Древние говорили: убедить своих учеников может только глубоко убежденный, в чём-либо учитель. Мы убеждены: необходимо окружить ребёнка красотой природы, чтобы он проникся мыслью – важно не только сохранять красоту, но и творить её вокруг себя.
Следовательно, основанием для решения проблемы правильной организации среды и функционального оснащения участков детского сада для прогулок и всей территории дошкольного учреждения имеются веские причины.
Детский сад расположен в микрорайоне с одной стороны которого проезжая часть, а с другой болото. Поэтому мы просто обязаны были оградить детский сад, кроме забора, ещё и зелёными насаждениями.
На территории детского сада ребёнок проводит много времени. От того, на сколько она будет ухоженной, красивой, разумно спланированной, периодически обновляющейся, совмещающей любование дарами природы с решением вопросов экологического, нравственного, физического, художественного воспитания, будет зависеть, каких детей мы воспитаем.
Наши участки и огород – неотъемлемая часть всей системы экологического воспитания, в организации которого принимают участия и взрослые и дети. Мы постоянно обновляем их, тщательно продумывая, какое оборудование использовать, как расположить зелёные насаждения, чтобы ежедневные прогулки были безопасны и интересны детям, могли радовать и удивлять их, учили познавать, исследовать, экспериментировать.
Воспитатели совместно с родителями задействуют свои знания и фантазию, чтобы оборудовать территорию детского сада в соответствии с возрастом детей. На каждом участке имеются просторные веранды, где можно спрятаться от дождя, ветра и палящего солнца. Кроме того, на них имеются сараи для хранения игрушек и инвентаря для занятий спортом и трудовой деятельностью. Веранды покрашены в весёлые, не раздражающие глаз цвета с изображением различных сюжетов из сказок. Почти на каждом участке имеются качели.
На участке для детей младшего дошкольного возраста есть всё необходимое, чтобы малыши могли ухаживать за растениями. А дети старшего дошкольного возраста участвуют в планировании цветников по ярусам, высаживают цветы на клумбах в соответствии с их цветовой гаммой и совместимостью.
На детской площадке имеется оборудование для игр с песком и снегом, песочница легко превращается в широкий стол для проведения опытов или создания шедевров продуктивной деятельности. Для сюжетно-ролевых игр имеются постройки, копирующие различные виды транспорта (машины, автобусы, трактор, лодки и т.д.). В маленьком домике можно создать имитацию своего собственного дома или спрятаться от солнца, или просто посидеть тишине. Территория свободна и достаточно просторна для подвижных игр, имеется оборудование для развития основных движений. Все оборудование безопасно и эстетично. Два раза в год всё оборудование проходит контроль на соответствие эксплуатации, что подтверждается актами-разрешениями. В 2009 году в Управление образования поданы заявки на установку запрещающего и предупреждающего знаков на территории сопряжённой с детским садом.
Отдельно оборудованы спортивные площадки, для развития двигательных умений и навыков и усвоения элементов спортивных игр. На территории детского сада имеется разметка для изучения правил дорожного движения.
Одним из ключевых моментов в благоустройстве территории детского сада стало создание традиционного зелёного газона, который также благоприятно влияет на здоровье человека. В самый жаркий день температура воздуха над газоном на 3-5 градусов С ниже, а влажность воздуха на 10 – 15 % выше соответствующих показателей окружающей атмосферы. Газон также создаёт благоприятный фон для цветов, защищает почву от сорняков. Наконец, он просто приятен для глаз.
Всё, что есть у нас на участке, результат сотрудничества детского сада с родителями и социальными партнёрами. Благодаря этому нам удаётся всегда содержать свои участки в порядке и функциональном состоянии.
Не менее важно и внутреннее убранство детского сада. Стены холла и изостудии украшают и оживляют детские работы, превращенные в сказки, панно, коллажи («Зимняя сказка», «Весенняя поляна», «Гости на ветке», «Жар птица», «Корабли в океане»). С апреля 2010 создана фотовыставка «Внуки героев Победы». В фойе размещаются: информационная карта ДОУ, месячный план работы с детьми, фотографии отражающие жизнь детей в детском саду. Лестничные пролёты символизируют четыре времени года. Имеется уголок государственной символики.
Музыкальный и спортивный залы оснащены всем необходимым. Музыкальный зал оборудован сценой и занавесями для постановки театрализованных представлений. Имеется: 3 пианино, музыкальный центр, домашний кинотеатр, детские музыкальные инструменты: металлофоны, ксилофоны, кастаньеты, румбы, треугольники, бубны, барабаны, маракасы. Приобретены 35 хохломских детских стульчиков. Для развития творческих способностей детей, имеются персонажи кукольного театра, шапочки-маски к подвижным играм, мягкие и озвученные игрушки, платочки, дидактические лесенки и другие атрибуты. Для проведения детских праздников приобретены новые костюмы: Деда Мороза, Снегурочки, Зимы. Музыкальный зал украшает яркая композиция из комнатных растений.
В спортивный зал приобретены комплексы С-Петербургской фирмы «Альма» для развития движений детей. Спортивное оборудование пополнилось новым матом, батутом.
В групповых помещениях развивающая среда зонирована. Материал расположен с максимальным удобством для детей. В спортивном уголке можно увидеть мячи разных размеров и из разных материалов, обручи, мешочки с песком для метания, кегли, кольцебросы, интересные корригирующие дорожки.
В уголке для сюжетно ролевых игр имеется необходимый игровой материал: мебель разных размеров, комплекты различного белья и одежды для кукол, наборы атрибуты для разнообразных игр («Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Путешествия», «Улица», «Космонавты» и др.).
Игровая зона пополнилась наборами мелкого строителя из дерева и дидактическими настольными играми. Кроме того, имеются мелкие игрушки, которые используются для обыгрывания построек и развития сюжета игры. В группах изготавливаются макеты, для моделирования климатических зон, жизни древних животных, сказочных сюжетов, улиц города и других познавательных тем.
Импровизированный автопарк содержит в своём арсенале различные виды транспорта разных размеров, цветов и назначения. Все группы обладают достаточным набором игр для изучения правил дорожного движения.
Для закрепления знаний, полученных на занятиях по познавательному развитию, в ДОУ созданы зоны экспериментирования, уголки экологического воспитания, где расположены копилки различных времён года, портреты месяцев, коллажи, зарисовки, календари природы, где ведется планомерная фиксация наблюдений. В группах имеется подборка настольно-печатных игр на различную тематику. Созданы коллекции и наборы развивающего материала и т.д. На занятиях используется эстетично оформленный наглядный материал.
В связи с реализацией художественно- эстетического направления большое внимание уделяется подбору детской литературы, созданию условий для занятий свободной художественной и театрализованной деятельностью. Подбор репродукций картин, открыток, фотографий, журналов, дидактических игр, разнообразного изобразительного материала. А также различные виды театров, театральных атрибутов для создания художественных образов. Для формирования у детей эстетического восприятия в группах имеются полочки красоты, на которых размещаются букетные композиции, изделия народных мастеров, скульптуры, произведения Великолукских, Псковских мастеров.
Организация и изменение предметно-развивающей среды с помощью игр и игрового оборудования (маркеры пространства) соответствуют образовательным целям и задачам детского сада, материальным возможностям, особенностям помещения, возрастным особенностям воспитанников, динамики накопления опыта детьми, половому составу групп.
В ДОУ имеется кабинет психолога, который оснащён компьютером для работы с детьми, различными диагностическими и коррекционно-развивающими методиками, психологической литературой и практическим материалом для работы с педагогами и родителями, материалом для индивидуальной работы с детьми. Для снятия психо-эмоционального напряжения имеется детский уголок, оборудованный: мягкими игрушками, «водопадами», светильником с плавающими рыбками, сенсорными панно. Для диагностики и работы с детьми коррекционной группы создана подборка необходимых методик и практического материала.
Медицинский центр в детском саду имеет приёмную, процедурную комнату и прививочный кабинет. Процедурная комната оборудована следующей физиоаппаратупой: КУФ, соллюкс, лампа Минина, Биоптрон, аппарат для ингаляций, облучатели «Коралл»-2001год (электровибромассажёр), УВЧ - для местного лечения, «распылитель-дозатор» жидкости – компактный компрессорный ингалятор. Все эти аппараты используются для лечения детей в начальной стадии заболевания или остаточных явлений по назначению врача.
Медицинский персонал ведёт профилактическую, лечебно-оздоровительную, и санитарно-просветительную работу, с сотрудниками, детьми и родителями, а также осуществляет организацию сбалансированного питания.
Бесспорно, что всё это невозможно сделать без наших социальных партнёров, поэтому следующая номинация «Инвестиции».
|