25.5.2011
В 1889 году родился Игорь Иванович Сикорский - авиаконструктор, создатель первых русских самолётов
Сикорский Игорь Иванович родился 25 мая 1889 г. в Киеве. Был пятым ребёнком в семье. Отец - поляк, профессор психологии. Мать Зинаида - украинка. Мать привила маленькому Игорю любовь к искусству, особенно, работам Леонардо да Винчи. Свои первые опыты с летательными аппаратами Игорь Сикорский проводил в 12 лет. С 1903 по 1906 учился в Петербургском морском училище, но не закончил его. В 1906 - 1907 г. учился на инженера в Париже. В 1907 поступил в Киевский политехнический институт. В 1908 г. Игорь и его отец путешествовали по Германии. Игорь увидел в газете фотографию Орвиля Райта и его самолёта. Сикорский позднее написал об этом: "В 24 часа я решил изменить свою жизнь. Я буду изучать авиацию". С финансовой помощью сестры Игорь возвращается в Париж, который в то время был европейским центром авиации. Сикорский в Париже встречается с пилотами, включая Луи Блерио, который первым перелетел через Ламанш в 1909 г. Сикорский возвращается в Киев, и начинает собственные опыты с летательными аппаратами. В 1908—1911 построил свои первые два вертолёта соосной схемы с 3-х цилиндровым мотоциклетным двигателем Anzani мощностью 25 л.с. Из-за малой мощности двигателя ни один из вертолётов не смог взлететь с пилотом, и Сикорский переключился на постройку самолетов. В феврале 1910 г. использовав двигатель от вертолёта создал свой первый самолёт С-1. С-2 и С-3 совершали короткие полёты. С-5 с двигателем 50 л.с. совершил свой первый полёт в мае 1911 г. В 1911 Сикорский получил диплом лётчика №64 Российского Императорского Авиа Клуба. В 1912 году был приглашен в Петербург на должность главного конструктора авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ). Во время работы в РБВЗ создал 20 самолётов. В 1912—1914 создал самолёты «Гранд» (4-х моторный, май 1913 г.), «Русский витязь», «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации. В 1911 г. во время испытаний самолёта S-5 карбюратор забился насекомыми, и самолёт был вынужден совершить аварийную посадку. Этот случай вдохновил Сикорского на создание многомоторных самолётов. Принимал участие в испытаниях своих машин. Был награждён орденом Св.Владимира. События 1917 г. остановили работы Сикорского над усовершенствованием "Ильи Муромца", истребитель С-20 остался в прототипе. После Октябрьской революции РБВЗ прекратил работу. Все средства Сикорского были вложены в акции завода. В феврале 1918 г. он выехал в Мурманск, а затем в Лондон. Прожив несколько дней в Лондоне, перебрался в Париж. Короткое время работал инженером в армии Франции, но после окончания Первой мировой потерял работу. Не найдя работы в Париже, он решил уехать за океан. 24 марта 1919 г. Сикорский на лайнере «Лоран» отбыл из Гавра в Нью-Йорк. 30 марта он прибыл в США. В США Сикорский первое время работал школьным учителем и читал лекции. В 1923 году с помощью бывших офицеров русской армии основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Company», где занял должность вице-президента. Одним из первых инвесторов компании был Сергей Рахманинов, который выписал чек в $5000. В 1924 г. создал S-29 - один из первых в США двух-моторных самолётов. Самолёт развивал скорость 185 км/ч и брал на борт 14 пассажиров. В 1928 г. Сикорский получает гражданство США. В 1929 году компания Sikorsky Aero Engineering Company была продана United Aircraft, которая затем сама была продана United Technologies Corporation. Компания Сикорского до сих пор остаётся частью United Technologies Corporation (NYSE: UTX) До 1939 г. создал около 15 типов самолётов. С 1939 г. перешел на конструирование вертолётов одновинтовой схемы, получивших широкое распространение. 14 сентября 1939 г. совершил первый полёт вертолёт Vought-Sikorsky 300 с двигателем мощностью 75 л.с. Сикорский первым начал строить турбинные вертолёты, вертолёты-амфибии с убирающимися шасси и «летающие краны». На его вертолётах были впервые совершены перелёты через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе). Машины Сикорского применялись как для военных, так и для гражданских целей. В эмиграции возглавлял толстовское и пушкинское общества, занимался философией и богословием, написал две философских книги. Игорь Иванович умер 26 октября 1972 года в городе Истон, штат Коннектикут.
Архив |