182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 21»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   ДОКУМЕНТЫ /  

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ


Концепция развития учреждения

В настоящее время формирование духовной и культурной личности является одним из приоритетных направлений развития общества. Переход российского государства и общества к рыночной экономике на фоне информационной и компьютерной революции сопровождаются кризисными явлениями в сфере духовности, идеологии, культуры, образования. Откровенный нигилизм, пошлость, цинизм, рост непонимания, откровенное невежество, незнание своих духовных корней и истоков – показатели психолого-педагогического, духовно-нравственного кризиса детства, кризиса семьи и кризиса образования. Говоря о кризисе детства, мы имеем в виду, прежде всего, характеристики, которые лежат в духовно-нравственной сфере и связаны с кардинальной ломкой жизненных целей воспитанников, с превращением средств в цели (например, материальное благополучие и комфорт для многих детей и подростков сегодня становится самоцелью), с проблемой «цены» достижения этих целей, границ допустимого (“что можно и что нельзя?”). К решению этих проблем большинство современных детей не готово, а взрослые, не обладая достаточно развитой духовной культурой, им не всегда способны помочь. Кризис детства тесно связан с кризисом семьи. И дело здесь не только в увеличении числа разводов и, соответственно, увеличении числа неполных или малообеспеченных семей, но и в слишком активном процессе разрушения лучших российских духовно-нравственных семейных традиций, золотого фонда отечественной семейной педагогики, что закономерно привело к падению элементарной педагогической компетентности семьи как важного социального института воспитания личности. Кризис образования – как отражение кризиса детства и семьи – лежит в основном в духовной сфере, а именно - в низком уровне духовной культуры самих педагогов, без чего не может быть личностно-ориентированной педагогики. Современный детский сад (в массе своей) стал более ориентированным на подготовку ребенка к обучению в школе (выполняя социальный заказ родителей), менее – на воспитание у него основ нравственности, осознания себя гражданином своего Отечества. Учитывая, что дошкольное детство определяется как «золотое время эмоциональной жизни в человеке», следует понимать, что замена развития эмоциональной и духовной сферы ранним интеллектуальным развитием приведет в дальнейшем к деформации личности, а злом, жестокостью, насилием, агрессией общество уже переполнено. В настоящее время на проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обратило внимание государство. В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана воспитывать граждан государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость". В связи с этим осуществляется поиск органичных и естественных путей интеграции в воспитательный процесс любого образовательного учреждения, в том числе детского сада, традиционной духовно-нравственной культуры. Существует ряд условий для решения вышеуказанной проблемы. Во-первых, государство стремится к возврату утерянных ценностей (2007 год был объявлен Годом ребёнка, 2008 годом - Годом семьи). Во-вторых, наблюдается колоссальный прорыв Русской Православной Церкви, её единение с государством. В-третьих, возросла потребность граждан в ощущении причастности к делам страны, желание сделать что-то полезное. Как показывает передовая практика, один из эффективных способов решения обозначенной нами проблемы – это формирование и развитие единого социокультурного пространства в духовно-нравственном воспитании детей. Дошкольное образовательное учреждение – часть социокультурного пространства, в котором реализуются его функции. Первичная апробация работы по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» позволила сделать промежуточный вывод о верности выбранного нами приоритета в воспитательно-образовательном процессе и необходимости двигаться в этом направлении дальше, сделав акцент на создании единого социокультурного пространства, в условиях которого процесс личностного развития ребенка будет протекать более эффективно С позиций этой идеи необходима такая концептуальная организация жизнедеятельности детского сада, при которой во главу угла ставится духовно-нравственная культура всех субъектов социокультурного пространства детского сада: воспитанников, их родителей, специалистов, воспитателей. Овладение основами духовно-нравственной культуры приводит к эффективному взаимодействию и взаимопониманию всех субъектов детского сада, что в свою очередь оптимизирует процесс и результативность развития ребенка, повышает культуру занятий и воспитательных мероприятий как главных феноменов жизни детского сада. С точки зрения этого концептуального подхода, необходимо такое организационно-управленческое, информационно-методическое, психолого-педагогическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса, в основе которого лежит развитие духовно-нравственной сферы личности как определяющей качество и ценностные приоритеты всех остальных компонентов личности. Реализация этой идеи должна выражаться в следующих позициях. Первая позиция предполагает соблюдение приоритетной ориентации в образовательном процессе на духовно-нравственную культуру всех субъектов. Вторая позиция – создание атмосферы взаимопонимания и доброжелательности в образовательном процессе, которые позволят согласованно достигнуть положительных результатов исключительно в атмосфере доверия, предоставляя возможность для самораскрытия каждого ребенка. Третья позиция – это признание, актуализация и развитие духовно-нравственного опыта ребенка, специалиста, воспитателя в их совместной деятельности и общении. Четвертая позиция – сохранение, развитие положительных традиций и ценностей коллектива детей и взрослых детского сада во всех видах деятельности: игровой, образовательной, воспитательной и др. Пятая позиция – изменение позиции воспитателя-информатора, иллюстратора, контролера на духовного наставника (питающего душу добром, взращивающего совесть, честь и достоинство). Шестая позиция – объединение администрации, специалистов, воспитателей, детей и их родителей в процессе самовоспитания, самообразования, самосовершенствования, что в конечном итоге приводит к позитивному взаимодействию и взаимопониманию и эффективному личностному развитию всех субъектов образовательного пространства. Основное направление развития ребенка в детском саду – подготовка выпускника детского сада к продуктивному и позитивному взаимодействию с окружающими его людьми; к эффективному диалоговому общению, характеризующемуся уважительным, терпимым отношением к людям разных взглядов, убеждений, верований и др.; к творческой самореализации, успешности в интеллектуальной деятельности. Главный акцент в своей деятельности детский сад делает на интеграции всех своих ресурсов (управленческих, информационно-методических, кадровых, дидактических и др.) для включения всех субъектов образовательного пространства в процесс эффективного взаимодействия и взаимопонимания через главный механизм – овладение духовно-нравственной культурой, освоение которой в свою очередь дает рост личностной сферы ребенка. Следовательно, наша цель – создание такой дидактической системы, которая будет способствовать тому, чтобы каждый ребенок (вне зависимости от своих психофизиологических особенностей, способностей к обучению, склонностей) мог реализовать себя во взаимодействии со своими сверстниками, воспитателями, родителями; мог рассчитывать на взаимопонимание и поддержку тех, кто рядом с ним. Реализация данной цели возможна за счет решения следующих задач: - формирование структуры образовательного процесса, интегрирующего в себе интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности; - обновление содержания образования на всех ступенях развития дошкольника; - создание учебно-методического комплекта, включающего набор разнообразных форм, методов и средств обучения, ориентированного на приоритетное направление в воспитательно-образовательном процессе – духовно-нравственное воспитание; - совершенствование форм семейного воспитания; -дальнейшее развитие единой системы мониторинга за качеством образовательного процесса: диагностика уровня развития детей, отслеживание достижений воспитанников; диагностика качества профессиональной компетентности воспитателей и специалистов в образовательной (развивающие занятия) и воспитательной деятельности (воспитательные мероприятия). Реализация цели и задач представленной в концепции развития детского сада дидактической системы предполагается на базе следующих принципов:  Принципы реализации синергетического подхода: • принцип учета социальных, педагогических, психологических, духовно-нравственных факторов, определяющих характер и стиль организации жизнедеятельности детского сада; • принцип взаимодействия детского сада с внешней средой; • принцип непрерывного развития детского сада как открытой системы, становящегося фактором саморазвития всех субъектов образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, их самореализации, самоопределения и др.; • принцип динамичности детского сада как системы, определяющий ее непрерывную адаптацию к изменяющимся условиям;  Принципы реализации идеи гуманитарно-культурологического подхода: • принцип обращенности образовательно-воспитательного процесса к ребенку; насыщение содержания образования и воспитания проблемами ребенка и его семьи; • принцип организации жизнедеятельности всех субъектов образовательного процесса не как совокупности мероприятий, а как системы поддержки их индивидуальности и самобытности, содействия развитию их субъектных свойств; • принцип: от человека образованного к человеку культурному; от человека с развитым интеллектом к человеку с развитой духовно-нравственной сферой.  Принципы реализации личностно-деятельного подхода: • принцип включенности личностного опыта ребенка и воспитателя в воспитательно-образовательный процесс; • принцип признания ценности совместного опыта, ценности взаимодействия воспитателя, родителей и дошкольников (ценность коллективной работы); • принцип учета психолого-физиологических особенностей детей при построении воспитательно-образовательного процесса; • принцип ориентации процесса развития дошкольника на постановку и решение дошкольниками познавательных, исследовательских, преобразующих, проективных и других задач, соответствующих уровню их развития; • принцип изменения позиции воспитателя-информатора (контролера) на позицию координатора, коммуникатора, духовного наставника.  Принципы реализации идеи рефлексивного подхода: • принцип критического отношения личности к самой себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; • принцип субъектной активности личности.  Принципы реализации идеи диалогического подхода: • принцип стимулирования субъектности всех участников образовательного процесса; • принцип: от монолога – к диалогу, от манипулирования – к сотрудничеству.  Принцип реализации идеи открытости образовательно-воспитательной среды: • принцип одновременного (параллельного) включения социума в образовательно-воспитательную среду дошкольного учреждения и детей, их родителей, воспитателей - в социум детского сада;  Принцип реализации идеи творчества;  Принцип реализации идеи приоритета положительной обратной связи: • принцип использования всех имеющихся возможностей детского сада, его субъектов, окружающего социума в достижении поставленных задач.  Принципы реализации интегративности в процессе воспитания и обучения: • принцип опоры в управленческой системе на функцию интеграции как системообразующую; • принцип интеграции деятельности всех субъектов образовательного процесса (администрации, родителей, воспитателей, воспитанников детского сада, социума и др.) Реализация задач возможна при создании следующих условий: - подготовки кадров специалистов и воспитателей к решению поставленных задач в рамках приоритетной проблемы; - оснащение воспитательно-образовательного процесса специализированной литературой и пособиями по заявленной проблеме; - насыщение содержания воспитательно-образовательного процесса информацией, способной обеспечить знания и первичные навыки по вопросам духовно-нравственной культуры личности; - использование в воспитательно-образовательном процессе здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий; - использование в воспитательной и образовательной практике воспитателей и специалистов инновационных, интерактивных технологий, ориентированных на развитие нравственно-духовной сферы личности всех субъектов воспитательно-образовательного пространства; - более активное привлечение родителей к участию не только к решению вопросов дополнительного финансирования жизнедеятельности детского сада, но и к участию в наиболее значимых воспитательных и образовательных мероприятиях; - дальнейшее развитие музея детского сада, более эффективное его включение в воспитательно-образовательный процесс; - использование в воспитательно-образовательном процессе основ современной музейной педагогики (посещение музеев, выставок, концертов, включение их в канву занятий и воспитательных мероприятий); - сохранение традиции проведения в ДОУ социокультурных праздников; - обеспечение преемственности между воспитательно-образовательным процессом в ДОУ и учебно-воспитательным процессом в школе по линии реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»; - облагораживание территории детского сада как неотъемлемой части процесса формирования бережного отношения к природе, воспитания желания заботиться и украшать свой дом; - выделения отдельных помещений для проведения занятий специалистами повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. План действий по реализации программы

1. Оптимизация локальной нормативно-правовой базы детского сада: - анализ и экспертиза действующей базы; - разработка оперативных локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность детского сада по реализации Программы развития: приказы, распоряжения и т.п. 2. Совершенствование государственно-общественной модели управления детским садом: - создание презентативного имиджа ДОУ (создание рекламных буклетов, популяризация деятельности МДОУ в СМИ, в т.ч. в Интернете, проведение «дней открытых дверей») 3. Подписание договоров о сотрудничестве с МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6», с музыкальной школой № 2, с филиалом библиотеки им. А.Гайдара

Укрепление материально-технической базы учреждения

1. Благоустройство территории ДОУ: - консультация специалиста по ландшафтному дизайну; - асфальтирование территории возле центрального входа ДОУ; - вырубка кустарника на спортивной площадке; посадка кустарника за территорией участка группы № 5; - разбивка клумб и посадка цветов в соответствии с их цветовой гаммой и совместимостью; - тематическое оформление участка каждой группы; - ремонт и обновление игрового оборудования на прогулочных участках; - приобретение оборудования на спортивную площадку, создание условий для проведения диагностики физподготовленности детей 2. Приобретение мультимедийного оборудования (ноутбук, проектор, экран со штативом) 3. Проведение скоростного Интернета в ДОУ 4. Нанесение дорожной разметки на территории ДОУ 5. Приобретение медицинского оборудования для выполнения физиопроцедур 6. Капитальный ремонт эвакуационных выходов 7. Косметический ремонт групповых и служебных помещений ДОУ Обучение педагогических работников на курсах повышения квалификации

Обобщение положительного педагогического опыта

Участие педагогов в выставках, семинарах, смотрах-конкурсах и методических объединениях

Проведение обучающих семинаров, педагогических лекториев, проблемных педсоветов по вопросам духовно-нравственного воспитания детей

Осуществление целостного подхода к оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников

1. Оптимизация режима двигательной активности детей 2. Включение комплексных занятий с целью соблюдения Гигиенических требований к нагрузке 3. Проведение ежегодной диспансеризации детей, посещающих ДОУ 4. Проведение профилактических прививок и осмотров, выявление и коррекция нарушений осанки и плоскостопия 5. Разработка системы дифференциального подхода к проведению закаливающих процедур, направленных на оздоровление организма 6. Разработка и введение системы занятий по валеологии 7. Оказание индивидуально-ориентированной медицинской помощи 8. Приобретение спортинвентаря для проведения занятий ФК в зимний период и спортоборудования для проведения занятий ФК в зале 9. Участие детей в ежегодных городских соревнованиях среди дошкольников «Юные Олимпионики»

Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса с приоритетом духовно-нравственного воспитания детей

1.Поэтапное введение занятий по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» во все дошкольные группы детского сада 2. Приобретение книг развития по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для разных возрастных групп 3. Создание «горницы» в ДОУ 4. Выделение помещения под кабинет педагога-психолога и приобретение игрового оборудования для занятий педагога-психолога с детьми 5. Оснащение кабинета учителя-логопеда современным учебно-методическим комплектом 6. Создание «экологического паспорта» ДОУ 7. Приобретение учебно-игровых пособий для проведения занятий по математическому развитию Осуществление тесного взаимодействия с родителями воспитанников для повышения их психолого-педагогической культуры, участия семей в жизни ДОУ

1.Проведение систематической работы по выявлению запросов родителей о содержании и качестве дошкольного образования в детском саду (анкетирование, тестирование, опросы) 2. Вовлечение родителей в подготовку и проведение совместных занятий по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» 3. Использование СМИ для информирования родителей ДОУ и потенциальных родителей о работе детского сада 4. Организация индивидуального консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей. 5. Обновление форм проведения родительских собраний 6. Оказание адресной психолого-педагогической помощи родителям в вопросах семейного воспитания: индивидуальная работа с родителями, имеющими проблемы в воспитании детей систематически Осуществление преемственности образования между ДОУ и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»

1. Совершенствование форм и методов работы совместно с МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»: - посещение уроков в школе и занятий в детском саду; - организация совместных праздников, - «Школа будущего первоклассника»; - совместное проведение диагностических исследований детей; - организация «круглых столов» по вопросам «предшкольного образования» и подготовки детей к обучению в школе; - организация тематических конференций по обмену опытом; - выступление учителей на родительских собраниях


 
наши успехи
    Поздравляем с победой в выставке-конкурсе "Сбережём зелёную ель"!

    Победа в творческом конкурсе по безопасности дорожного движения "Лаборатория безопасности"!

    Поздравляем Артема Кузнецова, воспитанника подготовительной к школе группы № 4, с вручением Диплома за 3 место в городской выставке детского творчества, посвященной Дню матери в номинации "Детский рисунок"! Желаем дальнейших побед!

    Поздравляем с победой в международном конкурсе!

    Поздравляем победителей городского конкурса!!!

    Поздравляем наших коллег - Тришкину Марину Антанасовну и Нестерову Наталью Леонидовну с получением Дипломов I степени в IX Всероссийском конкурсе "Таланты России - 2018" в номинациях: разработка педагогического проекта. Работа: "Аптекарский огород"; Хореография. Работа: танцевальная композиция "Люблю моей Руси старинные забавы". Желаем дальнейших творческих успехов, интересных событий, новых побед и достижений!!!

    Поздравляем Тришкину Марину Антанасовну с вручением почетной грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации!

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.