Тема: "Для чего нужна Красная книга?"
Цель: Воспитывать доброе, милосердное ответственное отношение к природе, к будущим потомкам, которым необходимо оставить Землю для жизни. Сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.
Ход занятия.
Вос-ль: Дети, что это?
- Это модель Земли. Глобус.
- На земле, много разных стран. Посмотрите, что на глобусе изображено синим цветом?
Дети: Вода.
Вос.: В воде живет многочисленное количество рыб, растений.
А что изображено зеленым цветом?
Дети: Леса.
Вос.: Ребята, на земле очень много разных животных, а лес это дом животных и т.д.
- Есть животные, которые мы видим каждый день. Каких?
- Есть такие, которые живут в лесах родного края. Какие?
- Есть такие которые живут в дальних странах. Какие?
- Есть такие, которых можно увидеть только в зоопарках. Каких?
- Но есть такие, которых на земле осталось очень мало. Их так и называю – редкие животные.
- Почему их называют редкими? (Редко встречаются, люди уничтожают, умерли из-за перемены климата и загрязнения окружающей среды и т.д.)
- Редкие животные и растения охраняются законом. Но люди часто нарушают этот закон. Человек порой бывает очень жесток по отношению к животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей; из шкур тигров и гепардов шьют шубы, из кожи крокодилов шьют обувь и сумки, ремни и портфели, моржей убивают потому что у них съедобное мясо, а из клыков делают красивые сувениры. Постепенно животных остается все меньше и меньше. Задумались люди, как остановить это безумие:
Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они.
На планете мы останемся одни. (Д. Родович)
И вот в 1960-х годах ученые решили издать Красную Книгу. Почему именно Красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись, оглядись, подумай, человек! Подумай о природе. Человек неразрывно связан с растительным и животным миром. Потеря какого-нибудь вида животного или растения ведет за собой разрыв звена в цепочке природных процессов. Исчезает одно - болеет другое – умирает третье.
В Красную Книгу занесены: (показ иллюстраций)
1. Дальневосточный тигр.
2. Снежный барс.
3. Гепард.
4. Зубр.
5. Пятнистый олень – убивают за вкусное мясо, красивую прочную шкуру. Но самое главное у этого оленя – его удивительные рога. Из них делают ценное лекарство – пантокрин.
Наряду с животными, в Красную Книгу занесены и растения, и цветы. Северные орхидеи, лилии, колокольчики.
Я должен над цветами колокольчики.
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица.
И доброе лицо им показать.
В нашем Псковском крае есть много животных, растений, птиц, которые занесены в Красную книгу. Так же в Псковской области есть заповедник (Полистовский, В Бежаницком районе), где охраняются редкие животные, птицы.
- Сегодня на занятии мы создадим свою Красную книгу Псковской области. Мы будем охранять и других предупреждать, что эти животные, растения и птицы находятся под охраной.
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком человек!
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!» (Е.Шкловский)
Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умными и добрыми ко всему окружающему нас.
|