КАЧЕСТВО
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА обеспечено:
«Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Ведущие цели обновленной программы:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
- формирование основ базовой культуры личности;
- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии в возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Данная программа предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание, развитие дошкольников в соответствии с возрастными, индивидуальными и психофизиологическими особенностями и подготовку их к обучению в школе.
В специализированных группах дополнительно используются коррекционные программы:
«Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5 – 7 летнего возраста с общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития.
Цель: устранить речевой дефект детей и предупредить возможные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.
Задачи:
- помочь детям в практическом усвоении лексических и грамматических средств языка;
- формировать правильное произношение (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
- готовить к обучению грамоте, помочь овладеть ее элементами;
- развивать навыки связной речи.
«Программно – методическое оснащение коррекционно – развивающего воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под. ред. С.Г. Шевченко.
Цель: повысить уровень психического развития ребенка (интеллектуального, эмоционального, социального) при организации его коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Задачи:
- обеспечить возможность для осуществления детьми содержательной деятельности в условиях, оптимальных для всестороннего и своевременного психического развития;
- обеспечить охрану и укрепление здоровья ребенка;
- проводить коррекцию (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
- стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
- проводить профилактику вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
Специалисты в своей работе используют дополнительные программы:
• музыкальный руководитель: «Ладушки» под. ред. И.М. Каплунова, А.И. Новоскольцева,
• воспитатель по ИЗО: «Цветные ладошки» под. ред. Лыкова И.А.,
• воспитатель по валеологии: «Здравствуй» под. ред. М.Л. Лазарева.
Использование этих программ и технологий позволяет обеспечить максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, повысить его двигательную активность, сформировать привычку и поведенческие навыки здорового образа жизни, скорректировать эмоциональный тонус, наметить основные этапы педагогической деятельности.
Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка при постепенном усложнении деятельности.
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Как и все государственные образовательные учреждения, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №12» получает бюджетное нормативное финансирование, которое распределяется следующим образом:
- заработная плата сотрудников;
- услуги связи и транспорта;
- расходы на коммунальные платежи и содержание здания;
- организация детского питания;
- приобретение технологического оборудования и инвентаря.
В период за 2010 – 2011 учебный год за счет бюджетных средств был осуществлен ремонт крыши.
Однако, размеры бюджетного финансирования не достаточны для развития детского сада и повышения качества образовательного процесса.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» размещено в типовом благоустроенном здании 1966 года постройки, общей площадью 1833,2 кв. м, рассчитанном на 12 групп.
В состав помещений ДОУ входят:
- музыкальный зал,
- физкультурный зал,
- методический кабинет,
- 5 логопедических кабинетов,
- кабинет воспитателя ИЗО,
- медицинский блок,
- прачечная,
- пищеблок.
Музыкальный зал.
В наличии имеется:
- 2 пианино
- синтезатор
- видеомагнитофон
- телевизор
- домашний кинотеатр
- магнитофон
Количество аудиозаписей и фонотеки, позволяющее более целенаправленно использовать ТСО недостаточное.
В арсенале музыкального зала:
- металлофоны,
- ксилофоны,
- трещетки,
- треугольники,
- бубны,
- колокольчики,
- погремушки и др.
Набор музыкальных инструментов позволяет музыкальным руководителям более углубленно работать над развитием музыкальных способностей воспитанников.
Имеются пособия, атрибутика, а также методическая литература по музыкальному воспитанию детей.
Для театрализованной деятельности имеются:
- занавес,
- ширмы,
- два красочных фанерных домика,
- макеты деревьев,
- разнообразные костюмы для детей и взрослых.
По мере необходимости декорации и костюмы пополняются.
Логопедические кабинеты оснащены необходимым дидактическим материалом по следующим разделам:
- коррекция звукопроизношения,
- развитие фонематических процессов,
- формирование лексико-грамматического строя речи,
- развитие связной речи,
- обучение грамоте,
- развитие мелкой моторики,
- развитие психических процессов (восприятия, внимания, мышления и др.).
Кабинеты оборудованы настенными и индивидуальными зеркалами, имеются наборное полотно, фланелеграф, демонстрационный алфавит.
Кабинет воспитателя по ИЗО и художественному труду.
В наличии имеются:
- мольберт,
- фланелеграф,
- репродукции картин русских художников по разным жанрам живописи,
- плакаты и пособия по разделу «Цветоведение»,
- образцы изделий декоративно-прикладного искусства,
- детские книги с иллюстрациями для ознакомления с художниками-иллюстраторами,
- чучела птиц,
- муляжи овощей, фруктов, грибов,
- игрушки – образцы,
- шаблоны,
- природный материал,
- нитки, тесьма, пуговицы и другой материал.
Спортивный зал оснащен подбором мебели для размещения, хранения и доступного использования дидактического и спортивного инвентаря.
Зал оборудован шведскими стенками, ребристыми досками, гимнастическими скамейками трех видов, батутом, баскетбольным кольцом.
В достаточном количестве имеются ленты, детские гантели, гимнастические палки, обручи, скакалки, кегли, кубики, мячи, мягкие модули для общеразвивающих упражнений.
В зале расположен детский оздоровительный комплекс «Крепыш», который состоит из каната, гимнастических колец, веревочной лестницы и перекладины. Использование данного тренажера способствует укреплению всех групп мышц, развитию смелости, выносливости и координации движений.
Для оснащения педагогического процесса в помощь воспитателям имеется методический кабинет, в котором находится дидактический материал для проведения занятий, наборы всевозможных муляжей, коллекции разнообразного материала по ознакомлению с окружающим, репродукции картин, народные и дидактические куклы.
В методическом кабинете детского сада сформирована профессиональная библиотека, состоящая из подписных журнальных изданий, дидактических пособий и учебно-методической литературы.
Ведется накопление педагогического опыта работы в портфолио.
Вся необходимая информация, как для долгосрочного, так и для текущего пользования, хранится и заносится в компьютер. Есть необходимость формирования компьютерного банка информации.
Медицинский блок представлен медицинским, процедурным и физиокабинетом. Физиокабинет оснащен следующими аппаратами: лампой «Соллюкс», УФО для группового облучения, УВЧ, кварц – тубусом, ионизатором «Чижевского», компрессорным ингалятором WN – 115 К.
Детский сад оснащен 2 компьютерами. Имеется выход в Интернет. Также в работе используется принтер, ксерокс. В музыкальном зале и группе №8 есть телевизоры и домашние кинотеатры.
В коридорах, на лестничных пролетах эстетично размещены и оформлены декоративные панно, информационные стенды, в которых отражена многогранная жизнь детского сада, его традиции, новости.
Участки прилегающей территории закреплены за группами, оснащены верандами; имеется спортивная площадка.
Территория ДОУ озеленена, здесь имеется сад и огород. Территория нуждается в модернизации и благоустройстве.
В группах детского сада созданы условия для разностороннего развития воспитанников и реализации основных видов детской деятельности. Развивающие уголки оснащены различным игровым оборудованием:
- конструкторы,
- строительные наборы различного размера,
- складные ширмы,
- игровые сюжетные наборы,
- оснащение для сюжетно-ролевых игр («Больница», «Магазин», «Парикмахерская», кукольные уголки и др.),
- игрушки-персонажи (куклы, наборы солдатиков, роботов и др.) различного размера в зависимости от возраста детей,
- наборы животных;
- материалы для игр с правилами (лото, домино, и др.);
- различные виды театра (кукольный, пальчиковый, плоскостной);
Материалы и оборудование для продуктивной деятельности:- специально оборудованные уголки изодеятельности с материалами для рисования, лепки и аппликации;
- материалы для конструирования (конструкторы и строительные наборы разного размера);
- природный и бросовый материал;
- выставки детских работ и др.
Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности:
- уголки природы,
- уголки экспериментирования,
- игры на развитие сенсорики в группах раннего возраста,
- развивающие игры по различным разделам программы (головоломки, пазлы, лото, игры с правилами, наборы картинок для классификации, серии последовательных картинок и др.),
- игры для развития мелкой моторики рук (шнуровки, мозаики, игры с пуговицами, бусинами и др.),
- нормативно-знаковый материал (математические наборы, кассы настольные, разрезные азбуки и др.),
- иллюстрированные книги и альбомы познавательного характера, художественная литература
Противопожарная и антитеррористическая безопасность.
Детский сад оборудован:
• средствами пожаротушения;
• специальной автоматической системой пожарной сигнализации и оповещения;
• кнопкой тревожной сигнализации;
• домофонами.
В группах оборудованы уголки по пожарной безопасности, оформлен наглядный материал для детей и родителей (папки-передвижки, плакаты, консультации, выставки рисунков и др.)
Профилактика дорожно-транспортного травматизма.
С дошкольниками проводится большая воспитательно-образовательная работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма и изучению основ безопасной жизнедеятельности:
- занятия по ОБЖ;
- встречи с сотрудниками ГИБДД;
- подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры на закрепление полученных знаний;
- чтение тематических художественных произведений.
В методическом кабинете имеется раздел «Изучение Правил дорожного движения», в котором собраны наглядные пособия, методическая и художественная литература, разработки праздников, экскурсий, бесед, игр, форм работы с родителями и т.д. В группах оформлены уголки безопасности дорожного движения.
В апреле 2011 года педагоги и воспитанники ДОУ приняли участие в конкурсе поздравительных открыток, посвященных 75-летию службы Госавтоинспекции «Спешим поздравить ГИБДД», среди дошкольников. Две работы стали победителями городского этапа конкурса и отправлены на областной конкурс.
Анализ качества воспитания и образования дошкольников за 2010-2011 учебный год.
В 2010-2011 учебном году дошкольное учреждение работало по следующим направлениям:
1. Роль детской книги в речевом развитии детей.
Педагогами были показаны открытые мероприятия:
• Стихи Агнии Барто для самых маленьких.
• Путешествие в страну «Читалию».
• По страницам любимых сказок.
В детском саду прошел конкурс на лучший книжный уголок, выставка рисунков «В гостях у сказки».
2. Развитие творческих способностей детей.
Педагогами были показаны открытые мероприятия:
• Занимательная аппликация с малышами.
• Конструирование из природного материала.
В группах были организованы выставки поделок из природного материала.
Музыкальные руководители провели семинар для музыкальных руководителей дошкольных учреждений города по теме: «Элементарное музицирование, как средство раннего музыкального развития по системе Карла Орфа».
Музыкальных руководителей заинтересовала система Карла Орфа, они отметили интересную нетрадиционную форму работы с дошкольниками.
Повышенное внимание вызвали самодельные музыкальные инструменты, выполненные из различного бросового материала, изготовлением которых занимались не только педагоги, но и сами дети. Занятие получило высокую оценку коллег.
3. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.
Педагогами были показаны открытые мероприятия:
• Россия – Родина моя!
• Великие Луки – мой город родной!
• Моя семья. Семейные традиции.
На методический кабинет педагоги оформили конспекты занятий о родном городе, для родителей подготовили наглядный материал по теме: «Незабываемые страницы истории».
В январе прошла Неделя боевой славы, посвященная освобождению Великих Лук от немецко-фашистких захватчиков. Состоялся конкурс рисунков «Я помню – я горжусь!».
В феврале прошел детский праздник с участием пап «А, ну-ка, мальчики!»
В мае прошли встречи с ветеранами и музыкальный праздник, посвященный Дню Победы.
На протяжении года в детском саду проходил семинар-практикум по театрализованной деятельности, проводилась работа над двумя проектами: «Помоги птицам», «Дошкольникам о космонавтике».
Педагогический коллектив и воспитанники приняли активное участие во всех городских конкурсах и выставках.
В каждой возрастной группе проведен мониторинг по усвоению детьми основных разделов Программы, подведены итоги работы.
В течение учебного года на базе ДОУ состоялись 4 заседания ПМПК. На следующий учебный год произведен набор в 3 специализированные группы. Подведены итоги коррекционной работы за 2009-2011 учебные года. Они традиционно на высоком уровне. Многие наши выпускники поступают в лицеи и гимназию.
|