Концепция развития учреждения
В настоящее время формирование духовной и культурной личности является одним из приоритетных направлений развития общества.
Переход российского государства и общества к рыночной экономике на фоне информационной и компьютерной революции сопровождаются кризисными явлениями в сфере духовности, идеологии, культуры, образования. Откровенный нигилизм, пошлость, цинизм, рост непонимания, откровенное невежество, незнание своих духовных корней и истоков – показатели психолого-педагогического, духовно-нравственного кризиса детства, кризиса семьи и кризиса образования.
Говоря о кризисе детства, мы имеем в виду, прежде всего, характеристики, которые лежат в духовно-нравственной сфере и связаны с кардинальной ломкой жизненных целей воспитанников, с превращением средств в цели (например, материальное благополучие и комфорт для многих детей и подростков сегодня становится самоцелью), с проблемой «цены» достижения этих целей, границ допустимого (“что можно и что нельзя?”). К решению этих проблем большинство современных детей не готово, а взрослые, не обладая достаточно развитой духовной культурой, им не всегда способны помочь.
Кризис детства тесно связан с кризисом семьи. И дело здесь не только в увеличении числа разводов и, соответственно, увеличении числа неполных или малообеспеченных семей, но и в слишком активном процессе разрушения лучших российских духовно-нравственных семейных традиций, золотого фонда отечественной семейной педагогики, что закономерно привело к падению элементарной педагогической компетентности семьи как важного социального института воспитания личности.
Кризис образования – как отражение кризиса детства и семьи – лежит в основном в духовной сфере, а именно - в низком уровне духовной культуры самих педагогов, без чего не может быть личностно-ориентированной педагогики.
Современный детский сад (в массе своей) стал более ориентированным на подготовку ребенка к обучению в школе (выполняя социальный заказ родителей), менее – на воспитание у него основ нравственности, осознания себя гражданином своего Отечества. Учитывая, что дошкольное детство определяется как «золотое время эмоциональной жизни в человеке», следует понимать, что замена развития эмоциональной и духовной сферы ранним интеллектуальным развитием приведет в дальнейшем к деформации личности, а злом, жестокостью, насилием, агрессией общество уже переполнено.
В настоящее время на проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обратило внимание государство.
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана воспитывать граждан государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
В связи с этим осуществляется поиск органичных и естественных путей интеграции в воспитательный процесс любого образовательного учреждения, в том числе детского сада, традиционной духовно-нравственной культуры.
Существует ряд условий для решения вышеуказанной проблемы.
Во-первых, государство стремится к возврату утерянных ценностей (2007 год был объявлен Годом ребёнка, 2008 годом - Годом семьи).
Во-вторых, наблюдается колоссальный прорыв Русской Православной Церкви, её единение с государством.
В-третьих, возросла потребность граждан в ощущении причастности к делам страны, желание сделать что-то полезное.
Как показывает передовая практика, один из эффективных способов решения обозначенной нами проблемы – это формирование и развитие единого социокультурного пространства в духовно-нравственном воспитании детей. Дошкольное образовательное учреждение – часть социокультурного пространства, в котором реализуются его функции.
Первичная апробация работы по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» позволила сделать промежуточный вывод о верности выбранного нами приоритета в воспитательно-образовательном процессе и необходимости двигаться в этом направлении дальше, сделав акцент на создании единого социокультурного пространства, в условиях которого процесс личностного развития ребенка будет протекать более эффективно
С позиций этой идеи необходима такая концептуальная организация жизнедеятельности детского сада, при которой во главу угла ставится духовно-нравственная культура всех субъектов социокультурного пространства детского сада: воспитанников, их родителей, специалистов, воспитателей. Овладение основами духовно-нравственной культуры приводит к эффективному взаимодействию и взаимопониманию всех субъектов детского сада, что в свою очередь оптимизирует процесс и результативность развития ребенка, повышает культуру занятий и воспитательных мероприятий как главных феноменов жизни детского сада.
С точки зрения этого концептуального подхода, необходимо такое организационно-управленческое, информационно-методическое, психолого-педагогическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса, в основе которого лежит развитие духовно-нравственной сферы личности как определяющей качество и ценностные приоритеты всех остальных компонентов личности.
Реализация этой идеи должна выражаться в следующих позициях.
Первая позиция предполагает соблюдение приоритетной ориентации в образовательном процессе на духовно-нравственную культуру всех субъектов.
Вторая позиция – создание атмосферы взаимопонимания и доброжелательности в образовательном процессе, которые позволят согласованно достигнуть положительных результатов исключительно в атмосфере доверия, предоставляя возможность для самораскрытия каждого ребенка.
Третья позиция – это признание, актуализация и развитие духовно-нравственного опыта ребенка, специалиста, воспитателя в их совместной деятельности и общении.
Четвертая позиция – сохранение, развитие положительных традиций и ценностей коллектива детей и взрослых детского сада во всех видах деятельности: игровой, образовательной, воспитательной и др.
Пятая позиция – изменение позиции воспитателя-информатора, иллюстратора, контролера на духовного наставника (питающего душу добром, взращивающего совесть, честь и достоинство).
Шестая позиция – объединение администрации, специалистов, воспитателей, детей и их родителей в процессе самовоспитания, самообразования, самосовершенствования, что в конечном итоге приводит к позитивному взаимодействию и взаимопониманию и эффективному личностному развитию всех субъектов образовательного пространства.
Основное направление развития ребенка в детском саду – подготовка выпускника детского сада к продуктивному и позитивному взаимодействию с окружающими его людьми; к эффективному диалоговому общению, характеризующемуся уважительным, терпимым отношением к людям разных взглядов, убеждений, верований и др.; к творческой самореализации, успешности в интеллектуальной деятельности. Главный акцент в своей деятельности детский сад делает на интеграции всех своих ресурсов (управленческих, информационно-методических, кадровых, дидактических и др.) для включения всех субъектов образовательного пространства в процесс эффективного взаимодействия и взаимопонимания через главный механизм – овладение духовно-нравственной культурой, освоение которой в свою очередь дает рост личностной сферы ребенка.
Следовательно, наша цель – создание такой дидактической системы, которая будет способствовать тому, чтобы каждый ребенок (вне зависимости от своих психофизиологических особенностей, способностей к обучению, склонностей) мог реализовать себя во взаимодействии со своими сверстниками, воспитателями, родителями; мог рассчитывать на взаимопонимание и поддержку тех, кто рядом с ним.
Реализация данной цели возможна за счет решения следующих задач:
- формирование структуры образовательного процесса, интегрирующего в себе интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности;
- обновление содержания образования на всех ступенях развития дошкольника;
- создание учебно-методического комплекта, включающего набор разнообразных форм, методов и средств обучения, ориентированного на приоритетное направление в воспитательно-образовательном процессе – духовно-нравственное воспитание;
- совершенствование форм семейного воспитания;
-дальнейшее развитие единой системы мониторинга за качеством образовательного процесса: диагностика уровня развития детей, отслеживание достижений воспитанников; диагностика качества профессиональной компетентности воспитателей и специалистов в образовательной (развивающие занятия) и воспитательной деятельности (воспитательные мероприятия).
Реализация цели и задач представленной в концепции развития детского сада дидактической системы предполагается на базе следующих принципов:
Принципы реализации синергетического подхода:
• принцип учета социальных, педагогических, психологических, духовно-нравственных факторов, определяющих характер и стиль организации жизнедеятельности детского сада;
• принцип взаимодействия детского сада с внешней средой;
• принцип непрерывного развития детского сада как открытой системы, становящегося фактором саморазвития всех субъектов образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, их самореализации, самоопределения и др.;
• принцип динамичности детского сада как системы, определяющий ее непрерывную адаптацию к изменяющимся условиям;
Принципы реализации идеи гуманитарно-культурологического подхода:
• принцип обращенности образовательно-воспитательного процесса к ребенку; насыщение содержания образования и воспитания проблемами ребенка и его семьи;
• принцип организации жизнедеятельности всех субъектов образовательного процесса не как совокупности мероприятий, а как системы поддержки их индивидуальности и самобытности, содействия развитию их субъектных свойств;
• принцип: от человека образованного к человеку культурному; от человека с развитым интеллектом к человеку с развитой духовно-нравственной сферой.
Принципы реализации личностно-деятельного подхода:
• принцип включенности личностного опыта ребенка и воспитателя в воспитательно-образовательный процесс;
• принцип признания ценности совместного опыта, ценности взаимодействия воспитателя, родителей и дошкольников (ценность коллективной работы);
• принцип учета психолого-физиологических особенностей детей при построении воспитательно-образовательного процесса;
• принцип ориентации процесса развития дошкольника на постановку и решение дошкольниками познавательных, исследовательских, преобразующих, проективных и других задач, соответствующих уровню их развития;
• принцип изменения позиции воспитателя-информатора (контролера) на позицию координатора, коммуникатора, духовного наставника.
Принципы реализации идеи рефлексивного подхода:
• принцип критического отношения личности к самой себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем;
• принцип субъектной активности личности.
Принципы реализации идеи диалогического подхода:
• принцип стимулирования субъектности всех участников образовательного процесса;
• принцип: от монолога – к диалогу, от манипулирования – к сотрудничеству.
Принцип реализации идеи открытости образовательно-воспитательной среды:
• принцип одновременного (параллельного) включения социума в образовательно-воспитательную среду дошкольного учреждения и детей, их родителей, воспитателей - в социум детского сада;
Принцип реализации идеи творчества;
Принцип реализации идеи приоритета положительной обратной связи:
• принцип использования всех имеющихся возможностей детского сада, его субъектов, окружающего социума в достижении поставленных задач.
Принципы реализации интегративности в процессе воспитания и обучения:
• принцип опоры в управленческой системе на функцию интеграции как системообразующую;
• принцип интеграции деятельности всех субъектов образовательного процесса (администрации, родителей, воспитателей, воспитанников детского сада, социума и др.)
Реализация задач возможна при создании следующих условий:
- подготовки кадров специалистов и воспитателей к решению поставленных задач в рамках приоритетной проблемы;
- оснащение воспитательно-образовательного процесса специализированной литературой и пособиями по заявленной проблеме;
- насыщение содержания воспитательно-образовательного процесса информацией, способной обеспечить знания и первичные навыки по вопросам духовно-нравственной культуры личности;
- использование в воспитательно-образовательном процессе здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий;
- использование в воспитательной и образовательной практике воспитателей и специалистов инновационных, интерактивных технологий, ориентированных на развитие нравственно-духовной сферы личности всех субъектов воспитательно-образовательного пространства;
- более активное привлечение родителей к участию не только к решению вопросов дополнительного финансирования жизнедеятельности детского сада, но и к участию в наиболее значимых воспитательных и образовательных мероприятиях;
- дальнейшее развитие музея детского сада, более эффективное его включение в воспитательно-образовательный процесс;
- использование в воспитательно-образовательном процессе основ современной музейной педагогики (посещение музеев, выставок, концертов, включение их в канву занятий и воспитательных мероприятий);
- сохранение традиции проведения в ДОУ социокультурных праздников;
- обеспечение преемственности между воспитательно-образовательным процессом в ДОУ и учебно-воспитательным процессом в школе по линии реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»;
- облагораживание территории детского сада как неотъемлемой части процесса формирования бережного отношения к природе, воспитания желания заботиться и украшать свой дом;
- выделения отдельных помещений для проведения занятий специалистами повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
План действий по реализации программы
1. Оптимизация локальной нормативно-правовой базы детского сада:
- анализ и экспертиза действующей базы;
- разработка оперативных локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность детского сада по реализации Программы развития: приказы, распоряжения и т.п.
2. Совершенствование государственно-общественной модели управления детским садом:
- создание презентативного имиджа ДОУ (создание рекламных буклетов, популяризация деятельности МДОУ в СМИ, в т.ч. в Интернете, проведение «дней открытых дверей»)
3. Подписание договоров о сотрудничестве с МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6», с музыкальной школой № 2, с филиалом библиотеки им. А.Гайдара
Укрепление материально-технической базы учреждения
1. Благоустройство территории ДОУ:
- консультация специалиста по ландшафтному дизайну;
- асфальтирование территории возле центрального входа ДОУ;
- вырубка кустарника на спортивной площадке; посадка кустарника за территорией участка группы № 5;
- разбивка клумб и посадка цветов в соответствии с их цветовой гаммой и совместимостью;
- тематическое оформление участка каждой группы;
- ремонт и обновление игрового оборудования на прогулочных участках;
- приобретение оборудования на спортивную площадку, создание условий для проведения диагностики физподготовленности детей
2. Приобретение мультимедийного оборудования (ноутбук, проектор, экран со штативом)
3. Проведение скоростного Интернета в ДОУ
4. Нанесение дорожной разметки на территории ДОУ
5. Приобретение медицинского оборудования для выполнения физиопроцедур
6. Капитальный ремонт эвакуационных выходов
7. Косметический ремонт групповых и служебных помещений ДОУ
Обучение педагогических работников на курсах повышения квалификации
Обобщение положительного педагогического опыта
Участие педагогов в выставках, семинарах, смотрах-конкурсах и методических объединениях
Проведение обучающих семинаров, педагогических лекториев, проблемных педсоветов по вопросам духовно-нравственного воспитания детей
Осуществление целостного подхода к оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников
1. Оптимизация режима двигательной активности детей
2. Включение комплексных занятий с целью соблюдения Гигиенических требований к нагрузке
3. Проведение ежегодной диспансеризации детей, посещающих ДОУ
4. Проведение профилактических прививок и осмотров,
выявление и коррекция нарушений осанки и плоскостопия
5. Разработка системы дифференциального подхода к проведению закаливающих процедур, направленных на оздоровление организма
6. Разработка и введение системы занятий по валеологии
7. Оказание индивидуально-ориентированной медицинской помощи
8. Приобретение спортинвентаря для проведения занятий ФК в зимний период и спортоборудования для проведения занятий ФК в зале
9. Участие детей в ежегодных городских соревнованиях среди дошкольников
«Юные Олимпионики»
Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса с приоритетом духовно-нравственного воспитания детей 1.Поэтапное введение занятий по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» во все дошкольные группы детского сада
2. Приобретение книг развития по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для разных возрастных групп
3. Создание «горницы» в ДОУ
4. Выделение помещения под кабинет педагога-психолога и
приобретение игрового оборудования для занятий педагога-психолога с детьми
5. Оснащение кабинета учителя-логопеда современным учебно-методическим комплектом
6. Создание «экологического паспорта» ДОУ
7. Приобретение учебно-игровых пособий для проведения занятий по математическому развитию
Осуществление тесного взаимодействия с родителями воспитанников для повышения их психолого-педагогической культуры, участия семей в жизни ДОУ
1.Проведение систематической работы по выявлению запросов родителей о содержании и качестве дошкольного образования в детском саду (анкетирование, тестирование, опросы)
2. Вовлечение родителей в подготовку и проведение совместных занятий по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
3. Использование СМИ для информирования родителей ДОУ и потенциальных родителей о работе детского сада
4. Организация индивидуального консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей.
5. Обновление форм проведения родительских собраний
6. Оказание адресной психолого-педагогической помощи родителям в вопросах семейного воспитания: индивидуальная работа с родителями, имеющими проблемы в воспитании детей систематически
Осуществление преемственности образования между ДОУ и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»
1. Совершенствование форм и методов работы совместно с МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»:
- посещение уроков в школе и занятий в детском саду;
- организация совместных праздников,
- «Школа будущего первоклассника»;
- совместное проведение диагностических исследований детей;
- организация «круглых столов» по вопросам «предшкольного образования» и подготовки детей к обучению в школе;
- организация тематических конференций по обмену опытом;
- выступление учителей на родительских собраниях
|