14.4.2010
Сторожевой катер «МО-302»
Начало Великой Отечественной войны сторожевой катер «МО-302» встретил в Кронштадте при отработке учебно-боевых задач. Полученный от промышленности в ноябре 1940 года, он, как и его «собратья» по дивизиону малых охотников за подводными лодками, всю зиму из-за льда простоял на кильблоках и только в середине мая 1941 года был спущен на воду. Выйдя на второй день войны в дозор к острову Лавенсари, малый охотник вел борьбу на протяжении всей войны и зачехлил свои орудия и пулеметы лишь в радостный День Победы. 27 июля 1941 года «МО-302» под командованием старшего лейтенанта Ю. Ф. Азеева находился в противолодочном охранении следовавших из Таллина в Рохукюля эскадренных миноносцев «Энгельс» и «Артем». Вдруг при подходе к проливу с катера был обнаружен перископ. Мощные взрывы глубинных бомб стали рвать толщу воды. Но вот к ним добавился еще один, и на поверхности моря показался большой воздушный пузырь и громадное, быстро растекающееся пятно соляра. Своевременно предупрежденные о подводном противнике охраняемые корабли благополучно уклонились от выпущенных подводной лодкой торпед. В адрес «охотника» на фок-мачте головного эсминца взвился сигнал: «Флагман благодарит за четкость и быстроту действий». Через две недели «МО-302» вышел в Нарвский залив для охраны канонерской лодки «Красное знамя», осуществлявшей огневое содействие сухопутным войскам. Налеты вражеских бомбардировщиков следовали один за другим, но каждый раз встреченные интенсивным зенитным огнем гитлеровцы улетали назад, не добившись успеха. В полдень 13 августа 18 Ю-88 вновь попытались нанести очередной удар, но и эта атака была сорвана решительными действиями кораблей. Командир отделения комендоров «МО-302» В. А. Малютин с первых же залпов добился прямого попадания в один из самолетов, и тот рухнул в прибрежный лес. Вслед за ним комендор кормового орудия П. Г. Гончаров сбил еще один «юнкере». Подводя итоги боевой деятельности первой военной кампании, командование Охраны водного района Балтийского Флота в донесении в Военный совет флота сообщало: «В боях за Советскую Родину против фашистских захватчиков катер «Морской охотник № 302» показал образцы мужества и отваги, дисциплины и организованности. Участвуя в многочисленных операциях, личный состав катера проявил стойкость и героизм. Прошу Вашего ходатайства перед Народным комиссаром Военно-Морского Флота о преобразовании катера «МО № 302» в гвардейский...» Это был январь 1942 года. Огромная гитлеровская военная машина еще пыталась теснить наши войска по всему фронту от Баренцева до Черного моря, впереди еще предстояли тяжелейшие и изнурительные бои. Почетные звания, наименования и награды тогда выдавались очень и очень скупо, а малым кораблям, каким был «МО-302», их не давали вообще. И прошло еще более двух с половиной насыщенных кровопролитными боями и походами военных лет, когда осенью 1944 года на флагштоке катера затрепетал овеянный славой гвардейский Военно-морской флаг. Конец июня 1942 года. «МО-302» под командованием старшего лейтенанта И. П. Чернышева почти постоянно находился в дозоре у острова Лавенсари. Ежедневно вражеская авиация наносила массированные удары по катерам дозора. Только 28 июня «охотник» отразил 12 воздушных атак. Поздно вечером во время последней атаки старшина 1-й статьи А. П. Фролов прямым попаданием уничтожил «юнкере». От взрыва сдетонировали авиабомбы, и он, развалившись в воздухе, рухнул в воду. Следовавший за ним самолет потерял управление и был тоже поврежден взрывной волной. Маневрировавший рядом «МО-308» одним из снарядов попал в левый мотор этого самолета, а стрелявший из пулемета командир отделения рулевых «МО-302» П. П. Белый завершил этот бой. Прошитый несколькими посланными им очередями, пылающий «юнкере» упал в море. Пытаясь отомстить за гибель своих самолетов, фашистское авиационное командование с утра 30 июня бросило против двух советских катеров 12 «мессершмиттов». Так же как и накануне, отлично действовали пулеметные расчеты «триста второго», сбившие в этом бою еще два самолета. 17 июля 1943 года, при нахождении в дозоре, «МО-302» под командованием старшего лейтенанта И. Е. Сидоренко вместе с другим катером, «МО-207», вступил в ночной бой с тремя катерами. Сблизившись с противником, наши «охотники» открыли прицельный огонь. Видя свое преимущество в силах, противник начал вести ответный огонь. Во время боя был обнаружен четвертый вражеский катер. Изменив курс с целью нанести таранный удар, старший лейтенант Сидоренко перенес всю мощь огня своего катера на него. Не выдержав губительного огня советских катеров, противник увеличил скорость и резко повернул назад. Во время преследования «МО-302» добился прямого попадания в корму неприятельского сторожевика, в результате чего на нем последовал сильный взрыв и возник пожар. Видя тяжелое положение, остальные катера противника удалились. В другой раз «МО-302» одному пришлось вступить в неравную схватку с пятью неприятельскими катерами. Это произошло 25 мая 1944 года. В тот день катер вышел на поиск кораблей противника. Наступившая темнота затрудняла работу экипажа, поэтому было решено лечь в дрейф, а с рассветом возобновить поиск. Вдруг в ночной тишине послышался шум моторов. Через несколько минут были обнаружены сразу пять катеров, быстро приближавшихся с темной стороны горизонта. Предвкушая легкую победу, вражеские катера в целях окружения «МО-302» разделились на две группы и открыли огонь. Изрешеченный пулями и снарядами советский катер оказался в полукольце окружения. В этих условиях единственным выходом было идти на таран, и, взревев моторами, «триста второй» устремился на ближайший катер. Ошарашенный дерзостью советских моряков противник отвернул в сторону, а «МО-302», вырвавшись из окружения, поставил дымовую завесу и направился к спешившим ему на помощь с соседних линий другим катерам. В этом неравном бою смертью храбрых погибли командир катера старший лейтенант И. Е. Сидоренко и еще 11 краснофлотцев и старшин, многие получили ранения. ...Залечив раны, «МО-302» вскоре вновь вступил в строй. Балтийцев ждали новые бои, новые испытания. Прибывший на катер новый личный состав продолжил славные боевые традиции своего корабля. Водоизмещение полное 56,5 т, нормальное - 50,5 т; длина 26,9 м, ширина 4,2 м, осадка 1,5 м; мощность моторов 2025 л. с.; скорость хода максимальная 26 уз, экономическая-7 уз. Вооружение: 2 45-мм орудия и 2 12,7-мм пулемета. Принимал на борт 4 якорные мины, 8 больших и 24 малые глубинные бомбы. Экипаж 22 человека.
Архив |