182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
Центр развития ребёнка – МБДОУ детский сад № 3 «Росинка»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   ДОКУМЕНТЫ /  

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ


Комплексная программа развития МБДОУ «ЦРР - детский сад № 3» 2010 г. - 2013 г. Участники программы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 3» «Росинка» Управления образования г. Великие Луки Семейная поликлиника № 2 Врачебно – /физкультурный диспансер /Центр здоровья Академия физической культуры – ВЛГАФК Совет программы: 1. Дорофеева Людмила Титовна – заведующая МБДОУ. 2. Баранова Валентина Николаевна – зам. зав. по учебно-воспитательной работе/зам.зав.ЭР. 3. Спириденкова Наталья Александровна – старшая медсестра МДОУ. 4. Щербик Елена Сергеевна – медсестра оздоровительной группы МДОУ. 5. Семченкова Галина Михайловна – врач-педиатр детской поликлиники № 2 6. Белоус Анна Викторовна – инструктор по физкультуре МБДОУ./зам.зав.УВР/ 7. Матвеева Оксана Викторовна – инструктор по плаванию МБДОУ. 8. Председатель родительского комитета - Терёхина Марина Анатольевна./Шеватина Светлана Васильевна/ Менеджер Программы: Дорофеева Л.Т.: заведующая дошкольным учреждением №3 Координатор Программы: Ольшевская О.И.: зам. заведующей по научно-экспериментальной работе. /Белоус А.В./ г. Великие Луки 2010 год Содержание: 1. Паспорт программы. 1.1 Цель и задачи программы. 1.2 Ожидаемые результаты. Предполагаемый продукт. 2. Аналитический блок. Проблемный анализ состояния ДОУ - анализ результатов; - анализ воспитательно – образовательного процесса; - анализ условий. 2.2 Информационная справка. 2.3 Проблемный вывод. 3. Содержательный блок. 3.1 Структурно – содержательное описание. 3.2 Действия по реализации программы. 4. Заключение 1. Паспорт Программы Основания для разработки: Решение совета ДОУ Основные разработчики: Менеджер Программы, координатор Программы, Совет Программы. Ответственные исполнители: Администрация детского сада; Совет программы развития. 1.1 Цель и задачи программы. Основная цель: Создание благоприятных психолого-педагогических условий для психического, физического и интеллектуального развития потенциала личности дошкольника, необходимого для успешного включения в процесс обучения и воспитания в МБДОУ №3 «Росинка». Задачи: Стратегические: - Изучить психический, физический и интеллектуальный потенциал личности дошкольника в целях его дальнейшего развития. - Смоделировать, апробировать и внедрить в практику работы детского сада комплекс психолого-педагогических условий развития личности (с приоритетным компонентом – физическое воспитание и оздоровление) в системе интеграции дошкольного и основного образования. - Определить возможные пути интеграции дошкольного и основного образования, с использованием их в практике работы комплексного образовательного учреждения: детский сад - школа. - Обновить и дополнить систему стимулирования творческой активности детей и взрослых в их совместной деятельности, общении, особенно в физкультурно-оздоровительной сфере; - Оптимизировать процесс социальной адаптации выпускников детского сада к обучению в общеобразовательной школе. - Продолжить формирование единого коллектива детей и взрослых детского сада, ориентированного на всестороннее развитие дошкольников. Тактические: - Сформировать нормативно-правовое, организационно-методическое, информационно-просветительское обеспечение деятельности детского сада в условиях интеграции дошкольного и основного образования. - Усовершенствовать управление жизнедеятельностью детского сада с ориентацией на интеграцию дошкольного и общего образования. - Модернизировать структуру жизнедеятельности детского сада с приоритетной ориентацией на физическое воспитание личности в условиях интеграции дошкольного и основного образования. - Обеспечить гармоничное развитие личности дошкольника как традиционными формами, методами и содержанием, так и инновационными. - Обеспечить деятельность качественно новой модели методической поддержки специалистов, воспитателей детского сада в ходе реализации основополагающих идей Концепции с приоритетным направлением – физическое воспитание и оздоровление; коррекционно – развивающее обучение. Сроки реализации Программы: 2010 – 2013 годы. 1.2 Ожидаемые результаты: На уровне ребенка: - положительная динамика роста познавательной активности дошкольника в ходе развивающих занятий и мероприятий; - повышение уровня и качества готовности к обучению в школе; - успешная социальная адаптация выпускников; - сформированность первичной базы для дальнейшего физического развития; - рост общей культуры дошкольников; - всестороннее развитие ребёнка в различных направлениях: социально- нравственное, физкультурно-оздоровительное, коррекционно- развивающее, художественно-эстетическое, музыкальное, экологическое, духовно-нравственное. На уровне родителей: - сформированность мотивации к сотрудничеству с детским садом, коллективом педагогов; - повышение психолого-педагогической, социальной и духовно- нравственной позиции; физкультурно-оздоровительной культуры; - взаимодействие родителей и специалистов по коррекционной работе; - формирование положительных семейных традиций, сплачивающих всех членов семьи; - укрепление института семьи. На уровне специалистов, воспитателей: - повышение профессиональной компетентности (познавательной, духовно-нравственной, рефлексивной культуры); - творческая самореализация в профессиональной деятельности. На уровне дошкольного учреждения: - наличие творческой атмосферы; - сформированность управленческой команды в режиме интеграции (взаимосвязь дошкольного и основного образования); - развитость воспитательной компоненты, ориентированной на физкультурно-оздоровительное развитие личности; - рост рейтинга дошкольного учреждения в социуме; - удовлетворенность субъектов воспитательно-образовательного процесса жизнедеятельностью учреждения; - многообразие видов образовательной и воспитательной деятельности в сфере всестороннего развития личности и сопричастности к ним всех субъектов дошкольного учреждения: детей, родителей, воспитателей; - проведение коллективного творческого дела по итогам реализации основополагающих идей Концепции Программы развития детского сада. Предполагаемый продукт: Исходя из содержания, авторы программы рассчитывают получить следующий продукт: - Апробация и внедрение в воспитательно-образовательный процесс, имеющейся в передовой российской педагогической практике, инновационной методики всестороннего развития личности в ситуации интеграции до школьного и основного образования в условиях детского сада. - Формирование и внедрение системы педагогического мониторинга. - Обобщение опыта работы по реализации ведущих идей Концепции программы развития детского сада. 2. Аналитический блок 2.1 Проблемный анализ. В 1999 году педагогический коллектив ДОУ поставил перед собой проблему обновления содержания образовательно-воспитательного процесса, выдвинув девиз «Обществу нужны люди, умеющие самостоятельно и нестандартно мыслить, вариативно и творчески подходить к решению проблем». Это определило выбор авторской программы « ДОУ - физкультурно-оздоровительный Центр » (автор Белоус А.В., Матвеева О.В.). Девиз программы в полной мере отразил направления работы дошкольного учреждения, которые реализовывались в: 1. Сохранении общедоступных общеобразовательных услуг в дошкольном учреждении. 2. Изменении содержания программ с целью повышения оздоровительного эффекта физического воспитания дошкольников, достижения гармоничного развития личности и творческих способностей детей. 3. Использовании альтернативных (инновационных) форм подготовки детей к обучению в школе. 4. Создании условий для полноценного образования всех детей, в том числе имеющих отклонения в развитии (речевом, интеллектуальном). 5. Повышении уровня профессиональной компетентности педагогов. 6. Содействии семьям в обучении и воспитании детей и увеличении роли родителей в образовательном процессе детей. 7. Расширении видов деятельности дошкольного учреждения в социуме. На начальном этапе освоения программы «ДОУ – физкультурно-оздоровительный Центр» вся образовательно-воспитательная работа коллектива была направлена на обеспечение и достижение системности и преемственности в реализации образовательных и воспитательных задач. В дальнейшем коллектив пришел к выводу, что огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе его социализации имеет познавательная активность, в ходе которой ребенок не только усваивает определенные представления, навыки, но и осуществляет в ней самостоятельный поиск ответов на возникающие вопросы и проблемы. В итоге коллективно было сформулировано новое направление работы: создание в ДОУ условий для: 1. Корректировки содержания воспитательно-образовательной работы с детьми. 2. Отработки моделей взаимодействия взрослого и ребенка. 3. Формирования детского сообщества. 4. Отработки эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс. 5. Отработка новых форм взаимодействия с социумом (ДЮКФП №4,/"Центр единоборств"/ музыкальная школа №2, художественная школа, библиотека семейного чтения , клуб «АТМА»). Результатом освоения и внедрения в педагогическую практику воспитателей детского сада программы развития стало создание локального проекта «ДОУ – физкультурно-оздоровительный Центр», ставшего приоритетным в образовательной и воспитательной деятельности коллектива воспитателей и специалистов. В основу проекта легли не только теоретические разработки Змановского Ю.Ф., но обобщенный опыт практической работы инструкторов по физическому воспитанию Белоус А.В., Матвеевой О.В.. МДОУ реализует отечественную педагогическую систему. В деятельности учреждения наметилась тенденция к обеспечению обогащенного развития детей по всем основным линиям их развития: художественно-эстетического, физического, интеллектуального, социально-нравственного. Однако в настоящее время приоритетным направлением в деятельности учреждения является и оздоровление детей. Это вызвано целым рядом объективных причин. Задача сохранения физического здоровья детей решается на протяжении целого ряда лет в процессе реализации программы «ДОУ – физкультурно-оздоровительный Центр», включающей в себя систему общеукрепляющих и закаливающих мероприятий. Мониторинг физического развития детей, который проводится традиционно два раза в год, продемонстрировал сохранение высокой общей посещаемости детского сада детьми, более благополучные показатели общей заболеваемости и случаев заболеваемости на одного ребенка по сравнению с этими же показателями детской поликлиники по городу. Данные управления здравоохранения города свидетельствуют о снижении числа абсолютно здоровых детей и росте заболеваемости дошкольников по всем классам болезней. Сравнительный анализ заболеваемости. год МБДОУ № 3 по городу 2005-2006 1284 1160 2006-2007 977 1150 2007-2008 995 1129 2008-2009 1132 1191,2 2009-2010 1373 1188,9 Таким образом, поиски эффективных мер, направленных на оздоровление детей, приобретает первостепенное значение. Опрос родителей показал, что главным для них является физическое и психическое здоровье ребенка. Дошкольное образовательное учреждение в соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» отнесено к виду - Центр развития ребенка / коррекционно-развивающее с физкультурно-оздоровительным направлением МБДОУ. МБДОУ обеспечивает превышение стандарта дошкольного уровня образования по нескольким направлениям развития ребенка: - физическое воспитание; - театральная деятельность; - музыкальное воспитание; - эстетическое; - экологическое; - социально-нравственное; - коррекционно-развивающее. Анкетирование педагогов выявило их желание включиться в комплексную работу, позволяющую обеспечить улучшение здоровья детей. Материально-техническое обеспечение МБДОУ позволяет решать задачи оздоровления успешно. МБДОУ имеет 2 зала, физиокабинет, кабинет массажа, имеется возможность проводить занятия по ОФП и плаванию на базе ДЮКФП № 4,/"Центр единоборств" который находится рядом с МБДОУ. Обогащенное развитие детей обеспечивается за счет: - работы по Авторской программе А.В.Белоус и О.В.Матвеевой «ДОУ – физкультурно-оздоровительный Центр»; - использование специализированных (парциальных) программ; - создание предметной развивающей среды; - профессионализма педагогов И ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Образовательный уровень педагогов 2010-2011 2011-2012 2012-2013 (предполагаемый) Высшая категория 19 23 27 1 категория 14 10 12 2 категория 9 6 2 Без категории 1 1 0 Высшее образование 14 16 18 Средне-специальное 26 25 23 Учатся 1 2 2 МБДОУ оказывает следующий спектр оздоровительных услуг (массаж, корригирующую гимнастику, ритмику, ОФП, плавание, кислородные коктейли, стимулирующую смесь и т.д.); развивающих (логопедическая помощь детям, дефектологическая помощь, театрализованная деятельность и др.). Воспитательно-образовательная работа строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Педагоги МБДОУ пришли к выводу о необходимости формирования у родителей представлений об основных целях воспитания, развития детей. В настоящее время педагоги учреждения стремятся к наиболее эффективным формам вовлечения семьи в образовательный процесс. Результатом профессиональной деятельности всего коллектива МБДОУ является высокий уровень физического и психического развития детей, а также их здоровье (о чем свидетельствуют данные физической подготовленности детей). 3. Содержательный блок. 3.1 Структурно – содержательное описание. Базисной программой дошкольного отделения является комплексная программа воспитания и обучения М.А. Васильевой 2004г. Ведущая программа ориентирует педагогов на гармоничное развитие личности ребёнка за счёт обогащения нравственной, культурной, интеллектуальной и физкультурно- оздоровительной сферы. Программа М.А. Васильевой «Обучение и воспитание в детском саду» дополняется парциальной программой С.Н.Николаевой; авторской программой «ДОУ – физкультурно-оздоровительный Центр»; программой «Олимпийские резервы»; программой Н.А. Федосовой «Преемственность» /раздел математики; логопедической программой Т.В. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Воспитание и обучение детей с ОНР»; программой для детей с ЗПР С.Г. Шевченко и программой «Истоки». Все программы реализуются с учетом основных целей и задач, определенных базовой программой М.А.Васильевой. Данный комплекс программ позволяет успешно реализовывать требования раздела «Развитие элементарных математических представлений». Областная аттестационная комиссия по итогам фронтального изучения дел констатировала тот факт, что дети владеют навыками счетной, вычислительной деятельности соответственно их возрасту и требованиям программы. В группе №8 педагоги работают по программе А.А.Федосовой «Преемственность» - раздел математика. Педагоги ДОУ на занятиях/ОД/ и в совместной деятельности используют математические игры, задачи, загадки, ребусы, путешествия, КВН, викторины. Экологическому воспитанию детей в ДОУ также уделяется большое внимание. Дошкольники получают экологическое воспитание по парциальной программе С.Н.Николаевой. Дети с ранних лет знакомятся с явлениями живой и неживой природы, на участках, на экологической тропе и учатся бережно относится ко всему живому. Педагоги организовывают свою работу в уголках природы, на экскурсиях, прогулках, в цветнике, на огороде, используя принцип краеведения. В группах пополняется оборудование для поисковой деятельности, обновляется содержание материалов для экспериментирования. Речевое развитие дошкольников также соответствует базовым требованиям программы. Более того, в детском саду имеются 2 логопедические группы /№9,№12/ ,/логопункт/ которые направлены на развитие и подготовку детей с общим недоразвитием речи. Работа логопедов проходит по «Программе коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР» Т.В. Филичевой и Г.В. Чиркиной. В коррекционно-развивающих группах для детей с задержкой психического развития /№3,№8/ также проводится усиленная работа по развитию всех компонентов речи. У детей формируется звуковая культура речи, обогащается и активизируется словарь, формируется лексико-грамматический строй речи, развивается связная речь и совершенствуется просодика речи. Дефектологи работают по программе С.Г. Шевченко «Обучение и развитие детей с ЗПР», в результате данной работы у детей улучшаются мыслительные операции, расширяются пространственно-временные, математические представления, развиваются все психические процессы, совершенствуется эмоционально-волевая сфера. Квалифицированная помощь специалистов помогает практически всем детям коррекционно-развивающих групп идти в массовые, общеобразовательные школы. В группах, логопедическом кабинете и кабинете дефектолога созданы условия и накоплен богатый дидактический материал для эффективной коррекции речевых нарушений и развития самостоятельной речевой деятельности. Наряду с традиционными формами работы логопеды и дефектологи используют инновационные приёмы и методы /логоритмика, сказкотерапия, массажи, самомассажи, ниткопись, театральная деятельность, пальчиковые игры, игры с макаронами/. Воспитатели всех групп развивают речь детей, учат четко и последовательно излагать свои мысли, как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности с ребенком. На занятиях по развитию речи педагоги формируют у детей навыки монологической речи и умению вести диалог, стимулируют развитие доказательной речи через проговаривание и объяснение своих действий, что способствует усвоению детьми родного языка. В старших группах на занятиях по пересказу, составлению рассказов педагоги учат детей использовать символические схемы, сюжетные картинки, описательные планы. Образовательная программа учреждения обеспечивает необходимый уровень развития детей в музыкальной и театрализованной деятельности. Процесс развития у детей музыкальных способностей организован на музыкальных занятиях: фронтальных, групповых и индивидуальных. В работе используются все виды фронтальных занятий: типовые, тематические, доминантные, комплексные. Имеется большое количество методической литературы, которая помогает музыкальным руководителям знакомить детей с такими понятиями, как хор, ансамбль, дуэт, оркестр, дирижер, балет, опера. В ходе занятий дети приобщаются к мировой культуре, знакомятся с произведениями русских и зарубежных композиторов, ведется большая работа по приобщению детей к национальной культуре. Их знакомят с произведениями песенного и танцевального фольклора, бытом, русскими обычаями, народным костюмом. В детском саду создан мини-музей по народно-прикладным ремеслам /группа №8/. Начиная с младших групп, с детьми проводятся занятия по хореографии, что самым положительным образом сказывается на качестве музыкально- ритмических движений. В учреждении созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Детей знакомят с театральными жанрами: драматическим, музыкальным, кукольным. В каждой группе имеются декорации, наборы кукол би-ба-бо, пальчиковый, настольный театр, теневой, атрибуты персонажей для кукольного театра. Инсценирование сказок детьми начинается с младших групп и обязательно включается в утренники и вечера развлечений. Ежегодно готовятся театрализованные представления, музыкальные спектакли с участием детей старших групп, родителей и сотрудников ДОУ. Организации изобразительной деятельности с детьми также уделяется большое внимание. Анализ детских работ по лепке и аппликации показал, что эта работа ведется систематически. Дети умеют формировать выразительный образ в лепке, путем передачи формы, пропорции, динамики фигуры. На занятиях по аппликации решаются задачи сенсорного развития совместно с изобразительными. Работы по аппликации свидетельствуют о достаточно хороших навыках работы детей ножницами и композиционного построения изображения. Многие воспитатели групп в своей работе используют новые приёмы, формы и материалы для сенсорного развития: блопены, рисование пластилином, скотчем, граттаж, монотипия, кляксография. Планомерная и систематическая работа по обучению детей изобразительной деятельности и ознакомлению с искусством проводится по программе С.К. Кожохиной «Путешествие в мир искусства», и педагогическим технологиям М.Б. Зацепиной «Художественная культура» и Т.С. Комаровой «Коллективное творчество». Для всестороннего развития детей в ДОУ проводится компьютерное обучение. Воспитатель по компьютерному обучению проводит систематические занятия для детей старших и подготовительных групп. На основе анализа здоровья детей, анкетирования родителей, изучения специальной литературы воспитателем разработаны фронтальные и индивидуальные занятия. Проведённая диагностика показала, что эти занятия способствуют развитию логики, внимания, образного мышления, усидчивости, сообразительности. У детей расширились представления о компьютере, они научились им пользоваться, знают его предназначение. В ДОУ существует психологическая служба, которая обследует эмоциональное состояние детей, выявляет эмоциональное их равновесие, негативные ситуации и корректирует их. Коллектив воспитателей уделяет большое внимание организации игр для детей: сюжетно-ролевых, режиссерских, настольно-печатных, игр-драматизаций. В играх педагоги способствуют развитию у детей творческого воображения, способности совместно развернуть игру, согласовать замысел, воспитать положительные привычки и чувства. На высоком уровне проводится систематическая работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей. Работа проводилась по Авторской программе А.В.Белоус и О.В.Матвеевой «МБДОУ - физкультурно-оздоровительный Центр». Для реализации поставленных задач по физическому воспитанию большое внимание уделялось повышению двигательной активности детей и правильному её регулированию. Работа по физическому воспитанию включает утреннюю и корригирующую гимнастику, физкультурные занятия, ритмику, подвижные игры и игровые упражнения на улице, плавание, дыхательную гимнастику. Для решения оздоровительной, коррекционно-образовательной и воспитательной задач используются гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Существенное место в решении многогранных задач физического воспитания занимают различные формы активного отдыха: спортивные досуги, праздники, дни и недели здоровья. При составлении программ активного отдыха большое место отводиться подвижным и спортивным играм, эстафетам, коллективным выступлениям детей. Инструкторами по физической культуре разработаны многочисленные консультации, праздники, досуги, которые обогащают представления родителей и педагогов по данной теме. Контроль за физическим развитием детей даёт возможность проанализировать динамику их развития. У детей значительно возросли показатели физической активности, снизился общий процент заболеваемости, сформировалась правильная осанка, развилась гибкость суставов, чувство координации и мышечный тонус. В работе групп корригирующей гимнастики также отмечаются положительные результаты коррекции. С сентября 2007 года предполагается ввести в ДОУ несколько физкультурно-оздоровительных экспериментов: программы «Олимпийские резервы» (группа №12), «Школа мяча» (все группы ДОУ). Программа Олимпийские резервы» способствуют приобщению детей к духовным и материальным ценностям олимпийского движения, прививает потребность в состязательности, создаёт у детей образы и сюжеты представления о жизни в древней Элладе. В конечном итоге программа предусматривает создание благоприятного психологического климата для ребёнка, формирует активную, творческую личность, приобщает ребёнка к здоровому образу жизни. Инновационная программа «Школа мяча» в целом направлена на преодоление интеллектуальных, речевых и физических нарушений у детей. С её помощью дети с ЗПР, ОНР и другими физическими нарушениями успешно готовятся к обучению в школе. Упражнения и игры с мячом в конечном итоге благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность детей, развитие ЦНС и всего организма. Занимаясь, дети приобретают физическую закалку; у них воспитывается ловкость, чёткость и быстрота реакции; повышается активность, развивается чувство коллективизма. С сентября 2008 года введены новые авторские технологии: танцевально – игровая программа «Азбука танца» (группа №9) и «Старты надежд» (группа №10), разработанных инструкторами по физической культуре. Танцевально – игровая гимнастика «Азбука танца» способствует всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально – игровой гимнастики. У детей укрепляется здоровье, совершенствуется психомоторные способности дошкольников, развиваются творческие и созидательные способности детей. Введение новой инновационная программы «Старты надежд» способствует также всестороннему развитию физических способностей ребёнка в различных областях деятельности. Внедрение этой программы выявляет способности ребёнка в различных областях спортивной деятельности, воспитывает у них потребность в состязательности, организует досуг и семейный отдых. В ДОУ регулярно осуществляется медико-педагогический контроль, результаты которого находят своё отражение в схематическом и графическом анализе, в обсуждении результатов работы на психолого-педагогических консилиумах. Для оздоровления детей используется общий кварц, бактерицидные облучатели для очистки воздуха, кислородные коктейли, стимулирующая смесь. Общее санитарно-гигиеническое состояние дошкольного учреждения соответствует требованиям Госсанэпиднадзора: питьевой, световой и воздушный режимы соответствую нормам. Для благоприятного роста и развития детского организма в ДОУ созданы группы ЧБД /№4,6/ и группы туберкулёзного типа /№1,2/. Комплекс оздоровительных упражнений, помимо укрепления и развития опорно-двигательного аппарата ребёнка, способствует улучшению крово- и лимфообращения, углублению дыхания, улучшению вентиляции лёгких, работы органов пищеварения и выделения, обмена веществ. Для обеспечения безопасности пребывания ребёнка в ДОУ разработан план мероприятий по реализации программы ОБЖ. Воспитатель - валеолог проводит занятия блоками, знакомит детей с различными чрезвычайными ситуациями, развивает психологическую устойчивость поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Вместо валеолога введены с 2013 года "Минутки -безопасности". Реализацию программы М.А. Васильевой и парциальных программ успешно обеспечивает коллектив специалистов и воспитателей детского сада. С 2008 года в ДОУ №3 предполагается эксперимент по внедрению программы «Истоки» (И.А. Кузьмин, Л.П. Сильвестрова) на второй младшей группе №6. В настоящее время существует проблема духовного возрождения общества. Реализация этой задачи предусмотрена программой «Истоки», «Воспитание на соцоикультурном опыте». Программа активного воспитания предполагает взаимодействие ДОУ и семьи. В совместном воспитательном процессе на основе активных форм обучения развиваются, как ребёнок, так и его родители. Таким образом, устраняется разрыв между ДОУ и семьёй в вопросах воспитания. Реализация данной программы осуществляется в освоении воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей; развитии коммуникативных умений; развитии управленческих способностей, речевого взаимодействия и мотивации к общению у детей и взрослых. Внедрение этой программы осуществляет старший воспитатель ДОУ, музыкальный руководитель и воспитатели группы. С сентября 2008 года на базе групп №9, 12,10 реализовывались новые программы «Шахматы в дошкольном учреждении». На базе дошкольной ступени проводится работа по обучению дошкольников основам шахматной игры. Два раза в неделю во второй половине дня в кружках («Шах», «Шах чёрному королю») проводятся занятия с подгруппами детей (6 – 8 человек). В зависимости от возраста дошкольников они продолжаются от 20 до 30 минут. Также проводятся викторины, соревнования и досуги, посвящённые шахматам. Занятия первого этапа обучения представляют собой дидактические игры и творческие задания. Дети знакомятся с понятием «шахматы», с шахматной доской и фигурами. На втором этапе обучения дошкольники получают представления о возможностях фигур, изучают шахматный алфавит, названия полей. На третьем этапе обучения дети учатся решать несложные шахматные задачи, разыгрывают мини-партии. Введение данной программы способствует развитию у детей мышления, восприятия, усидчивости, формируют самостоятельность при принятии решение, умение доводить начатое дело до конца. Для формирования думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области в МДОУ одним из музыкальных руководителей вводится авторская программа «Музыкальный калейдоскоп». Данная программа объединяет 4 музыкальные программы для детей дошкольного возраста, но в основу взята программа М.А. Васильевой. Работа с музыкальным репертуаром продолжается по разделам: музыкально -ритмические движения, слушание музыки, упражнения для развития слуха и голоса, пение, танцы и музыкальная игра. Все эти разделы дополнены музыкальным репертуаром из программ «Ладушки» Каплуновой Н.Г., «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, «Арт – фантазия» Э.Г. Чуриловой. На основе коррекционно – развивающей группы для детей с ЗПР с 2007 года введена новая авторская технология «Развиваем и воспитываем сказкой». Увлекательный мир сказки способствует развитию воображения и фантазии ребенка, воспитывает милосердие и доброту. Через сказку ребенок учится жить, строить свои отношения с другими. Особую роль играет сказка в развитии связной речи детей. Используя традиционные и нетрадиционные приемы и игры в работе со сказкой, развиваются психические процессы ребенка с отклонениями в развитии, коммуникативные качества и связная речь. Разработанная программа позволяет не только читать детям сказки, но и сочинять свои, новые, обыгрывать, придумывать новые к ним концовки, инсценировать сказки дома на семейных праздниках совместно с детьми. Такая работа помогает расширить словарный запас детей, верно строить диалоги, фразы, влияет на развитие связной речи и готовит «особого» ребенка к общеобразовательной школе. Для развития творческих способностей детей, усидчивости, внимания и мелкой моторики, сформированности внимания, глазомера, зрительной памяти с сентября 2008 года в ДОУ на основе коррекционно – развивающей группы введен новый инновационный приём в работе - «ниткопись». Ниткопись – изобразительная деятельность, произведения которой создаются с помощью уложенных на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, образующих контур изображения. Использование «ниткописи» осуществляется на занятиях математики (после изученной цифры, фигуры или знака, удачно будет изобразить их на бархатной бумаге), на занятиях по обучению грамоте ( дети с удовольствием выложат новую букву, слог, слово или объект в котором есть заданный звук), на занятиях психолога (изображать лицо человека и его эмоциональное состояние), на логопедических занятиях (при изучении глаголов можно изобразить схематично человека в движении: идёт, бежит, стоит, и т.д., меняя только положение рук и ног). На базе данной коррекционной группы дефектологом используется новая технология в обучении и развитии детей с ЗПР –«макаронотерапия» или игры с макаронами. Новая технология способствует развитию мелкой моторики, концентрации внимания, зрительного восприятия и наглядно – образного мышления. Коррекционные занятия проводятся по подгруппам (5-6 детей) один раз в неделю; длительность занятий 15-30 минут. Первые занятия планируются как индивидуальные, последующие групповые - направлены на выполнение поставленных выше целей. Использование макарон на занятиях необычно, дети с большим интересом откликаются на новое, яркое впечатление. Игры с макаронами очень нравятся детям, они могут продолжительное время создавать свои фигуры, сюжеты, конструировать дома, фигуры, города, выкладывать на картоне и закреплять клеем изученную букву, цифру и т.д. На основании вышеизложенного МБДОУ предполагает сохранить статус «МДОУ – физкультурно-оздоровительный Центр». Данное учреждение реализует авторскую программу физкультурно-оздоровительной работы с учетом состояния здоровья каждого ребенка. Обеспечивает обогащенное развитие детей за счет использования дополнительных программ. Поэтому целесообразным является создание ресурсных групп внутри МБДОУ, избирающих для работы приоритетные направления в развитии ребенка: группы, обеспечивающие обогащенное экологическое воспитание, познавательное, художественно-эстетическое, коррекционно-развивающего обучения, физкультурно-оздоровительное, социально-нравственное. /по ФГОС с 2014 года Социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, Художественно - эстетическое развитие , физическое развитие/ МБДОУ имеет в своей структуре: 1. Диагностическую службу, работающую на междисциплинарной основе. Специалисты службы (педагоги, психолог, логопеды, дефектологи, медики, инструктора по физкультуре и т.д.) определяют уровень развития детей на момент поступления в учреждение, систематически наблюдают за развитием ребенка, отмечают его достижения, трудности, дают рекомендации педагогам для перестройки учебно-воспитательного процесса и родителям для организации воспитания ребенка в семье. 2. Службу изучения запросов населения на образовательные услуги, которая корректирует их с учетом возможностей ребенка и организацией платных образовательных услуг для детей, посещающих и не посещающих МБДОУ. 3. Большое внимание в МБДОУ должно быть уделено работе с семьей, вовлечение ее в образовательный процесс, эффективному сотрудничеству с ней. Поэтому важным структурным подразделением является создание Семейных клубов «Обжейка», «Мамина школа», «Вместе с папой», в которых идет просвещение родителей, вовлечение их в совместную физкультурно-оздоровительную работу, участие в соревнованиях, физкультурных праздниках. Родителей обучают основам педагогики и психологии, приемам организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста. Знакомят с ролью отца в личностном становлении ребенка – дошкольника. Сохранение статуса МБДОУ – физкультурно-оздоровительный Центр может идти по следующим направлениям: 1) Корректировка содержания воспитательно-образовательной работы с детьми. 2) Отработка моделей взаимодействия взрослого и ребенка. 3) Формирование детского сообщества. 4) Отработка эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс. 3.2 Действия по реализации программы. План деятельности. Задачи Направление деятельности 2010 - 2011 2011- 2012 2012 - 2013 1.Организационные основы для реализации программы. 1.1 Разработать и принять программу развития ДОУ. 1.2 Утвердить её на педсовете. 1.3Провести родительское собрание с целью разъяснения концепции. 1.4 Обеспечить реализацию совершенствования работы ДОУ по всем направлениям. 1.5 Определить дополнительные возможности по взаимодействию с другими организациями в социуме. 1.6 Анализ реализации программы в конце года. Меденжер, координатор и совет программы. 2. Физкультурно – оздоровительное направление работы. 2.1 Внедрять и совершенствовать авторскую программу «МДОУ – физкультурно – оздоровительный Центр» на всех группах ДОУ. 2.2 Отслеживать результаты программы «МДОУ – физкультурно – оздоровительный Центр». 2.3 Корректировать формы деятельности по программе «МДОУ – физкультурно – оздоровительный Центр». 2.4 Определить перспективу дальнейшей работы по данному направлению. 2.5 Разработать и внедрять парциальную программу «Старты надежд» на гр.№9. 2.6 Разработать и внедрять авторскую программу «Азбука танца» на гр. №9. 2.7 Разработать и внедрить инновационную программу «Школа мяча» на всех группах ДОУ. 2.8 Совершенствовать и внедрять программу «Олимпийские резервы» на гр. №12. Инструктора по физической культуре 3. Коррекционно – развивающая работа с детьми. 3.1 Определение уровня развития каждого ребёнка через комплексную диагностику. 3.2 Коррекционное сопровождение развития психических процессов у детей с ЗПР и ОНР: - работа ПМПК; - использование инновационных технологий («ниткопись», «сказкотерапия, «макаронотерапия», логоритмика, массаж). - составление индивидуальной программы сопровождения ребёнка. Дефектологи, логопеды 4. Создание условий для развития творческих способностей ребёнка. 4.1 Продолжить работу в изокружке, пополнять и обновлять её содержание. 4.2 Создать зоны творчества в группах, организовать кружковую деятельность в группах. 4.3 Создать условия для формирования у детей творческих способностей через игровую деятельность. Воспитатель ИЗО, воспитатели,специалисты. 5. Повышение качества образовательно – воспитательного процесса. 5.1 Повышение квалификации педагогов: - курсовая подготовка; - учёба; - взаимопосещения; - самообразование; - методическая работа в ДОУ. 5.2 Использование инновационных образовательных технологий: - разработать и внедрить программу «Шахматы»; - разработать и внедрить программу «Музыкальный калейдоскоп»; - разработать и внедрить программу «Развиваем и воспитываем сказкой»; - использовать новые технологии «ниткопись», «макаронотерапия». 5.3 Изучение новинок издательской и методической литературы с последующим свещением. заведующая, методист, педагоги ДОУ. Педагоги ДОУ Воспитатели гр. №9, 10,12 Муз. руководитель Дефектолог Дефектолог Педагоги ДОУ 6. Создание условий для всестороннего развития ребёнка. 6.1 Обогащение предметно – развивающей среды в группах и кабинетах. 6.2 Создание благоприятных условий для комфортного пребывания детей в ДОУ (личностно – ориентированный подход, игровая деятельность, развлечения, гибкий режим дня). 6.3 Разнообразие форм воспитательно – образовательного процесса. 6.4 Организация дополнительных образовательных услуг: - продолжить работу кружков; - организовать работу новых кружков; 6.5 Разработка и внедрение программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» на 2 младшей группе. 6.5 Корректировка форм и организации деятельности по программе «Истоки» 7. Повышение материально – технической базы. 7.1 Обогатить образовательный процесс методической литературой, развивающим и игровым материалом. 7.2 Пополнить методический кабинет методической литературой, пособиями, игрушками. 7.3 Организация развивающего пространства ТСО (техническими средствами бучения): - принтеры, сканеры; - интерактивная доска; - копировальный аппарат; - мультимедийный центр (проектор, экран); - компьютеры; - детская мебель в группах. . 8. Отработка модели взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. 8.1 Вовлечение родителей в образовательный процесс: - дни открытых дверей; - посещение занятий; - совместное проведение праздников. 8.2 Привлечение родителей к управлению и развитию ДОУ: - родительский комитет; - участие в педсоветах, совещаниях. 8.3 Информирование родителей об уровне развития и здоровья детей. 4. Заключение. Предлагаемая программа является результатом творческой деятельности коллектива, родителей и детей. Она появилась не вдруг, не по заказу сверху, а по внутренней необходимости администрации и педагогов, заинтересованных в развитии образовательного учреждения. Идеи, заложенные в программе, появились несколько лет назад, но реальностью становятся только в последние годы. Этому способствуют изменения в образовании. У нас было время для серьёзного обдумывания идей и планов. Это определило такие важные особенности программы, как реалистичность, прогностичность, целостность, обоснованность. Мы понимаем, что предполагаемая модель развития не является идеальной, мы готовы её совершенствовать и уточнять. Кроме того, судьба программы, степень её реализации в немалой степени будут определяться субъективными условиями, которые в ближайшее время сложатся вокруг системы образования, а именно в вопросах управления и финансирования.


 
наши успехи
    Поздравляем воспитателя Юдину Светлану Владимировну с получением Диплома за участие во Всероссийском педагогическом конкурсе "Мой любимый город Великие Луки"

    Поздравляем МБДОУ Детский сад №3 за участие в конкурсе рисунков "9 мая- День ПОБЕДЫ"

    Поздравляем Шупик Валерию с получением Диплома за 3 место в городской выставке детского творчества «Делаем сами своими руками». Номинация «Любимая игрушка». Руководитель: Кудрявцева С.Н.

    Поздравляем Семенову Софью с получением Диплома за 2 место в городской выставке детского творчества «Делаем своими руками». Номинация «Зеленый город». Руководитель: Левченко Т.Г.

    Поздравляем учителя-дефектолога Ольшевскую Оксану Игоревну с получением Диплома за 1 место во Всероссийской олимпиаде «Педагогический успех» в номинации: Речевое развитие дошкольников согласно ФГОС ДО

    Поздравляем Семенову Полину с получением Диплома Великолукской олимпийской академии за 1 место в номинации «Самый гибкий» среди девочек с результатом – 30см.

    Поздравляем Пименову Милану с получением Диплома за активное участие в жизни Образцовой студии спортивного бального танца «Созвездие», творческие успехи и преданность хореографическому искусству.

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.