14 октября 2013
Конспект НОД
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЛЕСЕНКА ТРУДА" воспитатель Зуева Ольга Алексеевна МБДОУ Детский сад № 24 подготовительная к школе группа Цели и задачи: - знакомить детей с трудом взрослых по¬средством лесенки труда, расширять знания детей о компонентах трудового процесса. -учить задуманное доводить до нужного результата. - способствовать обогащению словар¬ного запаса детей (лён-долгунец, мять, трепать, чесать, прядильный и ткацкий станок, сверловщик, шлифовальщик, слесарь-сборщик, тянульная машина для карамели, котло-ван, фундамент, гудрон.); - научить точно и правильно формулировать свои мысли, используя сложные рас¬пространённые предложения. Материал: картины людей разных профессий, лесенка труда, таблицы, схемы. Содержание: Воспитатель: -Ребята, сегодня Незнайка хочет вместе с нами поговорить о людях разных профессий. Садись поудобнее, Незнайка. Посмотри, какие дети сегодня нарядные, аккуратные. Видимо много людей позаботились о том, чтобы Вы были такие красивые! - Как вы думаете, ЛЮДИ, КАКИХ ПРОФЕССИЙ ПОЗАБОТИЛИСЬ О ВАС? Дети: Обо мне позаботились швея, прачка, гладильщица, сапожник. В.: Вы правильно назвали профессии людей, которые о вас позаботились, но только ли они сделали Ваши рубашки и платья такими красивыми? Давайте вспомним рассказ К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Незнайка:- Рубашки разве в поле растут? Я ни разу не видел такого поля. В: Нет, конечно, Незнайка, рубашку в поле ты не увидишь. А в полях России вы¬ращивают лен. И в нашей Псковской области выращивают лен. Он называется лен- долгунец. Выращивают много льна, чтобы всем хватило на рубашки. (Воспитатель рассказывает, показывая на схему) Задумали вырастить лен (нижний кружок, около него цветочек). Взяли землю, разрыхлили ее и положили в нее семя. (Рисуется полоска земли и точки - семена). Какие же нужны инструменты, чтобы землю разрыхлить и семя посеять? (Трактор, сеялки - условно изобразить). Потом делаем по порядку: пропололи, подкормили удобрениями и вырос лен (пятый кружок, около него цветок). А зачем же нужен лен? Да, чтобы сделать нитки. (Нарисовать рядом с первой лесенкой такую же, около нижнего кружка - катушка ниток. -Так что же взяли? (Лен). Провести стрелочку от пятого верхнего кружка к второму кружку второй лесенки -Что же такое лен на этой лесенке? - Материал. В.: А что надо сделать, чтобы нитки получить? - Трепать, мять, чесать. В.: Для этого нужны разные машины. Делали все по порядку, на прядильных станках сделали нитки (рисуется пятый кружок, около него катушка ниток). В.: А кому же нужны нитки? Что из ниток делают? - Ткань. В.: Задумала ткачиха сделать ткань (рисуется нижний кружок, около него квадратик, изображающий ткань), взяла нитки. Откуда же их взяла? Пря-дильщица сделала (от второй лесенки пятого кружка ведется стрелочка к второму кружку третьей лесенки и т.д.). Ткачиха на ткацком станке сделала ткань. Она тоже делала все по порядку: аккуратно, умело. А кому же нужна ткань, что из ткани делают? - Шьют рубашки, платья. В.: Задумала портниха сшить рубашку. Взяла материал - ткань. Использовала все необходимые инструменты : сантиметр, мел, ножницы, иголку, нитки, на¬персток, швейную машинку. Все сделала по порядку: обмеряла, раскраивала, сметывала, прошивала на машинке. Рубашка получилась на славу. Много людей потрудилось над рубашкой. Смотрите, дети, как хорошо придумали взрослые: они разделили большую работу между несколькими людьми. У каждого человека свой результат труда. А все вместе они создают общий результат. Вот видишь Незнайка, как рубашка в поле выросла. Вот как много умелых людей позаботились о Вас. Поэтому я надеюсь, что Вы будете бережно относиться труду людей. Физкульминутка: Мы руками хлоп-хлоп, мы ногами топ-топ, Мы плечами чик-чик, Мы глазами миг-миг, Раз – сюда, два- сюда, Повернись вокруг себя, раз – присели, два – привстали, Руки кверху мы подняли, Отдохнули, посвежели, И на место тихо сели! Детям предлагают подойти к стенду с таблицей. В.: Посмотрите, ребята. Незнайка дал Медведю, Волку, Зайцу и Лисе какие-то поручения. Давайте посмотрим на лесенки. Что они нам могут рассказать про этих зверей? Дети: Как они трудились. В.: Правильно. Об этом мы сейчас и узнаем. Медведя Незнайка попросил сделать то, на чём удобно отдыхать. Медведь сначала задумал то, на чём удобно отдыхать - правильно он начал трудиться? Дети: правильно. В.: Делал он всё по порядку и сделал табуретку! А Незнайка остался недово-лен. Дети: Незнайка неправильно задумал. На табуретке неудобно отдыхать, там спинки нет. В.: А что надо было задумать для отдыха? Дети: Кресло, диван, раскладушку. В.: Какой же кружок за задумку мы поставим? Дети: Чёрный кружок, потому что он неправильно задумал. В.: А как вы думаете, каким кружком надо обозначить результат труда Медведя? Дети: Конечно, черным кружком. В.: А почему черным, ведь табуретку-то он сделал? Дети: Потому что он задумал сделать не то, что нужно Незнайке для отдыха. В.: Конечно, его ведь Незнайка попросил сделать для отдыха предмет, а он сделал табурет, на котором отдыхать неудобно. Ну, а теперь поговорим о других зверях. -Наш Незнайка захотел купить рыбок, и поэтому попросил Волка смастерить что-нибудь, где они могли бы жить. Волк задумал сделать для Незнайки аквариум. Хорошая задумка? Дети: Да, можно поставить красный кружок. В.: Затем Волк выбрал материал. Он взял бумагу и сделал аквариум. Пусть Незнайка наливает воду и пускает рыбок. Дети: Нет! Аквариум размокнет. Волк ошибся в выборе материала. В.: Какой же кружок мы поставим Волку за результат? Дети: Чёрный. В.: Почему же за результат чёрный кружок, ведь он сделал аквариум? Дети: Он неправильно выбрал материал, а значит хорошего результата не получится. В.: А вот заяц говорит, что он точно умелый. Он по просьбе Незнайки задумал сделать ящик для посадки лука. Правильно выбрал материал - древесину, она прочная, вода не вытечет. Затем взял инструменты. Но долго думать не стал и сделал всё как швея: взял иголку, нитки, ножницы, чтобы разрезать древесину, но почему-то у него ничего не получилось. Ребята, подумайте и скажите, какие кружки вы поставите Зайцу за труд? (дети объясняют). Воспитатель на своей схеме вносит изменения. Красные Кружки: замысел, материал; Чёрные: инструменты и результат. В.: А Лису Незнайка попросил сварить картофельное пюре. Она взяла картошку, молоко, масло. Потом отобрала необходимые инструменты и посуду: нож, кастрюлю, толкушку и стала делать всё по порядку. Налила воды в кастрюлю, положила в неё неочи¬щенную картошку и добавила молоко... А Незнайка есть это не захотел. -Как вы считаете, ребята, умеет ли лиса делать всё по порядку? Дети: Нет... В.: Как же обозначить, что она сделала правильно, а где сделала ошибки? ( на четвёртой и пятой ступеньках чёрные кружки) Дети садятся. В.: Бедный Незнайка, никто о тебе не смог позаботиться. Никто не довёл свою работу до хорошего результата. Может быть я тебя, Незнайка, порадую. Я, решила тебе сшить новую, яркую жилетку в подарок. По порядку рассказать о труде нелегко. Поэтому обратимся к лесенке – помощнице. -Задумала я сшить для Незнайки жилетку. Выбрала яркую, нарядную ткань. В работе использовала сантиметр, иголку, нитки, ножницы, швейную машинку. Делала всё по порядку. Сняла размеры, разложила ткань: раскроила ножницами наметала иголкой, померила, сшила на швейной машинке. Жилетка получилась красивая, удобная и нарядная. Ребята, какого же цвета кружки вы поставите мне за работу? Дети: Красные на всех ступеньках. (Воспитатель ставит кружки на таблице) В.: Скажите, умелая ли швея? Дети: Да. В.: Прими, Незнайка, результат моего умелого труда - красивую жилетку. Вот какой ты красивый! Почему же у зверей получились плохие результаты труда, а у меня хороший? Дети: Потому что вы всё сделали правильно. В.: Да, если ошибёшься в выполнении хотя бы одного компонента труда, то по¬лезного результата никогда не получится. В.: Ребята, люди каких ещё профессий заботятся о нас постоянно, каждый день? Дети: Повар, строитель, овощевод, хлебороб, кондитер... В.: Посмотри, Незнайка, какие интересные картинки я приготовила. Может, теперь ты расскажешь нам о какой - либо профессии. Мы с удовольствием послушаем. Правда, ребята? Незнайка молчит. В.: Ай-яй-яй! Незнайка и есть Незнайка. Ничего не знает, ничего не умеет. Ребята, а вы можете рассказать о профессиях людей? Кто хочет рассказать Незнайке о труде взрослого умелого человека ? Дети поочерёдно рассказывают о труде столяра, кондитера, повара, овощевода, хлебороба В.: Молодцы, ребята! Хорошо рассказали и познакомили Незнайку с многими профессиями. А кто из Вас уже решил, кем он будет, когда вырастет, чтобы также умело заботиться о других людях? Дети: строителем, врачом, швеёй, водителем, поваром, слесарем, воспитателем... В.: Я уверена, что вы все действительно станете умелыми мастерами и хоро-шими специалистами. А сейчас я хочу Вас угостить результатом труда умелых людей - кондитеров. Догадались, чем я Вас сейчас угощу? (конфетами).
Архив |