Хочется дать родителям несколько советов. Все дети, впервые идущие в школу, хотят учиться, чувствовать себя взрослее, увереннее и самостоятельнее. Как сохранить это состояние радостных ожиданий и надежд, не отбить у детей желание учиться с увлечением, способность задавать вопросы, быть любознательными и целеустремленными.
Вот несколько практических советов психологов. Они составлены по книге Н. Л. Кряжевой Готов ли ребенок к школе (Ярославль: Академия развития, 1999 год).
Начиная вместе с ребенком обучение, помните, что норма понятие относительное.
Искусство подачи информации должно основываться на знаниях об уровне психологической готовности ребенка к обучению. Одни дети способны учиться в заданном учителем темпе, другие отстают. Различия определяются особенностями темперамента, степенью утомляемости детей при доброжелательном подходе, игровых методах они успешно преодолеваются. Помните одно: нельзя сравнивать ребенка с одноклассниками, друзьями, братьями и сестрами, вашими собственными успехами в его возрасте. Ваш ребенок уникальная и неповторимая личность, и вместе вы преодолеете все трудности.
Обязательно хвалите ребенка за то, что ему хорошо удается.
Детей (как, впрочем, и взрослых) вдохновляет успех, положительная оценка окружающих. Первоклассник, у которого что-то получается, чувствует себя способным, это обычно позволяет ему добиваться желаемого успеха. Если вы поможете ребенку приобрести опыт постижения успеха, признание его пусть небольших, но самостоятельных побед, то возникшее и крепнущее чувство гордости поможет ему преодолеть любые трудности, страхи и разочарования.
Для этого необходимо определить сильные стороны вашего ребенка, что не так-то просто. Постарайтесь вспомнить, что он делает с удовольствием, легко, радостно, не капризничая и не напрягаясь, чем любит заниматься в свободное время, в каких играх выходит победителем, что привлекает его внимание, повышает уверенность в себе и самооценку.
Определив достоинства ребенка, постарайтесь дать ему все возможности для их раскрытия. Обсуждайте с ним его успехи, рассказывайте о них знакомым, родственникам, домашним и посторонним. Искренне гордитесь своим ребенком. Хорошо, если он случайно услышит, как вы его любите, цените, уважаете его успехи.
Помогайте ребенку преодолевать его слабости.
Детям необходима ваша помощь в борьбе с недостатками. Не отрицайте, что во многих вопросах вы знаете больше ребенка, но дайте ему понять, как много необходимо приложить сил для этого, расскажите, какие трудности были у вас в школе и как вы их преодолевали. Подумайте вместе, какими способами можно решить проблемы, поиграйте в развивающие игры. Так вы обозначите слабости ребенка, но, не унижая и не сравнивая с другими, сохраните его самолюбие, не снизите самооценку и сохраните гордость, уважение к себе и желание учиться и меняться.
Развивайте любовь к чтению.
Психологические исследования показали, что дети, которые любят читать достигают больших успехов и в литературе, и в математике; им легче дается грамматика, они успешнее, сдают экзамены, чаще поступают в вузы. Лучший способ привить любовь к чтению подать личный пример. Выключайте не замолкающий телевизор, объявите час семейного чтения. Пусть ребенок читает все, что ему интересно: сказки, комиксы, правила новой игры и т. д., а вы читайте свои книги. Затем обсудите, кто что прочел. Полезно почитать ребенку вслух, но при этом время от времени прерываться и задавать вопросы:
Как ты думаешь, что будет дальше, А ты бы как поступил Можно остановить чтение задолго до окончания рассказа и попросить ребенка придумать свой конец. Начните чтение интересной книги, а, увидев заинтересованность ребенка, предложите ему самому закончить чтение. Важно, чтобы книга была ребенку по силам и возрасту, учитывайте интересы вашего ребенка. Нельзя навязывать книги, которые были интересны вам в детстве. Мудрость гласит: Не ограничивайте ребенка опытом своей жизни, ибо он рожден для другого времени.
Сходите с ним в библиотеку, там к нему отнесутся, как к взрослому, и он сам выберет себе книги. Кроме того, у ребенка появится чувство ответственности за книгу, срок ее возврата. Видя, как другие дети любят читать, ваш ребенок будет стараться не отставать от них.
Полезно попросить ребенка нарисовать картинки для прочитанной книги и обсудить, что они иллюстрируют.
В наше время для детей издают много красочных занимательных журналов: о животных, игрушках, путешествиях, героях любимых фильмов. Покупайте то, что ребенку интересно, и вы разовьете его интеллект и привьете любовь к чтению.
Найдите стиль обучения вашего ребенка.
Существует много способов обучения, но для каждого ребенка самыми эффективными являются один или два из них. Стоит вам немного понаблюдать за ребенком, и вы заметите, что он в игре, в занятиях больше ориентируется на определенный орган чувств.
Некоторые дети более склонны воспринимать мир глазами, через зрительные образы. Они видят слово в книге, знак в тетради и запоминают расположение букв, как картинку. Когда это слово встретится им снова, они его узнают. Главное для таких детей видеть.
Другие дети предпочитают воспринимать мир и его многообразие на слух. Чтобы хорошо вспомнить информацию, такой ребенок должен ее услышать. Повторите ему вслух таблицу умножения, и можно ожидать, что он ее запомнит намного быстрее, чем, увидев на бумаге или доске. Для таких детей важно слышать.
Некоторым детям необходимо потрогать, почувствовать предметы, ощутить эмоции, чтобы лучше усвоить знания. Им необходимы макеты, образцы, палочки. Им надо обязательно чувствовать.
Кроме того, есть дети с пространственным видением, которые могут легко разобрать на части и собрать любую вещь. Они получают огромное удовольствие, складывая разрезные картинки (пазлы), занимаясь головоломками или оригами, вышивая, собирая модели аэропланов или кораблей. Эти занятия развивают мелкую моторику и мышление, способствуют выработке навыков чтения, формируют восприятие, умение выделять детали, буквы, организовывать их в слова и, главное, видеть каждую вещь в ее взаимосвязи с другими.
Определив предпочитаемый ребенком способ получения информации, вы сможете эффективнее помочь ему в приготовлении домашних заданий и преодолении трудностей, возникающих при обучении.
Обязательно встретьтесь с учителем, обсудите ваши наблюдения, выясните, какие методы обучения больше подходят ребенку: устное объяснение, рассказ, рисунки, схемы, объемные предметы, обучение под музыку, сочетание получения информации с физическими упражнениями, пальчиковыми играми, танцевальными движениями.
Интересуйтесь школьными новостями.
Знания, которые современные первоклассники получают в школе, значительно отличаются от тех, что получали в это время вы. Поэтому иногда доверьтесь своему ребенку и предоставьте возможность поучить вас польза будет взаимной.
Проявляйте интерес не только к домашним заданиям, но и тем событиям, которые происходят в школе. У вас появится замечательная возможность видеть школу глазами ребенка. Если ребенок почувствует вашу искреннюю заинтересованность, он будет не только доверять вам в вопросах учебы, но и сам попросит совета и помощи.
Выбрав позицию одноклассника, вы поставите себя на место такого же ученика. Это, несомненно снимет у ребенка волнение, напряжение по поводу учебы, поднимет в его глазах важность того, что; он делает, расширит диапазон выбора в, различных проблемных ситуациях. Старайтесь расспрашивать о школьных делах непринужденно, а не строго и навязчиво, не превращайте подобное общение в допрос с пристрастием, будьте разумны в оценке ситуаций, старайтесь вместе разобраться в происходящем. Способность быть внимательным к ответам детей, выслушать, не перебивая и не оценивая, столь же важна, как и умение задавать корректные, доброжелательные вопросы.
Когда вы научитесь этому, вы почувствуете атмосферу доверия, воспитаете в детях самоуважение, научите их думать.
Кроме того, позволяя детям высказывать свои суждения дома, вы способствуете снятию эмоциональных переживаний, давая советы, как вы проигрываете ситуацию дома, позволяя ребенку более уверенно вести себя в школе, тренируете поведение, снижаете риск серьезных конфликтных ситуаций. Ребенок учится отстаивать свою точку зрения и не давать себя, в обиду.
Помогайте ребенку в учебе.
Первые дни, недели, месяцы ребенка в школе требуют ритма, и психологической деятельности. Это совсем нелегко. Безусловно, ребенку надо помогать и, помогая, в первую очередь формировать отношение к школе, и школьным делам, поднимая ее престиж и повышая познавательную мотивацию. Объясняйте ребенку, что значит для человека много знать, хвалите учителя, отмечайте положительные достижения одноклассников. Во-вторых, необходимо помочь ребенку распределить свое время, не допуская, чтобы приготовление домашних заданий превратилось в пытку, не делая семью филиалом образовательного учреждения.
Конечно, наилучший вариант когда ребенок все делает сам, но возникновение затруднений естественно. Помогайте ребенку только в том, что действительно получается у него плохо, как бы он ни старался. Покажите, как справиться с трудностями, и позвольте преодолеть их самостоятельно. Только такая форма помощи будет эффективна, позволит почувствовать радость успеха и будет способствовать автоматизации необходимого навыка.
Сидя каждый день рядом с ребенком во время приготовления уроков, при большом желании можно постараться и сделать из него отличника, хотя бы на время начальной школы. Однако школьнику недостаточно уметь прилежно готовить уроки дома. Важно, чтобы ему было интересно учиться, узнавать новое, быть активным и самостоятельным, а не получать пятерки за домашние задания и двойки на контрольных. Отличника сделать нельзя, им ребенок становится сам, проявляя волю и творческую активность.
Дружите с учителем.
Для первоклассников авторитет учителя абсолютен и непререкаем. Трепетно ловят они каждый, взгляд и слово, цитируют и кодируют педагога, переживают замечания и. радуются похвале. Нередко дети бывают не способны понять некоторые поступки учителя и возникшее недовольство несут домой, а бдительные родители обсуждают это вслух и не всегда объективно и корректно. Работу педагога очень легко критиковать тому, кто менее всего знаком с ее особенностями и трудностями Однако недовольство ребенка учителем нельзя оставлять без внимания, надо разобраться в истинных его причинах. Между семьей и школой должны установиться честные и доверительные отношения, а не атмосфера взаимных притязаний и обид. Родителям надо постараться вделать все возможное, чтобы ребёнок понял и полюбил свою вторую маму, допуская, что она может прекрасно относиться не только к нему, но и к другим детям. Ведь класс это семья, а в семье все должны помогать и поддерживать друг друга, а если приключится незадача то не стоит обижаться, лучше разобраться всем вместе.
Будет замечательно, если подружатся все: и дети с учителем, и друг с другом, и родители с педагогом, и родители между собой. Этому будут способствовать совместные праздники, экскурсии, походы, ярмарки.
Если родители активно включатся в жизнь класса, то школьная жизнь, ребенка перестанет быть для них абстрактной и отдаленной и они помогут своему ученику ошутить радость от учебы и верность школьной дружбы.
Научите детей отдыхать!
Помните высказывание: Хорошо работать умеют многие, но мало кто может при этом хорошо отдыхать А ведь учеба это тяжелый труд. Ребенок тратит большое количество физической и психической энергии, вынужден сдерживать двигательную активность и напрягать внимание, мышление, память. Накопленное утомление необходимо регулярно снижать, и важно потому правильно организовать отдых первоклассника: ежедневный, еженедельный, каникулярный.
Задумайтесь, как вы сами отдыхаете Если ваш любимый вид отдыха телевизор, верный член семьи, то не удивляйтесь, что ребенка будет от него не оторвать после школы и в выходные дни. Подобное занятие не будет способствовать изменению бледного цвета лица ребенка, расширению круга общения, обогащению положительными - эмоциями. Зато ребенок научится долго сидеть на одном месте, оперировать иностранными рекламными разочками и четко ответит на вопрос: Кто у кого украл ребеночка в очередном сериале.
Если выходные дни вы сами используете только для того, чтобы что-то домыть, достирать, доделать, то не секрет что ребенок в это время может слоняться по дожу, изнывая от скуки. Вы уж либо предложите ему помочь вам, либо отпустите одного на волю, во двор. Так он сможет сотворить нечто полезное для семьи или подвигаться, пообщаться со сверстниками.
Но самый лучший отдых это новые впечатления, новая обстановка, новые знакомства.
Ходите с ребенком в гости, гуляйте в разных уголках города, посещайте спектакли, музеи, соревнования. Даже обычный поход с ребенком в магазин можно превратить в занимательное путешествие-игру.
В выходные дни и каникулы дети должны, отдыхать, а не корпеть над уроками и дополнительными замятиями. Представьте себе, что, проработав рабочую неделю, вы будете в выходные продолжать это делать. Чувство ответственности разовьется стойкое, а вот профессия может так опротиветь! Нет уж делу время, потехе час! Пусть ваши первоклассники ропотливо учатся основам наук в учебное время и активно отдыхают, набираясь новых эмоций и впечатлений, которые снимут усталость и обогатят кругозор и общение детей!
Не забывайте о важности игры!
Психологи утверждают, что свободная игра, общение со сверстниками: развивают мышление, фантазию, эмоциональный мир детей. Когда они играют, спорят, устанавливают правила и ограничения, учатся договариваться, приходить к общему решению, они на самом деле осваивают многие качества, необходимые для успешной учебы. Они учатся четко задавать вопросы, спрашивать совета и помощи, самим отстаивать точку зрения, убеждать. В игре дети приобретают навыки социального поведения, а это важный элемент готовности к обучению и адаптации к окружающему миру. Ребенок, который умеет общаться понимает других людей и их чувствах уверен в себе, будет учиться более успешно.
|