[b][center]Одним из пунктов, определяющих модель образовательного процесса в ДОУ, являются образовательные программы, определяющие содержание физического, интеллектуального, нравственного и эстетического развития детей[/center][/b].
Основными (базовыми) программами являются:
- [u]«Программа воспитания, обучения и развития в детском саду» М. Васильевой[/u]
- [u]«Образовательная программа для детей 3-6 лет по методу Монтессори» Ассоциация Монтессори – педагогов России [/u]
Отработка новой системы обучения и воспитания детей через грамотное соединение (интеграцию) данных программ, выбор стратегии образовательной работы, сочетающий в себе способы взаимодействия, выработку механизмов, направленных на развитие способностей ребенка, его интеллектуальной и эмоциональной сферы мышления и социальной адаптации – является главной задачей экспериментальной работы ДОУ.
[b]Основными принципами построения образовательного процесса по программе Монтессори[/b] является опора на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей, преобразование предметной среды в целях обеспечения самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Являясь основополагающими принципами данной программы, они не являются противоречием программы М. Васильевой, которая на первый план выдвигает развивающие функции образования, обеспечивающие становление личности ребенка и раскрывающие его индивидуальные особенности.
Анализ сочетания двух данных программ дают более широкую возможность всестороннего развития ребенка-дошкольника на каждом этапе дошкольного детства.
Уже наработанный опыт работы с детьми по технологии Монтессори был продемонстрирован участникам городского семинара для воспитателей коррекционных групп «[b]Развитие чувственного восприятия как основы формирования сенсорных способностей детей с нарушениями развития (на основе дидактического Монтессори-материала)»[/b] и получил высокую оценку присутствующих.
[center][i]В настоящее время практика показывает, что развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначаемым как «Само» и «Со». [/i][/center]
Под «Само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, самосовершенствование, самоутверждение. И вместе с тем «Со», то есть совершаемое совместно с другими, с их помощью: сотрудничество, сотворчество, содружество, сопричастность общему делу, содействие. Индивидуальное развитие ребенка с одной стороны, должно происходить через самопознание (поэтому в нашем ДОУ и реализуется программа, основанная на предоставлении ребенку свободы саморазвития, самовоспитания и самообразования), с другой стороны, ребенок должен быть погружен в культурно - воспитательное пространство, выраженное событийной общностью детей и взрослых.
Для реализации данной идеи, с 2006 года наш детский сад является городской экспериментальной площадкой по «[b]Созданию событийной общности детей и взрослых как культурно-воспитательного пространства, направленного на индивидуальное развитие ребенка». [/b]
В 2007-2008 учебном году детский сад вступил в эксперимент по апробации программы [b]«Формирование модели духовно-нравственного воспитания детей на основе социокультурного опыта»,[/b] целью которой является создание в ДОУ системы духовно - нравственного воспитания на отечественных традициях с учетом современного опыта. Этой деятельности предшествовало участие старшего воспитателя В. В. Филипповой в работе постоянно действующего курса «Основы православной культуры» на базе Воскресной школы храма Вознесения Христова, уже в течение двух лет.
На первоначальном этапе внедрения программы в процесс обучения, были проведены следующие мероприятия:
- Анкетирование родителей
- Приобретение программно-методического обеспечения
- Введение штатной единицы воспитателя (по духовно-нравственному воспитанию)
- Проведение еженедельных занятий по программе «Истоки»
- Участие педагогов ДОУ в тематических мероприятиях
- I православные Свято-Тихоновские педагогические чтения «Православные ценности – дети и юношество»
- VII Всероссийская конференция «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы «Социокультурные истоки». Интегративный потенциал Истоков».
- Участие детей в тематических выставках
В успешности организации учебно-воспитательного процесса в данном направлении свидетельствуют первые результаты участия юных художников в конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира». Дипломы и подарки получили следующие воспитанники: Михайлова Ева, Костюк Дима, Воробьева Саша – руководитель В. В. Филиппова, Роговнева Даша, Гусаров Климентий – руководитель Е. В. Лапатина.
Наряду с основными программами в работе с детьми используются авторские разработки следующих специалистов:
Воспитателем по валеологии О. Ю. Вдовиченковой разрабатывается оригинальная программа «Уроки Аскорбинки», направленная на развитие у детей представлений о здоровье и средствах его укрепления. Основная цель валеологического курса - формирование здорового образа жизни у детей через потребности к регулярной физической деятельности, воспитания социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить свое личное здоровье, здоровье окружающего мира и уметь бережно к ним относиться и сохранять.
[b][u]Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач: [/u][/b]
v формирование у детей целостных представлений о здоровом человеке, роли двигательной активности в его образе жизни;
v обучение практическим умениям, навыкам и привычкам здоровой жизнедеятельности
Ь ежедневные гигиенические процедуры,
Ь аутотренинги,
Ь точечный самомассаж,
Ь самомассаж частей тела,
Ь гимнастика для глаз,
Ь различные дыхательные гимнастики,
Ь пальчиковые гимнастики
v получение знаний о правилах поведения и необходимых действиях в ситуациях угрожающих здоровью ребёнка, способах оказания элементарной помощи и самопомощи.
Воспитателем обучения на компьютере Д. В. Горбенко разрабатывается инновационный курс [b]«Обучение дошкольников основам компьютерной грамоты»,[/b] основывающийся на принципах индивидуального подхода в обучении и самостоятельности ребенка старшего дошкольного возраста. Целью разработки является развитие навыков работы на ПК детей подготовительных групп через:
v Овладение компьютерной грамотностью и навыками работы на ПК;
v Развитие навыков работы с информацией;
v Развитие мышления и творческих способностей ребенка;
v Развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной готовности ребенка к систематической учебной деятельности.
С 2008 года в МДОУ функционирует служба психолого-валеологического сопровождения. Основная идея ее создания – объединение специалистов разного профиля для системного анализа проблемных ситуаций, связанных со здоровьем наших детей. В службу входят: педагог-психолог; воспитатель по валеологии; инструктор по физическому воспитанию; старшая медицинская сестра.
Задачи сопровождения на разных ступенях обучения различны и обусловливаются наличием специфических проблем, как возрастных, личностных, познавательных, так и организационно-педагогических.
Имея индивидуальные планы работы, специалисты проводят совместные мероприятия, такие как:
v Психолого-валеологическое сопровождение адаптации вновь поступивших дошкольников начинается с диагностики психофизиологической готовности детей к посещению образовательного учреждения и продолжается на занятия валеологического курса «Азбука Аскорбинки».
v Комплексная диагностика детей: психологическое тестирование, оценка уровня физической подготовленности и функционального состояния некоторых систем организма, оценка физического развития. По результатам диагностик проводятся консультации с родителями, педагогами.
v На основе полученных результатов составляется паспорт здоровья и разрабатывается индивидуальный маршрут здоровья (оздоровительные и реабилитационные мероприятия) для каждого ребенка.
[b]Средством повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса является и созданный сайт «Великолукского образования», где наш детский сад имеет свою личную страничку[/b]. Систематическое размещение информации на ней обеспечивает виртуальное общение педагогов ДОУ с родителями воспитанников и гостями, интересующимися жизнью детского сада.
Помимо общения, странички сайта нашего детского сада постоянно пополняются новостями, фотографиями, отчетами о мероприятиях, проводимых в ДОУ. В разделе «социум» нами создана новая страничка «именинники», в которой каждый воспитанник детского сада получает поздравительное послание с днем рождения.
[i]Неоднократно в нашем детском саду проходили встречи с заместителем главного редактора, журналистом газеты «Великолукское обозрение» Л. М. Антоновой, представителем всероссийского дошкольного журнала «Обруч» С. И. Мусиенко. Были опубликованы статьи о жизни и сотрудниках детского сада, прошло интервьюирование детей корреспондентами телевидения Импульс – ТВ ко Дню Победы. Снимался телевизионный репортаж о проведении городского семинара для воспитателей.[/i]
|