Что такое сенсорное воспитание? Это развитие у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений.
Сенсорные процессы неразрывно связаны с органами чувств. Предметы, которые мы рассматриваем, воздействуют на наш глаз, с помощью руки мы ощущаем твердость или мягкость предмета, звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Обычно все стороны предмета или явления не воспринимаются с одинаковым интересом и вниманием.
Надо развивать у детей умение направлять свое внимание на те или иные стороны предметы и явления.
С давних пор педагогика пользовалась в сенсорном воспитании способом сравнения предметов по тем или иным признакам.
Если предметы одинаковые по форме и величине и отличаются по цвету (например, шарики), то можно по ним различать цвета. Можно подобрать предметы одинаковые по форме, но отличающиеся по величине (например, набор кукол-матрешек), подобранные таким образом предметы, игрушки становятся пособиями на различение цвета, величины, формы.
Сенсорное воспитание осуществляется в детском саду и на занятиях , и в повседневной жизни детей.
Сенсорное воспитание в повседневной жизни, предусматривает обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека.
Наблюдение природных явлений с детьми предусматривает, прежде всего, зрительное восприятие, включается осязание: дети трогают, щупают, гладят предметы. Если это цветы или плоды, пусть дети их понюхают.
Общение с природой обогащает слуховые впечатления. Необходимо учить детей вслушиваться в пение птиц, шум дождя, раскаты грома и т.д.
Вслушиваться надо и в слова, а в словах - в звуки, их повторения, сочетания.
Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью умственного воспитания.
|