182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад №1»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / КАБИНЕТ ПСИХОЛОГА /  

Агрессивность у ребенка


И драчун, и забияка, и еще не знаю кто... (Несколько слов об агрессивном ребенке) Я не ударил Катьку. Просто делал гимнастику руками. Вот и задел её случайно. Толя К., 4 года Наконец-то Вы примирились с кризисом трех лет и упрямством в ожидании лучших времен и вдруг... снова подводные рифы... еще хуже кризиса и упрямства в тысячу раз. Малыш преподносит Вам новые сюрпризы. И где только взять выдержку и терпение, чтобы эти сюрпризы принять. Вчера он потребовал для игры хрустальную вазу, взял нож, чтобы подточить карандаш... Вы начали объяснять ему, что это нельзя. А он, не слушая объяснений, как закричит, как затопает ногами... Весь покраснел, волосы стали мокрыми... Залился слезами и бросился на пол... А сегодня, когда сестра не разрешила ему самому налить в стакан чай, он как набросится на нее, дернул за косу и начал царапаться, словно котенок, выкрикивая злые слова. Все в доме возбуждены и очень встревожены. Никто не знает, как надо вести себя с ним: наказывать или не обращать на это внимания. И как вообще теперь относиться ко всем его просьбам и пожеланиям. Дать вазу — тотчас же разобьет, дать нож — порежется, а кипятком — просто обварится. Все запретишь — станет не управляемым. Как быть? Что делать? И есть ли выход из этого тупика? Конечно есть, и наиболее простой в тех случаях, когда такое поведение малыша связано только с его возрастными особенностями, а не с какими-то психическими отклонениями. Но прежде чем отыскать его, попробуем разобраться, с чем связана агрессивность ребенка? Не удивляйтесь — именно агрессивность. И ничего ужасного в этом нет, когда она проявляется под влиянием сопутствующих ей обстоятельств. Любой из нас, даже самый воспитанный, в ответ на конфликтную ситуацию, опасность, обиду и нескрываемую враждебность может стать агрессивным. Но взрослым дано управлять своими эмоциями и прятать их где-то в себе, в глубине. Ребенку в три года еще невозможно свое недовольство запрятать в себе. Он весь нараспашку. Он просто еще не может свое поведение регулировать социальными нормами и волевыми усилиями. Его не заботит, как он будет выглядеть в глазах окружающих, так бурно высказывая свое недовольство при Вашем отказе немедленно сделать все то, что он хочет. Ему непонятна невыполнимость желания. Он искренне убежден, что справится сам. А Вы ограничиваете это желание и тоже убеждены: он с этим не справится, он еще мал... Так зреет конфликт, и разрядка его — агрессия малыша. И вот он кричит, визжит и кусается, дерется не только с детьми, но даже со взрослыми. Как стыдно, как неудобно... И Вы начинаете "сражаться" с ним, чтобы добиться победы. Ругаете, даже бьете, пусть тоже почувствует боль. Запомните, воспитание — это не поле боя. И., став родителями, Вам прежде всего необходимо знать, что в раннем возрасте один из главных путей познания мира — обычное подражание, и подражает ребенок взрослым. Вы бьете его, он Вам отвечает, считая, что это дозволено, А может, вообще драчливость у малыша возникла как подражание. Наверное, однократные попытки агрессивного поведения встречаются у многих детей. От Вас зависит, чтобы попытка не превратилась в закономерность. Поэтому станьте на минутку психологом. Вспомните, что в три года ребенок эмоционально лабилен и не стремится любыми путями к цели, он может менять ее, лишь бы было на что, особенно если отвлечь его чем-то ему интересным. А это возможно придумать всегда. К примеру, он просит хрустальную вазу. Как только он выскажет это желание, не превращайте его в неисполнимое. Л лучше разочарованно махнув на вазу рукой, взять ее со стола и поднести к нему, искренне сетуя, что она тяжела, велика и с ней невозможно играть. Как только малыш прикоснется к ней, верните ее на стол и тут же, без промедления, не давая ему опомниться, переключите его желание в новое русло. Возьмите карандаш и вместе с ним нарисуйте другую вазу, вырежите ее и превратите в новую игрушку, придумывая на ходу какую-нибудь занимательную историю про эту вазу. Подхватывая Ваши мысли и фантазируя вместе с Вами, малыш забудет о настоящей вазе и прежнем своем желании. Когда же вместо "отвлекающего маневра" звучит категоричное "нет" и весь Ваш вид подчеркивает несостоятельность его желаний, ребенок полон обиды, считая, что Вы относитесь к нему как к маленькому. И он отстаивает свои права любой ценой. Он выделяет и фиксирует именно это желание и прекращает его в самую большую необходимость для данного момента. Теперь все Ваши отвлекающие мероприятия запоздалы и не помогут. В три года агрессивное поведение ребенка — это не чистая агрессивность, скорее, это разновидность реакции протеста против взрослых. И если Вы за это накажете малыша — реакция протеста нарастает. Теперь все будет делаться "назло", конфликт затянется. Когда же Вы не выдержите и сдадитесь, ребенок быстро сообразит, каким путем достиг победы. И стиль такого поведения укрепится надолго. Поэтому не забывайте о "золотой середине". В три года Ваш малыш способен "атаковать" обидчика не рассуждая, немедленно. В четыре-пять лет ребенок, прежде чем лезть в драку, способен объясниться и выразить протест. Он уже контролирует эмоции и чувства, учитывая нормы окружающей среды. Теперь малыш способен агрессивность направить в игровую форму: он то солдат, стреляющий в противника, то вдруг милиционер, преследующий грабителя. Он понимает, что агрессивность причиняет боль другим, и весь свой гнев на близких взрослых и детей пытается перевести в игру. В пять-шесть лет агрессивный характер поведения — уже как специфическая форма взаимоотношения ребенка с другими окружающими его людьми, особенно со сверстниками, свидетельствующая о нарушении социальных контактов с ними. И снова надо задуматься: почему? Виноваты ли только насмешки детей или это связано с глубинными пластами отношений в семье? Что тревожит и беспокоит ребенка? Или это просто гиперактивность? А может быть, Ваша любовь носит только "оценочный" характер: он люб Вам, когда хорош, красив и умен. Такая любовь подрывает веру ребенка в искренность Вашей любви. Он хочет, чтобы Вы любили его со всеми недостатками. Говоря об агрессивности дошкольников, надо помнить, что источник ее как в индивидуально-возрастных особенностях ребенка, так и в социальных факторах среды. Как фиксированная форма поведения, агрессивность закрепляется тогда, когда малыш не ощущает со стороны родителей ни нежности, ни любви и мечтает хоть каким-то способом привлечь к себе внимание. Если Ваш ребенок агрессивен, лишний раз задумайтесь, действительно ли все благополучно у Вас в семье. Когда все благополучно, постарайтесь вспомнить, не было ли романтических проявлений чувств у дочери к отцу, у сына к матери. Может, это просто скрытое соперничество детей к родителям: дочки к матери, сына к папе. Если в это время у Вас родился второй ребенок, задумайтесь, не в этом ли первопричина всего. Может быть, Ваш первенец почувствовал себя уже ненужным семье. Ведь все дети с трех лет способны на чувства и страсти... на зависть, ревность... и неадекватным поведением выплескивают все наружу. Ревность тоже порождает агрессию. Обязательно понаблюдайте, как играет малыш со сверстниками, не третируют ли они его бесконечными насмешками, ранящими самолюбие, особенно когда ребенок единственный и не умеет дать сдачи. Как правило, беспомощны только первенцы. Если агрессивное поведение у малыша появилось после поступления в дошкольное учреждение, то ищите источник там. Как надо вести себя родителям с агрессивным ребенком 1. Первым делом нащупать все болевые точки в семье. 2. Нормализовать семейные отношения. 3. Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, подражая, видит все. 4. Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками. 5. Что-то требуя от ребенка, учитывать его возможности, а не то, как Вам хотелось бы это видеть. 6. Попытаться погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло. 7. Дать понять ему, что он любим, даже если в семье появился новорожденный 8. Научить его общению со сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад 9. При драчливости ребенка главное — не разъяснить, а предотвратить удар. 10. Помнить, что и слово может ранить малыша. 11. Понимать ребенка! Как не надо вести себя родителям с агрессивным ребенком 1. Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку у малыша и затрудняет его общение с внешним миром. 2. Негибкими воспитательными мероприятиями загонять ребенка в угол, ожесточая его. 3. Использовать агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте, что агрессивность — это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия — не орудия сражения. 4. Позволять ребенку даже нарочно стрелять во взрослых игрушечным пистолетом. 5. Учить мучить домашних животных. 6. Преднамеренно разжигать романтические чувства к одному из родителей. 7. Все время подчеркивать и напоминать, что новорожденный лучше его. 8. Культивировать вражду между ним и сверстниками. 9. Оскорблять достоинство малыша грубыми словами. 10. Не любить его или любить только "оценочной" любовью. 11. Когда нет видимых причин для агрессии малыша, обратитесь к психологу и психоневрологу. Источник: А.И. Баркан "Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка"


 
наши успехи
    Поздравляем Алёну Александровну Момент, старшего воспитателя МБДОУ Детский сад № 1 с получением Диплома за 1 место во всероссийском конкурсе " Игровая деятельность в ДОУ по ФГОС!!

    Поздравляем Алёну Александровну Момент, старшего воспитателя МБДОУ Детский сад № 1 с получением Диплома за 1 место за участие во всероссийской олимпиаде по ФГОС ДО!!!

    Поздравляем Ольгу Александровну Зыкову, воспитателя МБДОУ Детский сад № 1

    Поздравляем старшего воспитателя - Алену Александровну Момент с получением Диплома за 3 место во Всероссийском конкурсе на лучшую методическую разработку "Образовательная деятельность с дошкольниками"

    Поздравляем Дашу Ратмирову с заслуженной наградой за участие в выставке рисунков, проведенной в рамках в рамках спортивных соревнований среди воспитанников дошкольных образовательных организаций «Юные Олимпионики»

    Поздравляем участников V ежегодного областного конкурса рисунков "ПСКОВ город будущего": Глеба Рудакова Веронику Фомичеву Сашу Дунаева Машу Мамину

    Поздравляем, Яну Сергеевну с 1 местом в Международном тестировании "Основы компьютерной грамотности педагогических работников образовательных учреждений"

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.