Уютный сиреневый автобус везет меня на работу. Все дальше и дальше от детского садика, от двери, предательски закрывшейся за мной в тот момент, когда воспитательница взяла на руки мою зашедшуюся в плаче малышку.
Я чувствую себя Иудой. Перед глазами - ее лицо, полное обиды. И, похоже, весь день меня будут преследовать ее крики, ее слова: «Мама, я не хочу туда, я не хочу игрушки, я не хочу завтрак, я не хочу детей! Хочу быть с тобой, мама а а а!"
Ужасны не мои взрослые переживания. Ужасно вдруг нахлынувшее бог весть откуда детское воспоминание. Ясли. Запах ненавистной творожной запеканки и духов воспитательницы, тщетно пытающейся оттащить меня от окна, за которым - я вижу, и в груди все рвется на части - уходит по дорожке мама...
Сотни, тысячи мам и пап всех времен проходили и проходят через это сотни и тысячи раз. Хорошо, если есть бабушка, способная «дежурить» с внуком всю неделю, если есть возможность не работать, если есть деньги на хорошую няню. Но если всего этого нет, то с ежеутренним кошмаром расставания, увы, приходится мириться. Долго ли это продлится? Как вести себя, чтобы свести страдания привыкающей к садику крошки к минимуму? С вопросами на эту тему я обратилась к нескольким опытным детским психологам, консультирующим в режиме он-лайн в Интернете. Вот их ответы.
3 года - может, это слишком рано?
Как раз-таки самый лучший возраст, чтобы отдать ребенка в садик -3-3,5 года. Вот до 3 лет делать этого не рекомендуется. Связано это с тем, что в первые годы, и особенно в первые месяцы, жизни формируется чувство базового доверия к миру, на котором строится все дальнейшее развитие личности. Ребенок в возрасте до года нуждается в матери 24 часа в сутки, до 2 лет - может потерпеть, если она ненадолго выйдет в другую комнату, и лишь после 3 лет становится способным оставаться без матери в течение нескольких часов.
Стоят ли свобода, работа и деньги слез ребенка?
Не нужно так ставить вопрос. Ребенок посещает садик не только для того, чтобы дать маме возможность поработать и "отдохнуть от дома", но и для себя.
Ребенок, который находится под постоянной опекой, рискует вырасти человеком, неприспособленным к взрослой жизни, к коллективу, зачастую становится зависимым и не умеет считаться с другими людьми. Что касается стресса, который ребенок испытывает в первые дни посещения детского сада, то он испытает его и в школе, а это, возможно, окажется еще тяжелее.
И вообще, не бойтесь слез ребенка, это - не самая худшая реакция из тех, что могут случиться. Можно сказать, это - нормальная, естественная реакция маленького человечка, привыкающего к новой обстановке. Гораздо хуже, если ребенок будет в молчании забиваться в угол.
Как уговорить деточку пойти в сад?
Уговаривать не надо. Ведь уговаривают в тех случаях, когда есть выбор - идти или не идти. Если же вы точно знаете, что пойдете на работу, а малыш, со слезами или без, все-таки будет доставлен в садик, то не обманывайте его и не давайте повода упрямиться в ответ на ваше «ну, пожалуйста…». Кроме того, ваши уговоры могут навести ребенка на мысль, что садик - это действительно что-то крайне противное, раз его так упрашивают туда пойти.
Найдите в себе силы быть спокойными, но не жестокими, твердыми, но любящими. Не кричите, не угрожайте и ни в коем случае не наказывайте ребенка за его капризы. Дайте ему понять, что садика не избежать. Не скрывайте, что вас беспокоит его настроение, но покажите, что вам оно не передается и вы уверены, что он обязательно полюбит садик, поскольку там очень много хорошего.
Чтобы максимально уменьшить испытываемый имв чужой обстановке дискомфорт, предложите ему самому выбрать одежду, которую он оденет садик, игрушку, которую он возьмет с собой. Любимая игрушка в этот сложный период может сделать больше, чем воспитательница, ведь кукла, плюшевая обезьянка или даже машинка для малыша - живое существо, родное, свое, единственный «старый друг», который останется с ним, пока вас не будет рядом. Поговорите с воспитателями, попросите их разрешить ребенку взять его игрушку с собой на прогулку и в кроватку во время сна, если он этого захочет.
Отвлекайте ребенка. Если садик - недалеко от дома, то, еще одеваясь, предложите ему пробежаться наперегонки - кто первый? Или собрать по дороге букет желтых листиков. Или сыграть «в слова» (даже 3-летки с удовольствием играют в эту игру, без всяких правил, просто: ты -слово, я - слово, и не повторяться).
Заверьте крошку, что обязательно вернетесь за ним. Заинтригуйте его чем-нибудь, что случится вечером, после садика, - вы пойдете с ним в магазин покупать новые фломастеры, покатаете его на любимых качелях, сошьете вместе новое платье для куклы и т. п., главное - чтобы ваше обещание для него было интересно, а для вас - выполнимо.
Как вести себя при расставании?
Расставаться надо легко и быстро. Ваша уверенность и спокойствие передадутся ребенку, равно как нервозность и волнение. Долгие прощания с обеспокоенным выражением лица вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.
Конечно, лучше всего, если распрощаться вам поможет воспитательница, которая выйдет встретить его, даст ему почувствовать, что она рада его приходу, «заговорит», отвлечет и сама отведет в группу. Если этого не происходит, поговорите с воспитательницей, попросите ее помочь.
Если у мамы никак не получается быть выдержанной, возможно, стоит на первых порах доверить миссию провода в садик папе. Момент расставания с отцом в большинстве случаев проходит менее болезненно.
А если причина слез – нелюбовь к воспитательнице?
Бывает, что ребенок не принимает воспитателя: «Я не пойду к ней, она кричит, она злая» и т. д. В первые недели это может быть связано с тем, что ваш ребенок просто еще не привык к этой чужой тете, которая почему-то считает себя вправе командовать им. Не стоит сразу впадать в панику. Объясните ребенку, что тетя эта - не плохая и не злая, просто у нее очень много забот, и когда все ее не слушаются, она сердится.
Однако параллельно присмотритесь к нелюбимой воспитательнице. Попробуйте наладить с ней контакт, разузнать о ее взглядах на воспитание, о ее отношении к вашему ребенку. Если вы, как и малыш, почувствуете в ней злобу и вам будут претить ее поступки и взгляды, если пройдет неделя, другая, а ребенок по-прежнему будет ее бояться, - тогда, увы, лучшим решением будет перевод малыша в другую группу, а при необходимости - даже в другой садик.
Как вести себя вечером?
Как можно больше говорите с ребенком о садике. «Замалчивание» проблемы ни к чему хорошему не приведет. Расспрашивайте его, что он делал в течение всего дня, с кем и во что он играл, о чем думал, что чувствовал. Пусть расскажет вам об игрушках, которые есть у него в группе, о книжках, о цветах на окне, о его кроватке и т.д. При этом во всем старайтесь найти положительные моменты и указать на них малышу. Впрочем, ведите себя естественно - деланно восторженные реакции могут насторожить малютку.
Поиграйте с ребенком в детский сад. Пусть детьми будут его игрушки, причем какая-то из них будет им самим. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и попробуйте через нее решить проблемы вашего ребенка ориентируя игру на положительные результаты.
Почему другие дети не плачут?
Не спешите завидовать другим родителям, чьи дети бегут в садик с радостью или хотя бы без истерик. Возможно, эти детки уже прошли через ясли и утренние вопли их родителями просто уже пройдены раньше. А может быть, эти дети имеют другой темперамент, копят переживания в себе, не выплескивая их наружу. В конце концов, может быть, им просто повезло, что у них - такие дети. Точнее, их детям повезло с генами. Известно, что легче адаптируются в садике дети общительных, контактных родителей, которые в детстве сами не испытывали проблем с садом. Подтверждается и обратная картина: если оба родителя не отличаются общительностью, ребенок не особенно тянется к сверстникам и предпочитает играть один.
Это когда-нибудь кончится?
Обязательно. Случаи, когда дети до самой школы ходят в садик со слезами, очень редки, и чаще всего в этих случаях им мешают конкретные психологические проблемы (плохие взаимоотношения с кем-нибудь из одногруппников, с воспитательницей и др.), на которые родители своевременно не обращают внимания.
|