Подвижные игры являются важным средством физического воспитания детей. Они привлекают своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Игры и развлечения на свежем воздухе особенно полезны. Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенные двигательные навыки в многообразных жизненных ситуациях.
Ежедневный активный отдых на прогулке обеспечивает дошкольникам до 40% необходимого суточного объема движений. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность.
Активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней интенсивности, оказываю благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы детей. Это выражается в увеличении показателей умственной работоспособности, улучшении подвижности нервных процессов.
Игры помогают решать важные задачи воспитания и обучения детей:
- учат слушать
- быть внимательным
- правильно управлять своими движениями
- привыкать к дисциплине
- сознательно относиться к занятиям
Особое значение подвижные игры имеют для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря ему, происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. При активной двигательной деятельности на свежем воздухе увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма различным заболеваниям.
Подвижные игры на прогулке в режиме дня проводятся ежедневно 2 раза в день и являются дополнением к обязательным занятиям урочного типа. Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и может участвовать в игре. Продолжительность одной подвижной игры от 7 до 15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья). Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.
Подвижные игры классифицируются по:
- Степени подвижности (малой, средней, большой подвижности)
- Преобладающим движениям (игры с прыжками, бегом, лазанием и т.д.)
- Предметам, которые используются в игре ( мяч, лента, о обруч и т.п.)
Подвижные игры в детском саду имеют две основные цели:
- Эмоциональная и физическая разрядка организма. Сброс накопившейся энергии (не всегда положительной), напряжения. Бегая и изображая гусей, мышей, барашков ит.д. ребятня чувствует себя раскованно и непринужденно.
- Воспитательная и развивающая. Правила игры определены, за ними надо следить, их надо помнить и нежелательно нарушать. Проворонив, забыв, не успев – ты же выбываешь, а это грустно, хотя и справедливо. Таким образом, подвижные игры не меньше чем специальные занятия развивают внимание, координацию, воображение и память детей.
И как ни странно, в наш «продвинутый», высокотехнологичный компьютерный век актуальными остаются нехитрые игры, выдуманные еще лет 70 назад:
- Классики
- Салочки
- Выбивало
- Гуси-лебеди
- Кот и мыши
- Море волнуется
- Прятки
- Жмурки
- Догонялки
- Выши ноги от земли
Для старших дошкольников целесообразно устраивать эстафеты, игры соревновательного характера.
Суммируя эффекты подвижных игр на воздухе, можно с уверенностью сказать, что они очень полезны для детей. С их помощью формируются умения и навыки необходимые в жизненных ситуациях, укрепляется физическое здоровье, развивается умственная работоспособность.
|