17.3.2011
17 марта 1909 года родился Бармин В. П. - ученый и конструктор наземных стартовых комплексов боевых и космических ракет.
Бармин Владимир Павлович - Генеральный конструктор государственного конструкторского бюро специального машиностроения. Родился 17 марта 1909 года в Москве. Из семьи служащего. Русский. Учился в Московском реальном училище, переименованном в среднюю школу первой и второй ступени (1917-1924). Окончил механический факультет Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана в 1930 году. Работал на заводе «Компрессор» в Москве инженером-конструктором (1930-1931), старшим инженером-конструктором (1931-1932), руководителем компрессорной группы (1932-1940). С 1940 года - главный конструктор завода «Компрессор». За время работы в предвоенные годы им разработаны многие образцы компрессоров и холодильного оборудования для промышленности и оборонной техники. Вот некоторые из них: ряд мощных воздушных компрессоров серии ВГ для угольной промышленности (1933-1935), первый отечественный тормозной компрессор ТВ-130 для электровозов (1934), первый отечественный вертикальный углекислотный компрессор УВ-70/2 для морских судов (1934), углекислотный компрессор УГ-160 для холодильной установки Мавзолея В.И. Ленина (1935), передвижной компрессор высокого давления АК-50/150 для авиации (1935). В 1935-1936 годах находился в длительной производственной командировке в США. С началом Великой Отечественной войны с июля 1941 года - главный конструктор завода «Компрессор» и главный конструктор специального конструкторского бюро при этом заводе. СКБ и завод стали головными организациями по разработке и производству серийных образцов многозарядных пусковых установок реактивной артиллерии, широко известных как «катюша»: БМ-13, БМ-8, БМ-8-36, БМ-8-48, БМ-31-12 и другие. Всего за годы войны под руководством Бармина разработано 78 типов пусковых установок реактивных снарядов и их модификаций, из них 36 приняты на вооружение Сухопутных войск и ВМФ. Под руководством Бармина созданы многочисленные боевые установки для применения на автомобилях, гусеничных тягачах, бронепоездах, железнодорожных платформах, морских и речных катерах, и даже на санях и лыжах, а также рамные стационарные установки. За создание установок реактивной артиллерии в годы войны ГСКБ было награждено орденом Отечественной войны 1-й степени, а главный конструктор В.П.Бармин - орденами Ленина, Кутузова 1-й степени, Трудового ККрасного Знамени. В 1945 году присвоено воинское звание «полковник». В 1945-1946 годах входил в бригаду советских инженеров, командированных в Германию и другие страны Европы для сбора сведений и документации о немецком реактивном вооружении. Там познакомился и стал единомышленником С.П.Королева, В.П.Глушко, Н.А.Пилюгина. С 1946 года Бармин — главный, затем генеральный конструктор государственного конструкторского бюро специального машиностроения (ГСКБ «Спецмаш», с 1967 года — КБ общего машиностроения) Министерства общего машиностроения СССР по разработке ракетно-космических стартовых комплексов. Это ГСКБ было организовано на базе СКБ «Компрессор». С 1947 года под руководством Бармина в короткие сроки были разработаны надёжные передвижные и стационарные стартовые комплексы для подготовки и пуска баллистических ракет Р-1 (1948), Р-2 (1952), Р-11, Р-5 и Р-5М (1954-1956). Одновременно в его КБ были начаты работы по решению проблемы запуска ракет из шахт. Сконструированная для этих целей шахтная пусковая установка «Маяк» (1960) позволила провести серию научно-исследовательских испытаний, в результате чего в период 1958-1963 годов разработана большая группа шахтных ПУ, что стало важным звеном в создании ракетного щита страны. В 1966 году избран действительным членом Академии наук СССР (член-корреспондент АН СССР с 1957). За выдающиеся заслуги в создании баллистической межконтинентальной ракеты Р-5, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года Бармину Владимиру Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1957 году под руководством В.П.Бармина были завершены работы по созданию стартового комплекса для первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Со стартовых комплексов «Восток» и «Союз» осуществлён запуск ракет с первым в мире искусственным спутником Земли (1957), с первым космонавтом мира Ю.А.Гагариным (1961), всех советских космических кораблей и спутников. Бармин возглавлял разработку стартового комплекса для ракеты «Протон» (1965) и универсальной космической системы «Энергия»—«Буран» (1987-1988), а также универсального стенда-старта, который позволяет не только проводить наземную отработку двигателей и ракеты, но и пуск ракеты (1988). Одно из направлений конструкторской деятельности Бармина - создание автоматических установок для работы в условиях планет Солнечной системы и производства неорганических материалов и биологически активных веществ в космосе. Для исследования поверхности Луны и Венеры в КБ под руководством Бармина сконструированы грунтозаборные устройства (ГЗУ) (1975). С помощью одного из таких устройств (ГЗУ ЛБ-09) взята проба лунного грунта с глубины около 2,5 метров без нарушения порядка залегания пород и обеспечена доставка его на Землю. Благодаря использованию ГЗУ ВБ-02 осуществлён забор образцов грунта в трёх точках поверхности Венеры и получена и передана по радиоканалу на Землю научная информация о химическом составе пород Венеры (1982 и 1985). Как один из 6 бессменных членов совета главных конструкторов, возглавляемого С.П.Королёвым, Бармин внёс большой вклад в создание уникальных образцов оборонной техники. Наряду с конструкторской деятельностью Бармин принимал активное участие в подготовке учёных и специалистов высокой квалификации. С 1931 года он преподавал в МВТУ (в 1959-1989 годах возглавлял кафедру), с 1945 года одновременно в Артиллерийской академии имени Ф.Э.Дзержинского (доктор технических наук с 1959, профессор с 1960). Автор большого количества научных трудов, посвященных разработке основ техники высоких давлений и низких температур, а также основ построения сложных машиностроительных комплексов; исследованию электроприводов, компрессорных и холодильных установок; созданию ракетно-космических и боевых стартовых комплексов. Лауреат Ленинской премии (1957), Сталинской премии (1943), трёх Государственных премий СССР (1967, 1977, 1985). Был членом Международной академии астронавтики, членом бюро Отделения проблем машиностроения, механики и процессов управления АН СССР и РАН. Почетный президент Академии космонавтики имени К.Э.Циолковского. Жил в городе-герое Москве. Скончался 17 июля 1993 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 10). Награждён 6 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Кутузова 1-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Имя выдающегося ученого присвоено федеральному государственному унитарному предприятию «Конструкторское бюро общего машиностроения имени В.П.Бармина» и малой планете. В Москве на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска. В городе Байконур установлены бюст и мемориальная доска (1999) в честь Героя.
Архив |