182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МАДОУ Детский сад №25 «Умка»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   ДОКУМЕНТЫ / ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД - 2010 /  

Инновации


Одним из пунктов, определяющих модель образовательного процесса в ДОУ, являются образовательные программы, определяющие содержание физического, интеллектуального, нравственного и эстетического развития детей. [b]Основными (базовыми) программами являются:[/b] «Программа воспитания, обучения и развития в детском саду» М. Васильевой  «Образовательная программа для детей 3-6 лет по методу Монтессори» Ассоциация Монтессори – педагогов России Парциальные программы:  «Программа обучения английскому языку по Монтессори-методу» Ассоциация Монтессори – педагогов России  «Ладушки» программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста, И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева  «Цветные ладошки» программа художественного воспитания, обучения и развития детей, И. А. Лыкова  «Путь к здоровью» программа валеологического образования детей, О. С. Шнейдер, Г. А. Решетнева Программы ДОУ:  Программа развития В детском саду создан особый воспитательно – образовательный процесс на основе интеграции здоровьесберегающей технологии Монтессори и «Программы воспитания, обучения и развития в детском саду» М.А. Васильевой. Основными принципами построения такого образовательного процесса является опора на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей. Для реализации содержательного блока с учетом интегративных процессов апробируется сетка занятий, составленная с учетом максимальной нагрузки на основе здоровьесбережения и обеспечения двигательной активности. В сетку занятий включены такие дни как «игровой» (понедельник) и «аква-досуговый» (пятница), Такой подход позволяет мягко адаптировать и постепенно вводить ребенка в режим «рабочей» недели после выходных дней и подтверждает создание собственного воспитательно - образовательного процесса, который направлен на укрепление физического и психического здоровья детей. В ДОУ осуществляются все виды планирования – годовое, перспективное, календарное. Педагогическим коллективом ведется работа по апробации блочного планирования, что позволяет более четко конкретизировать содержание реализуемых программ. Педагоги, осуществляющие дополнительное образование и развитие воспитанников имеют свои планы работы и авторские проекты, которые скоординированы по содержанию с работой воспитателей. В детском саду проводятся различные формы занятий (индивидуальные, групповые, подгрупповые), которые сочетаются с кружковой и секционной работой и сбалансированы по видам деятельности (регламентированной, совместной и свободной). В соответствие с Концепцией дошкольного образования, в регламенте жизни детей им предоставляется личное время, во время которого ребенок занимается любимым делом. В настоящее время практика показывает, что развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначаемым как «Само» и «Со». Под «Само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, самосовершенствование, самоутверждение. И вместе с тем «Со», то есть совершаемое совместно с другими, с их помощью: сотрудничество, сотворчество, содружество, сопричастность общему делу, содействие. Индивидуальное развитие ребенка с одной стороны, должно происходить через самопознание, поэтому в нашем ДОУ и реализуется программа, основанная на предоставлении ребенку свободы саморазвития, самовоспитания и самообразования. С другой стороны, ребенок должен быть погружен в культурно - воспитательное пространство, выраженное событийной общностью детей и взрослых. Для реализации данной идеи, с 2007 года наш детский сад является городской экспериментальной площадкой по теме «Единое развивающее образовательное пространство, обеспечивающее гармоничное, всестороннее развитие способностей ребенка на основе интеграции и сформированности социокультурного пространства». [b]Наряду с основными программами в работе с детьми используются авторские разработки - проекты наших специалистов:[/b] [u]Проекты ДОУ:[/u] • «Уроки Аскорбинки» (занятия по здоровьесбережению) – воспитатель (по здоровьесбережению) Вдовиченкова О.Ю. • «Страна Компьютошка» (Обучение дошкольников основам компьютерной грамоты) – воспитатель ( по обучению на компьютере ) Чистякова Е.С. • «Здоровый малыш» (система работы по здоровьесбережению) – старшая медицинская сестра Куроплина Т.А. • «ДИЛ Луп-Лупыча» (детская исследовательская лаборатория) – воспитатель (по природоведению) Ершова Е.И. [b]Приоритетными задачами деятельности педагогического коллектива являются:[/b]• охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; • познавательно – речевое; • социально – личностное; • художественно – эстетическое; • физическое развитие детей. [b][center]СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ[/center][/b] Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания происходит через развитие в ребенке тех качеств, которые будут ему необходимы в реальной жизни. У наших детей сформировано умение общаться со сверстниками и взрослыми, способность к совместной деятельности, уверенность в себе, стремление довести начатое дело до конца, проявление индивидуальности и.т.п. Дети имеют навыки по взаимодействию с окружающим миром и элементарные навыки его сбережения. У детей сформированы представления о культуре поведения в обществе и природе. Социальный опыт дети приобретают в зоне «Упражнений в практической жизни», где они самостоятельно стирают, моют посуду, гладят настоящим утюгом, чистят обувь и т.д., что воспитывает у них индивидуальные способности и самостоятельность. Свободная работа с монтессори-материалами, в целях раскрытия индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка, в режиме дня формирует и развивает речь детей через утренние беседы, во время которых любой из присутствующих детей может поделиться своим опытом, впечатлениями, являющимися для них наиболее значимыми. У детей сформированы правила поведения, которых придерживаются дети в Монтессори-группе, и самое главное из них « Помоги мне это сделать самому». Большое влияние на развитие социальной компетентности оказывает разновозрастный состав детей, особенный микроклимат группы, в котором дети учатся устанавливать позитивные контакты взаимодействия. Социализация детей происходит через организацию постоянно организуемых выставок и экспозиций детских работ, где представлены предметы детского творчества всех возрастов, независимо от их качества. Развитие положительной самооценки, уверенности в своих силах создает чувство защищенности и комфортности, каждый малыш чувствует себя уникальным творцом. Право ребенка на успешное вхождение в окружающую жизнь - один из основных аспектов воспитания детей. Наше учреждение работает над решением задач социально - личностного развития своих воспитанников и через социальное партнерство с ближайшими учреждениями культуры и образования: МОУ «Лицей №11», МОУ «СОШ №5», ЦГБ им. А. Гайдара, ИМХК ДОДиП «ЦЭВ», МУК «Краеведческом музее» им. А. Матросова, МОУ ДОД ЦРТДиЮ, МОУ ДОД «ЦДюТТ», Музыкальная школа им. М.П. Мусоргского, ИМХК ДОД «ЦЭВ», Художественный салон. Наши дети посещают всевозможные городские выставки, музеи, являются участниками конкурсов и музейные занятий. Установленное партнерство с этими учреждениями способствует развитию кругозора детей, погружению детей в социальный мир с которым они впоследствии скоро столкнутся и станут его непосредственными участниками. Нельзя не сказать о роли психолога в работе ДОУ. Основная цель которого, способствовать формированию комфортного микроклимата в группах, поднятию статуса ребёнка в группе в адаптивный период, организации индивидуальная работа с детьми группы риска, формированию личностных качеств, развитию коммуникативных способностей и социальной адаптации. Особое направление в работе отводится консультированию и оказанию помощи педагогам и родителям по воспитанию и развитию детей. На превышение государственных требований: - В 2008-2009 учебном году детский сад вступил в эксперимент по апробации программы «Формирование и развитие единого социокультурного пространства в духовно-нравственном воспитании детей», целью которого является создание в ДОУ системы духовно - нравственного воспитания на отечественных традициях с учетом современного опыта. Этой деятельности предшествовало участие старшего воспитателя В. В. Филипповой в работе постоянно действующего курса «Основы православной культуры» на базе Воскресной школы храма Вознесения Христова, уже в течение двух лет. Для реализации содержания программы в рамках эксперимента, дополнительно была введена штатная единица воспитателя по духовно-нравственному воспитанию. Это позволило проводить еженедельные занятия по программе «Социокультурные истоки». Эффективность данной работы подтверждается участием детей и педагогов в тематических выставках и конкурсах (см. раздел «Гармония»). - Традиции – «Приготовление пищи», «Гость месяца» проводятся у нас в детском саду ежемесячно с 2008 года. Самостоятельное приготовление фруктовых и овощных салатов, выпекание блинов, пирогов, печенья и др. под чутким руководством воспитателя, встречи с интересными людьми - способствуют накоплению социального опыта, самостоятельности, положительных личностных качеств. - В учреждении создан мини-музей, в котором в течение учебного года выставляются несколько экспозиций, например, «Родной город», «Эхо Великой Отечественной войны», «Декоративно-прикладное творчество», «Искусство живописи», «Старинная утварь», «Персональные выставки детских работ» и др. Большой социальный опыт приобретается ребенком в игре, которая обеспечивает ему самореализацию и эмоциональный комфорт. Копируя и воссоздавая в игре мир взаимоотношений взрослых и предметный мир, ребенок осваивает правила этого взаимодействия; приобретает в совместной игре со сверстниками опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми. У детей сформированы навыки самостоятельно определять, содержание игровой деятельности, намечать план действий и активно участвовать в игровой деятельности используя, различные предметы заместители, и разнообразные игрушки. Дети имеют представления о правилах и культуре поведения, о позитивном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также и навыки распределения ролей и выстраивания поведения в зависимости от взятой на себя роли. Тематика сюжетно – ролевых игр соответствует поло-ролевой социализации. Педагоги поощряют детей к импровизации, придумыванию сюжетов и стимулируют введение и игру оригинальных персонажей. Воспитатели очень тактично, по мере необходимости или по приглашению включаются в игру как равный партнер. Позиция воспитателя наблюдать, изучая игровые предпочтения детей, интересы и своевременно вносить изменения в развивающую среду. Они готовы помочь ребенку изготовить необходимый для игры атрибут. Целью педагогических воздействий по отношению к игре ставится, что на формирование игрового опыта ребенка, обеспечивающего самостоятельную детскую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях. Уровень развития игровых умений и навыков детей осуществляется через проведение диагностики. К семи годам, по данным диагностик, 100% детей-выпускников умеют самостоятельно организовывать сюжетно - ролевые игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполнять правила игры. Особое внимание уделяется подвижным играм с правилами, дидактическим, режиссёрским, играм-драматизациям, необходимым для полноценного умственного и личностного развития детей. На превышение государственных требований в режим дня специально введен адаптивный «игровой» день – понедельник, который позволяет до минимума снизить стрессовые ситуации, обеспечивая мягкий переход от домашнего режима выходных дней к режиму детского сада и обеспечивать эмоционально – комфортное состояние воспитанников. [b][center] ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ[/center][/b] В соответствии с требованиями СанПиНов, все занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения (работа с Монтессори-материалами, интегрированные познавательные занятия, занятия познавательно-речевого блока) проводятся в первую половину дня со вторника по четверг дни наиболее высокой работоспособности детей. Для профилактики утомления эти занятия чередуются с музыкальными, физкультурными занятиями. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной и познавательно-исследовательской деятельности, построенной на основе интеграции двух образовательных программ (Монтессори и М.А. Васильевой), дети расширяют свои представления о мире, начинают овладевать основополагающими формами познания о себе, предметах быта, социальном окружении, о явлениях общественной жизни. Речевое развитие ребенка Большое внимание уделяется развитию связной речи детей, во многом зависящей от успешности работы по ознакомлению с окружающим. Занятия с детьми проводится в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия. Воспитатели формируют у детей представления о разных жанрах детской литературы (рассказы, сказки, стихи, устное народное творчество). Для каждой возрастной группы в Монтессори-зоне русского языка определена последовательность работы по овладению звуковой системой языка, которой дети овладели с 68% (2007 г.) до 88% (2009 г.). Монтессори - материалы способствуют развитию речи через такие органы чувств, как • Глаза, которые получают способность находить сходство материалов, узнавать тождество предметов с их изображениями; • Ухо, которое воспитывается в восприятии ясно и точно произносимых слов названий предметов и их качеств Это заметно обогащает речь ребенка, пополняет его пассивный, формирует его активный и расширяет понятийный словари. По результатам диагностики наметилась положительная тенденция по овладению элементарной лексикой с 52% (2007 г.) до 83% (2009 г.); грамматическим строем с 62% (2007 г.) до 92% (2009 г.), диалогической речи с 65% (2007 г.) до 79% (2009 г.), в процессе которой основное внимание уделяется развитию самостоятельной активной речи детей через предоставление ребенку повода для общения, при необходимости подкрепленного речевым образом («Утренние беседы», «Утренние приветствия»). Развитие элементарных математических представлений Особо отмечаем интеграцию в работу детей монтессори – материалов такие, как деревянные бруски, серия деревянные цилиндры, которые вставляются в соответствующие гнезда различного диаметра, высоты. Материал воспитывает глаз, учит замечать разницу размера. В основе образовательного процесса лежит тот факт, что контроль над ошибками и поправка есть в самом материале, и ребенок видит это очень конкретно. Сенсорная зона, где дети получают представление об объеме (деревянные бруски), размере (розовые кубы), длине (красные штанги) и цвете (набор цветных табличек) формирует сенсорную культуру ребенка, такая опосредованная доматематическая подготовка на упражнениях в педагогике Монтессори имеет свои особенности, благодаря, прежде всего, высокой алгоритмизации процесса выполнения любой практической деятельности, что является подготовительным этапом к развитию элементарных математических представлений. В зоне элементарных математических представлений, воспитатели сформировали у детей представления о цифрах, числе. Старшие дошкольники имеют навыки решения простейших задач, представления о знаках обозначающих действия сложения и вычитания, равенства и умеют ими оперировать. Дети имеют элементарные пространственные представления, развивают логическое мышление. Уровень развития детей по элементарным математическим представлениям увеличился (с 54% в 2007 г. до 91% в 2009 г.). Развитие экологической культуры детей - Большая роль в развитии познавательной активности отводится экологической культуре детей через работу в специально созданной детской лаборатории, в которой дети занимаются детским экспериментированием. Воспитателем по природоведению Е. И. Ершовой разработан авторский проект по детской исследовательской деятельности «ДИЛ Луп-Лупыча». Целью проекта является формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к объектам и явлениям окружающего мира посредством экспериментирования. У детей сформировано бережное отношение к природе и элементарное экологическое сознание. Дети имеют представления о важности сохранения собственного здоровья, о личной безопасности. У детей сформированы представления о живой и неживой природе. Развитие представлений о человеке в истории и культуре и естественно научных представлений У детей сформированы представления о том, как образовалась наша Планета, что произошло 65 миллионов лет назад, когда исчезли динозавры. Во время свободной работы с материалами можно выяснить о строении вулкана и даже провести самостоятельный опыт – извержение вулкана. К этой же зоне относится и мини-лаборатория, которая имеется в каждой группе. Воспользовавшись необходимыми приборами-помощниками, различными материалами для экспериментирования, дети осваивают причинно-следственные связи, получают первый опыт экспериментирования, проводят опыты и исследования. У детей сформированы элементарные представления о техническом прогрессе. Социализируясь в условиях детского сада, дети имеют представления об электричестве, о бытовых электронных приборах, которые имеются на мини – кухне в каждой группе (микроволновая печь, электрический чайник). Дополнительно проводятся еженедельные занятия по программе «Социокультурные истоки», где воспитатели развивают у детей основы правовой культуры. У детей сформированы элементарные представления о физических явлениях, природно – климатических зонах (на севере – тундра, на экваторе джунгли и.т.д.), о разных видах ландшафта. Дети знают, что такое глобус, имеют элементарные навыки работой с географической картой. Педагогическая ценность данной работы заключается в формировании элементарных представлений и понятий об окружающем мире, навыков бережного к нему отношения и сохранения окружающей среды, расширении познания по реализации всего познавательно – речевого блока, воспитывает у детей чувства собственного достоинства, ответственности и сопричастности к этому миру. На превышение государственных требований по познавательно – речевому блоку в учреждении: - Функционирует логопункт для коррекции речевых нарушений у детей. Занятия проходят 2 – 3 раза в неделю и включают в себя задания на развитие мелкой и общей моторики, физиологического и речевого дыхания, совершенствование слухового восприятия, развитие лексико-грамматического строя речи, постановку нарушенных звуков и автоматизацию их в речь. - В ДОУ ведется обучение иностранному языку, предусмотренное программой Монтессори. Педагогом по английскому языку Ю. С. Шишовой апробируется самостоятельный курс обучения дошкольников английскому языку в условиях ДОУ «Английский для малышей», направленный на развитие интереса к изучению иностранного языка, восприятию иностранной речи, осмысливания и чтения коротких текстов. Помимо занятий дети могут продолжить самостоятельное ознакомление с английским алфавитом в языковой зоне в группе. - В учреждении созданы условия для овладения детьми компьютерной грамотностью и навыками работы на ПК. Педагогом Е. С. Чистяковой разрабатывается инновационный курс «Страна Компьютошка», основывающийся на принципах индивидуального подхода в обучении и самостоятельности ребенка старшего дошкольного возраста. Целью разработки является приобщение детей к технологиям нового поколения, что расширяет познания современного мира детей, активизирует их мышление, интеллект, способствует удовлетворению интереса и обеспечивает своевременное формирование волевой и эмоциональной сферы и готовит ребенка к жизни в современном обществе. - Много полезной информации дети узнают на познавательно-оздоровительных занятиях по валеологии. Воспитателем по валеологии О. Ю. Вдовиченковой разработана оригинальная программа «Уроки Аскорбинки», направленная на развитие у детей представлений о здоровье и средствах его укрепления. Основная цель валеологического курса - формирование здорового образа жизни у детей через потребности к регулярной физической деятельности, воспитания социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить свое личное здоровье, здоровье окружающего мира и уметь бережно к ним относиться и сохранять. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:  формирование у детей целостных представлений о здоровом человеке, роли двигательной активности в его образе жизни;  обучение практическим умениям, навыкам и привычкам здоровой жизнедеятельности Разумность такого подхода по развитию детей в познавательно речевом блоке подтверждается результатами диагностик полученных детьми знаний и умений. За три года они возросли в прогрессии (с 74% в 2007 г. до 83% в 2009 г.) [b][center]ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ[/center][/b] Первостепенной основой художественно-эстетического развития детей является создание эстетической развивающей среды в ДОУ. Знакомство с прекрасным, воспитание способности творчески отражать свои впечатления осуществляется на занятиях по изобразительной деятельности, лепке, аппликации, музыкальных занятиях. Развитие ребенка в изобразительной деятельности строится на решении простых, доступных для выполнения задач с видимым и значительным для ребенка результатом в соответствии с разделом реализуемых программ. У детей сформированы навыки свободного выбора сюжета. Дети умеют составлять композиции, пользоваться формой, цветом, пятном, ритмом. Воспитатели научили детей пользоваться различными материалами: красками, мелками, маркерами, фломастерами, сангиной, углем на бумаге разного формата. У детей сформированы представления о разных жанрах (натюрморт, портрет, пейзаж). На занятиях по лепке дети освоили приемы работы с пластилином, глиной, тестом, имеют представления о предметах народных промыслов и декоративно – прикладном искусстве. На занятиях по аппликации дети научились элементарным навыкам художественного труда. Все занятия планируются с учетом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей, предусматривая продвижения детей в освоении средств художественной выразительности. Анализ овладения детьми изобразительными умениями и навыками за текущий период показал положительную целесообразность проводимой работы. Это подтверждают следующие результаты диагностик: у детей наблюдается позитивная динамика в совершенствовании умений и навыков в рисовании с 63% (2007 г) до 83% (2009 г); в лепке с 55% (2007 г) до 63% (2009 г); в аппликации с 58% (2007 г) до 77% (2009 г). Знакомство с элементарными основами музыкального искусства, формирование музыкального вкуса, развитие музыкальных способностей, пробуждение творческих сил происходит на музыкальных занятиях. Постоянное общение ребенка с музыкой происходит во время дневного засыпания, пробуждения, хождения по линии, на занятиях по истоковедению, хореографии, на праздниках, музыкальных представлениях, в свободное время, во время театрально-творческой, досуговой деятельности. Решение задачи формирования эстетических интересов, художественных потребностей, творчества и способностей происходит и через экскурсии в учреждения культуры и образования, участие в конкурсах и выставках детского и детско-родительского творчества, о чем свидетельствуют полученные грамоты и дипломы наших воспитанников (см. в разделе «Гармония»). Обогащение художественно-эстетического опыта детей происходит и через ознакомление с предметами искусства в мини-музее детского сада, который функционирует в ДОУ благодаря общим усилиям педагогов и родителей По данным диагностик видно, что раздел программы по музыкальному воспитанию усваиваются детьми в прогрессии: развитие ладового чувства с 72% (2007 г) до 90% (2009 г); формирование музыкально-слуховых представлений с 65% (2007 г) до 85% (2009 г); развитие чувства ритма с 78% (2007 г) до 4% (2009 г); формирование музыкального мышления с 60% (2007 г) до 74% (2009 г). На превышение государственных требований по художественно – эстетическому блоку для детей во вторую половину досугово - музыкального дня в пятницу, в детском саду функционирует театральная студия «Лучик», спортивная секция «Крепыш». Для детей подготовительного возраста 2 раза в неделю проводятся занятия по хореографии. [b][center]ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ[/center][/b] Несмотря на то, что в работе педагогического коллектива заявлены выше перечисленные приоритеты, первостепенной задачей считаем охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Данная задача всегда стоит на первом месте в годовом плане. В учреждении создана система работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также оздоровительная, профилактическая работа и работа с часто болеющими детьми. Основные задачи этого направления: • совершенствование физического развития; • достижения определенного уровня физической подготовки; • повышение сопротивляемости и защитных свойств организма; • снижения заболеваемости (более подробно см. в разделе «Здоровье») Средством повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса является и созданный сайт «Великолукского образования», где наш детский сад имеет свою личную страничку. Систематическое размещение информации на ней обеспечивает виртуальное общение педагогов ДОУ с родителями воспитанников и гостями, интересующимися жизнью детского сада. Помимо общения, странички сайта нашего детского сада постоянно пополняются новостями, фотографиями, отчетами о мероприятиях, проводимых в ДОУ. В разделе «социум» нами создана новая страничка «именинники», в которой каждый воспитанник детского сада получает поздравительное послание с днем рождения.


2.05.2010 ИННОВАЦИИ   подробнее »»

 
наши успехи
    Региональная научно-практическая конференция "Современные тенденции развития экономики и образования региона"

    Благодарственное письмо!

    Поздравляем Кодину Марину Алексеевну!

    Поздравляем Таисию Тихонову!

    Сертификат активного участника мероприятия Всероссийская добровольная акция "Противопожарная безопасность".

    Диплом активного участника мероприятия Всероссийская добровольная акция "Противопожарная безопасность"

    Благодарим хореографическую студию "Бабочка" за активное участие в городском смотре-конкурсе "Танцевальный круговорот"

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.