12.3.2015
Программа «Свободный полёт»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Рассмотрено на заседании методического совета Протокол № __ от ______ «____»____________2013г Утверждено приказом № __ от __________ Директор МБОУДОД ЦДЮТТ _______ Л.П.Соусова Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Свободный полёт» Автор программы: педагог дополнительного образования Беляков П.Л. Возраст: 7 – 18 лет (срок реализации 3 года) Направленность: спортивно-техническая Великие Луки 2013 Паспорт дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Свободный полёт» 1. Вид образовательной программы Дополнительная 2. Уровень (ступень) образовательной программы Общеразвивающая 3. Направленность деятельности Спортивно-техническая 4. Тип программы Модифицированная 5. Наименование (направленность) образователь-ной программы «Свободный полёт» 6. ФИО разработчика (автора, составителя) Руководитель П.Л. Беляков 7. Актуальность и социальная значимость программы Авиамоделизм – первая ступень ов-ладения авиационной техникой. В основе авиамоделизма лежит конструирование и постройка действующих авиамоделей, стендовых моде-лей летательных аппаратов для спортивных соревнований и демонстрации моделей на выставках. В процессе изготовления моделей кружковцы приобретают разнообразные технологические навыки, знакомятся с конструкцией летательных аппаратов, с основами аэродинамики и прочности. занятия в авиамодельном объединение помогают детям определиться с выбором учебного заведения, профессии, дальнейшего жизненного пути. 8. Возраст и контингент детей 7 – 18 лет 9. Цель и задачи программы Цель программы: формирование устойчивого интереса к дополнительному техническому образованию средствами творческой деятельности в процессе авиамоделирования. Формирование интереса к самообразованию, самосовершенствованию, расширение общего кругозора. Обучающие задачи: предполагают расширение знаний по основам физики/аэродинамика, механика и т.д., химии/технология составления топливных смесей для моделей, математики/выполнение простейших расчетов при изготовлении резинового двигателя, освоение приемов расчета основных параметров проектируемой модели и т.д., по техническому дизайну и технологии обработки различных материалов, используемых в авиамоделировании, в объеме, способствующем достижению успеха в проектирование, изготовлении и управлении работой авиамоделей, используемых в спортивном моделизме. Развивающие задачи: выявление и развитие природных задатков и способностей детей и подростков, осваивающих авиамоделирование; поддержка одаренных детей в области технического творчества и создание условий для развития спортивного мастерства. 10. Сроки реализации программы 3 года 11. Предполагаемые (ожидаемые) конечные результаты и социальный эффект реализуемой программы Программой первого года обучения охватывается круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску упрощенных авиамоделей. В первый год занятий школьники овладевают начальными элементами авиамоделирования, учатся строить упрощенные модели самолетов, парашютов, воздушных змеев, оттачивают практические навыки обработки различных материалов и умение пользоваться техническими приспособлениями и станками; изучают технику безопасной работы на занятиях в авиамодельной лаборатории. Второй год обучения расширяет знания школьников по авиационной и модельной технике, основам аэродинамики, закрепляет практические навыки, полученные в первый год обучения, подготавливает к самостоятельной творческой деятельности в области авиамоделизма. Третий год обучения предполагает углубленное изучение основ аэродинамики, самостоятельное произведение расчета конструкций моделей, постройку, сборку, отделку и регулировку моделей, совершенствование спортивного мастерства в управлении моделями различных спортивных классов, т.е. деятельность, направленную на освоение теории и практики спортивного моделизма, на подготовку к очередным соревнованиям. В последние годы образовательная деятельность по программе усилена в направлении патриотического воспитания детей. Дополнены теоретические и практические блоки по ознакомлению детей с военной техникой, историей Великой Отечественной войны. Предусмотрены разнообразные воспитательные и досуговые мероприятия (встречи с ветеранами, экскурсии в музей, патриотические игры и походы). 12. Содержание программы (основные разделы учебно-тематического плана) Авиамоделирование – это конструирование и моделирование различных авиамоделей и моделей летательных аппаратов. Создание любых технических устройств – сложный и длительный процесс. В авиамоделировании условно можно выделить три направления: моделирование объекта авиационной техники по внешнему виду, моделирование полёта и комплексное моделирование, сочетающее точное вос-произведение внешнего вида и устройства объекта с их полётом. Моделирование по внешнему виду предполагает создание моделей, воспроизводящих, до мельчайших подробностей, внешний вид существующих или создаваемых вновь летательных аппаратов. При моделировании полёта создают летательные аппараты, приблизительно напоминающие реальные авиационные объекты, но копирующие все стадии их полета или от-дельные части его. Комплексное моделирование предполагает изготовление моделей в уменьшенном виде (масштабе) с полным соответствием самолетостроительным чертежам, т.е. создание моделей – копий, способных совершать полёты. Все направления моделирования осуществляются на практических занятиях авиамодельной лаборатории «Свободный полет». Содержанием программы предусмотрены теоретические и практические занятия. Без определённого запаса теоретических знаний и практических навыков в авиамоделизме не обойтись. Теоретические занятия включают: - изучение основ развития авиастроения и авиамоделизма; - знакомство с материалами и инструментами, необходимыми в авиамоделировании; техникой безопасной работы с ними; - изучение основ теории полета и аэродинамики; - изучение устройства авиамоделей и основ их проектирования; - знакомство с единой спортивной классификацией авиамоделей. Практические занятия включают: - совершенствование практических навыков, необходимых для создания авиамоделей, умение пользоваться различными инструментами и умение работать на станках; - развитие графических навыков, умение самостоятельно работать с чертежами, схемами, технологическими картами; - практические навыки изготовления отдельных деталей, умение производить качественную отделку деталей, сборку, окраску, регулировку моде-лей; - практические навыки запуска моде-лей, обкатки двигателя и самостоятельное устранение обнаруженных недостатков. 13. Система контроля за исполнением программы Стартовый контроль, проверяется запас знаний и умений детей на начало учебного года. Промежуточный контроль проводится на следующих этапах работы объединений в течении года. Фиксируются результаты выполнения отдельных узлов и деталей, качество и правильность выполнения отделки; умение регулировать двигатель, запускать модель , проверка, контроль, знаний терминологии, основ техники безопасности. Итоговый контроль – соревнования, выставки и конкурсы. 14. Ресурсное обеспечение про-граммы (материально-техническое, финансовое, кадровое) Помещение: учебный класс-мастерская, с подсобным помещением, мойка, инвентарь для уборки и пылесос, огнетушитель, приточно-вытяжная и местная вентиляция. Техническое обеспечение. Набор столярного ручного и механического инструмента. Развёрнутый комплект слесарного инструмента.. Разметочные приспособления и устройства. Терморезак для обработки пенопласта. Токарный, фрезерный, сверлильные и шлифовальный станки. Вертикальный пресс. Радиостанция для поиска моделей. Компрессор для покраски моделей. Компьютеры (2 шт.) и компьютерные программы для обучения пилотирования радиоуправляемых моделей. Методическая литература, чертежи, схемы, таблицы для расчётов моделей, комплекты шаблонов. Материалы для изготовления моделей: древесина в рейках и пластинах сосна, ель, липа, бальза, фанера, пенопласт, пнополистирол, клей ПВА, эпоксидная смола, клей «Титан», краски, лаки, топливо для запуска двигателя. Учебно – тематический план 1 год обучения № зан. ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЯ Количество часов Всего Теор. Практ 1 Вводное занятие. Знакомство с мас-терской. Оборудование и инструменты. Техника безопасности. 3 3 - 2-4 Парашют - средство спасения в воздухе. Эволюция парашюта. Влияние аэродинамического совершенства на летные качества. Парапланы. Конструирование и изготовление парашюта схемы «летающее крыло». Пробные запуски. 9 3 6 5-15 Планеры. Планер - метатель из дерева. Основы теории полета. Разработка конструкции планера, изготовление чертежей и шаблонов модели. Изготовление модели планера. Сборка, склейка, отделка, покраска. Регулировка. Межкружковые соревнования. 33 6 27 16- 27 Планер - метатель с применением композитных материалов. Беседа по технике безопасности при работе с пенопластом. Изготовление рабочих чертежей планера - метателя. Изготовление технологической оснастки и шаблонов планера -метателя. Механическая и ручная обработка деталей и узлов планера. Сборка, склейка, отделка, покраска, регулировка модели. Пробные за-пуски. 36 9 27 28 Экскурсия на выставку в ЦДЮТТ 3 3 - 29- Схематическая модель планера. 44 Изучение учебной литературы с целью подбора чертежей модели, выполнение чертежей модели планера. Выполнение рабочих чертежей отдельных узлов и деталей в натуральную величину. Изготовление оправок и приспособлений, необходимых для изготовления модели. Изготовление, сборка, склейка модели, зачистка, доводка. Изучение способов покрытия модели. Оклейка модели лавсановой пленкой. Натяжка, устранение перекосов. Регулировочные запуски модели. 48 9 39 45 Экскурсия на завод «Реостат». 3 3 46-65 Модель планера класса А -1. Правила проведения соревнований. Технические характеристики модели спортивного планера. Подбор чертежей модели планера А -1. Выполнение рабочих чертежей, расчет и построение профилей крыла и стабилизатора модели планера А -1. изготовление шаблонов и оправок. Изготовление отдельных деталей и узлов модели на электрофицированном станке «Умелые руки». Изготовление простейшего инструмента, облегчающего работу над моделью. Подгонка, сборка, склейка модели. Покрытие несущих поверхностей модели лавсановой пленкой. Натяжка, устранение перекосов. Нанесение маркировки на модель. Регулировочные запуски. 60 9 51 66 Тренировочные запуски. 3 3 67 Внутрикружковые соревнования. 3 - 3 68 Экскурсия на Великолукский аэродром. 3 3 - 69 Итоговое занятие. 3 3 - Итого: 207 54 153 2 год обучения № зан. ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЯ Количество часов Всего Теор. Пракпг 1 Вводное занятие. Беседа по технике безопасности в мастерской. 3 3 2 Знакомство с инструментом. Мерительные инструменты. Инструменты для работы с древесиной. Особенности применяемых материалов. 3 2 1 3-9 Планеры. Особенности устройства плане-ров и моделей планеров. История развития данного класса летательных аппаратов. Разметка по шаблонам отдельных узлов модели планера. Изготовление модели планера с использованием различных инструментов. Зачистка, сборка, склейка модели планера. Пробные запуски. 21 3 18 10 Экскурсия на выставку ЦДЮТТ «Техника бумажная». 3 3 11-16 Самолеты. Типы летательных аппаратов, называемых самолетами. Назначение, история развития. Особенности устройства. Разметка по шаблонам отделочных деталей самолета. Контроль линейных размеров с использованием мерительного инструмента. Изготовление контурной модели самолета. Зачистка, сборка, склейка модели самолета. Пробные запуски. 18 3 15 17-21 Вертолет. Особенности устройства лета-тельного аппарата. Подробное устройство воздушного винта вертолета «Муха». Балансировка, сборка. Изготовление четырехлопастного винта -бумеранга. Техника безопасности при работе на сверлильном станке. Клепка металла. Сборка бумеранга. Пробные запуски. 15 3 12 22-27 Воздушные змеи. История возникновения и развития данных летательных аппаратов. Устройство 2-х типов змеев. Изготовление простейшего змея -конверта. Изготовление стартового оборудования для запуска змея. 18 3 15 28-34 Планеры - метатели. Разработка конструкции модели планера - метателя. Изготовление шаблонов узлов и деталей модели. Зачистка, сборка, склейка, отделка модели. Балансировка модели, устранение перекосов. Пробные запуски. 21 6 15 35 Экскурсия на показательные выступления, посвященные Дню Детства. 3 3 - 36 Заключительное занятие. Внутрикружковые соревнования. 3 1 2 Итого: 108 30 78 3 год обучения № зан. ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЯ Количество часов Всего Теор. Практ. 1 Вводное занятие. Беседа по технике безопасности. Особенности эксплуатации различного оборудования и инструмента. 3 3 - 2-5 Винтокрылы (вертолеты). История возникновения и развития данной разновидности летательных аппаратов. Четырехлопастной бумеранг. Опиливание в размер, профилировка лопастей. Зачистка. Сверление отверстий на сверлильном станке. Клепка, доводка. Пробные запуски. 12 3 9 6-7 Парашюты. История возникновения и развития данного средства спасения в воздухе. Типы парашютов. Устройство парашюта. Изготовление круглого парашюта и парашюта «летящее крыло». Пробные запуски. 6 2 4 8-14 Планеры. Типы планеров. Элементы управления планером. Способы затяжки модели в высоту. Разработка конструкции планера - метателя, стартующего с руки. Изготовление шаблонов отдельных узлов модели. Механическая заготовка и обработка отдельных деталей планера из липы. Зачистка, сборка, склейка, отделка модели. Балансировка, регулировка модели. Пробные запуски. Разбор запусков. 21 5 15 15 Экскурсия на выставку ЦДЮТТ 3 3 - 16- 23 Самолеты. Типы двигателей самолетов. Особенности устройства мускулолета, поршневого самолета, реактивного самолета. Разработка конструкции контурного реактивного самолета (модели), стартующего с резинового амортизатора. Механическая заготовка и обработка отдельных деталей модели. Изготовление модели самолета. Зачистка, сборка, склейка, отделка. Пробные полеты. 24 6 18 24-28 Ракеты. История возникновения и развития реактивного движения. Заслуги отечественной науки, промышленности в освоении околоземного пространства. Изготовление оснастки, шаблонов, узлов бумажных схематических ракет, стартующих с резинового амортизатора. Сборка, склейка, зачистка, покраска модели. Пробные запуски. 15 3 12 29- 33 Воздушные шары. История возникновения и развития воздухоплавания в России и в мире. Дирижабли. Коллективная разработка конструкции простейшего воздушного шара. Изготовление простейшего воздушного шара. Разметка, кройка, склейка оболочки. Монтаж подвесной системы. Пробные запуски. 15 6 9 34 Экскурсия на показательные выступления, посвященные Дню Детства. 3 3 - 35 Экскурсия в Центр летной подготовки Авиации общего назначения. 3 3 36 Итоговое занятие. 3 3 - Итого: 108 44 64
Архив |