28.9.2010
28 сентября 1908 года родился Борис Шелищ – лейтенант-изобретатель
28 сентября 102 года назад родился Б. Шелищ – изобретатель, обеспечивший перевод 500 автомобильных двигателей на водород. Это был первый и до сих пор единственный в мировой практике случай массового применения водорода в автомобильных двигателях. Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде аэростаты заграждения, поднятые на высоту от 2000 до 4500 м, не позволяли фашистским самолетам снижаться для прицельного бомбометания. Самолеты натыкались крыльями на стальные тросы - срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм - аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют с фугасной миной. Если трос не разрезал крыло, самолет подрывала мина. Чтобы аэростат поднимался на большую высоту, в него закачивали водород. Подъем и спуск осуществлялись с помощью лебедки от двигателя грузовика «ГАЗ». За техническое обеспечение и исправность установок в третьем полку отвечал лейтенант Борис Шелищ, и ему приходилось думать, чем заменить драгоценное горючее. Сначала он предложил вместо бензиновых лебедок поставить электрические от лифтов из ближайших домов. Пока шла подготовка к переоборудованию, не стало и электричества. 21 сентября 1941 лейтенант предложил подавать отработанную воздушно-водородную смесь из приземлившихся аэростатов во всасывающие трубы автомобильных двигателей. Командование поручило Шелищу проверить свое изобретение. На свой страх и риск техник подготовил эксперимент. Отработанный водород подводился к коллектору двигателя ГАЗ-АА, где газ поступал в рабочие цилиндры. Дозировка водорода обеспечивалась педалью. Моторист лебедки управлял работой двигателя теми же способами, как и при использовании бензина. Для безопасности эксплуатации воздушно-водородной «гремучей смеси» Шелищ придумал специальный водяной затвор, исключавший воспламенение смеси при вспышке в трубе двигателя. Испытания оказались успешными. Командование приказало за 10 дней перевести все аэростатные лебедки на новый вид горючего. Аэростаты вновь поднялись на большую высоту и стали непреодолимым препятствием для немецких самолетов. За эту работу Бориса Шелища в декабре 1941 наградили орденом Красной Звезды. Летом 1943 он оформил авторское свидетельство на свое изобретение, в описании которого отмечал: «В основном задача была решена в ноябре 1941 года, вместе с тем практика работы на водороде подтвердила, что водород как топливо имеет огромные перспективы применения в других родах войск, а также в промышленности». После войны Шелищ к водороду больше не возвращался, считая свою блокадную эпопею с аэростатами заграждения пройденным этапом.
Архив |