[center][b]В последние годы практически в каждом отечественном нормативно – правовом или методическом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьёй, психолого-педагогического просвещения родителей. [/b][/center]
Такое внимание к проблеме объясняется, прежде всего, социально-экономическими преобразованиями в России, которые не могли не коснуться системы образования. Дошкольное учреждение при условии грамотного построения работы обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьёй, взаимодействия с родителями.
Специалисты ДОУ единодушно ставят работу с родителями в ряд приоритетных направлений своей деятельности. Кроме того, они достаточно высоко оценивают уровень психолого-педагогической культуры современных родителей, их открытость к взаимодействию с воспитателями.
Педагогический опыт доказывает, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребёнка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической культурно-образовательной среды, в которой ребёнок живёт, развивается и самореализуется.
МДОУ «Ручеёк» в течение многих лет проводит планомерную работу с родителями, подчинённую одной цели - создание единого образовательно-оздоровительного пространства детский сад - семья. Коллектив идёт по пути открытого педагогического процесса. При этом решаются следующие, выделенные нами как приоритетные, задачи:[br]
[center][i]1. Повышение педагогической культуры родителей.
2.Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
3.Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.[/i][/center]
Практика показывает, что родители быстрее идут на контакт с учреждением и педагогом, где видят внимание к своим проблемам. Встреча с воспитателем, специалистом - это не бесконечные претензии и нравоучение, а понимание семейной проблемы. Педагог должен задумываться о том, что у семей могут быть разные культуры, ценности и представления о том, что хорошо и что плохо. И только внимательные к высказыванию родителей и ответственные к своему делу воспитатели завоёвывают признание и поддержку семьи.
Для полного обеспечения контакта родителей и педагогов в детском саду создан расширенный совет ДОУ, в состав которого входят не только педагоги дошкольного учреждения, но и представители от родителей всех групп. Возглавляет совет Файнберг Т.А – родитель группы №4. Это повышает интерес со стороны родителей и формирует больший авторитет в педагогических кругах.
[b]Сфера деятельности заседаний заключается в принятии очень важных для жизни ДОУ решений.[/b] Вносятся изменения и дополнения в локальные акты (договор о сотрудничестве между ДОУ и родителями). Создаются комитеты по организации подготовки к зимнему периоду, участию в подготовке праздников. Родители под руководством совета ДОУ принимают активное участие в благоустройстве детских площадок, пополнении развивающей среды, участвуют в мероприятиях с детьми. Большая работа проведена расширенным советом дошкольного учреждения по организации безопасного пребывания детей в ДОУ, от установки кодовых дверей, до обеспечения мер по усилению контроля в вопросах безопасности каждого воспитанника.
[b]Совместное участие в заседаниях совета ДОУ педагогов и родителей, основанных на доверии и содружестве, ведёт к наиболее эффективному построению воспитательно-образовательного процесса[/b]. Например, знакомство родителей с детским садом осуществляется через клуб «Малыш». На первых занятиях клуба знакомим пап и мам с педагогами, специалистами, рассказываем о своём «Ручейке», проводим мини экскурсии по ДОУ, анкетирование, беседуем о питании с дегустацией блюд, угощаем фиточаем, даём советы по приобретению игрушек и осуществляем распродажу детской литературы. В клубе проходят такие встречи как, «Неразлучные друзья - папа, мама, дедушка, бабушка и я», «Совместный праздник чая». С большим успехом всегда проходит «Неделя открытых дверей», два раза в год. Родители активно посещают занятия, досуги, фольклорные праздники и заполняют анкеты по результатам посещения, пишут отзывы, пожелания педагогам.
Встречи с родителями проходят в виде диспутов: («Хочу, чтобы мой ребёнок никогда….», «Как победить агрессию?»), круглых столов, устных журналов: («Детский сад глазами родителей», «Правильно ли говорит мой ребёнок?», «Общение взрослого с ребёнком»).
При подготовке к летнему оздоровительному периоду в детском саду проходят субботники, участниками которых являются родители, дети и воспитатели. На детских участках высаживаются кустарники, саженцы деревьев, рассада цветов на клумбах. Идёт ремонт «грузовиков», «кораблей», и качелей, высоко на деревьях появляются домики для птиц - скворечники, песочница наполняется песком. Родители во всём активные помощники детского сада.
[center][b] Учитывая вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что грамотно построенное взаимодействие воспитателей и семьи сопряжено с повышением культуры общения каждой из сторон. [/b][/center]
Педагог должен владеть методами и приёмами эффективного взаимодействия и дифференцированного психолого-педагогического просвещения родителей, ведь триада родитель-ребёнок-педагог – это система, обладающая огромным потенциалом для преодоления кризиса современной семьи; восстановления традиционной ценности брака и родительства.
[center][b] Всё это – во имя всестороннего и гармоничного развития ребёнка на решающем этапе его жизни – этапе дошкольного детства. Сделанные выводы позволяют перейти ко второму разделу нашего доклада к номинации: «Инфраструктура».[/b][/center]
|