[b]Содержание образовательного процесса обеспечено:
«Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.[/b]
[u]Ведущие цели обновленной программы:[/u]
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
- формирование основ базовой культуры личности;
- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии в возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Данная программа предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание, развитие дошкольников в соответствии с возрастными, индивидуальными и психофизиологическими особенностями и подготовку их к обучению в школе.
[b]Программа «Детство» В.И. Логинова, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткин [/b]предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка.
[u]Приоритетные направления:[/u]
- процесс социализации ребенка, т.е. установлены связи с ведущими сферами бытия; миром людей, природы, предметным миром;
- приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям;
- закладывание фундамента здоровья;
- формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Программа придает целостность и единую направленность три взаимосвязанные линии, которые проходят через каждый из её разделов – это линии развития чувств, познания и творчества детей.
[b]В специализированных группах дополнительно используются коррекционные программы:
• «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5 – 7 летнего возраста с общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития. [/b]
[u]Цель:[/u] устранить речевой дефект детей и предупредить возможные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.
[u]Задачи:[/u]
- помочь детям в практическом усвоении лексических и грамматических средств языка;
- формировать правильное произношение (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
- готовить к обучению грамоте, помочь овладеть ее элементами;
- развивать навыки связной речи.
[b] «Программно – методическое оснащение коррекционно – развивающего воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под. ред. С.Г. Шевченко.[/b]
[u]Цель:[/u] повысить уровень психического развития ребенка (интеллектуального, эмоционального, социального) при организации его коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
[u]Задачи:[/u]
- обеспечить возможность для осуществления детьми содержательной деятельности в условиях, оптимальных для всестороннего и своевременного психического развития;
- обеспечить охрану и укрепление здоровья ребенка;
- проводить коррекцию (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
- стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
- проводить профилактику вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
[b]Специалисты в своей работе используют дополнительные программы:
• музыкальный руководитель: «Ладушки» под. ред. И.М. Каплунова, А.И. Новоскольцева,
• воспитатель ИЗО: «Цветные ладошки» под. ред. Лыкова И.А.,
• валеолог: «Здравствуй» под. ред. М.Л. Лазарева.[/b]
Использование этих программ и технологий позволяет обеспечить максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, повысить его двигательную активность, сформировать привычку и поведенческие навыки здорового образа жизни, скорректировать эмоциональный тонус, наметить основные этапы педагогической деятельности.
Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка при постепенном усложнении деятельности.
Инновационные технологии, применяемые в работе, направлены на коррекцию речевых нарушений, формирование связной речи, развитие высших психических функций, развитие творческих способностей детей, на внедрение здоровьеформирующих технологий в процесс физического развития дошкольников.
В работе с детьми широко применяется имаготерапия. В группах устраиваются театральные посиделки, показываются спектакли малышам и родителям. Проводятся занятия на развитие межличностных отношений, преодоление агрессивных состояний с помощью игры.
Использование в работе имаготерапии позволяет укреплять и обогащать эмоциональные ресурсы и коммуникативные возможности, воспитывает навыки адекватного реагирования на возникновение неблагоприятных ситуаций, тренирует способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент.
[b]В физкультурно-оздоровительной работе используются следующие инновационные технологии:[/b]
-нетрадиционные виды гимнастики (восточная гимнастика, игровая дыхательная гимнастика, релаксирующая гимнастика),
- самомассаж,
- музыкально-ритмическая гимнастика (игроритмика, ритмопластика, детская аэробика),
- коррекционно-оздоровительная гимнастика,
-креативная гимнастика (психогимнастика, детское спортивное творчество, вольные гимнастические упражнения).
Эта работа ведется в тесном сотрудничестве с Академией физической культуры, под руководством кандидата педагогических наук Медведевой Елены Николаевны. Между МДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» и кафедрой теории и методики гимнастики Великолукской государственной академии физической культуры и спорта подписан договор о сотрудничестве. Проводится совместная работа по укреплению и охране здоровья воспитанников детского сада. Кафедра теории и методики гимнастики ВЛГАФК оказывает педагогам ДОУ методическую помощь по физическому воспитанию дошкольников и осуществлению мониторинга их физического развития. В свою очередь ДОУ предоставляет возможность для осуществления совместной учебно-практической и научно-исследовательской деятельности на базе учреждения. Накопленный опыт по внедрению инновационных подходов и здоровьеформирующих технологий в процессе физического развития детей дошкольного возраста распространяется среди ДОУ г.Великие Луки и г.Пскова.
В профилактических целях укрепления здоровья детей под руководством медицинского персонала осуществляются различные мероприятия. Проводится ионизация воздуха групп с помощью лампы Чижевского. Для ароматизации воздуха в спальнях используются травяные подушечки, что благоприятно воздействует на сон и здоровье детей. По методу профессора Джекобсона проводится релаксация перед сном под тихую и спокойную музыку. Обязательной составной частью оздоровления является закаливание (воздушные и солнечные ванны, водные процедуры). После сна проводится закаливание по дорожке «Здоровья» с дыхательными упражнениями, ЛФК.
Все закаливающие мероприятия способствуют укреплению здоровья, повышению общей сопротивляемости организма, улучшению нервно-психического состояния ребенка, его работоспособности.
Помимо воспитателей с детьми работают различные специалисты: валеолог, воспитатель по ИЗО, хореограф и др.
На занятиях по валеологии педагог знакомит детей со строением собственного тела, назначением органов, формирует представление о том, что полезно и вредно для организма. Эти занятия помогают формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью.
Широко используются инновационные подходы работы в продуктивной деятельности. Например, необычные средства изображения: печать листьев методом тычка, кляксография, монотипия, рисование свечой и др.
Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, детские страхи, способствует укреплению веры в собственные силы, достижения внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.
Для развития ручной умелости в работе с детьми используются разнообразный материал: пуговицы, нитки, крупы, соленое тесто, бумага различной фактуры. Широко применяются нетрадиционные формы работы: бумагокручение, бумагопластика, изготовление поделок из мятой бумаги, бросового материала.
Использование разнообразных приемов в работе с детьми способствуют развитию не только ручной умелости, но и любознательности, познавательной и творческой активности.
На музыкальных занятиях используются такие инновационные приемы как музыкальные сказки, занятия посиделки, театрализованные игры с куклами, речевые и пальчиковые игры и др.
Ярко, красочно, интересно проходят развлечения, утренники, праздники. Это способствует умению слушать и понимать музыку, развивает внимание, память, чувство ритма, слух, умение проявлять себя в театрализованной деятельности, в пении, в игре на детских музыкальных инструментах и т.д.
В тесном контакте с музыкальными руководителями работает хореограф. Ее занятия способствуют развитию чувства ритма, пластики, грациозности, артистичности.
[b][i]Вся инновационная работа ДОУ направлена на всестороннее, гармоничное развитие личности ребенка, его интеллектуальных способностей. [/i][/b]
[b]Коррекционно-развивающая работа.[/b]
В нашем дошкольном образовательном учреждении детям с различными нарушениями речевого развития оказывается квалифицированная логопедическая помощь.
В детском саду работают 4 логопедические группы и одна группа КРО.
Развитием речевой деятельности в детской саду занимаются учителя-логопеды. Логопедическая работа направлена на коррекцию речевых нарушений, проводится ежедневно и носит комплексный характер. Основной формой работы являются логопедические занятия: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. В своей работе специалисты используют разнообразные приемы: дидактические игры, моделирование, логоритмические упражнения, элементы театрализованной деятельности, что приводит к эффективной коррекции речевых недостатков.
В коррекционной группе обучаются дети не только с нарушением речи и познавательной деятельности, но и с незрелостью эмоционально-волевой сферы и моторной неловкостью. Эффективно устранить имеющиеся недостатки, помогает слаженная работа учителя-дефектолога и врача-психоневролога.
Учитель-дефектолог устраняет речевые недостатки, развивает высшие психические функции и мелкую моторику, снимает проявления агрессивных состояний, корригирует эмоционально-волевую сферу детей, проводит занятия с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитывая ослабленность нервной системы, дети находятся под пристальным наблюдением врача-психоневролога, который назначает им необходимое медикаментозное лечение и регулярно консультирует родителей по вопросам психического здоровья детей.
Педагоги коррекционной группы тесно сотрудничают с учителями СОШ №9, приглашают их на свои занятия и родительские собрания. Выпускники группы продолжают обучение в первом классе КРО СОШ №9.
На протяжении нескольких лет в ДОУ работает консилиум специалистов, в который входят заведующая, методист, старший воспитатель, учителя-логопеды, учитель-дефектолог, врач-психоневролог. Созданный консилиум способствует планомерной, организованной работе по диагностике и коррекции речевого и психического развития дошкольников.
В задачи консилиума входит прослеживание динамики развития детей спецгрупп, исходя из результатов диагностик и успеваемости на занятиях. В течение всего периода обучения педагоги осуществляют динамическое наблюдение за детьми, проводят углубленное обследование усвоения детьми знаний, умений и навыков по разным разделам программы.
Данные обследований позволяют выявить слабоуспевающих дошкольников, определить уровень готовности детей подготовительных групп к школе.
Ежегодно в рамках методической и просветительской работы специалисты проводят семинары, открытые занятия для педагогов и родителей, оказывают им необходимую консультативную помощь.
Результаты коррекционной работы ДОУ традиционно на высоком уровне.
[b]Информатизация образовательного процесса.[/b]
Наше дошкольное образовательное учреждение регулярно обновляет и пополняет свою страничку на сайте Великолукского образования в сети Интернет. Страничка пользуется популярностью у родителей, которые оставляют на ней свои отзывы о работе детского сада. Ежегодно мы читаем благодарственные слова от родителей в свой адрес в местных газетах.
Коллектив охотно делится своим педагогическим опытом и профессиональными достижениями с коллегами других образовательных учреждений.
На базе детского сада регулярно проводятся методические объединения специалистов, городские и областные семинары.
Наши педагоги активно участвуют в различных конкурсах, открытых мероприятиях, конференциях. В ноябре 2009 года учителя-логопеды приняли участие в семинаре, организованном учебным центром «Логопед Мастер» г.Москва по теме «Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников». Семинаром руководила логопед-практик, заслуженный учитель РФ Ткаченко Т.А.
В феврале 2010 года учителя-логопеды участвовали в семинаре «Методика написания аттестационной творческой работы», который проходил под руководством методиста центра специального образования и охраны здоровья ПОИПКРО Комаровой С.Н.
В марте 2010 года 10 педагогов ДОУ приняли участие в Педагогическом марафоне, организованном издательством «1 сентября». В этом же месяце 4 воспитателя повысили свой профессиональный уровень, успешно пройдя аттестацию на первую квалификационную категорию.
В настоящее время (апрель 2010г.) педагогический коллектив участвует в городском конкурсе «Воспитатель года – 2010».
|