12.3.2015
Программа « Радиотехника»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Рассмотрено на заседании методического совета Протокол № __ от ______ «____»____________2013 г. Утверждено приказом по школе № __ от __________. Директор МБОУДОД ЦДЮТТ _______ Л.П.Соусова «____»____________2013 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Радиотехника» Автор программы: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории В.А.Котов Возраст: 13-18 лет (срок реализации 3 года) Направленность: научно-техническая Великие Луки 2013 Паспорт дополнительной общеобразовательной программы «Делаем сами своими руками» 1. Вид образовательной программы Дополнительная 2. Уровень (ступень) образовательной программы Общеразвивающая 3. Направленность деятельности Научно-техническая 4. Тип программы Модифицированная 5. Наименование (направленность) образовательной программы «Радиотехника» 6. ФИО разработчика (автора, составителя) Руководитель Котов В.А. 3. Актуальность и социальная значимость программы Образовательная программа создана на основе многолетнего опыта работы педагога дополнительного образования с учетом рекомендаций Типовой программы «Кружки радиотехнического конструирования». Образовательной программой предусматривается подготовка школьников к самостоятельному конструированию несложной радиотехнической аппаратуры, изучение необходимых теоретических сведений по радиотехнике, лабораторно-практическая работа по выполнению монтажных сборочных и наладочных работ при изготовлении радиоустройств. В процессе творческой работы по постройке различных приборов и механизмов, технического эксперимента учащиеся пополняют школьные знания новыми сведениями из различных областей науки и техники, развивают и совершенствуют техническое мышления и научное мировоззрение. 4. Возраст и контингент детей учащиеся 7-11 классов 5. Цель и задачи программы Цель: развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами радиотехники. ЗАДАЧИ: образовательные: - обучить воспитанников работе с технической литературой; - дать необходимые знания в области электротехники, радиотехники и их практического применения; - познакомить с основами электротехники, радиотехники, научить на практике применять приобретенные теоретические знания; - формировать умения и навыки работы с различными материалами, инструментами и оборудованием; 1. - развивать проектные способности школьников; 2. - познакомить с требованиями охраны труда и техники безопасности; 2) развивающие: -раскрытие интеллектуальных и творческих способностей; - развить конструктивное креативное мышление; - Развить познавательный интерес к современной радиоэлектронике, к профессиям, занятым в этой области науки и техники. 3) воспитательные: - воспитание коммуникабельности посредством творческого общения старших и младших детей в коллективе; - формирование чувства коллективизма, нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, умений и навыков поведения и работы в коллективе; - воспитание трудолюбия, уважительное отношение к людям и результатам их труда. - оказание помощи в выборе будущей профессии. 6. Сроки реализации программы 3 года 7. Предполагаемые (ожидаемые) конечные результаты и социальный эффект реализуемой программы К концу первого года обучения учащиеся должны знать: 1. Принципы работы приборов: - авометра; - осциллографа; - индикаторов. 2. Условные графические обозначения радиодеталей. 3. Технологию изготовления простых радиоэлектронных приборов. 4. Правила безопасности труда. Должны уметь: 1. Пользоваться паяльником, сверлильным станком. 2. Изготовить соответствующие платы согласно электросхемам. 3. Выполнить монтаж радиоприбора, наладить его и проверить. К концу второго года обучения учащиеся должны знать: 1. Основы радиотехники 2. Основы электротехники. 3. Принцип работы приборов: - авометра; - осциллографа - звукового генератора; - генератора высокой частоты; - индикаторов. 4. Условные графические обозначения радиодеталей. 5. Технологию изготовления радиоэлектронных устройств на транзисторах и микросхемах, цифровых интегральных микросхемах. 6. Правила безопасности труда. Должны уметь: 1. Пользоваться электроинструментами и оборудованием – паяльником, дрелью, сверлильным станком. 2. Изготовить соответствующие платы согласно электросхемам. 3. Читать микросхемы. 4. Выполнить монтаж радиоприборов по схемам, производить их наладку и проверку под руководством педагога. 5. Придать конструкции эстетический внешний вид. К концу третьего года обучения учащиеся должны знать: 1. Основы радиотехники; 2. Основы электротехники; 3. Принцип работы измерительных приборов; 4. Условные графические обозначения радиодеталей; 5. Технологии изготовления радиоэлектронных устройств на транзисторах и микросхемах, цифровых интегральных микросхемах, на радиолампах и «ИК» лучах; 6. Технику безопасного труда. Должны уметь: 1. Пользоваться инструментами и оборудованием (паяльником, дрелью, сверлильным станком); 2. Читать микросхемы; 3. Самостоятельно выполнять монтаж радиоприборов по схемам, производить их наладку и проверку; 4. Придавать конструкции эстетический внешний вид. 8. Содержание программы (основные разделы учебно-тематического плана) История радио. Радиокомпоненты и радиодетали. Конструирование радиоэлектронных устройств. Изготовление радиоэлектронных приборов на одном и нескольких транзисторах. Азбука радиосвязи. 9. Система контроля за исполнением программы Текущая и тематическая аттестация-тестирование, творческие, практические работы. Промежуточная и итоговая аттестация-защита творческого проекта, участие в конкурсах, выставках, ярмарках. 10. Ресурсное обеспечение программы (материально-техническое, финансовое, кадровое) Помещение для занятий. Площадь помещения: ? кв.м. 1. Санитарно-гигиенические требования к помещению: освещение, вентиляция, и т.п. 2. Оборудование учебных мест : ? столов 3. Рабочее место педагога: стол 4. Оборудование: Измерительные приборы: - авометр; - осциллограф; - звуковой генератор; - генератор высокой частоты; - вольтметр; - цифровые мультимеры. 5. Рабочие столы одно, двухместные. 6. Инструменты и материалы: - паяльники 90 Вт, 45-50 Вт, 30-40 Вт; - круглогубцы; - отвертки; - бокорезы; - пинцеты;- - ножницы; - плоскогубцы; - индикаторные палочки; - тиски; - напильники разные; - ножовки слесарные; - молотки; - дрели; - сверла; - плашки; - метчики; - рубанки; - лобзики; - наждачная бумага; - припой; - линейка; - транспортиры; - лакокрасочные материалы. 5. Комплект плакатов по технике безопасности 6. Технические средства: проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр Учебно – тематический план дополнительной общеобразовательной программы «Радиотехника» Программа 1 года обучения. № Наименование тем Всего часов В том числе теор. Практ. 1. Вводное действие 2 2 2. Радиокомпоненты и радиодетали; 26 10 16 - электронные компоненты - электроакустические преобразователи 3. Конструирование радиоэлектронных устройств; - мастерская радиолюбителя -технология изготовления радиолюбительских конструкций - изготовление печатной платы - проверка годности радиоэлектронных компонентов. 16 4 12 4. Самостоятельное изготовление радиоэлектронных приборов на одном транзисторе; - блоки питания - приборы для проверки радиодеталей. 48 8 40 5. Самостоятельное изготовление радиоэлектронных приборов на нескольких транзисторах. 50 8 42 6. Радиоэлектронные конструкции на операционных усилителях. 48 8 40 7. Азбука радиосвязи; - антенны - заземления. 18 4 14 Итого 216 46 170 Программа 2 года обучения. № Наименование тем Всего часов В том числе Теор. Практ. 1. Вводное занятие 2 2 2. Основы электротехники. 20 10 10 3. Электронные измерительные приборы, триптеры и генераторы прямоугольных импульсов. Электромагнитные и электронные реле. 18 6 12 4. Самостоятельное изготовление сложных радиоэлектронных конструкций на транзисторах и микросхемах: - электронные сигнализаторы; - радиоприемники; - переговорное устройство; - источники питания; - блоки питания; -операционные усилители. 42 8 34 5. Радиоэлектронные конструкции на цифровых микросхемах: - охранные устройства; - генераторы; - сигнализаторы; - металлоискатель; - фототир; - регулятор температуры. 36 6 30 6. Конструкции с сенсорным управлением: - простые сенсорные устройства на транзисторах; - сенсорные устройства с использованием микросхем. 30 4 26 7. Телемеханические управляемые конструкции: - устройства, управляемые светом; - радиоуправляемые модели; - устройства, управляемые звуком. 30 4 26 8. Использование радиоэлектроники в музыке: - автомат световых эффектов. 30 4 26 9. Заключительное занятие 8 2 6 Итого: 216 46 170 Воспитанники третьего года обучения сами, с учетом личных увлечений и потребностей, выбирают приборы, над которыми они будут работать в течение всего года. Это творческая радиотехническая лаборатория, в которой руководитель, главным образом, играет роль технического консультанта, старшего товарища. Подростки собирают радиоуправляемые модели, бытовые автоматические устройства, различные системы охранной сигнализации: системы видеонаблюдения, автосигнализации, авторадары.
Архив |