[b][center]Нравственно – патриотическое воспитание[/center][/b]
[b][i]В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-морльных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству.[/i][/b]
В нашем дошкольном учреждении при ознакомлении детей с родной страной создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются также задачи эстетического воспитания и детского творчества.
В процессе этой работы воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, природе.
Для решения задач по патриотическому воспитанию, начиная со средней группы в нашем ДОУ проводятся: беседы и разговоры с детьми на темы: «Страна, где я живу», «Моя Родина Россия», «Город мой», «Великие Луки мой город родной» и т.п. Работа с картой России, Псковской области и Великолукского района, рассматривание иллюстраций, альбомов, рассматривание исторических фотографий,
картин, чтение художественной литературы дид. игры: «Когда это было?», «Узнай место», «Родные улицы» и т.п.,изготовление пособия «Река времени», заучивание стихов о городе С – ролевые игры: «Защитники города», «Телерепортажи с улиц города». Проводятся экскурсии и целевые прогулки по улицам города, в музей на выставки, к местам Воинской славы. Дети вместе с родителями посещают Пушкинские горы, Палибино и т.д., фотовыставка «Моё любимое место в городе».
В группах оформлены книжные уголки, выставки детских работ. В методическом кабинете - подбор иллюстраций (альбомы, фотографии, открытки и т. п.). Разработана целостная программа по ознакомлению детей с родным городом.
Работа по патриотическому воспитанию более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. В беседах с родителями были предложены темы прогулок-экскурсий: «Сколько фонтанов в городе?», «Что интересного в лесу», «Кто живёт в реке, в озере», «Прогулка к памятникам города» и т.д. В работе используются домашние задания.
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе Родины.
[b]Приоритетным направлением своей работы педагогический коллектив нашего ДОУ выбрал художественно – эстетическое развитие.[/b] Актуальностью выбора заключается в следующем высказывании: « Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя».
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образность, духовную и душевную утончённость и творческую активность. Культура есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.
В связи с этим ключевая роль детского сада – создания условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
[b]Культура человека - это отражение его внутреннего мира.[/b] Всем известна непреложная истина, что каковы люди, такова их деятельность и таково пространство, которое каждый создаёт вокруг себя. Учитывая это, в нашем детском саду, большое внимание уделяется решению задач эстетического воспитания. Позитивный настрой на жизнь, ориентировка на жизненные ценности, созидание и творчество составляют профессиональное кредо воспитателя по изобразительной деятельности Тетериной О.А.
Образы красоты, которыми Оксана Альбертовна окружает детей, питает их сердца, создают фундамент для будущего созидательного отношения к миру, восприятия прекрасного, желания создавать новое, доселе неизвестное творение. Яркие искры радости и восторга детей рассыпаются в изостудии «Искорка». Разнообразие подходов, методов, форм на занятиях по изобразительной деятельности позволяют обязательно достичь успеха каждому воспитаннику. Дети творят с помощью пластилина, природного и бросового материалов, создают неповторимые изображения на ткани, работают в паре и индивидуально. Приобретая опыт в разнообразных видах деятельности, маленькие художники раскрывают свои таланты, совершенствуют изобразительные навыки, приобретают волевые качества, развивают мышление и воображение.
[b]Данное направление реализуется на занятиях по ИЗО деятельности, музыкальных занятиях и занятиях по театрализованной деятельности. [/b]Проводится индивидуальная работа с одарёнными детьми – это занятия в студии «Искорка». В которой проводятся такие встречи как: «В гости к радуге-дуге», «Поиграем с цветом», «Пейзаж двумя цветами», «Чудеса чёрные и белые», «Зимняя сказка», «Танец волшебной снежинки», «Мы художники-дизанеры». С детьми, не справляющимися с программой проводятся коррекционные занятия .
[b]Например, в старшей группе было проведено интегрированное занятие по музыкальному и изобразительному искусству «Путешествие в волшебную страну искусств».[/b] Основной целью которого было показать детям взаимосвязь музыки и изобразительного искусства ( на примере художественно изобразительных средств, графики и живописи). Дать представления о простейших способах графической фиксации звуков – о музыкальных линиях. На занятии использовались такие приёмы, как «Музыкальное приветствие», «Полёт на ковре самолёте», «Чтение музыки по линиям», «Изобрази героев», Танцевальная физкультминутка «Отличное настроение», «Выложи цветы».
[b] Для средней группы разработано занятие «Красивый зонтик». [/b]Где на занятии присутствовали герои из сказки Филя, Степашка и Дракончик. Они – то и вели всё занятие: загадывали загадки, играли с детьми, задавали различные задания. Использовалось чтение стихотворений, рассматривание различных узоров, дигры: «Найди похожее», «Чем похожи и чем отличаются» и т.д.. Разнообразны были и приёмы изображения, следочки, линии, примакивание и т.д.. Заканчивалось занятие тем, что Дракоше предлагалось выбрать самый лучший зонтик.
[b]Педагогами ДОУ разработан цикл занятий, объединённых темой: «Дивный мир природы». [/b]В него вошли занятия по изодеятельности и из раздела «Познаю мир»: «Портре солнышка», «Путешествие с облаками», «Земля именинница», «Это чудо – натюрморт», «Сказки старого леса», «Пейзаж родного края», «Очарование метели», «Сказка на стекле», «Волшебный мир ночи», «Пришла весна – потекла вода», «Это море – целый мир» и т. д.
[b]Стало традицией включать в педагогический процесс поисково-творческую деятельность с репродуктивными элементами.[/b] Это наиболее сложная, требующая большой подготовки, но необычайно эффективная методика проведения занятия. Например: Занятия для подготовительной группы «Солнечный календарь. Времена года», «Сказка о том, как дружили солнце, ветер и море» на таких занятиях дети знакомятся с такими понятиями, как, линейная графика, цикличность и ритмичность природных явлений, о ритме в изобразительном искусстве, понятиями плоскость, точка, линия, вертикальное и горизонтальное расположение листа, учатся делить лист на части.
Вне занятий с дошкольниками проводятся экскурсии в выставочный зал, где дети знакомятся с произведениями художников и изделиями народных умельцев, которые живут в городе. Прогулки по городу позволяют познакомиться с эстетическим оформление городских улиц и домов, темы экскурсий разнообразны: «Мой город самый красивый», «Дом похожий на дворец», «Праздничные улицы», «Какие бывают фонтаны» и т.д. дети учатся видеть красоту родного города в любое время года, знакомятся с природными явлениями, любуются красотой родной природы. Также уделяется внимание развлечениям.
Запоминающим для детей и взрослых стало развлечение на воздухе «Мой весёлый карандаш».Где широко использовались приёмы рисования мелом на асфальте, «Найди друга карандаша», Дигра «Линия с характером», «Найди свой дом», использовались различные изобразительные материалы и способы изображения.
[b]В рамках работы с родителями проводятся открытые занятия:[/b] Например, конспект открытого занятия по изобразительной деятельности: «Друзья для Степашки».Данное занятие проводилось во II - ой младшей группе воспитателем по ИЗО Тетериной О.А. Цели и задачи занятия учить детей, опираясь на отработанные приемы изображения создавать определенный образ, правильно передавая форму и соотношение частей, а так же учить получать новый цвет, смешивая краски двух цветов, закрепить отдельные живописные приемы изображения, подвести детей к пониманию разной точки зрения в изображении, развивать внимание, творческую активность, умение ориентироваться на плоскости листа, расширять представления об окружающем. Воспитание дружеских чувств.
Или консультация на тему: «Рисование – активный помощник в развитии детей дошкольного возраста». Где родителям рекомендуется обратить внимание на то, как дети держат карандаш, способы обучения этому не простому умению, возможности рисования карандашом.
[b]Большое внимание уделяется в нашем ДОУ работе по повышению профессионального уровня педагога.[/b] Бесспорно, что научить ребёнка рисовать и привить ему любовь к искусству и эстетический вкус может только заинтересованный, знающий и разбирающийся в искусстве педагог. Воспитателем ИЗО Тетериной О.А. Проведены такие консультации для педагогов, как: «Игровая мотивация и организация изобразительной художественно-творческой деятельности детей », «Воспитание сенсорной культуры ребёнка. (Форма, цвет, величина)».
[b]Консультация по ознакомлению детей с искусством на тему:[/b] «Художник и его картина», где уделялось внимание знаниям педагогов о видах изобразительных искусств (живопись, графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство.) Отмечалось, что живописью, графикой, архитектурой, декоративно-прикладным искусством дети, как правило, знакомятся на занятиях по рисованию, а со скульптурой на занятиях лепкой. В рамках данной консультации преподаватель ИЗО более подробно остановилась на знакомстве детей с произведениями художников и на способах работы в группах в этом направлении, опираясь на наглядный материал, имеющийся в распоряжении детского сада. Кроме того, педагогам было предложено рассмотреть иллюстрации Ю. Васнецова и составить вопросы, которые необходимо задавать детям при знакомстве с картинами художников (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая живопись) опираясь на выделенные выше задачи, рекомендована литература по данному вопросу.
[b]Следующая консультация для педагогов носит название: « Игра и организация изобразительной художественно-творческой деятельности детей вне занятий».[/b] Во время данной встречи было обращено особое внимание на то, что формирование творческой личности - одна из важных задач на современном этапе и решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей. В процессе рисования, лепки, аппликации, художественного труда ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Еще Аристотель отмечал: «Занятия рисованием способствует разностороннему развитию ребенка». Но самостоятельная изобразительная деятельность требует постоянного направления и ненавязчивого руководства педагогом, поэтому самое первое в успешной организации художественно-творческой деятельности - это ЗНАНИЯ И ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ. В рамках консультации были выдвинуты основные требования к воспитателю и предложены пути успешной организации художественно-творческой деятельности детей в свободное от занятий время, а так же приемы, помогающие заинтересовать детей художественно-творческим процессом.
В кабинете ИЗО можно найти всевозможный материал по ознакомлению детей с искусством. Воспитателем ИЗО Тетериной О.А. собран богатый материал на тему «Композиция в детском рисунке», «Нетрадиционные приёмы изображения».
Эстетичные пособия, изготовленные Оксаной Альбертовной, позволяют детям овладевать: техническими навыками, ориентировкой на листе бумаги и в пространстве, использовать различные изобразительные средства Неслучайно на городском конкурсе «Воспитатель года» в 2007 году, Оксана Альбертовна победила в номинации «Воспитатель-профессионал»..
[u]Дети вместе с родителями постоянно участвуют в выставках:[/u] в 2009году наши дети получили благодарность за участие в международном конкурсе детского рисунка «Христос рождается – славите!», дипломом была награждена работа на выставке «Ёлочка – живая иголочка», «Бумажный мир» и т.д.
[u]Занятия по театрализованной деятельности[/u], правильно оборудованные театральные зоны в группах и хорошо устроенный помост в музыкальном зале позволяют маленьким артистам совершенствовать свой талант и ставить настоящие спектакли совместно со взрослыми. Силами воспитанников и педагогов (Белозёровой Г.И., Червонцевой О.Г, Сапоговой Л.В. и др.) были поставлены: театрализованная композиция «Непослушный огуречик», спектакль «Зимовье зверей», мини-фольклорные спектакли: «Шутки на пол минутки», «Небылицы в лицах» и математический спектакль «В стране волшебных цифр». В этом году педагогический коллектив порадовал детей и родителей постановкой спектакля «Морозко», в котором принимали участие не только воспитанники и педагоги ДОУ, но и родители. Надолго запомнилась зрителям игра актёров. Русская народная сказка заиграла новыми необыкновенными красками. Всех героев играли взрослые, животных дети. Показы таких спектаклей становятся хорошей традицией в нашем ДОУ.
Мир наполнен не только красками, но и звуками, они манят и зовут маленького человека в волшебную страну и от того, кто поведёт его по этой планете, во многом будет зависеть понимание и овладение всеми её секретами. Таких проводников, воспитанники нашего детского сада, нашли в лице музыкальных руководителей Белозёровой Г.И. и Сапогова Л.В. Являясь замечательными музыкантами, педагогами и творческими людьми, Галина Ивановна и Любовь Васильевна не только знакомят детей с музыкой и танцем, но и развивают чувство ритма, учат понимать классическую музыку, видеть в ней неповторимые краски и образы.
Много лет Белозёрова Г.И. приоритетным направлением для своей работы выбрала знакомство дошкольников с традициями и обычаями русской культуры. Музыкальный руководитель считает, что знание прошлого нашей Родины необходимо, оно делает всех людей богаче духом, твёрже характером, сильнее разумом. Народная культура учит уважению к труду, семье, старшему поколению.
[u]Талантливым педагогом разработаны методы, приёмы и способы ознакомления дошкольников с циклическим народным календарём.[/u] Осенью, дети подготовительной группы принимают участие в празднике «Луков день», старших дошкольников ждёт праздник дерева под названием «Рябинники», а малыши с удовольствием танцуют и веселятся, отмечая «Куприянов день - праздник корнеплодов».
Наступила зима - гуляй да присматривайся. Детей в это время знакомят с приметами на определение погоды, кроме новогодних праздников, в нашем детском саду проводятся: «Праздник первого снега», Святочные посиделки и колядки, Крещенские вечёрки, Синичкин день, когда провожают птиц и Сороки когда пернатых встречают. Весело и раздольно все жители «Ручейка» встречают Масленицу, доверяя ей свои горести и печали в виде разноцветных ленточек, дети учатся прощать, любить, верить в лучшее и надеяться.
[b]Бесспорно, что каждая страна уникальна и задача нового поколения - сохранить эту самобытность. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. [/b]
Дошкольный возраст наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большем потенциалом фантазии (который, к сожалению, с возрастом падает), поэтому педагоги нашего ДОУ делают всё возможное для расширения этого потенциала, формирования и совершенствования уникальных детских способностей.
Наша работа по реализации художественно-эстетического направления получила высокую оценку на прошедшей в феврале аттестации.
В планах на будущее: совершенствование и поиск новых методов и приёмов работы по данному направлению. Разработка занятий по театрализованной деятельности и использования её в различных видах деятельности, создание на базе МДОУ минитеатра и т.д.
Все наши специалисты глубоко разделяют мнение, что детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок прирождённый художник, музыкант и поэт. Творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.
Бесспорно, что в большей мере это доступно только тогда, когда ребёнок физически здоров и поэтому следующая номинация «Здоровье».
|