаемые) конечные результаты и социальный эффект реализуемой программы 1 год обучения. Обучающийся знает: историю создания и развития флота; классификацию кораблей по различным критериям; морскую терминологию; деталировку и оснащение кораблей; правила оформления чертежей; назначение вспомогательных материалов (клеи, грунты, шпатлевки, лаки краски и т.п.); правила соревнований в судомоделизме. Обучающийся умеет: использовать различные инструменты и приспособления, необходимые при постройке моделей; изготавливать и обрабатывать детали различной сложности и назначения; читать несложные технические чертежи. 2 год обучения. Обучающийся знает: классификацию парусных кораблей; общие законы плавания кораблей и судов; принцип работы электродвигателя и его конструкцию; устройство, правила зарядки и эксплуатации аккумуляторов. Обучающийся умеет: изготавливать и запускать парусную яхту; рассчитывать площадь паруса и центра бокового сопротивления; вязать и использовать морские узлы и петли; рассчитывать необходимую емкость тока в зависимости от мощности электродвигателя. 3 год обучения. Обучающийся знает: общие принципы радиоуправления; действие исполнительных механизмов; условные обозначения на судостроительных чертежах; принцип работы двигателя внутреннего сгорания; системы питания и охлаждения ДВС; способы проверки правильности загруженности модели. Обучающийся умеет: изготавливать простейшие стабилизаторы курса; готовить топливные смеси; монтировать двигатель, системы питания и охлаждения; выполнять рабочие чертежи и изготавливать по ним модель; устранять причины отказов и неполадок радиоуправляемых моделей; изготавливать настольные модели и макеты. 12. Содержание программы (основные разделы учебно-тематического плана) Техника безопасности при работе в судомодельной лаборатории Определение понятий История развития судостроения и мореплавания в нашей стране и за рубежом История судомодельного спорта в нашей стране и за рубежом Классификация моделей судов в соответствии с ЕВКМ. Их назначение Энциклопедические словари и справочники по судомоделизму. Периодические издания для судомоделистов Достижения отечественных судомоделистов Инструменты, применяемые в судомоделизме. Техника безопасности при работе с инструментами Архитектура судна. Архитектурно-конструктивные типы судов Основные сведения о сопротивлении воды Основные сведения о ветре Теория корабля Простейшие технические расчеты при разработке и изготовлении моделей Чертежи, их виды и правила оформления. Чтение чертежей Выполнение чертежей Двигатели моделей. Устройство, принцип действия. Техника безопасности при эксплуатации двигателей Деталировка на моделях судов Окраска моделей. Значение цвета. Техника безопасности при работе с краской Разработка и изготовление моделей различных классов. Способы изготовления корпусов и надстроек моделей Регулировка и испытание моделей Профессии, занятые в современной судостроительной индустрии Правила здорового образа жизни Общефизическая подготовка моделиста-спортсмена. Основы морского дела Положения, правила соревнований по судомоделизму Итоговое занятие. Квалификационные соревнования судомоделистов 13. Система контроля за исполнением программы Текущая и тематическая аттестация-тестирование, творческие, практические работы. Промежуточная и итоговая аттестация-защита творческого проекта, участие в конкурсах, выставках, судомодельных соревнованиях. 14. Ресурсное обеспечение программы (материально-техническое, финансовое, кадровое) Мебель: рабочие столы, верстаки, табуреты. Аппаратура: видео и аудиоаппаратура. Материалы: дерево, пластик, фанера, металл; клей ПВА; краски: гуашевые, водоэмульсионные, эмалевые. Топливо: дизельное, калильное. Оборудование и инструменты: рубанки малые, ножовки по дереву, молотки, киянки, лобзики с пилками, стамески плоские от 6 до 20 мм, стамески полукруглые от 6 до 20 мм, долота, ножи (прямые и специальные), плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, отвертки (набор), дрель ручная, электродрель, паяльник электрический или простой, наборы напильников, надфилей, ножницы для бумаги и по металлу, сверла по металлу диаметром от 1 до 10 мм, ножовки по металлу, линейки металлические (150, 500 мм и 1 м), линейки ученические (250 мм), набор лекал (комплект), угольники металлические (слесарные и столярные), штангенциркуль, штангенрейсмус, тиски настольные и ручные, резьбомер, метчики и плашки (М2,5; М3; М3,5; М4 - комплект), зубило, кернер, пробойник, точильные камни. Учебно – тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Морская коллекция» Образовательные области Темы занятий 1-й год обучения 2-й год обучения 3-й год обучения Количество часов Количество часов Количество часов Всего Практ. Теор. Всего Практ. Теор. Всего Практ. Теор. Словесность 1. Вводное занятие. 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2. Определение понятий. 2 - 2 2 - 2 2 - 2 3. Классификация моделей судов в соответствии с ЕВКМ. 3 - 3 4 - 4 2 - 2 4. Энциклопедические словари и справочники по судомоделизму. Периодические издания для судомоделистов. 3 - 3 3 - 3 3 - 3 Естествознание 5. Физико – технические свойства материалов и инструментов, используемых в судомоделизме. Материалы: дерево, пластик, металл. 4 2 2 10 8 2 2 1 1 6. Основные сведения о сопротивлении воды. 2 - 2 2 - 2 - - - 7. Сведения о воде и ветре. 2 1 1 2 1 1 - - - История 8. История развития судостроения и мореплавания в нашей стране и за рубежом. 4 2 2 2 1 1 2 2 - 9. История судомодельного спорта в нашей стране и за рубежом. 2 - 2 2 - 2 2 2 - 10. Достижения отечественных судомоделистов. 2 1 1 2 2 - 2 2 - 11. Историческая эволюция парусных судов. - - - 4 2 2 - - - Математика 12. Выполнение технических расчетов при разработке и изготовлении моделей. 2 - 2 4 3 1 4 3 1 Технология 13. Разработка и изготовление моделей различных классов судов. 38 26 12 46 36 10 56 37 19 14. Деталировка на моделях судов. 10 8 2 - - - - - - 15. Инструменты, применяемые в судомоделизме. 4 2 2 2 1 1 2 1 1 16. Регулировка и испытание модели. 4 3 1 18 18 - 21 21 - 17. Изготовление настольных моделей и учебно-наглядных пособий. - - - - - - 24 18 6 Искусство 18. Понятие о техническом дизайне и художественном конструировании. - - - - - - 6 2 4 19. Архитектура судна. Архитектурно-конструктивные типы судов. 2 1 1 6 4 2 4 4 - 20. Окраска модели. Значение цвета. 6 4 2 6 4 2 2 2 - ОБЖ 21. Т/б при работе в судомодельной лаборатории. 2 - 2 2 - 2 2 - 2 22. Т/б при работе с инструментами. 2 - 2 2 - 2 2 - 2 23. Т/б при работе с красками. 2 - 2 1 - 1 1 1 - 24. Т/б при эксплуатации источников питания. - - - 2 1 1 2 1 1 25. Т/б при эксплуатации двигателей. 2 - 2 2 1 1 2 - 2 Физика 26. Теория корабля. 8 6 2 24 10 14 - - - 27. Двигатели моделей. 18 14 4 14 10 4 4 - 4 28. Источники питания. - - - 12 8 4 2 1 1 29. Простейшие устройства автоматики. - - - 10 8 2 10 8 2 30. Общие принципы радиоуправления. - - - - - - 5 - 5 31. Системы питания и охлаждения ДВС. - - - - - - 10 8 2 32. Радиоуправляемые модели. - - - - - - 12 8 4 Черчение 33. Чертежи, их виды и правила оформления. Чтение чертежей. 2 1 1 6 4 2 4 2 2 34. Выполнение чертежей. 2 1 1 6 4 2 4 2 2 Социальная практика 35. Положения, правила проведения соревнований по судомоделизму. 2 - 2 4 2 2 10 10 - 36. Профессии, занятые в современной судостроительной индустрии. 1 - 1 2 2 - - - - 37. Правила здорового образа жизни. 1 - 1 2 - 2 2 - 2 38. Общефизическая подготовка моделиста-спортсмена. 4 3 1 4 4 - 4 4 - 39. Основы морского дела. 2 1 1 2 1 1 - - - Квалификационные соревнования судомоделистов. Итоговое занятие. 4 4 - 4 4 - 4 4 - Итого: 144 81 63 216 139 77 216 144 72
Архив |