Номинация «Гармония»
Нравственно-патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс. Реализуя его основные задачи, мы последовательно выстраиваем свою работу, учитывая возрастные особенности детей, используя все виды детской деятельности.
Мы воспитываем чувство патриотизма у детей через любовь к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране; уважение к культурному наследию своего народа; бережное отношение к природе родного края; через формирование чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, развитие чувства сострадания, сочувствия, доброту, способность вставать на точку зрения другого и переживать чужую беду как свою.
Строя работу в данном направлении, мы учитываем особенности проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста, такие как скоротечность и ситуативность, поэтому все впечатления, полученные ребенком на занятии, стараемся закрепить в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации. А также считаем, что самыми сильнодействующими факторами воспитания являются мировоззрение педагогов и родителей, их личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция.
Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду осуществляется на занятиях, в игре, в самостоятельной детской деятельности на основе примеров и образцов устного народного творчества, декоративно-прикладного искусства, музыкальных и литературных произведений.
Воспитывая юных патриотов, мы используем следующие методы работы:
- целевые прогулки и экскурсии,
- наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улицы и т.д.),
- рассказы и объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей;
- беседы о родном городе;
- рассматривание и обсуждение иллюстраций и детских произведений;
- разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
- ознакомление с произведениями народного творчества;
- обогащение и стимулирование детского творчества;
- привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
- поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах;
- воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая дошкольникам о подвигах воинов, устраивая тематические праздники и утренники.
В 2010 год - год празднования 65-летия Великой Победы - во всех группах пройдут тематические занятия «Этих дней не смолкнет слава…», «Вечный огонь», «И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят…»; беседы с детьми старшего дошкольного возраста по мотивам рассказов на военную тему; конкурс на самое выразительное чтение стихов детских поэтов, посвященных войне «Почему ты шинель бережешь?»; конкурс рисунков «Солнечному миру – да!».
Дети, родители и педагоги детского сада приняли участие в городском конкурсе фотографий, проводимом в рамках городской гражданско-патриотической акции «Внуки героев Победы». В мае планируем посещение Братского мемориального захоронения.
Большое значение для патриотического воспитания имеет участие детей в городских мероприятиях, приуроченных к празднованию Дня Победы, Дня защитника Отечества, Дня города. Родителям своих воспитанников мы настоятельно рекомендуем принимать участие в городских праздничных мероприятиях.
Базовым этапом в формировании у детей любви к Родине является накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве. Это направление связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию своего народа. Мы живем в Псковском крае, поэтому обращаем внимание детей на его красоту, красоту лесов, полей, родного города. При составлении перспективных планов воспитательно-образовательной работы с детьми обязательно учитываем региональный компонент. На занятиях по ознакомлению с родным краем используем сказки и легенды, пословицы и поговорки Псковщины.
Знакомство детей с историей родного края происходит не только на занятиях в детском саду. Дошкольники посещали краеведческий музей, дом-музей Виноградовых. Были организованы экскурсии, где дети посмотрели экспозиции, послушали интересный познавательный рассказ о прошлом и настоящем родного города.
В одной из групп детского сада есть мини-музей «Русская изба», где собрана старинная утварь наших бабушек и дедушек.
В январе в детском саду прошла Неделя боевой славы, приуроченная ко Дню освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.
В июне, когда наш город становится столицей воздухоплавания, в детском саду будет организован конкурс рисунков на асфальте «Плывут, летят над городом шары…». Рассказать детям о воздухоплавании в доступной и интересной форме нам помогает книга «Друзья на высоте» великолучанки Т. Лапко.
Большое значение в ДОУ придается изучению российской символики. С младшего возраста в группах создаются «Уголки родного края» и «Уголки государственной символики».
Начало этой работы состоит в осознании смысла знака и символа, отражающего что-то главное. Поэтому каждый «уголок» предметно-развивающей среды в группах имеет свой символ, свое обозначение. Эти символы дети самостоятельно придумывают и изготавливают на занятиях лепкой и аппликацией. Затем составляют вместе с родителями герб своей семьи, вместе с воспитателями - герб группы.
Знакомство с гербом родного города происходит на основе знаний исторического и отчасти географического характера: дети узнают сначала, кто такие лучники, что называют излучиной реки. А затем, используя представления о разных профессиях, животном и растительном мире переходят к рассмотрению гербов разных российских городов.
При знакомстве с российским флагом дети опираются на имеющиеся у них представления о цвете: «Белый цвет – березка, синий – неба цвет, красная полоска – солнечный рассвет». Мы стараемся не увлекаться рассказыванием об истории возникновения герба и флага, для дошкольника осмысление такого рода информации трудно. Дети рисуют изображения флага, делают его из цветной бумаги, с помощью пластилина.
Дошкольники также знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания по истории России.
Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви и уважения к своей семье, своим родителям. Во всех группах оформлены альбомы с семейными фотографиями. Дети с гордостью рассказывают о своей семье педагогам и друг другу.
Все вышеперечисленное способствует развитию у детей познавательного интереса, вызывает потребность в изучении военных страниц истории, истории своей семьи, воспитывает патриотизм и гражданственность.
Важнейшей стороной воспитания ребенка является эстетическое воспитание. Ребенок, способный чувствовать красоту вокруг себя, получает источник неиссякаемой позитивной энергии, которая создает хорошее настроение, чувство счастья, вдохновляет на игру, познание, труд или общение.
На занятиях художественно-эстетического цикла уделяется особое внимание развитию умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное, воспитанию художественного вкуса, потребности в познании прекрасного.
Занятия рисованием и лепкой проводит воспитатель ИЗО Козлова Г.Л., музыкальное воспитание детей – музыкальный руководитель Денисова М.Н.
Музыкальный репертуар включает произведения различных стилей; на музыкальных занятиях используются произведения изобразительного искусства, что значительно обогащает восприятие музыкального образа. Язык литературы, более доступный, чем язык музыки, тоже приближает ребенка к пониманию музыкального образа. Музыкальный руководитель для занятий отбирает высокохудожественные, ярко эмоциональные, выразительные, небольшие по объему стихи, рассказы, потешки, соответствующие по содержанию музыкальным пьесам, знакомит детей с песнями-закличками, хороводами, песнями-колядками, воспитывая любовь к русской песне, красоте и поэзии русского слова.
Начиная с младшего возраста, дети знакомятся с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства – живописью, графикой, скульптурой, предметами народных промыслов (в т.ч. народной игрушкой – дымковской, филимоновской, богородской), архитектурой.
Строя воспитательно-образовательный процесс, мы стараемся предоставить возможность детям выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла, поощряем и стимулируем фантазию и воображение ребенка.
На занятиях по изодеятельности воспитатель ИЗО обучает детей создавать рисунки с использованием нетрадиционной техники: блопенов, пятнографии, пуантизма, кляксографии, рисования веточками растений, поролоном, диатипии, граттажа, применяет рисование в паре, рисование с секретом в три пары рук.
В 2009-2010 учебном году коллектив детского сада принимал участие
в конкурсе рисунков, посвященных Дню матери,
в городском конкурсе рисунков «Техника глазами юных великолучан», где занял призовые места в номинациях: «Мир космоса», «Подводные и космические города»
в выставках творческих работ «Мой зеленый город»,
в выставке начального технического моделирования «Юные мастера Великих Лук», где занял призовые места в номинациях: «Веселые игрушки», «Едем, плаваем, летаем», «Квилинг»,
в городском конкурсе фотографий «Внуки великой Победы».
Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношение к близким людям, сверстникам, усваивает моральные нормы общества. На занятиях социального педагога Алексеевой Т.Ф. у детей формируются такие важные для человека черты, как доброжелательность к окружающим, уважение к людям других национальностей, активность и инициативность в самостоятельной деятельности, умение бережно относиться к результатам труда людей, желание посильно помогать им.
На занятиях дети получают углубленное представление о семейных традициях и ценностях («Я и семья»), формирование понимания того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка («Кто щедрый, тот в дружбе первый», «Как дружить без ссоры»), освоение элементарных правил поведения («Чего в других не любишь, того и сам не делай!», «Худо тому, кто не делает добра никому», «Если просят о помощи…», «Хочу или надо?»), воспитание доброжелательного отношения к людям («Жизнь дана на добрые дела», «Секреты вежливости»).
С целью повышения квалификации воспитателей в сфере нравственного и патриотического воспитания в ДОУ проводятся педагогические советы, консультации для воспитателей по вопросам вовлечения родителей в процесс воспитания, семинары для решения теоретических и практических вопросов, взаимопосещения педагогов и проведение открытых занятий в рамках нравственного, патриотического и правового воспитания.
При формировании гражданско-патриотической позиции у детей очень важно взаимодействие с родителями, так как эмоционально - положительная атмосфера в семье создается ее членами, прежде всего родителями. Ребенок – дошкольник живет в окружении взрослых, которые впитали в себя опыт и традиции своей маленькой родины. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. На основе социального опыта семьи ребенок получает информацию о культуре человеческих ценностей, которые формируют начало нравственного сознания, получает первые представления о Родине, о будущем.
Мы стремимся сформировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно-этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением. Содержание этой работы включает:
- определение роли родителей в воспитании у детей нравственно-этических понятий «Отечество», «Патриот», «Гражданин»;
- определение форм и средств воспитания детей в семье;
- повышение педагогической культуры родителей, расширение их педагогического кругозора.
Для этого используются разнообразные формы взаимодействия с семьями:
• родительские собрания («Границы дозволенного», «Духовно-нравственное воспитание в условиях семьи и детского сада», «Фестиваль добрых дел» и др.);
• родительская гостиная («Уважение членов семьи», «Уроки вежливости»);
• стендовые консультации;
• участие родителей в конкурсах, выставках, смотрах.
Таким образом, совместными усилиями педагогов и родителей у дошкольников обогащаются представления о прошлом и настоящем Родины, поддерживается созидательное отношение к окружающему миру.
|