182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д.13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
Центр детского (юношеского) технического творчества
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
«Телефон доверия» Администрации города Великие Луки (+7 (81153) 3-64-47).

Телефон Управления образования Администрации города Великие Луки для обращения по вопросам противодействия коррупции (+7 (81153) 5-40-17).

   НАШИ ТРАДИЦИИ /
открыть картинку в новом окне 25.1.2011
25 января 1940 года совершен первый полет на Центральном аэродроме истребителя И-15 Н.Н. Поликарпова.

И-15 — один из лучших в мировой практике самолетостроения образцов истребителя-биплана был разработан в 1933 г. Новый самолет имел более совершенную аэро-динамику и гораздо более мощный мотор воздушного охлаждения М-25 (лицензионное воспроизводство американского Райт «Циклон» Ф-3). Характерной особенностью И-15 была своеобразная форма верхнего крыла, имевшего схему «чайка», что способствовало уменьшению аэродинамического сопротивления и в воздушном бою обеспечивало лучший обзор вперед-вверх.

Истребитель по всем показателям существенно превзошел И-5. Устойчивый, легкоуправляемый, с высокими летными данными, исключительной маневренностью и отличными взлетно-посадочными характеристиками, этот истребитель пользовался заслуженной любовью летчиков.

И-15 стал одним из первых отечественных боевых самолетов, на котором советские летчики-добровольцы вступили в борьбу с фашистами. Это произошло осенью 1936 г. в Испании, а уже через год в Китае наши летчики на этом истребителе встретились в бою с японскими захватчиками. Воздушная война в небе Испании показала полное превосходство И-15 над основными и лучшими истребителями мятежников — немецким «Хейнкель» Не-51А-1 и итальянским «Фиат» CR.32. По основным показателям И-15 превосходил и японский истребитель-биплан Ki.10 (в СССР он назывался И-95).

Как это ни парадоксально, признание к самолету И-15 пришло уже после того, как его сняли с производства (всего за 1934—1936 гг. построили 384 самолета). Чтобы повысить путевую устойчивость и тем самым улучшить условия прицеливания (имелись колебания по курсу 1...2°, усложнявшие ведение огня), а также улучшить обзор вперед-вбок (что важно, в первую очередь, при посадке), военные специалисты рекомендовали Н.Н. Поликарпову вернуться к обычной схеме верхнего крыла. Хотя конструктор и не был согласен с этим предложением, но вынужден был уступить, и с 1938 г. начал серийно выпускаться истребитель И-15бис. Верхнее крыло этого истребителя было прямым (без излома). Конструкторы улучшили форму капота мотора и усилили конструкцию самолета. И-15бис оснащался более мощным и высотным мотором М-25В, а также имел более сильное вооружение.

На истребителе И-15бис советские летчики-добровольцы сражались в небе Испании, Китая и Монголии. Несмотря на то что по своей маневренности и скороподъемности И-15бис оставался среди лучших самолетов своего времени, его скорость стала уже недостаточной. Летчикам, воевавшим на И-15бис, стало трудно бороться с более скоростными истребителями-монопланами, такими как немецкий «Мессершмитт» Bf-109 и японский И-97. ВВС требовалась более скоростная машина.

Словно предвидя такую ситуацию, Н.Н. Поликарпов еще в 1937 г. разработал проект истребителя-биплана И-153. Он представлял собой дальнейшее развитие И-15бис, но имел улучшенную аэродинамику, усиленную конструкцию и убирающееся шасси. Верхнее крыло самолета вновь приобрело схему «чайка», такое же название получил и истребитель.

В 1938 г. на испытаниях И-153 показал хорошие летные данные. При таком же, как у И-15бис, моторе скорость возросла на 41...45 км/ч. В 1939 г. началось серийное производство И-153. В том же году истребитель стали оснащать более мощным и высотным мотором М-62 и винтом изменяемого шага, что еще улучшило летные данные этого самолета.

И-153 неплохо показал себя в воздушных боях в Монголии, где имел превосходство над японскими истребителями. Но все же время маневренных бипланов уже прошло. Хотя И-153 и был наиболее совершенным маневренным истребителем своего времени, перспективы такие самолеты уже не имели. В советских ВВС И-153 стал последним серийным истребителем-бипланом.

И-15бис и И-153 так же, как и другой современный им истребитель И-16, широко применялись в начальный период Великой Отечественной войны. Конечно, эти самолеты уже не могли на равных бороться с новыми истребителями противника. Но, тем не менее, именно им суждено было принять на себя основную тяжесть борьбы в воздухе в первый, наиболее трудный период войны. В то же время И-15бис и И-153 старались в основном использовать в качестве штурмовиков для поражения наземных целей.

Советская авиапромышленность выпустила 2408 истребителей И-15бис (1938— 1939 гг.) и 3437 истребителей И-153 (1939—1941 гг.), подавляющее большинство из которых изготовил московский авиазавод № 1.

Тактико-технические характеристики И-15, И-15бис, И-153:

Самолёт И-15 И-15бис И-153

Год выпуска 1933 1937 1938

Мотор М-25 М-25В М-62

Мощность мотора, л.с. 640 775 1000

Взлётная масса, кг 1390 1700 1765

Площадь крыла, м^2 23,55 22,5 22,14

Максимальная скорость у земли, км/ч 315 327 364

Максимальная скорость на высоте, км/ч 367(3000м) 379(3500м) 424(5000м)

Время набора высоты 5000м, мин 6,2 6,6 5,7

Время виража на высоте 1000м, с 9,0 10,5 13...13,5

Дальность полёта, км 550 520 560

Практический потолок, м 9800 9300 10700

Вооужение: пулемёты 2х7,62мм 2х7,62мм 2х7,62мм


открыть картинку в новом окне

Архив
наши успехи
    Поздравляем победителя во Всероссийском конкурсе детского творчества "Покорение космоса", Скорова Дмитрия, рук. Травкин В.А.

    Поздравляем победителя Всероссийского конкурса научно-технического творчества учащихся «Юные техники XXI века» Караневского Платона

    Поздравляем победителя Всероссийского конкурса юных техников «Ясное небо» Мананникова Руслана ( педагог Беляков П.Л.)!!!

    Поздравляем победителей Всероссийского конкурса творческих работ, посвященный символу 2019 года «Комплименты для Свинки»

    Поздравляем победителей II Всероссийского конкурса, посвященный Дню матери «Она подарила нам жизнь...»

    Поздравляем Киселева Егора, призера областного конкурса "Официальные символы Псковской области.Новое видение". Диплом 3 степени.Руководитель Полунин Е.Ю.

    Поздравляем победителей Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества "Открытие"

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.