7 февраля 2009
Методика проведения Дня рождения 4-хлетнего ребёнка в детском саду по программе «Дом радости».
В первую минуту появления именинника в группе, воспитатель поздравляет его с Днём рождения - «Здравствуй, поздравляю тебя с днём рождения! Расти большой и здоровенький. Желаю тебе хороших друзей, а маме желаю, чтобы вырос заботливый сыночек!».- Затем приглашает его родителей прийти на праздник к ребёнку во второй половине дня. В этот праздничный день именинника необходимо оберегать от конфликтных ситуаций. Если долго моется, часто последний, то предложить ему умываться первым. Если плохо ест, помочь ему и шепнуть: «Ты сегодня праздничный, съешь 2 ложечки и уноси тарелочку». Если медленно одевается, то напомнить, что надо надевать и помочь, правильно надеть колготки, обувь. На прогулке необходимо договориться с детьми, чем же можно порадовать именинника (что можно хорошего пожелать, кто может прочесть стихотворение), разговор нужно вести тихо как «секрет». После дневного сна первого надо поднять именинника: - «Пора вставать! Добрый день, Алёшенька! Сейчас праздник устроим, ведь сегодня твой День рождения»- Когда все дети оденутся, в группе организовать хоровод «Как на Алёшин День рожденья испекли мы каравай». Ребёнок, которого выберет Алёша, выйдет в круг, встанет против именинника и прочтёт ему стихотворение (если присутствуют родители, то стоят тут же в кругу). Хоровод проиграть примерно три раза. Выступают, например, 10 человек. Дети читают стихи, потешки, поют песенки, которые знают. Второй хоровод – «Как … угощенье, лю-ли-лю-ли», который играли для Мишки. Спели хоровод, и ещё несколько ребят прочитают стихотворения. Во время полдника столы празднично сервированы, на каждом – красивое растение. Место именинника должно быть особо отмечено: накрыта цветная салфеточка, цветы в вазе или цветущее в горшке, рядом с тарелкой – игрушка-самоделка, сделанная воспитателем от группы. После полдника «виновнику» праздника вручается тарелка с конфетами. Воспитателю необходимо показать, как её держать и как надо угощать. Сначала воспитатель предлагает имениннику подойти и каждому сказать: - «Угощайся, пожалуйста». Тот, кого угощают, говорит: - «Поздравляю тебя с днём рождения! Желаю тебе…(говорит что-нибудь хорошее: не болей, дружи с ребятами, будь добрым и т.п.)». Первыми воспитатель предлагает имениннику угостить взрослых – старших, а потом и ребят. Взрослые сначала говорят пожелания, поздравления имениннику, а потом уже берут конфетку. Говорить надо громко, чтобы дети слышали образец речи-поздравления. Если ребёнок угостил только няню и воспитателя, то воспитатель должен подсказать имениннику, чтобы он угостил и детей. Дети берут по одной конфетке (печенью), и каждый говорит своё пожелание. Всё это время дети сидят за столом, свободно разговаривая. Задача воспитателя – помочь детям увидеть праздник. Этому способствует подбор слов, интонация, мимика: - «Какой сегодня добрый день, радостный, потому что праздник! Стол няня накрыла красиво! Цветущие растения на столах, чистые салфетки, родители в гости пришли. Всё сделали, чтобы имениннику … было приятно. Праздник – для Алёши. А вы что приятное сделали? – да, стихи читали, хоровод водили! Мама Алёши позаботилась, чтобы он мог каждого угостить: приготовила полную тарелку конфет. Будем ещё раз хоровод водить». Воспитатель приглашает Алёшиных родителей в хоровод. Весёлый будет праздник. Папа может с детьми провести игру: побегать, половить мяч, подбрасывать всех детей к потолку. Это ощущение испытали не все дети, особенно те, у кого нет отца. Мама, если владеет музыкальным инструментом, то может сыграть для детей, спеть и т.д. семья может оставить на память группе новую игру, книгу, которую именинник любит, хочет, чтобы она понравилась всем детям. Итак, первых День рождения – это обучение тому, как надо угощаться: брать по одной конфетке с тарелки своей рукой, а не выдавать или раздавать; при этом именинник говорит: -«Угощайся, пожалуйста». А дети в ответ: - «Спасибо». С каждым следующим Днём рождения надо давать детям большую самостоятельность, направляя праздник вопросами: - «Что празднуем? Что вы подарите?». Сажать именинника всегда с узкой стороны стола (в центре стола). В этот день во всех играх именинник всегда идёт первым, сам выбирает вид игры, во всём имеет преимущество. Главное – предупреждать конфликты, обиды и ссоры, чтобы настроение именинника весь день было добрым, радостным, праздничным! Методика проведения Дня рождения пятилетнего ребёнка в детском саду по программе «Дом радости». Праздник в средней группе, также как и во второй младшей группе начинается с утра. Ребёнка и родителей необходимо поздравить и предложить выбрать, в какую игру будет играть, или назвать того, кто будет выбирать из ребят игру. А во вторую половину дня – праздник. Вторая половина дня. Воспитатель говорит: -«Собираемся на праздник. Причешитесь, застегнитесь, гости всегда бывают нарядными. А самое нарядное, когда всё аккуратно. На чём хочешь, Алеша ехать на свой праздник?» В группе, пока дети спали, столы поставьте буквой «Т». Там, где короткая палочка, верхняя в букве Т, в центре – место новорожденного, а слева и справа по одному стулу с короткой стороны стола для его друзей, которых он пригласит, то есть всего двое человек. Потом все рассаживаются за ленточный стол – палка буквы Т. Красивое растение или букет украсит стол именинника. Около его места стоят две тарелки с его угощениями – конфеты и печенье или что есть. Рядом на столе лежит маленький подарок, который дарит детский сад или родители от родительского комитета. Надо, чтобы были одинаковые подарки для всех мальчиков и всех девочек, и сами уже таких игрушек не покупали: маленькую машинку или маленькую куколку. Из расчёта, что все игрушки дети опять принесут в детский сад и будут использовать в игре. На остальных столах тоже стоят украшения, но поменьше. Нужен ритуал. И какая бы ни была на сегодня спланирована форма работы, всё подчиняется Дню рождения. А эту форму работы проведете в любой дождливый или морозный день, когда не удастся гулять. Воспитатель (обращаясь к детям): -« Сегодня у нас праздничный стол. За стол будет приглашать Алеша. Алеша будет сам угощать. Но давайте договоримся, когда удобнее угощать. Сейчас удобно, если Алеша возьмёт тарелку и начнёт угощать? (Нет). Лучше мы пополдничаем, а потом Алеша будет угощать. А как вы считаете, вежливо будет, если кто-то пойдет и возьмёт конфетку из тарелки? (Нет). Если ты угощаешь конфеткой, то и поздравить надо, пожелать что-нибудь приятное. А чтобы Алеше было приятно, будем читать стихи и петь хороводы: «Как на Алёшин день рождения…» Алеша благодарит каждого за прочитанное стихотворение и приглашает своих друзей мыться. Интересно пронаблюдать, кого же в конце концов именинник позовёт с собой. Часто в средней группе ребёнок оказывается неустойчив к выбору: утром назовёт одних друзей, а вечером могут оказаться другие. Неустойчивость может быть вызвана заманчивостью (обещанием жвачки или т.п.), т.е. меркантильным, а не дружеским отношением. Конечно, много определяется тем, насколько Вы знаете друзей именинника. Тогда можно содействовать устойчивости выбора в течение дня. Он и его друзья первые моются, придумывают игру, все подключаются к ним. Воспитатель: -«Алёша, ты сегодня распоряжайся. Есть такое правило: за тем столом, где сидит именинник, сидят самые лучшие его друзья. Вот за твой стол могут сесть двое. Остальных ты пригласишь за общий стол и поможешь найти место. Теперь подумай. Кого ты пригласишь за свой стол, и как ты будешь приглашать за общий стол». Усаживаются все на полдник. Будут ссориться, толкаться, место-то ни у кого нет. Вам интересно понаблюдать, как приглашает, как кто-то напрашивается «меня», давайте свободу выбора. Все едят. Между собой дети разговаривают, а Вы с няней тоже за этим столом сидите и ведёте разговор в полголоса: - «Красивый стол получился. Как сегодня отгадали, что день рождения – булочки испекли, запеканку сделали. Красиво на столе». Кто-то закончил есть, именинник должен поторопиться, чтобы не ждать другим. Когда большинство съест, можно угощать. Понаблюдайте, как он угощает: правильно ли несёт тарелку, вежливо ли предлагает: «Угощайся, пожалуйста» - так он должен сказать каждому. Как отвечают ему те, кого он угостил: «Спасибо, поздравляю тебя с праздником… Желаю тебе много друзей», находят ли разные выражения. Догадается ли он сам угостить няню и Вас. То есть, насколько он самостоятельно действует, ведь опыт был в младшей группе. Введите новую праздничную игру: по секрету заранее договоритесь с новорожденным о правилах игры. Поставьте стол, на котором разложите предметы: два, которых будут обозначать «глаза»; один, который будет обозначать нос; и один, который будет обозначать «рот». В качестве предметов используйте для глаз кубики разного цвета, нос – из кирпичика желтого цвета, а рот – красного цвета. Воспитатель говорит: -« Ты будешь отгадывать тот предмет, который мы выбрали. А чтобы ты не ошибся, я тебе буду подсказывать – посмотри, как лежат предметы – это два глаза, это нос, а это рот. (Он стоит рядом). Вот если я так дотронусь (дотрагивается до глаз). Это глаз (левый). Воспитатель: « Давай попробуем. Какой я задумала предмет (дотрагиваетесь до носа). Воспитатель: -«Алёша стал большим, ему исполнилось 5 лет. Он теперь всё может отгадать, что мы задали. Давайте сядем в кружок. Иди из комнаты. Мы загадаем без тебя. Вот такие я положила предметы». Дети не поймут, что они так расположены. В.: Какой загадаем? Давайте вот этот (показывает на нос). Вы все запомнили? Сейчас спросим. Иди, Алеша. Пришёл, встал рядом с Вами. Вы смотрите на Алешу, поглаживает нос, будто нос чешется. Воспитатель: -«Какой предмет задумали? (перестаёт трогать нос). Отгадай. (он показывает.) Отгадал. (Дети удивлены.) Давайте ещё раз. Теперь какой? Дети кричат, спорят, все договорились. Воспитатель: -«Иди Алеша». Вы как бы мимоходом дотрагиваетесь до губ. Воспитатель: -«Это очень просто отгадать. Кто хочет? Садись, Алёша». Посадите рядом, чтобы не видел. Договорились. И так же дотрагивается до лица, но у этого ребёнка не получается. В.: Ну, это может только Алёша, потому что у него День рождения сегодня. Эту игру потом будут все знать, но интерес не пропадёт. Приходят родители новорожденного и радуют детей каким-то сюрпризом. Они потом уходят домой. На следующий день во время прогулки обязательно поговорите с новорожденным. Воспитатель спрашивает: -«Кого ты пригласил за стол? Это твои друзья? Почему ты считаешь, что друзья?» Интересно, как ответит. Важно понять, как понимает слова «дружба», «друзья». Если были ошибки в поведении, например, забыл кого-то, сам раздал конфеты. Воспитатель: «Хорошо ли ты угощал? Как шло?». Потом проведите разговоры с детьми: -«Тебе понравился Алешин день рождения? Чем? Что ты ему пожелала? А рядом за столом кто сидел? А что он пожелал Алеше?». - (если разные пожелали) Видишь, как приятно… (если одинаковые пожелали) Надо другие слова находить. Почему разными словами надо желать? Потому что очень разного надо, чтобы Алеша был здоров. Тогда только ему и будет хорошо! Если выбирают друзей не нравственно, тогда поговорить об этом. Методика проведения Дня рождения шестилетнего ребёнка в детском саду по программе «Дом радости». Ребёнок в старшей группе стал более самостоятельным. Самостоятельным не только в действиях, но и в суждениях. И сейчас просто необходимо уважать эту самостоятельность. Но наше уважение не даст ребёнку полной самостоятельности. Ребёнок всё равно чувствует себя зависимым от взрослого. Дети должны уметь уважать друг друга. Задача воспитателя – создать такую атмосферу в группе, чтобы у детей не было конфликтов. В этом возрасте у детей начинают складываться особые симпатии, в определённой занятости они находят друг друга. Очень полезно было бы эти симпатии поддержать не только в группе. Следует предложить родителям устроить дома праздник – День рождения ребёнка. Он приглашает гостей, печёт печенье, сервирует стол, делает салаты. Укажем основные вехи разговора с родителями о праздновании Дня рождения в семье. - Решить вопрос о том, сколько детей можно пригласить (10 или меньше, но не больше). Лучше разрешить ребёнку пригласить тех, кого он чаще всего называет дома. Это общение с товарищами расширит возможности ребёнка, будет воздействовать на освоение умений строить взаимодействия со сверстниками и вести себя в разной обстановке. Подготовить комнату для детей, раздвинуть большой стол, посадить каждого удобно. В русском доме принято угощать, но нужна ли детям обильная, плотная еда? Не это главное. Стол должен привлекать необычностью сервировки и блюд. Здесь, конечно, хорошо фигурное печенье, всякие булочки, мелкие сухарики к чаю. Навряд ли нужен лимонад, но может быть домашний морс, напиток, который будет красиво выглядеть, налитый в фужеры. Дети пьют через трубочку. - Если собравшиеся дети учатся играть на фортепиано, то они могут поиграть, а если нет таких детей, то подготовить записи магнитофона, доступные детям. - Необходимы сюрпризы. Они должны быть очень простыми, доступными для родителей, и в то же время каждый может получить награду (значок, ленточка, шарик и т.д.). -Хорошо украсить комнату портретами литературных героев: Мальвина, Буратино, Незнайка и т.д. можно посоветовать новогодние игры, например, ту, которую описали в прошлом году, - отгадать предмет, положенный на определённом месте, когда все вместе предметы изображают часть лица. - Возможно переодевание в сказочные персонажи. Папа вышел в белом халате. Дети решили, что это Айболит, а папа сказал, что он из стихотворения Маяковского. Читает стихи, а дети отгадывают. - Дать возможность поиграть в игрушки: конструкторы, настольные игры. Общая длительность такого праздника – час-полтора. Родители, как правило, приходят за детьми к этому времени. Подарки можно делать, но только своими руками и вместе с родителями. Купленных подарков не должно быть! Это может быть выжиганием, поделки из бумаги. Этими же игрушками дети могут потом поиграть. Праздник в семье не отменяет праздника в детском саду. День рождения каждого ребёнка празднуется так же, как и в средней группе. Методика проведения Дня рождения семилетнего ребёнка в детском саду по программе «Дом радости». Как и в предыдущих группах, воспитатель должен воспринимать День рождения ребёнка как очень значимый в жизни человека. Но в этом году праздник наполняется новым смыслом, так как, пожалуй, ни один праздник, как этот, не ставит ребёнка в двойную позицию – сначала тебе делают приятное и ты даже имеешь право на каприз, чтобы тебе уступали и делали, как ты любишь. Но и ты на таком же празднике, но уже у товарища, перейдёшь в роль подчинённого, обязанного удовлетворять, считаться с интересами именинника. Это игра, в которой должны быть правила и ритуалы. Благодаря ей, ребёнок откроет следующее: «Когда мне подчиняются, я не должен потерять чувство собственного достоинства и превратиться в человека, не умеющего дать адекватную самооценку. Но и, подчиняясь другому имениннику, я тоже должен сохранить чувство собственного достоинства и при этом обязательно испытать удовольствие от возможности кого-то порадовать!». А велики ли у ребёнка возможности радовать другого?! Очень малы… Все разговоры о хорошем поведении, о манерах требуют больших усилий. А вот День рождения – тот момент, когда сама форма, придуманная обществом, позволяет учиться успешно радовать и радоваться. Подарок – это форма выражения своего отношения к имениннику. Но какой же он может быть по содержанию? Если купленный родителями, то тогда всё определяется «кошельком» взрослых, а ребёнок лишь передатчик материальных ценностей. Подарок – это нравственный поступок. А не экономический! У детей нет денег. Они не могут покупать. Им доступно выражение приветствия, поздравления лишь разными формами обозначения отношений – симпатией, нежностью, активным участием в тех играх, которые предлагаются именинником, и теми поделками, которые создаются их руками или головой (новая сочинённая загадка, красиво прочитанное стихотворение, нарисованный рисунок и т.д.). Поэтому они должны быть сделаны взрослыми вместе с ребёнком, его руками – тогда подарок получается качественным. Но, кроме того, такая же совместно решаемая задача очень сближает родителей и детей, потому что они вместе делают то, что порадует. Вот тогда и получится День рождения! Родители могут поддержать эмоциональный настрой вкусным угощением (это наша российская традиция), лучше всего сделанная руками домочадцев. Хорошо, если уже и сам именинник участвует в приготовлении угощения, например, печенья. В день рождения ребёнка праздник в группе для него начинается уже с утра, но в первую смену содержание программы выполняется полностью. А план вечерней работы подчиняется празднованию этой даты. Невыполненные программные задачи во вторую половину дня можно выполнить в период дождливых и морозных дней. Когда время прогулки ограничено. Необходимо продолжать соблюдать традицию, заложенную в старшей группе. В семью приглашать столько детей, чтобы с именинником вместе их было столько же, сколько исполняется лет жизни. Значит, шесть человек. Какой же воспитательные эффект может принести участие ребёнка в празднике, как в роли «хозяина» праздника, так и «гостя»? При этом надо помнить, что любая ситуация выбора таит в себе и достоинства, и недостатки. Тот, кого выбрали, испытывает радость, а не попавший в список приглашённых, может почувствовать себя обиженным. Поэтому форма выбора должна контролироваться воспитателями, предупреждая негативные последствия. Вот несколько советов, которые помогут предупредить конфликтность ситуаций, связанных с данным праздником. Первый совет: число приглашённых не может быть одинаковым, так как материальные и жилищные возможности родителей разные, да и у новорождённого, даже при полном достатке семьи, разная амплитуда общения. У общительного ребёнка – желание всех пригласить, а у замкнутого и двух не набрать как друзей. Поэтому одного Вы будете уговаривать сократить число гостей, а другому советовать, кого бы он ещё мог пригласить. И всё-таки есть дети, кого реже всех приглашали. Тогда надо выбрать такого именинника, у которого жалостливый характер, кто умеет переживать за огорчение другого, да и мама терпимая. В.: А может ты пригласишь (называете имя)? Вот у Тани был день рождения, а его не пригласили… И у Юры был день рождения, его тоже не пригласили… А ты сам уже сколько раз был (называет). Вот как много… Так может быть, ты его пригласишь?! Второй совет: важно предупредить тщеславие и нескромность поведения ребёнка, желание прославиться и показать, что он лучше, чем другой. Данные факты особенно ярко проявляются тогда, когда ребёнок индивидуально занимается иностранным языком или игре на музыкальном инструменте, и им внушается мысль об избранности победителя соревнования, конкурса. Предупреждению такого поведения может послужить такой разговор, который подготовит ребёнка принять на себя роль гостя. Важно, чтобы он понял, гость старается порадовать именинника, а не похвалиться своими умениями. Когда папа с мамой говорят: «Покажи, сыграй…», то есть похвастайся своими умениями. И он слышит одну задачу. А когда Вы говорите: «Что ты умеешь, то этим порадуешь»! Задача звучит – покажи, если умеешь, порадуй своими умениями! Если Вы убедите ребёнка, тогда он будет себя так вести. Третий совет: родителям раскройте разницу игры, исполнения ролей ребёнком на дне рождения, и на иных торжествах в детском саду и в доме. К детским утренникам взрослый обязан каждого воспитанника подготовить на пределе его возможностей, т.е. все умения, самые сильные стороны его должны быть стимулированы. А у праздника Дня рождения – другое назначение. Оказывается, гостям предписывается законами ритуала, выработанными каждым народом, делать то, что порадует, развеселит виновника праздника, и запрещается совершать поступки, которые могут его огорчить. Здесь дело уже не столько в том, что будешь выражать своё отношение выполнением каких-то деятельностей на пределе своих возможностей. Главный результат исполнение гостем своей роли другой – испытал ли радость хозяин праздника от того, чтобы было мною задумано и для него продемонстрировано?! И здесь ребёнок должен решить совершенно иную задачу: ему необходимо приспособиться к герою торжества, смиряя свою гордыню, ибо иное поведение окажется тому неприятным. Ребёнок – гость из подготовительной группы в этом году должен открыть для себя механизм, «пружинку» данного праздника: он играет, и я играю. Нужно ли мне стараться сыграть лучше, чем он? Нет, я как гость и должен сыграть так, чтобы ему понравилось. Может быть, возможностей у меня больше чем у него, я сыграю более трудную пьесу. Но беру её не для того, чтобы поразить, а для того, чтобы его порадовать этой музыкой.
Архив |