ПРОЕКТ
«ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
– мой город родной»
Руковаодитель проекта:
Михайлова Вера Михайловна,
воспитатель подготовительной группы.
Вид проекта – познавательно – творческий.
Срок реализации проекта – ноябрь 2012 г. – февраль 2013 г.
Участники проекта – дети подготовительной группы № 7 «Дельфинчики», воспитатель.
Актуальность темы.
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно – патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа, его культуры, поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Поэтому нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Цель проекта: формирование представлений о малой Родине,
- воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях города,
- воспитание чувства гордости за город, в котором живем,
- обобщить и систематизировать знания о родном крае.
Задачи:
1) формировать представления детей о родном крае и родном городе,
2) закрепить знания о знакомых улицах, где находятся дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада,
3) познакомить с историей основания города,
4) познакомить с символикой, достопримечательностями города,
5) воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный –
*изучение методической литературы,
*составление перспективного плана,
*создание развивающей среды (подбор и накопление литературы, наглядно-демонстрационного материала),
*подбор игр и оборудования о городе (прошлое, настоящее, будущее),*создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности.
2. Реализация проекта.
- Тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем.
- План мероприятий к проекту:
*»Мой город» (путешествие по фотографиям),
*рассказ воспитателя (о прошлом, настоящем),
*знакомство с достопримечательностями города,
*экскурсия в краеведческий музей,
*экскурсия к вечному огню, памятнику А. Матросову, обелиску Славы,
*рисование на тему «улица Гастелло» (коллективная работа), «герб города», «Любимый уголок города», «Город в будущем»,
*аппликация «Вечный огонь», «Обелиск Славы»,
*конструирование из строителя «Моя улица»,
*оформление альбома «Мой родной город»,
*заучивание стихов о Великих Луках, пословиц и поговорок,
*викторина, посвященная 70-летию освобождения города от немецко-фашистских захватчиков,
*оформление папок «Улицы города, на которых мы живем», «Любимый уголок города»,
*сбор продукции великолукских предприятий,
*рассматривание карты Псковской области.
- Игровая деятельность:
*дидактическая игра «Угадай, где я нахожусь», «Отгадай загадку», «Да – нет»,
*сюжетно – ролевые игры «На стройках города», «Что можно рассказать туристам о нашем городе», «Школа», «Семья».
3. Заключительный этап.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРЕКТА.
В зал заходят дети с воспитателем, подходять к карте Псковской области.
- Ребята, посмотрите на эту карту. Что мы с вами видим? (Много городов, деревень).
- Где-то на карте есть особый город. Как вы думаете, что это за город? (Великие Луки)
- А почему он особенный? (Потому что мы здесь живем).
- Это наша с вами Родина, наш родной край.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги
По которым мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
- Дети, а какие пословицы и поговорке о родном крае вы знаете?
*Где родной край, там и рай.
*Дома и стены помогают.
*Земля – наша мать, всех кормит.
*На родной стороне и камушек знаком.
*Каждой птице свое гнездо нравится.
*Береги землю родимую, как мать любимую.
*Нет земли краше, чем Родина наша.
*У родного города и ворона орла побивает.
*Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха.
- Ребята, а сейчас давайте послушаем очень красивую песню о нашем городе.
Песня «Великие Луки».
- Как называют жителей нашего города? (Великолучане)
- Ребята, а вы живете в городе одни? С кем вы живете? (ответы) Сколько тебе лет? (ответы) Сколько лет вашим мамам и папам? (ответы)
- У всех людей разный возраст. Как вы думаете, есть возраст у городов или им всем одинаковое количество лет? А сколько лет нашему городу? (847). Это очень много. Я предлагаю вам побывать в нашем городе в разные эпохи.
1, 2, 3, 4 – города нет лучше в мире,
5, 6, 7, - мы о нем расскажем всем,
8, 9, 10 – отправляемся все вместе
Сквозь года и время
В славный город древний.
- Первое упоминание о Великих Луках мы встречаем в 1166 году. Название города связано с наличием большой излучины в русле реки Ловать. Когда еще не было еще наших мам, бабушек, прабабушек много-много лет назад наш город был совсем маленький. И жителей в нем тоже было мало. Это они построили крепость на высоком холме. Стены этой крепости были сделаны из дерева. Сами жители входили в город через ворота, а их родственники, гости, торговцы – по мусту, перекинутому через реку.
В городе развивались ремесла. Какие? Лепили и обжигали горшки, занимались кузнечным ремеслом. В кузнице разжигали огонь и ковали железо. Было развито рыболовство. Люди сами плели сети, ловили рыбу, сушили ее, вялили. Занимались жители и сельским хозяйством. Выращивали рожь, пшеницу, мололи муку, выпекали хлеб. Заготавливали сено, солому, а затем использовали их в строительстве (крыли крыши домов). Развивалось животноводство: выращивали скот. Всю свою продукцию люди могли продать или обменять. Каждый год устраивались ярмарки.
А еще жители славного города занимались сапожным и кожаным делом. По свидетельствам очевидцев каждое такое производство состояло из избы, в ней работали сами члены семьи и еще 5-7 наемных мастеровых.
- В Древнем городе мы побывали, продолжаем наш путь.
1, 2, 3, 4 – города нет лучше в мире,
5, 6, 7, - мы о нем расскажем всем,
8, 9, 10 – отправляемся все вместе
Сквозь года и время
В город наш военный.
- Во время войны город наш был практически разрушен. В освобожденном городе осталось только 308 домой, а было более 3000.
Великолучане начали восстанавливать свой родной город.
За город шли тяжелые бои,
За Родину солдаты воевалию
И в январе, разбив врага
И дом, и улицу обороняли.
Спасибо тем, кто город отстоял,
Кто восстанавливал его,
Из пепла возрождая.
Там, где нынче высятся кварталы
Из бетона, камня и стекла,
Только горстка домиков стояла,
Остальное все смела война.
Поднимались первые бараки,
Каждый житель столько сил отдал!
Сколько было мужества, отваги
У всех тех, кто город возрождал!
- Спустя много лет… А сколько лет прошло с тех пор, как наши солдаты освободили Великие Луки от немецко-фашистских захватчиков? (70 лет), люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.
В нашем городе много улиц. Каждая из них имеет свое название. Многие улицы названы в честь героев Великой Отечественной Войны. Расскажите о этих улицах.
Маша С.: Я живу на улице Гастелло. Николай Францевич Гастелло был летчиком. Когда его самолет подбили, он не стал сдаваться в плен, а направил свой горящий самолет на немецкие танки и цистерны. На стене лице № 10 висит мемориальная доска в честь героя.
- В городе есть улица комсомольца Зверева. Васе Звереву было 16 лет и учился он в 1 школе нашего города. Когда фашистские танки подошли к зданию штаба 22 армии, ополченцы забросали их гранатами. Один танк удалось подбить и тогда Вася Зверев метнул во вражескую машину бутылку с зажигательной смесью. Танк запылал.
Маша К.: Я живу на улице Васи Новикова. Находится эта улица на окраине города. Вася Новиков был летчиком. Когда его самолет возвращался после выполненного задания (уничтожил мост в городе Двинске), вражеские самолеты его подбили. Тогда экипаж советского самолета принял решение обрушить горящую машину на мотоколонну противника. Экипаж погиб. Это был первый в истории таран воздушной и наземной цели.
- Есть в городе улица имени Матвея Кузьмина. Ему было 84 года. Он повторил подвиг Ивана Сусанина.
Саша Р.: Я живу на улице Полиграфистов. 5 отважных подпольщиков – полиграфистов выпускали листовки во время войны. Они погибли, но в честь них бывшая Безымянная улица была переименована в улицу Полиграфистов.
- А какие еще улицы названы в честь героев? (улица Лизы Чайкиной, Винотовского, 3-ей Ударной Армии)
- Ребята, а какие памятные места есть в нашем городе? (Танк Т – 34)
Деревья набирают первый лист,
А танк – там, на волу, на пьедестале.
Весну ли слышит он, снарядов свист,
И взрыв и скрежет пораженной стали.
Нет, для него все в прошлом, все в былом.
О, если бы для всех такое было:
Все войны – в прошлом,
Танки все – на слом,
И доброта чтоб управляла миром.
Еще в нашем городе есть памятник Александру Матросову.
Есть обелиск Славы, вечный огонь, братское захоронение, бюст маршала Рокоссовского.
Теперь можем отправиться дальше.
1, 2, 3, 4 – города нет лучше в мире,
5, 6, 7, - мы о нем расскажем всем,
8, 9, 10 – отправляемся все вместе
Сквозь года и время
В город современный.
- Наш город большой и красивый. Сейчас в нем проживает более 100000 человек. Железные и шоссейные дороги связывают его с крупными центрами страны – Москвой, Санкт – Петербургом, Тверью, Новгородом.
Игра «Угадай на какой площади я нахожусь»
- Сколько площадей в нашем городе? (4)
- Сейчас я нахожусь на площади, где проходят митинги, демонстрации, ставится самая большая новогодняя елка в городе. (это площадь Ленина)
- А сейчас я любуюсь красивым фонтаном. На этой площади есть бюст маршала и драмтеатр, куда мы с вами ходим смотреть сказки. (это площадь Рокоссовского)
- Я сто. На площади, которая находится рядом с городским парком культуры и отдыха (площадь Юбилейная).
- А сейчас я смотрю на красивые клумбы и стеллу, установленную в честь присвоения городу Великие Луки звания «Город воинской славы» (площадь Калинина).
Дидактическая игра «Отгадай загадку».
- Есть в нашем городе места жизненно необходимые для всех нас. Попробуйте их угадать.
1. Здесь покупают и продают,
Здесь на витрине всё люди найдут.
Могут продукты любые купить
И для детей что-нибудь не забыть
Могут одежду себе присмотреть,
Обувь, посуду и ткань приглядеть. (магазин)
2. В этом доме нет дошкольников,
Но зато в нем много школьников.
Учатся считать, писать
И задачи все решать. (школа)
4. В этом доме только книги,
Здесь их можно взять домой.
И в читальном зале тихом
Почитать журнал любой. (библиотека)
5.Можно здесь купить таблетки
И микстуру заказать.
Витамины выбрать можно,
По рецепту мази взять. (аптека)
6.Чтоб детишки здоровыми были,
Нужно чтоб где-то врачи их лечили.
Чтоб за здоровьем следили всегда,
С мамой ходят детишки туда. (поликлиника)
7.Кассы в нем и кинозал,
Это вовсе не спортзал.
Здесь экран и стулья есть,
Можно всем удобно сесть. (кинотеатр)
8.Соревнованья там проходят,
В футбол играют и в хоккей.
Там занимаются спортсмены
И ты спеши туда скорей. (стадион)
Игра «Узнай свой город»
Дети собирают пазлы и называют получившиеся места.
Физкультминутка.
Мы по городу идем (идти друг за другом),
Смотрим вправо – влево (повороты головы),
Сколько много в нем домов (руки в стороны),
Площадей и скверов (круговые движения руками),
В речке плещется вода (волнообразные движения),
Детям дальше в путь пора (берутся за руки).
- И вот мы с вами поли в город будущего.
- Ребята, каким бы вы хотели видеть наш город в будущем? (рассказы детей по своим рисункам).
- Дети, мечты сбываются. Возможно, кто-то и будет жить в таком городе, о котором вы сейчас рассказали.
Пусть летят столетья,
Пусть летят года,
Город наш красивый
Будет жить всегда.
На Ловати город свободный и гордый,
Родились мы здесь и растем.
Город – красавец, город заводов,
Город фантанов, цветущих садов.
Школы и ВУЗы, шум стадионов,
Гул заводских корпусов.
Город родной, тобой мы гордимся
И до земли наш поклон.
- На этом презентация проекта «Великие Луки – наш город любимый» закончена. Спасибо. До свидания.
|