25.1.2011
25 января 1940 года совершен первый полет на Центральном аэродроме истребителя И-15 Н.Н. Поликарпова.
И-15 — один из лучших в мировой практике самолетостроения образцов истребителя-биплана был разработан в 1933 г. Новый самолет имел более совершенную аэро-динамику и гораздо более мощный мотор воздушного охлаждения М-25 (лицензионное воспроизводство американского Райт «Циклон» Ф-3). Характерной особенностью И-15 была своеобразная форма верхнего крыла, имевшего схему «чайка», что способствовало уменьшению аэродинамического сопротивления и в воздушном бою обеспечивало лучший обзор вперед-вверх. Истребитель по всем показателям существенно превзошел И-5. Устойчивый, легкоуправляемый, с высокими летными данными, исключительной маневренностью и отличными взлетно-посадочными характеристиками, этот истребитель пользовался заслуженной любовью летчиков. И-15 стал одним из первых отечественных боевых самолетов, на котором советские летчики-добровольцы вступили в борьбу с фашистами. Это произошло осенью 1936 г. в Испании, а уже через год в Китае наши летчики на этом истребителе встретились в бою с японскими захватчиками. Воздушная война в небе Испании показала полное превосходство И-15 над основными и лучшими истребителями мятежников — немецким «Хейнкель» Не-51А-1 и итальянским «Фиат» CR.32. По основным показателям И-15 превосходил и японский истребитель-биплан Ki.10 (в СССР он назывался И-95). Как это ни парадоксально, признание к самолету И-15 пришло уже после того, как его сняли с производства (всего за 1934—1936 гг. построили 384 самолета). Чтобы повысить путевую устойчивость и тем самым улучшить условия прицеливания (имелись колебания по курсу 1...2°, усложнявшие ведение огня), а также улучшить обзор вперед-вбок (что важно, в первую очередь, при посадке), военные специалисты рекомендовали Н.Н. Поликарпову вернуться к обычной схеме верхнего крыла. Хотя конструктор и не был согласен с этим предложением, но вынужден был уступить, и с 1938 г. начал серийно выпускаться истребитель И-15бис. Верхнее крыло этого истребителя было прямым (без излома). Конструкторы улучшили форму капота мотора и усилили конструкцию самолета. И-15бис оснащался более мощным и высотным мотором М-25В, а также имел более сильное вооружение. На истребителе И-15бис советские летчики-добровольцы сражались в небе Испании, Китая и Монголии. Несмотря на то что по своей маневренности и скороподъемности И-15бис оставался среди лучших самолетов своего времени, его скорость стала уже недостаточной. Летчикам, воевавшим на И-15бис, стало трудно бороться с более скоростными истребителями-монопланами, такими как немецкий «Мессершмитт» Bf-109 и японский И-97. ВВС требовалась более скоростная машина. Словно предвидя такую ситуацию, Н.Н. Поликарпов еще в 1937 г. разработал проект истребителя-биплана И-153. Он представлял собой дальнейшее развитие И-15бис, но имел улучшенную аэродинамику, усиленную конструкцию и убирающееся шасси. Верхнее крыло самолета вновь приобрело схему «чайка», такое же название получил и истребитель. В 1938 г. на испытаниях И-153 показал хорошие летные данные. При таком же, как у И-15бис, моторе скорость возросла на 41...45 км/ч. В 1939 г. началось серийное производство И-153. В том же году истребитель стали оснащать более мощным и высотным мотором М-62 и винтом изменяемого шага, что еще улучшило летные данные этого самолета. И-153 неплохо показал себя в воздушных боях в Монголии, где имел превосходство над японскими истребителями. Но все же время маневренных бипланов уже прошло. Хотя И-153 и был наиболее совершенным маневренным истребителем своего времени, перспективы такие самолеты уже не имели. В советских ВВС И-153 стал последним серийным истребителем-бипланом. И-15бис и И-153 так же, как и другой современный им истребитель И-16, широко применялись в начальный период Великой Отечественной войны. Конечно, эти самолеты уже не могли на равных бороться с новыми истребителями противника. Но, тем не менее, именно им суждено было принять на себя основную тяжесть борьбы в воздухе в первый, наиболее трудный период войны. В то же время И-15бис и И-153 старались в основном использовать в качестве штурмовиков для поражения наземных целей. Советская авиапромышленность выпустила 2408 истребителей И-15бис (1938— 1939 гг.) и 3437 истребителей И-153 (1939—1941 гг.), подавляющее большинство из которых изготовил московский авиазавод № 1. Тактико-технические характеристики И-15, И-15бис, И-153: Самолёт И-15 И-15бис И-153 Год выпуска 1933 1937 1938 Мотор М-25 М-25В М-62 Мощность мотора, л.с. 640 775 1000 Взлётная масса, кг 1390 1700 1765 Площадь крыла, м^2 23,55 22,5 22,14 Максимальная скорость у земли, км/ч 315 327 364 Максимальная скорость на высоте, км/ч 367(3000м) 379(3500м) 424(5000м) Время набора высоты 5000м, мин 6,2 6,6 5,7 Время виража на высоте 1000м, с 9,0 10,5 13...13,5 Дальность полёта, км 550 520 560 Практический потолок, м 9800 9300 10700 Вооужение: пулемёты 2х7,62мм 2х7,62мм 2х7,62мм
Архив |