182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 19» «Ласточка»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИКА И ОПЫТ /  
7 ноября 2018

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: Экспериментально – исследовательская деятельность «Воздушные фантазии» (Маркевич О.В.)

Тема занятия: «Воздушные фантазия»

Длительность занятия – 30 минут

Цель: Формирование первичных представлений детей о воздухе через познавательно – исследовательскую, экспериментальную и игровую деятельность.

Направление: познавательно- исследовательская деятельность.

Интеграция образовательных областей:

- речевое развитие,

- познавательное развитие,

- физическое развитие,

- социально – коммуникативное.

Образовательные технологии:

- информационно – коммуникативная

- технология исследовательской деятельности

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с профессией ученого- исследователя;

- Закреплять навыки исследовательской деятельности: умение выявлять свойства и качества воздуха через проведение опытов.

Развивающие:

Развивать

-навыки проведения опыта, свободное общение с взрослыми и детьми;

-познавательную активность, логическое мышление;

- связную грамматически правильную речь.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, умение аргументировать свой ответ;

- интерес к окружающему миру;

- формировать осознанное отношение к своему здоровью;

-Закреплять правила безопасности при проведении опытов.

Предварительная работа:

Оборудование: воздушные шары, цветные полоски, вертушки, стаканы, тру-бочки, пакеты, ведро 2 шт., зубочистки, таз 2 шт., бутылка пустая, термос, све-ча, блюдце, баночки с чесноком и апельсином.

Методы, приемы, формы:

Словесный: (загадка, беседа, объяснения, рассказ, вопросы.)

Практический: опыты, эксперимент.

Игровые: игровая ситуация, загадка, игра.

Ход занятия

Воспитатель: Я очень рада прийти к вам в детский сад и увидеть здесь столько замечательных ребятишек. Но я пришла не пустыми руками, а со своим хоро-шем настроением (шарик) и я хочу подарить его вам, и конечно же с вами по-знакомиться. Для этого нам надо встать в круг, передавать шарик по кругу и называть свое имя.

Воспитатель: (обращаясь к детям)

Мы сегодня поиграем?

Дети: Да, поиграем.

Воспитатель: мы сегодня почитаем?

Дети: Да, почитаем.

Воспитатель: Заниматься тоже будем?

Дети: Будем

Воспитатель: Помечтать мы не забудем?

Дети: Нет, не забудем.

Воспитатель: А потом мы погуляем

Дети: Да, погуляем.

Воспитатель: Пошутить мы не забудем?

Дети: Нет, не забудем.

Воспитатель: И дружить мы крепче будем?

Дети: Будем.

Воспитатель не заметно лопает шарик.

Вы видели? Как лопнул этот воздушный шарик! Так громко, что даже уши за-ложило! Интересно, откуда этот звук взялся?

Ребята как вы думаете?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Слушайте мою загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

Он нам нужен, чтоб дышать.

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час

Но не видим он для нас!

Дети: Воздух.

Воспитатель: Правильно, это воздух.

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А как называют людей, которые проводят опыты?

Дети: Ответы детей (Ученые- исследователи)

Вы знаете, кто такие ученые- исследователи. (Проводят опыты, эксперименты, делают новые открытия).

А вы не хотите побыть учеными-исследователями?

И проводить настоящие опыты.

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Нам предстоит трудная задача: Узнать, что такое воздух, как его обнаружить, какими свойствами он обладает. Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

Прежде чем начать опыты, нам необходимо знать правила поведения. Какие правила вы знаете?

Ответы детей: (Нельзя громко кричать, нельзя портить оборудование лабора-тории, внимательно слушать, смотреть и думать).

Воспитатель: Сначала посмотри, потом повтори.

Воспитатель: А теперь давайте пройдем к нашим рабочим местам.

Подходим к первому столу.

Опыт №1

Посмотрите вокруг, кто видит воздух? (Спрашивает детей). Ты, (имя ребенка) его видишь? А ты? (имя ребенка)

Ответы детей:

Воспитатель: (На столе лежит полоска бумаги, воздушный шарик, вертушка.) Дети как с помощью этих предметов мы можем обнаружить воздух? Воздух не видим. Как же нам его обнаружить?

Дети: Ответы детей.

Дети делают вывод, воспитатель подводит итог:

Вывод: Воздух невидим, но его можно обнаружить.

(Подходим к другому столу)

Опыт №2

Воспитатель: (На столе стоят стаканчики с водой и трубочки). Ребята, как вы ду-маете, как с помощью этих предметов мы можем доказать, что внутри нас нахо-дится воздух? .

Творчество детей: воспитатель дает возможность, детям самостоятельно ис-пользуя подготовленные предметы проделать опыт.

Что вы наблюдаете? (Пузырьки воздуха)

Что это доказывает?

Ответы детей:

Воспитатель: (что мы вдыхаем воздух).

Вывод: Мы дышим воздухом, воздух находится внутри нас.

Воспитатель: Ребята, а как воздух попадает к нам?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Конечно через нос. Все люди дышат через нос. Ребята, а покажи-те мне, как дышат ваши носики.

Дети дышат, вдыхая и выдыхая носом.

Воспитатель: Ребята, а вы можете не дышать? Давайте попробуем.

Я знаю одну игру. Водолаз называется, поиграем?

Кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой. Для этого нам нужно зажать нос руками и еще крепче сжать губы. Дети делают вдох, затем присе-дают (погружаются) и сидят на корточках кто, сколько сможет без воздуха. Кто не сможет дольше просидеть «всплывают» - встают.

Дети играют с воспитателем. Воспитатель первый сдается. Все, я не могу, голо-ва закружилась.

Воспитатель: Ребята, а что мы можем сказать по этому поводу?

Дети: Человек не может жить без воздуха. (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а какого цвета воздух?

Дети: Прозрачный.

Дети: ответы детей. Потому что сквозь него мы видим другие предметы и како-го они цвета.

Вывод: делают дети, воспитатель подводит итог;(Воздух прозрачный).

Опыт№3 ( На столах лежат пакеты.)

Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым.

Воспитатель: Пакет стал похож на подушку, потому что воздух занял все про-странство пакета.

Почему? Дети делают вывод: он заполнен воздухом, но мы его не видим.

А как мы его можем почувствовать?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, если сжимать пакет руками, он стал упругий. А если сделать в пакете дырочку, то мы его почувствуем.

Вывод: воздух можно почувствовать.

Дети делают вывод воспитатель подводит итог.

Проходим к следующему столу

Опыт №4

Воспитатель: как вы думаете что можно сделатьчтобы полоска бумаги не намокла??? Нужно на дно стакана приклеить полоску бумаги, стакан перевер-нуть горлышком вниз и резко опустить в воду.

Потрогайте бумагу, она намокла?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему?

Дети: Ответы детей.

Вывод: Воздух остался в стакане и не дал воде подняться и намочить бумагу.

Воспитатель: Ребята давайте отдохнем.

Мы работали, устали.

Воздух дружно изучали.

А теперь пришла пора,

Отдохнуть нам детвора.

Встали, дружно подтянулись,

И друг другу улыбнулись.

Шаг вперед и шаг назад-

Будь такой минутке рад.

Мы присели, тихо встали,

И немножко поскакали.

Подышали глубоко

Стало нам легко, легко.

Мы подтянемся, пройдемся,

И на место вновь вернемся.

Опыт №5

Воспитатель: вы сейчас чувствуете, какой- нибудь запах?

Ответы детей.

Воспитатель незаметно берет корочку с апельсином и подносит к детям. Чем пахнем?

Дети: апельсином.

Воспитатель берет зубчик чеснока. Чем пахнет?

Дети: Чесноком.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Правильно, запах передается по воздуху.

Вывод: Воздух запаха не имеет, но он нам передает его.

Опыт№6

Воспитатель: показывает следующий опыт.

(Пустой воздушный шарик и пластмассовая бутылка). Шарик надеваем на гор-лышко бутылки и держим ее в горячей воде- что вы видите? Шар надувается. Как вы думаете, почему он надулся?

Дети: Рассуждения детей.

Воспитатель: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается. А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы шар сдулся?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Правильно, бутылку надо поставить в холодную воду. Что про-исходит с шариком? Правильно, он сдувается.

Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика – сдувается.

Теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Ребята такое явление мы с вами наблюдаем каждый год в нашем городе. Как вы думаете, где это происходит?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: правильно это праздник Воздухоплавание.

Вывод: При нагревании воздух расширяется и поднимается вверх, а при охла-ждении он сжимается и опускается вниз.

Опыт№7

Воспитатель: Ребята подойдите к следующему столу. Что это? (показывает све-чу)

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: (зажигаем свечу. Она горит. Над пламенем, свечи держим, чистое блюдце показываем детям.)

Воспитатель: Что стало с блюдцем? Почему?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Гарь и копоть от сгорающей свечи попадает в воздух, а мы с ва-ми этим воздухом дышим.

Полезно ли это для нашего здоровья?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Чтобы очистить воздух в комнате, группе, что нужно сделать?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: А воздух на улицах нашего города чистый?

Что загрязняет его?

Дети: (ответы детей) (заводы, машины)

Воспитатель: Как, же быть? Ведь без заводов и машин нам не обойтись?

Вывод: Надо ставить фильтры на трубы, сажать деревья. А дома полезно иметь комнатные растения- они очищают воздух. Дети делают вывод: Нужно беречь окружающую природу.

Воспитатель подводит итог.

Воспитатель: Ну, вот и подошли к концу наши опыты. Давайте расскажем, что мы сегодня узнали.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята кем мы сегодня с вами были?

Что мы с вами делали?

Какого цвета воздух?

Имеет ли воздух запах?

Как мы можем его почувствовать?

Что происходит с воздухом при нагревании?

Что происходит с воздухом при охлаждении?

Вам понравилось сегодня быть учеными- исследователями?

Воспитатель: «Уважаемые ученые- исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь»

А я, как и обещала, дарю вам хорошее настроение, что бы оно оставалось с вами на долго! ( Воспитатель дарит детям воздушные шары).

И приглашаю вас на прогулку, где вы самостоятельно можете использовать полученные знания и исследовать воздух!



Архив
наши успехи
    Поздравляем с Дипломом Орехова Владислава

    Поздравляем Василенко Вячеслава с Дипломом за II место

    Поздравляем Магарамову Амину с Дипломом за I место

    Поздравляем Бунделева Женю с Дипломом за II место

    Поздравляем Марченкову Ирину Михайловну с Дипломом за I место

    Поздравляем Давыдову Арину с Дипломом за III место

    Поздравляем Григорьева Женю с Дипломом за II место

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.