25.3.2010
По-2
«Рус фанер» - так сначала презрительно, а затем с суеверным ужасом называли фашисты этот легкий биплан. «Небесный тихоход» - любовно прозвали его советские солдаты. Самолет По-2 был разработан в 1927 г. коллективом под руководством прославленного советского авиаконструктора Н.Н. Поликарпова. До войны его использовали как учебный самолет. Тысячи юношей и девушек получили на нем «путевку в небо». В начальный период войны в связи с большими потерями нашей авиации По-2 стали привлекать и к боевой работе. На них доставляли срочные приказы и донесения, фотографировали позиции противника, передвижение его Поначалу у военных летчиков отношение к По-2 было более чем скептическим. Их называли «кукурузниками», «фанерными скорлупками». Однако неожиданно выяснилось, что этим тихоходным и практически безоружным самолетам оказались по силам задачи, с которыми не могли справиться скоростные и пикирующие бомбардировщики, - уничтожение малоразмерных целей. Практически каждую ночь, загрузив по 150-200 кг бомб, они наносили «точечные удары» по переправам, штабам и узлам связи противника, громили живую силу и технику врага. Командование «Люфтваффе» знало об особых «способностях» наших легких бомбардировщиков и ставило своим истребителям задачу по их уничтожению. За каждый сбитый По-2 немецким асам был обещан Железный крест. Так что фронтовик-работяга По-2 нередко оказывался «между Сциллой и Харибдой». Сверху на него коршунами кидались «мессершмитты», снизу - противник вел огонь из всех видов оружия. Наши летчики это хорошо понимали и часто использовали бреющий полет. Так удобнее было подкрадываться к вражеским позициям и уходить. Особенностью этих самолетов было то, что они с высоты 1500 м планировали с выключенным мотором, то есть к цели подходили практически беззвучно. На такой высоте попадание было практически стопроцентым . Но после нанесения удара малая скорость чаще всего оборачивалась против летчиков - По-2 горели как порох, наиболее частая причина смерти у летчиков была - «сгорел над целью». Чтобы взять в полет больший бомбовый запас, летчики брали минимальный запас горючего, а сами пилоты следили за своим весом. Во время войны на основе По-2 было сформировано свыше 100 легкобомбардировочных полков, в том числе один женский. 23 летчицам, воевавшим на этих самолетах, было присвоено звание Героя Советского Союза. Летчиц 46-го гвардейского легко-бомбардировочного полка фашисты называли «ночными ведьмами» Тактико-технические характеристики По-2: Скорость - 145 км/ч Полетный вес - 1350 кг Вооружение - 1 пулемет ШКАСС Бомбовая нагрузка - 200 кг Всего выпущено более 40 000 самолетов По-2.
Архив |