182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д.13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
Центр детского (юношеского) технического творчества
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
«Телефон доверия» Администрации города Великие Луки (+7 (81153) 3-64-47).

Телефон Управления образования Администрации города Великие Луки для обращения по вопросам противодействия коррупции (+7 (81153) 5-40-17).

   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / Образовательные программы /
11.3.2015
Программа «Морская коллекция»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Рассмотрено

на заседании методического совета

Протокол № __ от ______

Утверждено приказом

№ __ от __________

Директор МБОУДОД ЦДЮТТ

_______ Л.П.Соусова

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Морская коллекция»

Автор программы:

педагог дополнительного образования

ЦДОД «Дружба» г.о. Дубна

С.Ю. Пелевин

Реализует программу:

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Родионов А.А.

Возраст: 10 – 17 лет

(срок реализации 3 года)

Направленность: спортивно-техническая

Великие Луки

2013

Паспорт дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

«Морская коллекция»

1. Вид образовательной программы Дополнительная

2. Уровень (ступень) образовательной программы Общеразвивающая

3. Направленность деятельности Спортивно-техническая

4. Тип программы Модифицированная

5. Наименование (направленность) образовательной программы «Морская коллекция»

6. ФИО разработчика (автора, составителя) Руководитель А.А. Родионов

7. Актуальность и социальная значимость программы Судомодельная лаборатория является лабораторией спортивно – технического направления, т.к. в своей работе использует поисковые, эвристические методы организации учебной деятельности, при которой учащиеся сами открывают особенности различных материалов и способы их обработки, приобретают и совершенствуют навыки радиоуправления моделями судов.

В последние годы интерес к техническим видам творчества и профессиям резко снизился, что повлекло за собой дефицит технических кадров: конструкторов, инженеров и т.д. Актуальность программы заключается в том, что она направлена на решение наиболее острой и социально – значимой проблемы: воспитание будущих профессиональных кадров.

8. Возраст и контингент детей обучающиеся 4 – 11 классов,

10 – 17 лет

9. Цель и задачи программы Цель: развитие интеллектуального и научно – технического потенциала воспитанников средствами судомоделирования.

Задачи:

- освоение обучающимися: исторических и технических знаний;

основ культуры созидательного труда; представлений о технической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий.

- овладение обучающимися: общетрудовыми (работа с набором слесарно–столярным оборудованием и др.) и специальными умениями (знания морской азбуки и правил сигнализирования, чтение технической документации и др.), необходимыми для поиска и использования технической информации, проектирования и создания продуктов труда; самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда.

- развитие у воспитанников: познавательных интересов; технического мышления; пространственного воображения; интеллектуальных, творческих, и организаторских способностей.

- воспитание у юных судомоделистов: трудолюбия; бережливости; аккуратности; целеустремленности; ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к результатам своего труда, труда своих товарищей и людей разных профессий.

- получение воспитанниками опыта применения полученных знаний и умений в самостоятельной деятельности.

10. Сроки реализации программы 3 года

11. Предполагаемые (ожидаемые) конечные результаты и социальный эффект реализуемой программы 1 год обучения. Обучающийся знает: историю создания и развития флота; классификацию кораблей по различным критериям; морскую терминологию; деталировку и оснащение кораблей; правила оформления чертежей; назначение вспомогательных материалов (клеи, грунты, шпатлевки, лаки краски и т.п.); правила соревнований в судомоделизме.

Обучающийся умеет: использовать различные инструменты и приспособления, необходимые при постройке моделей; изготавливать и обрабатывать детали различной сложности и назначения; читать несложные технические чертежи.

2 год обучения. Обучающийся знает: классификацию парусных кораблей; общие законы плавания кораблей и судов; принцип работы электродвигателя и его конструкцию; устройство, правила зарядки и эксплуатации аккумуляторов.

Обучающийся умеет: изготавливать и запускать парусную яхту; рассчитывать площадь паруса и центра бокового сопротивления; вязать и использовать морские узлы и петли; рассчитывать необходимую емкость тока в зависимости от мощности электродвигателя.

3 год обучения. Обучающийся знает: общие принципы радиоуправления; действие исполнительных механизмов; условные обозначения на судостроительных чертежах; принцип работы двигателя внутреннего сгорания; системы питания и охлаждения ДВС; способы проверки правильности загруженности модели.

Обучающийся умеет: изготавливать простейшие стабилизаторы курса; готовить топливные смеси; монтировать двигатель, системы питания и охлаждения; выполнять рабочие чертежи и изготавливать по ним модель; устранять причины отказов и неполадок радиоуправляемых моделей; изготавливать настольные модели и макеты.

12. Содержание программы (основные разделы учебно-тематического плана) Техника безопасности при работе в судомодельной лаборатории

Определение понятий

История развития судостроения и мореплавания в нашей стране и за рубежом

История судомодельного спорта в нашей стране и за рубежом

Классификация моделей судов в соответствии с ЕВКМ. Их назначение

Энциклопедические словари и справочники по судомоделизму. Периодические издания для судомоделистов

Достижения отечественных судомоделистов

Инструменты, применяемые в судомоделизме. Техника безопасности при работе с инструментами

Архитектура судна. Архитектурно-конструктивные типы судов

Основные сведения о сопротивлении воды

Основные сведения о ветре

Теория корабля

Простейшие технические расчеты при разработке и изготовлении моделей

Чертежи, их виды и правила оформления. Чтение чертежей

Выполнение чертежей

Двигатели моделей. Устройство, принцип действия. Техника безопасности при эксплуатации двигателей

Деталировка на моделях судов

Окраска моделей. Значение цвета. Техника безопасности при работе с краской

Разработка и изготовление моделей различных классов. Способы изготовления корпусов и надстроек моделей

Регулировка и испытание моделей

Профессии, занятые в современной судостроительной индустрии

Правила здорового образа жизни

Общефизическая подготовка моделиста-спортсмена.

Основы морского дела

Положения, правила соревнований по судомоделизму

Итоговое занятие. Квалификационные соревнования судомоделистов

13. Система контроля за исполнением программы Текущая и тематическая аттестация-тестирование, творческие, практические работы.

Промежуточная и итоговая аттестация-защита творческого проекта, участие в конкурсах, выставках, судомодельных соревнованиях.

14. Ресурсное обеспечение программы (материально-техническое, финансовое, кадровое) Мебель: рабочие столы, верстаки, табуреты. Аппаратура: видео и аудиоаппаратура. Материалы: дерево, пластик, фанера, металл; клей ПВА; краски: гуашевые, водоэмульсионные, эмалевые. Топливо: дизельное, калильное.

Оборудование и инструменты: рубанки малые, ножовки по дереву, молотки, киянки, лобзики с пилками, стамески плоские от 6 до 20 мм, стамески полукруглые от 6 до 20 мм, долота, ножи (прямые и специальные), плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, отвертки (набор), дрель ручная, электродрель, паяльник электрический или простой, наборы напильников, надфилей, ножницы для бумаги и по металлу, сверла по металлу диаметром от 1 до 10 мм, ножовки по металлу, линейки металлические (150, 500 мм и 1 м), линейки ученические (250 мм), набор лекал (комплект), угольники металлические (слесарные и столярные), штангенциркуль, штангенрейсмус, тиски настольные и ручные, резьбомер, метчики и плашки (М2,5; М3; М3,5; М4 - комплект), зубило, кернер, пробойник, точильные камни.

Учебно – тематический план

дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

«Морская коллекция»

Образовательные области

Темы занятий

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Всего Практ. Теор. Всего Практ. Теор. Всего Практ. Теор.

Словесность

1. Вводное занятие.

2 - 2 2 - 2 2 - 2

2. Определение понятий.

2 - 2 2 - 2 2 - 2

3. Классификация моделей судов в соответствии с ЕВКМ.

3 - 3 4 - 4 2 - 2

4. Энциклопедические словари и справочники по судомоделизму. Периодические издания для судомоделистов.

3 - 3 3 - 3 3 - 3

Естествознание

5. Физико – технические свойства материалов и инструментов, используемых в судомоделизме. Материалы: дерево, пластик, металл.

4 2 2 10 8 2 2 1 1

6. Основные сведения о сопротивлении воды.

2 - 2 2 - 2 - - -

7. Сведения о воде и ветре.

2 1 1 2 1 1 - - -

История

8. История развития судостроения и мореплавания в нашей стране и за рубежом.

4 2 2 2 1 1 2 2 -

9. История судомодельного спорта в нашей стране и за рубежом.

2 - 2 2 - 2 2 2 -

10. Достижения отечественных судомоделистов.

2 1 1 2 2 - 2 2 -

11. Историческая эволюция парусных судов.

- - - 4 2 2 - - -

Математика

12. Выполнение технических расчетов при разработке и изготовлении моделей.

2 - 2 4 3 1 4 3 1

Технология

13. Разработка и изготовление моделей различных классов судов.

38 26 12 46 36 10 56 37 19

14. Деталировка на моделях судов.

10 8 2 - - - - - -

15. Инструменты, применяемые в судомоделизме.

4 2 2 2 1 1 2 1 1

16. Регулировка и испытание модели.

4 3 1 18 18 - 21 21 -

17. Изготовление настольных моделей и учебно-наглядных пособий.

- - - - - - 24 18 6

Искусство

18. Понятие о техническом дизайне и художественном конструировании.

- - - - - - 6 2 4

19. Архитектура судна. Архитектурно-конструктивные типы судов.

2 1 1 6 4 2 4 4 -

20. Окраска модели. Значение цвета.

6 4 2 6 4 2 2 2 -

ОБЖ

21. Т/б при работе в судомодельной лаборатории.

2 - 2 2 - 2 2 - 2

22. Т/б при работе с инструментами.

2 - 2 2 - 2 2 - 2

23. Т/б при работе с красками.

2 - 2 1 - 1 1 1 -

24. Т/б при эксплуатации источников питания.

- - - 2 1 1 2 1 1

25. Т/б при эксплуатации двигателей.

2 - 2 2 1 1 2 - 2

Физика

26. Теория корабля.

8 6 2 24 10 14 - - -

27. Двигатели моделей.

18 14 4 14 10 4 4 - 4

28. Источники питания.

- - - 12 8 4 2 1 1

29. Простейшие устройства автоматики.

- - - 10 8 2 10 8 2

30. Общие принципы радиоуправления.

- - - - - - 5 - 5

31. Системы питания и охлаждения ДВС.

- - - - - - 10 8 2

32. Радиоуправляемые модели.

- - - - - - 12 8 4

Черчение

33. Чертежи, их виды и правила оформления. Чтение чертежей.

2 1 1 6 4 2 4 2 2

34. Выполнение чертежей.

2 1 1 6 4 2 4 2 2

Социальная практика

35. Положения, правила проведения соревнований по судомоделизму.

2 - 2 4 2 2 10 10 -

36. Профессии, занятые в современной судостроительной индустрии.

1 - 1 2 2 - - - -

37. Правила здорового образа жизни.

1 - 1 2 - 2 2 - 2

38. Общефизическая подготовка моделиста-спортсмена.

4 3 1 4 4 - 4 4 -

39. Основы морского дела.

2 1 1 2 1 1 - - -

Квалификационные соревнования судомоделистов. Итоговое занятие. 4 4 - 4 4 - 4 4 -

Итого: 144 81 63 216 139 77 216 144 72



Архив
наши успехи
    Поздравляем победителя во Всероссийском конкурсе детского творчества "Покорение космоса", Скорова Дмитрия, рук. Травкин В.А.

    Поздравляем победителя Всероссийского конкурса научно-технического творчества учащихся «Юные техники XXI века» Караневского Платона

    Поздравляем победителя Всероссийского конкурса юных техников «Ясное небо» Мананникова Руслана ( педагог Беляков П.Л.)!!!

    Поздравляем победителей Всероссийского конкурса творческих работ, посвященный символу 2019 года «Комплименты для Свинки»

    Поздравляем победителей II Всероссийского конкурса, посвященный Дню матери «Она подарила нам жизнь...»

    Поздравляем Киселева Егора, призера областного конкурса "Официальные символы Псковской области.Новое видение". Диплом 3 степени.Руководитель Полунин Е.Ю.

    Поздравляем победителей Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества "Открытие"

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.