182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МАДОУ Детский сад №25 «Умка»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   ДОКУМЕНТЫ / ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД - 2010 /  

Здоровье


[b]Здоровье детей – будущее страны! В период детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. [/b] В последние 10-15 лет наблюдается резкое ухудшение в состоянии здоровья дошкольников. Снижение двигательной активности, увеличение умственной нагрузки в дошкольных учреждениях также отрицательно сказываются на физическом развитии. Именно поэтому в ДОУ разработана и ведётся систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей, а также оздоровительная работа с часто болеющими детьми. Основная задача ДОУ – избежать досадных перегрузок, неврозов и других заболеваний у детей. И здесь нам помогает тесное взаимодействие медицины с педагогикой. Основой нашей работы является здоровьесберегающая педагогика М.Монтессори, которая предполагает проведение дополнительных занятий в ходе основных режимных процессов на основе использования дидактических и подвижных игр. С учетом целей, приемов, методов педагогики оздоровления в учреждении создана система работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также оздоровительная, профилактическая работа и работа с часто болеющими детьми. Основные задачи этого направления: • совершенствование физического развития; • достижения определенного уровня физической подготовки; • повышение сопротивляемости и защитных свойств организма; • снижения заболеваемости. Для осуществления этих задач в ДОУ созданы все необходимые условия, а также условия, превышающие государственные требования это: плескательный бассейн, тренажерный зал, физиокабинет, оснащенный современным оборудованием: ингалятором ультразвуковым, аппаратом для местной дарсонвализации, тубусным кварцем, магнитотерапевтическим аппаратом, коктейлером для приготовления кислородных коктейлей, биоптроном для свето и цвето-терапии. Созданная система работы по сохранению и укреплению здоровья детей реализуется по нескольким блокам. [b]Блок 1. Полноценное питание детей[/b] Особое значение в укреплении здоровья детей имеет правильное питание дошколят, организации которого уделяется особое внимание. Питание в нашем саду организовано согласно 10-дневного меню, разработанного на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и нормах питания. В рационе представлено большое разнообразие блюд, исключены их повторы. Широко используются продукты с повышенной пищевой и биологической ценностью: натуральные соки, компоты, кисели из клюквы, смородины, лимонов, блюда из овощей и фруктов, рыбы (судак, треска, пангасиус, разновидности красной рыбы), красная икра и т.д. Ассортимент кулинарных изделий, на основе которого сформировано примерное меню включает в себя только те блюда, которые по рецептам и технологии приготовления соответствуют гигиеническим требованиям питания детей дошкольного возраста. Для повышения аппетита, все блюда имеют свои названия: тефтели «Ежики», суп «Домисолька», салат «Веснушки», каша «Тыковка», компот «Витаминный» и др. Особые требования предъявляются к выполнению режима питания, гигиены приема пищи, индивидуальному подходу к детям на основе рекомендаций врача. На превышение государственных требований используется минерализация организма через прием бутилированной негазированная вода «Архыз», со степенью минерализации до 1 г/л (рекомендована для детского питания). Применяется для обеспечения организма достаточным количеством минеральных веществ, которые являются необходимым условием его нормального функционирования организма. Минеральные вещества относятся к категории «незаменимых», наравне с белками, витаминами, водой. Способствует лучшему функционированию желудочно-кишечного тракта. [b]Блок 2. Закаливающие процедуры[/b] Утренняя гимнастика. Ежедневные комплексы утренней гимнастики под музыку. Прогулки. Ежедневные прогулки на территории детского сада и за ее пределами согласно плану работы.  Рижский метод закаливания «Тропа здоровья». Дети после сна (в трусах и майке) в групповой комнате проходят по коврикам различной жёсткости, гальке и по смоченному водой (с морской солью) коврику, выполняют дыхательные упражнения. Данный метод способствует ежедневному закаливанию организма, профилактике плоскостопия, профилактике респираторных заболеваний. Способствует быстрейшему пробуждению.  Полоскание зева кипяченой водой оказывает закаливающий эффект на область верхних дыхательных путей, а также для очищения ротовой полости от остатков пищи.  Хождение босиком по траве, камням, асфальту. Отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребёнка к резким колебаниям температуры и переохлаждению, а также способствует профилактике и коррекции функциональной недостаточности стопы. Проводится в летний период. На превышение государственных требований:  Циркулярный душ. Душ является для ребёнка более сильно воздействующей процедурой, чем общее обливание. Оказывает сильный закаливающий эффект. Это связано с тем, что душ сочетает в себе и действие температуры воды, и её механическое (массирующее) влияние, увеличивает тонус скелетной мускулатуры. Особенно полезен малоактивным детям, страдающим плохим аппетитом. Температура воды, мощность струй подбирается индивидуально, в зависимости от физического и эмоционального состояния ребенка, времени проведения процедуры (с 9 часов до 11.30 часов).  Гидромассажные ванны для стоп. В зависимости от времени проведения (до или после сна) и продолжительности сеанса, температуры воды, а также выбранного режима воздействия (гидромассаж, вибромассаж, вибромассаж с гидромассажем) оказывает возбуждающее или успокаивающее действие на центральную нервную систему. Гидромассаж - оказывает успокаивающее действие на нервную систему. Вибромассаж – снимает мышечное напряжение и улучшает кровообращение. Оказывает возбуждающее действие на центральную нервную систему. Вибромассаж с гидромассажем – расслабляет и освежает ноги, стимулирует работу внутренних органов, а также улучшает кровообращение. Используется как одно из средств, для профилактики и лечения плоскостопия (укрепление мышц свода стопы и голени). С морской солью - оказывают тонизирующее, общеукрепляющее и закаливающее действие, снимают усталость и психологические нагрузки. Соль для ванн действует профилактически при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, мышц. Насыщая кожу и мышцы уникальными микроэлементами, способствует профилактике и лечению плоскостопия. С ароматическими маслами - «Анис», «Можжевельник», «Лимонник», «Сосна». Применяется как противовирусное и антибактериальное средство в период повышенной заболеваемости, нормализуют дыхательную систему, оказывают иммуномоделирующее действие, положительно воздействуют на нервную систему, сферу эмоций и психическое здоровье (в зависимости от масла - успокаивающий или возбуждающий эффект), некоторые из масел нормализуют моторную и секреторную активность системы пищеварения.  Занятия в бассейне благотворны для всестороннего физического развития детей: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Во время занятия в воде чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В это же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребёнка и предупреждает развитие плоскостопия. Одновременно с обучением детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития. [b]Блок 3. [/b]Профилактические мероприятия.  Физкультминутки в течение занятий и на протяжении всего дня по необходимости с целью предупреждения гиподинамии.  Лечебная физическая культура проводится с детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп и плоскостопие, а также различные нарушения осанки. Обеспечивается нормализация двигательной деятельности, увеличивается выносливость мышц нижних конечностей, происходит укрепление мышечного корсета, повышается общая физическая работоспособность. Важное место занимают частные задачи ЛФК: исправление деформации и уменьшение имеющегося уплощения сводов стопы, формирование и закрепление навыка правильной осанки. На занятиях используется специальный инвентарь: ребристые дорожки, массажная змейка, гимнастические палки, массажные мячи и валики различного размера, мячи, карандаши, тренажёр «Дорожка со следами».  Отвар овса используется для повышения иммунитета детей после болезней и в период сезонного гиповитаминоза, замечательное средство при аллергических болезнях (очищение печени от продуктов жизнедеятельности организма).  Фиточаи (общеукрепляющие настои трав). Употребляется в качестве общеукрепляющего, тонизирующего средства. В состав фитосбора входят ягоды шиповника, ягоды рябины, лисья крапивы, лисья душицы, зверобоя, лист берёзы. В состав этих растений входят натуральные витамины, необходимые для укрепления иммунитета. Травы обладают противовирусным и противомикробным действием. Крапива очищает кровь.  Полоскание рта и зева отваром трав (ромашки, календулы, шалфея), обладающих противовоспалительным эффектом. Используется в период повышенной заболеваемости - ноябрь, февраль.  Кварцевание помещения группы бактерицидными лампами применяется для обеззараживания воздуха в групповых и спальных помещениях.  Оздоровительный массаж способствует улучшению кровообращения через расширенные капилляры, и соответственно, больше поступает в организм питательных веществ и кислорода. Происходит укрепление мышц и восстанавливается их работоспособность, нормализуется тонус мышц. Оказывает положительное воздействие на нервную систему.  Самомассаж перед сном, способствует расслаблению организма, снятию мышечного напряжения, быстрому засыпанию.  Бодрящая гимнастика, содействует быстрому пробуждению, созданию положительного эмоционального настроя, повышает работоспособность.  Гимнастика для глаз, направленная на расслабление и снятия напряжения зрительного нерва. На превышение государственных требований  Кислородные коктейли, которые оказывают благоприятное воздействие на весь организм. Уникальность заключается в совместном воздействии кислорода и фитокомплекса на все жизненноважные органы и системы организма. Укрепляется сердечно – сосудистая система, нормализуется артериальное давление, улучшается почечный кровоток, а значит, лучше расщепляются полезные для организма вещества, быстрее выводятся токсины и конечные продукты обмена веществ. Под влиянием оксигенотерапии сон становится более глубоким, уменьшается период засыпания и двигательной активности, улучшается состояние центральной нервной системы.  Свето- и цветотерапия «Биоптрон ПРО». Тёплые тона спектра ускоряют процесс быстрого излечения, холодные тона спектра успокаивают и имеют противовоспалительное и жаропонижающее действие. Сеансы светолечения оказывают иммунокоррегирующее, противовоспалительное, мембраностабилизирующее, регенерирующее, трофикостимулирующее, благоприятно действуют на бронхиальную проходимость, состояние вегетативной нервной системы, сердечную деятельность, уродинамику нижних мочевых путей, сократительную способность желчного пузыря. Области применения и цвет подбираются индивидуально, в зависимости от заболевания.  Воздухоочиститель – ионизатор (БИО – Р2 модель АРИОН – плюс), которым производится очистка воздуха от мелкой бытовой пыли, вирусов, бактерий, пыльцы растений, аллергенов за счёт ионного ветра и озонированного воздуха. Насыщение воздуха в помещении лёгкими аэроионами, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека, благотворно влияет на здоровье, снимает стресс, тревогу, повышает умственную активность, укрепляет нервную систему, устраняет причины таких заболеваний, как астма, бронхит, сердечно-сосудистые заболевания, способствуют полноценному усвоению кислорода кровью организмом.  Цветотерапия, направленна на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей.  Музыкотерапия, оказывающая благотворное воздействие на психоэмоциональное состояние детей.  Су-Джоктерапия. Осуществляется стимуляция проекций органов, расположенных на ладонях. Массаж пальцев развивает мануальные способности рук, способствует быстрому усвоению навыков письма, развивает речь, концентрирует внимание детей.  «Хождение по линии» Перед хождением по линии дети снимают обувь и ходят в носках по ковру и по полу. Стимулируется подошвенная рефлексогенная зона, очень важная для реализации адаптации организма к факторам внешней среды (первый этап закаливания). Хождение «по линии» на занятиях способствует развитию вестибулярного аппарата, правильной постановки стопы, исправлению осанки. [b]Блок 4.[/b] Развитие основных движений  Физкультурные занятия в разновозрастных группах для детей 3-6 лет проводятся инструктором по физической культуре, который распределяет физическую нагрузку адекватную возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологической зрелости и здоровья. [b]Блок 5.[/b] Двигательная активность, которая равномерно распределена в режиме дня группы детского сада. Этому блоку работы уделяется особое внимание. Через различные виды контроля постоянно анализируется двигательная нагрузка у детей на физкультурных занятиях и в течение дня в режимных моментах. На превышение государственных требований  Свободная работа с Монтессори-материалами. Во время свободной работы с монтессори-материалами дети самостоятельно передвигаются по помещению и имеют возможность не находиться длительное время в статической позе. Такая двигательная активность детей является профилактикой нарушений осанки и сколиоза, одним из самых распространенных заболеваний дошкольников.  Занятия на детских тренажёрах, которые в значительной мере повышают эмоциональный тонус детей, побуждают детей к двигательной активности. Оказывают влияние на укрепление мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и на развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости и общей выносливости, способствуют повышению интереса к физической культуре и развивают потребность в здоровом образе жизни. А также оказывают тренирующий эффект на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Дети владеют такими видами основных движений, как бег, ходьба, лазанье, прыжки.  Хореография – бесплатная дополнительная образовательная услуга, которая является источником эстетических впечатлений ребенка, формирует чувство ритма, развивает умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса ног, пластику рук, грацию, выразительность и изобразительность.  Занятия по здоровьесбережению, которые проходят в свободной форме, когда дети не ограничены сиденьем за столами, а, расположившись свободно на ковре, могут находиться в удобной для них позе, направлены на воспитание привычки к здоровому образу жизни. Содержание данного блока определено авторским проектом «Уроки Аскорбинки» и является дополнительной бесплатной образовательной услугой для детей. Цель курса по здоровьесбережению «Уроки Аскорбинки» - вооружение детей знаниями о ЗОЖ и формирование практических навыков и умений по сохранению собственного здоровья в контексте осведомленности об онтогенетических и гендерных особенностях развития детей дошкольного возраста. Необходимо отметить, что дополнительно с 2008 года в МДОУ действовала служба психолого-валеологического сопровождения, а с 2009 года функционирует Совет Здоровья ДОУ. Основная идея его создания – объединение специалистов разного профиля для системного анализа проблемных ситуаций, связанных со здоровьем наших детей, куда входят: педагог-психолог; воспитатель по здоровьесбережению; инструктор по физическому воспитанию; учитель-логопед; старшая медицинская сестра; родители воспитанников. Задачами Совета здоровья является определение и разработка профилактических, коррекционных и оздоровительных мероприятий; создание среды, способствующей усвоению воспитанниками основ здорового образа жизни; адаптация вновь поступивших детей; медицинская и психологическая коррекция, оздоровление, дифференцированный педагогический подход. Комплексная диагностика развития детей позволяет определить уровни развития каждого воспитанника по основным линиям развития (физического развития, развитие речи, эмоциональных состояний). На основе полученных результатов мониторинга составляется паспорт здоровья и ведется консультативная работа с родителями, педагогами. Исходя из данных мониторинга, мы можем сказать, что в детском саду детей с первой группой здоровья 31%, со второй группой 67%, с третьей 2% это позволяет нам разрабатывать индивидуальный маршрут здоровья по оздоровлению и реабилитации каждого воспитанника. Медицинским персоналом ведется систематический контроль за здоровьем детей, который фиксируется в специальных документах. Результативность созданной и апробированной системы работы по охране и укреплению здоровья детей подтверждается позитивной динамикой • снижения заболеваемости с 17,3 д/д (2007 г.) по 6,3 д/д (2009г.); • снижением простудных заболеваний с 87% (2007 г.) до 63% (2009 г.); • отсутствием заболеваний желудочно – кишечного тракта; • отсутствием травматизма. [b]Подводя итог, хочется сказать, что психолого-медико-педагогический мониторинг качества годовой, месячной, дневной циклограммы жизнедеятельности детского сада позволяет сделать вывод об их оптимальности с точки зрения сбережения здоровья детей и воспитателей, а также об оптимальной включенности интегративных процессов в системе дошкольного обучения и воспитания.[/b]


2.05.2010 ЗДОРОВЬЕ   подробнее »»

 
наши успехи
    Региональная научно-практическая конференция "Современные тенденции развития экономики и образования региона"

    Благодарственное письмо!

    Поздравляем Кодину Марину Алексеевну!

    Поздравляем Таисию Тихонову!

    Сертификат активного участника мероприятия Всероссийская добровольная акция "Противопожарная безопасность".

    Диплом активного участника мероприятия Всероссийская добровольная акция "Противопожарная безопасность"

    Благодарим хореографическую студию "Бабочка" за активное участие в городском смотре-конкурсе "Танцевальный круговорот"

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.