[center][b] «Инновации»[/b][/center]
[center][b]На протяжении нескольких лет приоритетным направлением работы ДОУ является «Взаимодействие с родителями». [/b][/center]
Но, несмотря на углубленное изучение и внедрение в работу детского сада современных форм взаимодействия с семьей, на каком-то этапе мы поняли, что начинаем терять тесную связь с родителями.
Планируя работу с ними через родительские собрания, конференции, консультации, приобщая детей и их семьи к вечным непреходящим ценностям, повышая педагогический уровень родителей, организуя взаимоотношения детей и взрослых, мы стали осознавать, что родители реже приходят на наши встречи, общение с ними становится формальным.
На самом деле у нас общие цели и задачи, мы участники единого воспитательно-образовательного процесса и хотим воспитать гармонично развитую личность. Анализируя ситуацию, мы пришли к выводу, что основными проблемами являются пусть не устаревшие, но все-таки типичные и однообразные формы взаимодействия с родителями, применяемые в работе с семьей; отсутствие активных форм общения, направленных на рефлексию. Сюда же следует отнести занятость родителей, необустроенный быт семьи, материальные трудности, рост асоциальных семей.
К этому моменту нам было предложено внедрить в работу [b]программу духовно-нравственного воспитания «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» как часть эксперимента по формированию единого социокультурного пространства образовательного учреждения.[/b] Согласно социокультурному подходу, воспитание есть творческий процесс взаимодействия детей и взрослых, педагоги и родители детей – важнейшие силы в процессе становления и развития творческой личности ребенка. Другими словами, мы должны были приобщать семью к социокультурным ценностям и категориям (согласно программе «Истоки») на основе использования активных форм воспитания и взаимодействия детей и взрослых. Работу следовало начать с обновления форм педагогического сотрудничества с семьей, что позволило бы нам привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада.
Это способствовало реализации ряда приоритетных задач развития ДОУ (в соответствии с Программой развития ДОУ на 2008-1011 г.г.), а именно:
- Создать условия, способствующие становлению гражданских, патриотических и нравственно-этических основ личности ребенка, духовно-нравственному развитию ребенка; приобщать дошкольников к русской национальной культуре.
- Создать единый социокультурный контекст воспитания и общения в дошкольном учреждении и семье, тесное сотрудничество с семьями воспитанников.
[center][b]В детском саду было принято решение о создании «Семейного клуба», задачами которого стали[/b][/center]:
1. Создание единого пространства «образовательное учреждение – семья».
2. Создание условий для реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».
3. Создание условий для осознания родителями, что они являются носителями культуры и социокультурного опыта.
4. Создание условий для развития и самореализации личности ребенка и родителя.
5. Развитие внутреннего мира ребенка.
6. Воспитание у детей нравственно-этических норм поведения в быту и общественной жизни.
7. Укрепление семьи.
8. Качественное развитие детско-родительских отношений.
В состав [b]«семейного клуба»[/b] вошли родители II младшей группы детского сада.
«Семейный клуб» осуществляет свою деятельность на основе Положения, разработанного Советом ДОУ.
На первом организационном заседании мы познакомили родителей с программой духовно-нравственного воспитания «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте», разработанной в учебном центре г. Вологда и успешно прошедшей апробацию в разных уголках страны.
Духовно-нравственному воспитанию в настоящее время уделяется значительное внимание. Этому свидетельствует [b]«Национальная доктрина образования в Российской Федерации», [/b]в которой подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан…, обладающих высокой нравственностью…». Основа личности ребенка, его духовно-нравственная мотивация формируется в дошкольном возрасте, это самый сензитивный возраст малыша.
Акцент в выступлении делали на то, что программа предполагает формирование у детей системы жизненно важных ценностей, таких как «семья», «Родина», «добро», «забота», «милосердие», «благодарность». Эффективность процесса по формированию ценностей определяется характером взаимодействия детей и взрослых, именно на основе наблюдаемых форм поведения ребенок приобретает первый социокультурный опыт.
Особенностью занятий по программе «Истоки» является помощь родителей в подготовке к занятиям и непосредственное участие в самих занятиях, так как именно родители являются носителями социокультурного опыта. Именно родители, как главные люди для ребенка, должны помочь ему выбрать приоритетные жизненные ценности.
Совместные занятия проводятся 1 раз в месяц. На них дети и родители получают возможность насыщенного, содержательного общения друг с другом: они играют, поют, рисуют, общаются с другими детьми и взрослыми. Программой предусмотрено создание каждым ребенком альбома «Мои истоки». Странички этого альбома – результат совместной художественно-продуктивной деятельности ребенка и взрослого.
В разговоре с родителями мы отказались от назидательного воспитательного тона, пытались донести до них, что, приходя на такие занятия, высказывая свое мнение в ресурсном кругу, делясь впечатлениями, заполняя странички альбома, разучивая стихи и песни, взрослые решают очень важную задачу – полноценно воспитывают своего малыша, формируют у него доверие к окружающему миру.
Программа родителям понравилась, была понята и принята. Совместные занятия с детьми и родителями было решено проводить в рамках деятельности «Семейного клуба».
Все занятия по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» проводятся в соответствии с тематическим планированием. Детальной разработкой конспектов занятий и предварительной работой занимается воспитатель высшей категории, с более чем 25-летним педагогическим стажем, методически грамотный, прекрасный организатор Горковенко Л.К., ей помогают музыкальный руководитель Сапогова Л.В., воспитатель ИЗО Козлова Г.Л. Курирует работу в этом направлении в ДОУ заместитель заведующей по воспитательной работе Смирнова Е.В.
Первое занятие было самым трудным, от него во многом зависело, сможем ли мы создать доверительную обстановку, располагающую к общению. Первый опыт общения оказался позитивным; ресурс успеха, получаемый каждым ребенком на занятии, предотвратил возникновение отчужденности, тревожности, негативизма со стороны родителей. Постепенно, с каждым занятием все смелее и эмоциональнее становились родители, все охотнее принимали участие в подготовке и проведении занятий, предлагали свою помощь, приводили с собой на занятия старшее поколение.
Знакомство с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковых слов родителей. Первое слово, которое дарят ребенку родители, - его имя.[b][i] Тема первого занятия «Любимое имя». [/i][/b]На первом занятии впервые использовали активную форму обучения – ресурсный круг. Он позволяет каждому почувствовать себя членом одной большой семьи, отсюда начинается приобретение всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных навыков.
Ребенок не только слышит ласковое и доброе слово, он сам учиться его произносить, а также понимать неразрывную связь слова и вызвавшего его чувства. [i][b]На следующем занятии «Доброе слово»[/b][/i] дети обращались к своим мамам: «Мое солнышко, мой цветочек, моя звездочка; ласковая, нежная, любимая », произносили эти слова с такой непосредственностью, от чистого сердца, что вызвали у матерей слезы умиления.
Ласковое слово, соединяясь с мелодией, рождает ласковую песню. Первая песня, которую поет ребенку мать, - колыбельная. В ней воплощаются материнская нежность, забота, любовь, надежда, она рождает умиротворение. На занятии «Ласковая песня» звучали колыбельные в исполнении детей, их родителей, воспитателя и музыкального руководителя.
Песня – это часть праздника, выражение общей радости. Социокультурный праздник «Рождество Христово» был проведен в рамках расширенного занятия «Праздничная песня». Родители и дети оказались вовлечены в совместную подготовку к празднику: мамы примеряли на себя роль «ангелов», «пастырей», «елочки», шили костюмы, помогали создавать праздничный интерьер, готовили подарки, вместе с детьми делали елочные игрушки, разучивали рождественские стихи и песенки. К нам присоединились отцы: кто-то доставил к празднику еловые ветки с шишками, а кто-то взял на себя роль чтеца!
После в ресурсном кругу родители произносили слова благодарности всему коллективу детского сада, и говорили об этом совершенно искренне.
Разумеется, это только первый небольшой опыт, но уже он наглядно демонстрирует, что семья – это не просто структурная единица общества, это духовное единение людей, живущих вместе. Мы, педагоги и родители, стали тоже единой семьей, которая заботится, развивает маленького ребенка, который вырастет и станет Гражданином России, способным сохранять и приумножать социокультурный опыт своего Отечества.
[center][u][b]Из сочинений родителей на тему
«Мои первые впечатления о занятиях по программе «Истоки»[/b][/u][/center]
«… [i]Мы познакомились с программой «Истоки». Это новое для нас мероприятие, но очень увлекательное, интересное и познавательное не только для детей, но и для взрослых. Нравится, что присутствуют на занятии и дети и родители, и в этом тесном кругу происходит общение. Истоковедение прививает чувство доброты, уважения, а также знакомит с русской культурой, учит с почтением относиться к нашим традициям[/i]» (Орлова С.Н.)
«…[i]Мы занимаемся по программе «Истоки». Это так замечательно почувствовать себя таким же ребенком, как Полина, и открывать для себя каждый раз что-то новое, получать и отдавать тепло другим людям.
… Ребенок узнает на занятиях историю своей Родины, учится ценить, любить и уважать ее. Говорят, что без прошлого нет будущего, поэтому очень важно, чтобы наши дети знали свои истоки.
…Пусть кто-то скажет, что это трата времени и сил, но зато, какой результат! Ребенок приходит домой и с горящими глазами, захлебываясь от впечатлений, начинает рассказывать бабушке и дедушке, что было на занятии[/i]» (Иванова А.Н.)
«…[i]Мне очень нравится, что на этих занятиях происходит особенное общение с детьми, которого нет в нашей повседневной жизни. Мы все делаем вместе: водим хороводы, читаем стихи, поем песни, играем, участвуем в представлениях.
…особенно мне понравилась занятие «Доброе слово». Детки вспоминали «волшебные» слова, ласково называли своих родных и друзей. Можно подумать, что поиграли и забыли. А вот и нет. Очень часто моя дочка сядет на колени, обнимет и говорит: «Милая моя мамочка, ты мое солнышко. Я тебя очень люблю». И не надо других аргументов, чтобы доказать, что занятия проходят не зря.
Программа «Истоки» дарит нам и нашим детям много добра и любви. Мы, взрослые, учимся вместе с детьми, открываем каждый раз для себя что-то новое. Спасибо[/i]. С уважением, Макарова Е.Ю.»
«…[i]эти занятия несут в себе какой-то необыкновенный свет и тепло, идущие из души каждого человека.
Занятия проходят в праздничной, доброй, теплой обстановке. …На занятиях дети слышат добрые, поучительные слова» [/i](Сизова Н.С.)
«[i]Истоки» очень интересные. Интерес просыпается не только у детей, но и у родителей.
Ребенок полностью окунается в тему «Истоков», переживает все события и эмоционально откликается. Занятия помогают ребенку понять тот мир, в котором он живет» ([/i]Иванова А.В.)
«[i]Мероприятия, связанные с данной программой, дают возможность пообщаться, посмотреть, поучиться, порадоваться! Сама атмосфера занятий – легкая, непринужденная. Я считаю, что данная программа сближает и детей и родителей.
Хочется выразить огромную благодарность педагогическому коллективу детского садика, который занимается таким важным и нужным делом – приобщением молодого поколения к традиционной русской культуре»[/i] (Тищенко Ю.Н.)
«…[i]Вот уже прошло несколько занятий, и я вижу, как мой ребенок изменился. Он познал многое. Стал добрее к животным, научился дружить, почитать старших. Ребенок узнал о нашем прошлом.
Программа очень нравится, и все занятия ждешь с нетерпением[/i]».
(Григорьева О.Е.)
« [i]В настоящее время, когда родители оказались вдруг один на один с персональной ответственностью за судьбу своего ребенка, программа «Истоки» необходима. Эта программа учит общечеловеческим ценностям, которыми являются: Человек, Жизнь, Труд, Любовь, Красота, Мудрость, Вера[/i]» (Осипова Н.В.)
|