26 ноября 2013
Положение о дефектологической службе.
Положение о дефектологической службе.МБДОУ "ЦРР - детский сад №3" Принято на заседании Совета МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №3" протокол №4 от 24 мая 2013г. 1. Общие положения 1.1. Дефектологическая служба создаётся на базе МБДОУ ДС №3 (далее –Учреждения) с целью создания условий, направленных на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии детей. 1.2. Дефектологическая служба оказывает содействие формированию индивидуальности у детей, созданию у них положительной мотивации к обучению, а также проводит коррекцию нарушений личностного, познавательного и социального развития. 1.3. В своей деятельности дефектологическая служба руководствуется следующими документами: • законом РФ «Об образовании»; • нормативно-правовыми документами по защите прав и достоинств детей; • нормативно-правовыми документами в области образования; • положением по приёму детей в специализированные учреждения; • уставом Учреждения; • договором между Учреждением и родителями (законными представителями); • настоящим Положением. 2. Задачи дефектологической службы 2.1. Обеспечение права ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на получение коррекционной помощи, содействие охране прав личности. 2.2. Обеспечение выполнения требований к разработке содержания и методов коррекционно-педагогического воздействия. 2.3. Проведение углублённого психолого-педагогического обследования воспитанников для определения структуры и степени выраженности имеющихся нарушений. 2.4. Обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения, воспитания и коррекционно-развивающих технологий. 2.5. Оказание консультативной помощи специалистам, родителям (законным представителям) по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. 2.6. Координация работы педагогов и специалистов по коррекции нарушений у воспитанников. 3. Принципы дефектологической службы В своей работе Служба руководствуются следующими принципами: 3.1.Принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности и их гетерохронность; 3.2. Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса; 3.3.Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей воспитанника, имеющего ОВЗ, рассматривается как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития; 3.4.Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности ребенка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработка алгоритма социально приемлемого поведения; 3.5.Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. При коррекционно-развивающей работе необходима совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих индивидуально-психологические особенности личности, состояние социальной ситуации, уровень материально-технического и образовательного процесса; 3.6.Принцип интеграции условий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений. 4. Содержание и организация работы дефектологической службы Дефектологическая служба выполняет следующие функции: • диагностическую; • коррекционно-развивающую; • просветительскую. 4.1. Диагностическая функция: • организация комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребёнка, используя организационные формы диагностической работы; • динамическое наблюдение коррекционно-образовательного процесса; • определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребёнка; • оформление по данным проведённого обследования документации установленного образца; • составление заключения по результатам обследования и доведения до сведения родителей (законных представителей) и педагогов в допустимом объёме с целью их ориентации в проблемах развития дошкольника. 4.2. Коррекционно-развивающая функция: • формирование способов усвоения детьми социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; • развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; • преодоление и предупреждение у детей вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом; • коррекционная работа с детьми проводится как по подгруппам, так и индивидуально; • подгруппы детей и индивидуальный подбор комплектуется согласно психофизиологических особенностей детей по заключениям ПМПК; • выпуск детей по истечению срока работы с ребёнком или по инициативе специалиста идёт через ПМПК; • работа проводится в тесном контакте с педагогами, другими специалистами Учреждения, медицинским персоналом; • дефектологическая служба участвует в работе ПМПК, готовит материалы-представления на воспитанников. 4.3. Просветительская функция: • поддерживает связь с образовательными учреждениями города, ПМПК с целью осуществления наблюдения за воспитанниками; • консультирует педагогов, специалистов, родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; • принимает активное участие в образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию нарушений в развитии ребёнка. 5. Должностные обязанности учителя-дефектолога • Учитель-дефектолог должен быть в курсе современных достижений коррекционной педагогики, обязан применять современные, научно обоснованные методы. • В своей профессиональной деятельности учитель- дефектолог стремится к выполнению задач, стоящих перед образовательным, и руководствуется Уставом образовательного учреждения и его локальными нормативными актами. • Учитель- дефектолог должен знать и учитывать границы собственной компетенции. Он не должен браться за решение задач, невыполнимых при современном состоянии дефектологии и практики и уровне его профессиональной подготовки, а также задач, находящихся в компетенции специалистов иных профессий. • Учитель- дефектолог обязан оказывать необходимую и возможную помощь ребенку в решении проблем развития, учитывая его индивидуальность и конкретные обстоятельства и руководствуясь принципом «не навреди», т.е. в форме, исключающей нанесение вреда здоровью, благосостоянию, чести и достоинству, как самого ребенка, так и третьих лиц. • Учитель- дефектолог обязан хранить в тайне сведения об обратившихся к нему за помощью, а также служебную и профессиональную тайны. • Учитель- дефектолог обязан вести документацию по установленной форме. Основная документация: 1. План работы учителя-дефектолога. 2. Аналитический отчёт о работе за год. 3. Карта обследования каждого воспитанника. 4. Перспективные и календарные планы занятий. 5. Планы-конспекты занятий с детьми. 6. Индивидуальная тетрадь ребёнка. 7. Тетрадь учёта консультаций для педагогов, специалистов, родителей (законных представителей). 8. Циклограмма рабочего времени, регламент образовательной деятельности. 6. Права учителя-дефектолога Учитель-дефектолог вправе: 1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности. 2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков. 3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей. 4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя учреждения). 5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав. 7. Ответственность учителя-дефектолога Учитель-дефектолог несет ответственность: 1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим законодательством РФ. 2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим законодательством РФ. 3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим законодательством РФ. Положение составлено на основе: • методического письма Министерства образования и науки РФ от 16.01.2002г. № 03-51-5 ИН/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»; • постановление Минтруда РФ от 17.08.95 №46 (ред. от 22.11.95) «Согласовании разрядов труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» • должностной инструкции дефектолога.
Архив |