25.3.2010
Пе-2
Владимир Михайлович Петляков, погибший в 1942 г., был создателем одних из лучших бомбардировщиков Великой Отечественной войны - Пе-8 и Пе-2. Необходимость в советском пикирующем бомбардировщике возникла после анализа воздушных боев в небе Испании. Именно там нейтрализация советских истребителей модифицированными «мессершмиттами» (Ме-109Е) дала простор пикирующим бомбардировщикам «юнкерс» (Ju-87). Имеющиеся в то время в разработках самолеты ВИТ и ВИТ-2 конструкции Поликарпова в серию не пошли по нескольким причинам, из которых не последней была опала конструктора. Создание же пикирующего бомбардировщика требовало решения серьезных технических задач, таких, как обеспечение прочности конструкции при значительных перегрузках, высокая грузоподъемность, маневренность, скорость в горизонтальном полете и не слишком большой разгон при пикировании. Самолет должен был иметь внешние бомбодержатели, чтобы при отрыве бомб во время пикирования не повредить его конструкцию. Поскольку перегрузки в нижней точке пикирования могли быть слишком велики, нужно было разработать автоматическое устройство, которое помогало бы летчикам перевести машину в горизонтальное положение. В 1939-1940 гг. велись работы по совершенствованию двух самолетов: один на базе бомбардировщика СБ, а другой - «сотка» Петлякова, который изначально задумывался как тяжелый двух-моторный истребитель. Последний и пошел в серию, поскольку совместил в себе свойства и истребителя, и бомбардировщика. Его цельнометаллическая конструкция выдерживала более чем 10-кратную перегрузку. Самолет развивал скорость до 540 км/ч (650 км/ч в пикировании), мог выполнять фигуры высшего пилотажа, пикировал под углом 60-65°. С первых дней Великой Отечественной войны Пе-2 зарекомендовал себя как прекрасный пикирующий бомбардировщик. По скорости с ним не мог сравниться ни один немецкий фронтовой бомбардировщик. Пилотировать машину было непросто, но летчикам она нравилась. Прославленный летчик И.А. Маликов по три раза в день поднимал свой Пе-2 в трудные дни Московской битвы. После ранения Маликову ампутировали ногу, но и с протезом он сначала освоил небесный тихоход По-2, а затем снова летал на любимой «пешке» до самого конца войны. Другой советский летчик, И.С. Полбин, разработал самую эффективную тактику группового непрерывного бомбометания с пикирования. Зайдя над объектом, Пе-2 образовывали замкнутый круг и затем, сохраняя дистанцию 500-600 м, один за другим пикировали на цель под углом до 70°. Неоднократно Пе-2, завидев бомбардировщики врага, шли в атаку. Набрав скорость, они, как истребители, заходили к ним в хвост, открывали огонь и побеждали. «Это не машина, а чудо», - говорил Полбин, а его подчиненные шутили: «Мы выводим нашу «пешку» в ферзи. Она любому королю сможет дать мат...» Истребительные возможности Пе-2 не остались незамеченными. Его модификация Пе-3 как дальний истребитель сопровождения воевал на Севере. На Пе-2 воевал и 125-й гвардейский женский бомбардировочный авиаполк, сформированный Героем Советского Союза М.М. Расковой. Тактико-технические характеристики Пе-2: Двигатели - 2хВК-105РФ по 1250 л.с. Размах крыльев - 17,16 м Площадь крыльев - 40,5 кв.м. Длина - 12,66 Взлетный вес - 8250 кг Максимальная скорость - 540 км/ч Потолок - 8800 м Дальность полета - 1500 м Экипаж - 3 человека Вооружение - 3 пулемета калибра 12,7 мм, 2 пулемета калибра 7,62 мм Бомбовая нагрузка - 600 кг Всего выпущено 11427 Пе-2.
Архив |