Период модернизации, в котором находится в настоящее время российское образование, коснулся и его первого звена – дошкольного образования. Детский сад как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми?
Этим объясняется поиск педагогами ДОУ наиболее эффективных путей, позволяющих организовывать работу с детьми, ориентируясь на личностный подход, что не представляется реальным без целенаправленной опытно-экспериментальной работы.
Работа в экспериментальном режиме предполагает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышения квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей. Педагог, как правило, пропуская цели и задачи эксперимента через себя, открывает и изобретает что-то свое. Экспериментальная деятельность становится средством развития и помогает привлечь интеллектуальные и материальные ресурсы для решения проблем дошкольного образования.
В этом году наше дошкольное учреждение получило новый импульс к своему развитию. Нам было предложено стать городской экспериментальной площадкой. В экспертный совет поданы все необходимые документы, определена тема эксперимента «Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками»
Мы начали экспериментальную работу с глубокого и всестороннего анализа учебно-воспитательного процесса и потенциальных профессиональных и творческих возможностей. Также было важно выяснить интересы и готовность педагогических кадров включиться в длительную исследовательскую работу, которая потребует от них дополнительных затрат времени и сил, связанных с изучением необходимой литературы, умением найти, апробировать, скорректировать и аргументировано доказать целесообразность использования новой технологии работы с детьми, выстроить систему работы, спланировать и т.д.
Тема экспериментальной деятельности нами была выбрана не случайно. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает – гласит народная мудрость. Не зря педагоги и детские психологи придают огромное значение развитию речи ребенка. Первое представление о человеке, как правило, формируется на основании впечатления, которое возникает от речевой манеры собеседника. Поэтому развитие речи приобретает громадное значение. Грамотность речи - это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Она заключается также в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для каждого конкретного случая средство для выражения своей мысли. Развивать речь у детей, - значит, учить их правильно оформлять свои мысли. В дошкольном учреждении должна быть создана хорошая среда для развития речи, а значит, и для развития ребенка в целом.
Прорабатывая различные варианты способов развития речи дошкольников, мы пришли к единому мнению, что данная работа должна быть связана с ведущей деятельностью детей – игрой. Игра – это специфический язык самовыражения. Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить это посредством игры, чем помогут взрослому приблизиться к своим мыслям и тем самым позволить помочь себе. Игрушки для детей – это слова, а игра – это речь.
Разрабатывая методику экспериментальной деятельности мы учитывали то, что игра во многом претерпевает в наше время существенные изменения. Это не только появление новых игр – компьютерных, видеоигр. Это новый ориентир игры, необходимость перестраивать активность современного ребенка в соответствии с запросами времени. Одиночество – это проблема многих молодых людей, что связано с изменившимися условиями жизни, но идет оно часто из детства. Детям нужно играть, учиться взаимодействовать, внимать новым веяниям педагогики и воспитания, тогда они превратятся в адаптированных, коммуникабельных взрослых, способных помогать друг другу и взаимодействовать друг с другом. Поэтому творческая группа пришла к единому мнению, что наиболее эффективное речевое развитие дошкольники будут получать через специально создаваемые игровые обучающие ситуации.
Свою деятельность мы направляем на процесс формирования речевой активности детей и используем для этого ИОС.
В соответствии с этим, нашей целью является - повысить эффективность работы детского сада по развитию речи детей средствами игровых обучающих ситуаций.
Планируя экспериментальную деятельность мы предполагаем, что эффективность процесса развития речи детей дошкольного возраста будет обеспечена, если:
• данный процесс включает в себя использование ИОС;
• осуществляется систематическая и целенаправленная работа, основанная на использовании разработанной технологии.
Для достижения цели необходимо будет решить и ряд задач, которые представлены на слайде:
• Изучение литературы по теме эксперимента, систематизация знаний;
• Обоснование выбора такой формы речевой работы как ИОС;
• изучение, определение уровня и условий развития дошкольников старшего и подготовительного к школе возрастов;
• разработка методики использования ИОС в речевой работе с дошкольниками разных возрастов;
• обеспечение педагогов и специалистов учебно-методической литературой, обучение по теме экспериментальной деятельности;
• Развитие сотрудничества с учреждениями общего образования, определение преемственности между школой и детским садом в вопросах развития речи;
• Разработка комплекта программ речевой работы с дошкольниками разных возрастов с использованием ИОС;
• Внедрение и эффективное использование новой формы работы в педагогический процесс;
• Распространение опыта работы.
:
В своей работе мы будем опираться на общенаучные, психолого- педагогические, научно-информационные и специальные методы, проводить анализ документов первоисточников, наблюдения, опрос, анкетирование, эксперимент.
Мы выделили 4 этапа экспериментальной деятельности, которые представлены на слайде:
1 этап - диагностико- аналитический: выявление и формулировка противоречий, нуждающихся в модернизации и рационализации. (Январь - июнь 2012г)
2 этап - организационно- прогностический: постановка цели, задач, описание новой методики работы. Создание условий для её апробации. (Июнь 2012г – декабрь2012г)
3 этап - практический: реализация эксперимента. (январь 2013г – январь 2015г)
4 этап - аналитико- обобщающий: -комплексное обоснование системы нововведения, соотнесение результатов эксперимента поставленным целям, описание аналитических материалов.( январь 2015-январь 2016г)
Подробнее хотелось бы остановиться на этапе реализации проекта.
Видя большую необходимость расширения и обогащения преемственных связей между дошкольным и общим образованием, мы разрабатывали концепцию эксперимента опираясь на основные положения эксперимента школы №7. Совместно с коллегами мы провели «Круглы стол», где обсудили и наметили основные общие задачи взаимодействия:
• Центрированное на воспитаннике образование, где дошкольник становится субъектом обучения, что предполагает партнерские отношения взрослого и ребенка;
• Включение детского сада в широкий социальный контекст: привлечение родителей, культурных и социальных учреждений;
• Повышение интереса к художественной литературе.
Таким образом, суть реализации практического этапа будет заключаться в следующем: для развития полноценного игрового общения педагоги будут использовать такую форму речевой работы с детьми, как ИОС: ситуации иллюстрации, ситуации упражнения, ситуации проблемы, ситуации оценки. Основу содержания ИОС будет составлять художественные произведения.
В ситуациях иллюстрациях взрослым будут разыгрываться простые сценки из жизни героев сказок, рассказов. Такие ситуации планируется использовать в работе с младшими дошкольниками. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог будет демонстрировать детям образцы социально приемлемого поведения, а так же активизировать их навыки эффективного общения.
Начиная со средней группы педагоги будут использовать ситуации упражнения. Теперь ребёнок не только будет слушать, но и активно действовать. Включаясь в ситуации упражнения, дети будут тренироваться в выполнении отдельных игровых действий и в связывании их в сюжет, учиться регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах поспособствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии поведения в мире людей. В этих ситуациях взрослый будет привлекать внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах ребенок найдет выход своим чувствам и переживаниям, научится осознавать и принимать их. Он постепенно овладеет умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять своё игровой и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок будет находиться в активнодействующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.
В подготовительной к школе группе мы будем использовать ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого потребуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
В сценариях ИОС обучение будет осуществляться с применением косвенных методов, иметь не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Это даст возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Основное различие между обучающим занятием и сценарием ИОС состоит в том, что взрослый выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно ребёнка темы, а также при необходимости уходить от неприятных ситуаций.
В рамках сетевого взаимодействия со школой №7 через ИОС мы планируем реализацию и некоторых совместных проектов:
1. «Стратегия чтения» . Данная программа помогает педагогам расширять границы прочитанного произведения, то один и тот же материал используется во всех видах деятельности детей. Например, прочитав сказку «Три медведя» педагог на прогулке играет с детьми в медведей, изображая внешние их особенности, на музыкальном занятии - дети поют песни про медведей и как медведи и т.д.
2. «Книга на сцене». Это драматизация и театрализация художественных произведений, когда ребенок сам задействован в обыгрывании сюжета сказки или рассказа.
3. «Интегрированное занятие» - метод, где учитель школы и специалисты или воспитатели детского сада соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решая совместные задачи.
4. «Семейное чтение». Этот проект стартует одновременно со школой уже 11 января 2012 года. В каждую группу детского сада будет запущена «Книжная гусеница», на которой будет появляться новое колечко каждый раз, когда дома ребенку прочитают новое произведение, рассказ, стихотворение, то есть она будет постоянно расти. Таким образом, на начальном этапе мы хотим добиться как можно большего привлечения внимания родителей к реализации проекта, повысить мотивацию детей к чтению.
Таким образом, те специальные речевые занятия, которые решали задачи языкового развития, будут преобразовываться нами так, чтобы одновременно и параллельно можно было решать задачу формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми, повышение интереса к чтению художественной литературы, расширение зоны взаимодействия между дошкольным и общим образованием.
Чего же мы ожидаем от нашей работы в итоге?
• Положительная динамика речевого развития дошкольников
• Повышение интереса к художественной литературе;
• Расширение зоны преемственности между детским садом и школой;
• Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
• Ознакомление специалистов района и города с результатами экспериментальной работы;
• Создание программно методического обеспечения по вопросам развития речи с использованием ИОС.
Достигнув положительных результатов, пройдя все этапы эксперимента в дальнейшем мы планируем выход с данной темой на областную экспериментальную площадку.
Ну а пока мы только начинаем свой путь и в новом году приступаем к работе с определения цели и задач сразу двух первых этапов, целью которых является определение главного направления экспериментальной работы. Вся подготовительная часть эксперимента выражена в задачах, которые представлены на слайде. Хочется лишь отметить, что итогом данной работы станет разработка программы речевой работы с дошкольниками с использованием ИОС для разных возрастных групп.
Задачи:
1. Разработать концепцию, программу эксперимента и план работы экспериментальной площадки.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
3. Разработать и определить диагностические методики оценки хода и результатов исследования.
4. Определить педагогические условия реализации принципа преемственности в речевом развитии детей между ДОУ и начальной школой.
5. Разработать программу подготовки педагогов, специалистов ДОУ к осуществлению профессиональной деятельности в реализации задач экспериментальной деятельности
6. Разработать программы речевой работы с дошкольниками с использованием ИОС для разных возрастных групп (исключая ясельную)
В заключении хотелось бы сказать, что дошкольный возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального и речевого развития. Речевое развитие, опыт социального окружения важны для становления личности ребенка и развития его мыслительной деятельности. Создание игровой обучающей ситуации дают исключительную возможность развивать в интересной для дошкольников форме полноценное общение, обеспечив тем самым пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между воспитанниками, то есть детской языковой коммуникативной самодеятельности. А взаимодействие с учреждениями общего образования позволяет продолжать начатую нами работу уже в школьном возрасте, расширяя границы развития речи на новом уровне.
11.09.2014 Комплексная программа развития
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 1 комбинированного вида»
2014 г. - 2017 г. подробнее »»
|