[b][center]«Здоровье»[/center][/b]
[center][b]Вопросы охраны здоровья детей, формирования культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важнейших направлений деятельности детского сада[/b][/center].
[b]В ДОУ разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:[/b]
1. [i]Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.[/i]
Здоровьесберегающая деятельность в детском саду осуществляется в следующих формах:
· медико-профилактической
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Работу в этом направлении осуществляют врач-педиатр Нечипоренко И.П. и медицинская сестра первой категории Русакова Р.В.
[b]Задачи этой деятельности:[/b]
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, витаминотерапия, оздоровление фитонцидами, полоскание горла противовоспалительными травами, профилактика простудных заболеваний с использованием природных адаптогенов, щадящий режим в период адаптации и т.д.).
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов - СанПиНов;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
· [b]физкультурно-оздоровительной[/b]
[u][center][b]Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.[/b][/center][/u]
[b]Задачи этой деятельности[/b]
- развитие физических качеств;
- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
- воспитание привычки повседневной физической активности;
- оздоровление средствами закаливанияФизкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по ФК Тимченко О.Г. на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;
· [b]информационно-просветительской [/b].
Информационно-просветительская деятельность включает в себя работу с семьей и персоналом детского сада.
Задача информационно-просветительской деятельности – разъяснять и информировать родителей и персонал об особенностях и своеобразии развития детей, формировать у них устойчивую потребность в обеспечении своего здоровья и здоровья детей, мотивировать на здоровый образ жизни.
· [b]коррекционной [/b]
Эта деятельность направлена на исправление выявленных недостатков и нарушений физического развития детей. В частности, в ДОУ проводятся занятия ЛФК с детьми 5-7 лет, корригирующие упражнения после дневного сна. Занятия проводят инструктора ЛФК Тимченко О.Г. и Козлова О.А.
· [b]спортивно-досуговой [/b]
Эта деятельность направлена на приобщение детей к спорту, включение и участие в соревнованиях, посещение детьми спортивных кружков в свободное время и воспитание потребности в движении и активном образе жизни.
· [b]социально-психологической[/b]
Задача этой деятельности – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Реализацией ее в ДОУ занимаются прежде всего педагог-психолог Козлова Г.Л.и социальный педагог Алексеева Т.Ф. посредством специально организованных занятий, а также - воспитатели и специалисты в текущем образовательном процессе.
· [b]образовательной здоровьесберегающей деятельности[/b]
Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.
В осуществлении «здоровьесберегающей деятельности» задействованы практически все сотрудники детского сада
[u][center][i]Эффективность применения вышеперечисленных форм зависит как от профессионализма медицинского и педагогического персонала, так и от ряда условий: логичности, системности, целесообразности, адресности здоровьесберегающей деятельности.[/i][/center][/u]
Организация медико-профилактической деятельности наиболее технологична, осуществляется системно и имеет точные сроки проведения. В оздоровительных мероприятиях одно из значимых мест отводится закаливающим процедурам. В ДОУ разработана система закаливающих мероприятий, в которой учитывается постепенность воздействия того или иного природного фактора. Так, с первой младшей группы мы начинаем приучать ходить детей в облегченной одежде (воздушные ванны). Затем воздействие воздушных ванн на малышей расширяется (постепенное оголение конечностей, обучение элементам обширного умывания). Начиная со средней группы, обучаем детей полосканию рта противовоспалительными травами, хождению босиком по массажным дорожкам. С воспитанниками старшего возраста проводим бодрящую гимнастику после сна в сочетании с воздушными ванными, влажное обтирание, оздоровительную гимнастику.
Обязательным оздоровительным моментом в работе ДОУ является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно.
Наилучшим образом представлено физическое воспитание как одна из наиболее разработанных, обязательных и привычных форм по оздоровлению.
[b]Физкультурно-оздоровительная работа [/b]включает занятия физической культуры (3 раза в неделю, одно из них – физкультура на улице), утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурные досуги один раз в месяц, организацию двигательной активности в свободной деятельности.
Занятия по физической культуре – это основная форма организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. Мы используем следующие виды занятий: традиционное, тренировочное, сюжетное (игровое), занятия ритмической гимнастикой, коррекционно-развивающее ( предполагает включение специальных упражнений в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей). А также нами в работе используются организованные формы занятий с включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии, простейший туризм, праздники, развлечения.
Характерной особенностью проведения всех занятий по ФК является исключение возможности перегрузки детей, их переутомления или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма.
[i][center][b]Ежедневно с детьми проводятся утренняя, бодрящая (гимнастика после сна), дыхательная гимнастики, гимнастика для глаз. [/b][/center][/i]
[u][i]Утренняя гимнастика[/i][/u] способствует повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия. Как правило, проводится традиционная гимнастика, которая включает в себя простые гимнастические упражнения с предметами или без с обязательным введением дыхательных упражнений и коррекционная гимнастика (включает 3-4 специальных упражнения в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей).
[u][i]Бодрящая гимнастика [/i][/u]– это разминка после сна с использованием различных упражнений, сюда включаются упражнения на формирование правильной осанки, на формирование свода споты, на развитие мелкой моторики.
[u][i]Гимнастика для глаз [/i][/u]– офтальмотренаж – используется для профилактики близорукости, дыхательная гимнастика эффективно укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям, повышает выносливость при физических нагрузках на занятиях ФК.
В логопедических группах проводится [u][i]эвритмическая гимнастика,[/i][/u] которая основана на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений и элементов аэробики. Этот вид оздоровительно-развивающей гимнастики способствует формированию чувства темпа и ритма движений, коррекции осанки, развитию внимания, двигательных качеств, а также коррекции координации движений рук и ног. Также с детьми логопедических групп проводятся кинезиологические упражнения, способствующие укреплению межполушарных связей коры головного мозга.
[b]Спортивно-досуговая деятельность [/b]предусматривает ежемесячное проведение спортивных досугов и дважды в год - спортивных праздников. Эти формы способствуют закреплению полученных навыков, активизации физиологических процессов в организме под влиянием усиленной двигательной активности в сочетании с эмоциями.
В 2009г. команда д/сада, сформированная из детей подготовительных групп, приняла участие в городских соревнованиях «Юные олимпионики – 2009».
[b]Информационно-просветительская деятельность [/b]выражается в формировании у детей и родителей здорового образа жизни как ценности, а также ознакомление родителей с особенностями развития детей своей возрастной группы в целом и своего ребенка в частности.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей разработана система мероприятий, к которым относятся:
ь родительские собрания,
ь консультации,
ь конференции,
ь оформление санбюллетеней,
ь конкурсы,
ь спортивные праздники,
ь праздники здоровья,
ь семейный клуб
Так, в 2008 году были выпущены санбюллетни «Не моя сестричка – вредная привычка», «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты», «Аптечка на кухне», «О чем рассказывают лекарственные растения», проведено заседание семейного клуба на тему «Здоровый малыш», совместный с родителями и детьми подготовительной группы спортивный праздник, приуроченный к Году семьи - «Папа, мама, я – спортивная семья». С помощью родителей в прошедшем учебном году было изготовлено нестандартное спортивное оборудование.
[b]Коррекционной деятельности[/b] в детском саду уделяется большое внимание, т.к. в течение 2008 г. 41 ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимался в группах ЛФК.
По данным ежегодного обследования детей 5-7-летнего возраста врачом врачебно-физкультурного диспансера Т.А.Зозуля к началу 2008-09 уч.года 38 детям рекомендованы занятия в группах ЛФК.
Дети объединены в подгруппы в зависимости от характера заболевания или ортопедической патологии. В работе с детьми используются специальные комплексы физических упражнений для укрепления мышечного корсета, свода стопы, дыхательная гимнастика, элементы само- и взаимомассажа (в частности, используем элементы су-джок терапии).Упражнения способствуют развитию различных групп мышц, коррекции выявленных нарушений, снятию утомления.
Отдельно стоит сказать о деятельности [b]«службы сопровождения»[/b] в ДОУ, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. В своей деятельности «служба сопровождения» руководствуется Положением о медико-психолого-педагогической службе и ставит своей целью создание в МДОУ целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.
[b]Образовательная деятельность[/b] предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. На таких занятиях герои передачи «Улица Сезам» рассказывают дошкольникам, что надо делать, чтобы вырасти сильным, красивым, здоровым (по материалам «Программы о правильном питании» ООО «Нестле Фуд»).
[center][u]Отследить результаты здоровьесберегающей деятельности в ДОУ помогает медико-педагогический контроль, в который входят:[/u][/center]
§ Медицинское обследование состояния здоровья детей;
§ Обследование физического здоровья детей, в т.ч. динамические наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей;
§ Медико-педагогическое наблюдение за проведением физкультурных занятий, за соблюдением режима дня; а также за организацией двигательного режима, организацией физкультурно-оздоровительных праздников, досугов и развлечений, организацией прогулок, проведением малых форм физического воспитания;
§ Медико-педагогическое наблюдение за организацией закаливающих мероприятий;
§ Санитарно-педагогический контроль, в т.ч. санитарного состояния и содержания прогулочных участков, санитарно-гигиеническое состояния групповых и служебных помещений, оборудования помещений, состояния одежды и обуви детей, организации питания и соблюдения питьевого режима.
Оздоровительная работа усиленно проводилась в летний период и представляла собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма.
Центральное место в этом комплексе занимал режим дня, который предусматривал максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия ФК) проводились в часы наименьшей инсоляции.
[u][center]При осуществлении летней оздоровительной работы в ДОУ коллектив придерживался следующих принципов:[/center][/u]
ь [i]комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;
ь непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
ь преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления;
ь использование простых и доступных технологий;
ь формирование положительной мотивации у детей к проведению профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
ь интеграция программы профилактики закаливания в семью;
ь повышение эффективности системы профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в ДОУ санитарных норм и правил, оптимального двигательного режима и физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима.
Работа ДОУ в летний период также включала создание условий для закрепления и совершенствования культурно-гигиенических навыков детей.[/i] За летний период оздоровились 82 ребенка.
Ежегодно медперсоналом и педагогами детского сада проводится обследование физического здоровья детей (диагностика психофизического, эмоционального состояния и физических качеств детей). Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья детей, перенесенные ими заболевания, эмоциональный настрой, намечается план соответствующей работы по их оздоровлению. На педсовете от 17.02. 2008 г. в ДОУ был принят План по физическому воспитанию и оздоровлению детей на 2009-2010 г.г. (Прил.2) Сюда входит создание условий для двигательной активности (в т.ч. соблюдение физкультурно-оздоровительного режима – прил.3), организация рационального питания, система закаливания воспитанников детского сада. Для каждого возраста в детском саду установлен режим двигательной активности детей. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.
В 2008 г . в детский сад были приобретены бактерицидные лампы для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях.
На педсовете от 17.12.08. было принято решение о создании в детском саду с 2009 г. Совета здоровья, который станет совещательным органом по разработке и реализации профилактических и коррекционных мероприятий для сопровождения воспитанников в адаптационные периоды и решения актуальных проблем, связанных с формированием, развитием и укреплением здоровья каждого дошкольника. Создание Совета стало необходимым, так как в этом году мы набрали 2 группы детей ясельного возраста, к тому же адаптацию проходят и 5-летние дети, поступающие (переходящие) в логопедическую группу детского сада.
Коллективом учреждения разработано[b] Положение о Совете здоровья,[/b] определена работа [i]по следующим направлениям: [/i]· анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье;
· создание в детском саду условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей;
· проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания, воздушного и температурного режима и т.д.;
· ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду;
· обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания, гимнастика для глаз и т.п.);
· организация мероприятий по обмену опыта среди родителей, проведение досугов, конкурсов. Так, «Папа, мама, я – спортивная семья!» (Год семьи)
Предполагается, что на заседаниях Совета будут обсуждаться результаты медицинских обследований детей врачами-специалистами с целью коррекции ранних отклонений в состоянии здоровья дошкольников и получения информации для последующей разработки содержания, форм и методов физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
[i]Для оказания методической поддержки и повышения уровня профессионализма в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей для педагогов ДОУ были проведены консультация «Малые формы физвоспитания в детском саду», семинар-практикум «Детский туризм как один из методов оздоровления и закаливания».[/i]
[u]Итоги реализации «здоровьесберегающей деятельности» в цифрах:
Среднесписочный состав в 2008 г. - 145 детей,
из них 45 детей с I гр. здоровья,
100 детей со II гр. здоровья.
Посещаемость составила 93,6 %,
пропуски составили 6,4 %, из них 3,1 % - по болезни.
Пропущено по болезни одним ребенком по комбинату – 12,7 д/дн.
( по яслям – 19 д/дн, по саду – 11 д/дн.)
Из всего среднесписочного состава не болели ни разу 35 детей.
На диспансерном учете находились 46 детей. [/u]
25.04.2009 ПЛАН РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙНА 2009-2010 подробнее »»
25.04.2009 ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД №21» подробнее »»
25.04.2009 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ МДОУ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ подробнее »»
|